Б. «Русский язык. 9 класс» Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской

Лидия Александровна Тростенцов а – доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка МПГУ, соавтор популярной линии школьных учебников «Русский язык», автор целого ряда исследований и методических разработок по русскому языку.

Обновленный учебник «Русский язык.9 класс» создан на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и включен в Федеральный перечень. Данный учебник продолжает знакомую учителям линию учебников, созданных авторским коллективом: М.Т. Барановым, Т.А. Ладыженской, Л.А.Тростенцовой, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибабой; научный редактор - Н.М.Шанский.

Содержание курса русского языка должно обеспечивать формирование у школьников коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенции. Эти задачи решаются достаточно успешно в данном учебнике. Синтаксис – раздел языкознания, а значит, и школьного курса русского языка, наиболее важный для развития мышления и речи учащихся. Между тем традиционный школьный курс синтаксиса обеспечивает преимущественно овладение синтаксической типологией, т.е. классификацией синтаксических явлений.

Сегодня же задача обучения синтаксису в школе состоит не только и не столько в том, чтобы научить каталогизировать синтаксические явления, но и в том, чтобы научить школьника, обращаясь к его речевому опыту, «упаковывать» его знания о мире в различные типы синтаксических конструкций и использовать их в речи.

Поэтому в учебнике предпринята небезуспешная попытка преодолеть разрыв между изучением системы языка и обучением использованию, употреблению синтаксических средств в различных сферах и ситуациях речевого общения. Положив в основу учебника принятый школой структурно-семантический подход, авторы усилили внимание к семантике предложения, фактически рассматривали в единстве семантику предложения и высказывания.

Семантический подход к изучению синтаксиса определил и подбор текстов упражнений и заданий к ним, поскольку текстовым материалом задается предметное содержание речи. Через тексты учебника осуществляется знакомство с деятелями науки, истории, культуры, с культурой, образом мыслей, традициями, бытом, привычками людей и т. д.

Учителя, работающие по данному учебнику, отмечают:

-актуальность и значимость учебника;

-соответствие учебника основным нормативным документам;

-продуманность теоретического и тщательный отбор дидактического материала, воспитывающего патриотизм и высокую нравственность;

-достижение качественно новых результатов обучения;

-необходимость внедрения его в школу;

-успехи, достигнутые при обучении по данному учебнику, выше, чем обычно.

Учителя объясняют это усиленным вниманием к семантике синтаксических явлений, способствующей развитию мышления учащихся. При изучении синтаксиса с ориентацией на семантику реализуется идея многоаспектных связей изучаемого материала с программными требованиями по развитию речи.

Кроме того, учителя и методисты отмечают следующее:

а) в основе подачи теоретического материала лежит принцип развивающего обучения: через материал для наблюдений – к выводам, обобщению, закреплению;

б) соблюдение в учебнике баланса между заданиями репродуктивного и поискового характера способствует активизации мыслительного и познавательного процессов;

в) функциональный подход к явлениям языка прослеживается с первых страниц учебника

г) вниманием к интонации, звучащей речи, выразительному чтению пронизан весь учебник

д) наглядность – большое количество схем и таблиц – удачно сопутствует усвоению изучаемого;

е) разнообразен и интересен материал по развитию речи, прослеживается

неразрывная связь между системой языка и развитием речи;

ж) дидактический материал вобрал в себя лучшие образцы отечественной

художественной прозы, поэзии, публицистики, тексты учебника учат

развитию образного и логического мышления, учат

доказывать свою точку зрения, полемизировать, носят проблемный характер

изложения, представления языкового материала.

Теоретический и практический материал учебника позволяет реализовать дидактические принципы научности, доступности, наглядности, связи теории с практикой, сознательности и активности. При организации учебной деятельности результативно используются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый методы. Логика изложения теоретического материала может развиваться как индуктивным, так и дедуктивным путем. Учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, в результате чего у них формируются прочные знания. Учет межпредметных связей, экстралингвистических факторов ориентирует учащихся на активную самостоятельную, в том числе проектную деятельность. Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой – при постепенном переходе от справочного аппарата учебника к специальным справочным энциклопедиям.

Очень полезным представляется индуктивный путь подачи большей части теоретического материала. Важно и то, что в каждом разделе повторяются изученные за предыдущие годы правила, особенно такие сложные, как правописание не с различными частями речи, н, нн и т. д.Уделяется большое внимание повторению орфограмм, морфологии, словообразованию, работе по орфоэпии. Ценно то, что продолжается словарно-орфографическая и лексическая работа над синонимами, антонимами, омонимами, устаревшими словами, эпитетами и т. д.

       Авторами подобраны очень интересные задания, позволяющие не только выполнять обучающие задачи, но и учить ребят чувствовать прекрасное, что создает на уроке атмосферу комфортности. Следует отметить хороший дидактический материал, представленный отрывками из художественных и публицистических произведений классиков русской литературы 19 и 20 веков, текстов нравственной, духовной и просветительской направленности, лингвистических текстов о происхождении языковых понятий, исторических терминов, о реформе русского языка и т. д.

К положительным качествам данного учебника также несомненно следует отнести соответствие структуры и содержания лингвистического материала школьной программе, и реализацию традиционного (в хорошем смысле этого слова) лингвистического представления о предложении и словосочетании, тексте, с элементами функциональной грамматики. На наш взгляд, верным является отнесение к словосочетаниям слов только с подчинительной связью (это традиционный подход) и в то же время рассмотрение главного члена предложения целостно (не выделяя его в назывных предложениях как подлежащего, а в личных – как сказуемого).

Следует отметить стремление авторов связать работу по развитию речи с изучением лингвистических фактов.

Учебник достаточно насыщен диктантами, заданиями написать изложение или сочинение, произвести различные виды языковых разборов.

Более широко, чем раньше, использованы таблицы. В материалы для наблюдения включены элементы анализа текста, задания на сообразительность, проводятся сопоставления с иностранным языком, который изучают 9-классники. Стали более разнообразными задания к упражнениям: по выписанным словосочетаниям пересказать содержание текста, составить вопросный план, восстановить авторский текст и т. д. Система упражнений помогает твердо уяснить, что такое текст, тема, основная мысль текста, опорные и ключевые слова. Формируется умение либо самому сформулировать основную мысль, либо выразить ее словами текста, записать тезисы, план, опорный конспект. Задания учат мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать.

Многие задания помогут развитию мышления и речи детей, например: написать сочинение о добрых людях, сочинение-рассуждение, сформулировать основную мысль автора, сопоставить персонажей рассказа М. Булгакова «Похождения Чичикова» и гоголевских героев «Мертвых душ», исправить речевые недочеты в детских сочинениях и др. Кроме того, задания часто ориентированы на воспитание доброты, уважения к старшим, верности своему слову.

Ценно то, что упражнения по развитию речи органически сочетаются с закреплением навыков синтаксического разбора текста. Например: составить четыре сложноподчиненных предложения с придаточным места (или связный текст, включающий эти предложения) на тему: «Я путешествую» (дальше дано начало связного текста).

Не вызывает сомнения классификация синтаксических единиц, их истолкование, иллюстративный материал.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: