Рынок лизинговых услуг на современном этапе развития экономики РФ

Сегодня лизинг во всём мире является мощнейшим инвестиционным инструментом, с помощью которого финансируется до 30-35% инвестиций в оборудование. Лизинг мог бы сыграть существенную роль в преодолении инвестиционного кризиса и обновлении производственной базы России, если бы государство в лице своих исполнительных и законодательных органов проводило чёткую, последовательную и заинтересованную политику развития лизинга. Однако этого пока не наблюдается. А проблема прорыва инвестиционного кризиса становится всё более острой. Ещё хуже положение в отдельных отраслях производства. По сравнению с 1990г. сократился парк основных видов сельскохозяйственной техники, а оставшаяся в хозяйствах техника сильно изношена и катастрофически устарела. Темпы износа сельхозтехники резко опережают темпы её обновления. Сложная ситуация с обновлением парка машин наблюдается и в такой важной и высокотехнологичной отрасли хозяйства, как гражданская авиация и обеспечивающая её авиационная промышленность. Что мешает сейчас увеличению масштаба лизинговых операций с новой авиационной техникой?Первая и наиболее существенная помеха – это несовершенство действующей законодательной базы, а также отсутствие федеральных законов прямого действия в сфере авиационного лизинга и слабое финансирование лизинговой деятельности в стране. Реализация же предложений ГосНИИ ГА по запуску механизма лизинга отечественных воздушных судов позволила бы обеспечить поставки российским авиакомпаниям новой авиатехники и в 2010г. на 95% обновить парк воздушных судов, создать реальные предпосылки для отечественной гражданской авиации в обеспечении ежегодного роста производства в смежных областях и занять одно из передовых мест в мировой авиатранспортной системе, обеспечив нашей стране роль мировой авиационной державы. Основными препятствиями на пути развития лизинга в России, являются:- высокая инфляция, бюджетный и долговой кризисы и, как итог, – запредельные процентные ставки за кредит- недальновидная, ничем не обоснованная и разрушительная система налогообложения лизинговых операций- равнодушие, неисполнительность и безответственность различных звеньев государственной власти.- отсутствие чёткой и обоснованной государственной инвестиционной стратегии и несогласованность действий различных звеньев законодательной и исполнительной власти. Дальнейшее продвижение страны к экономическому подъёму сдерживается прежде всего двумя основными факторами:1.Узостью платежеспособного спроса населения и низкой инвестиционной активностью.2.Низкой инвестиционной активностьюБольшинство авторов отмечают, что в России лизинг для производителя выгоднее обычного банковского кредитования. Чтобы форсировать развитие лизинга (как одной из важнейших составляющих инвестиционного процесса), необходимо действительно сделать его более выгодным по сравнению с другими инструментами финансирования инвестиций. Для этого надо прежде всего обеспечить соответствующую систему налогообложения лизинговых операций. А пока этого нет, лизинг не может быть дешевле кредита, так как он включает в себя дополнительные выплаты, а также НДС-2, который во много раз превышает так называемые льготы по налогу на прибыль лизингополучателя, образуемые за счёт включения лизинговых платежей в себестоимость продукции. Также для развития лизинга необходима поддержка государства, которая пока находится на низком уровне. Меры государственной поддержки В целях создания благоприятных условий для развития лизинга как эффективного механизма преодоления промышленного спада и активизации инвестиционного процесса в экономике, в целях поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, дальнейшего развития частного бизнеса, повышения эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства, а также учитывая мировой опыт широкого использования лизинга, государство проводит политику, поддерживающую лизинговые отношения. Все мероприятия и меры по государственной поддержке деятельности лизинговых организаций (компаний, фирм), установленные законами РФ, Постановлениями Правительства РФ, а также решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции, можно разделить на две группы: общие направления и специальные, т.е. в отдельных отраслях. Для поддержки частного капитала государство принимает долевое участие в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах, а также выделяет предприятиям, осуществляющим лизинг, государственные заказы на поставки товаров для государственных нужд. Для реализации лизинговых проектов государство предоставляет инвестиционные кредиты. Предоставляет банкам и другим кредитным учреждениям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, освобождение от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов субъектам лизинга, на срок не менее чем три года для реализации договора лизинга. В целях создания благоприятных экономических условий для деятельности лизинговых компаний им предоставляются в законодательном порядке налоговые и кредитные льготы. Подготавливаются решения о снижении ставок таможенных пошлин на ввозимые в РФ виды технологического оборудования, не имеющего отечественных аналогов. Совершенствование, развитие, формирование нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту правовых и имущественных интересов участников лизинговых сделок, является одной из основных задач государства в сфере поддержки. Государство проводит политику поддержки лизинговой деятельности не только в области экономики, но и на образовательном уровне по вопросу обучения основам лизинговой деятельности: повышение квалификации преподавателей, обучение студентов, подготовка и переподготовка государственных служащих, занимающихся вопросами лизинга. В качестве вывода можно сказать, что в Федеральном законе «О финансовой аренде (лизинге)» имеется целая глава «Государственная поддержка лизинговой деятельности». В ней насчитывается 12 мер государственной поддержки лизинговой деятельности Перспективы развития рынка лизинга

 

Одним из важнейших факторов, определяющих перспективы лизинга в России, является цена кредита. Согласно сегодняшним правилам, применяются неизменные процентные ставки за кредит на весь срок действия лизингового договора. Но цена кредита не остаётся неизменной. Сохранение прежнего порядка установления платы за кредит может ущемлять интересы сторон лизинговой сделки (кредитора или лизингополучателя). Поэтому представляется целесообразным установить плавающие ставки по кредитам, предоставляемым на покупку лизингуемого оборудования, которые менялись бы пропорционально изменению ставки рефинансирования. Но самое главное заключается в том, чтобы осознать народно-хозяйственное значение лизинга как мощного инструмента мобилизации инвестиционных ресурсов и обновления технологической базы производства. Поэтому при разработке и утверждении «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года» необходимо существенно скорректировать курс экономической реформы, чётко разграничивать её цели со средствами достижения и помнить, что конечной целью является развитие экономики и улучшение жизни народа, а не либерализация любой ценой. Необходимо многообещающие намерения подкрепить надёжными инструментами достижения намеченных целей и, прежде всего разработкой программы инвестиционного прорыва, которая предусматривала бы меры по реальному улучшению инвестиционного климата и кардинально повышала роль государства в формировании и использовании инвестиционного фонда страны. Эта программа, по представлениям автора, должна включать:Полное восстановление инвестиционной функции амортизационных отчислений, строго целевое формирование и использование средств амортизационного фонда не только государственных, но и на всех без исключения предприятиях.Освобождение от налогообложения прибыли, направленной на инвестиции в основной капитал, финансирование научно-исследовательских и опытно- конструкторских разработок и освоение новых технологий.Расширение государственного финансирования инвестиций в НИОКР до уровня законодательно установленной нормы.Снижение процентных ставок за кредит и создание механизмов рефинансирования производственной деятельности, развитие новых для России направлений кредитования и в первую очередь ипотечного кредитования и лизинга.Создание институтов развития, включая Банк развития, способных мобилизовать инвестиционные ресурсы в развитие производственной сферы с помощью государственных гарантий, кредитных ресурсов государственных банков, формирования каналов рефинансирования производственных инвестиций с участием Центрального банка Российской Федерации.Развитие рынка корпоративных ценных бумаг с целью финансирования производственных инвестиций.Принятие эффективным мер по пресечению нелегального вывоза капитала за границу и трансформации сбережений населения в накопления, повысив роль Сберегательного банка в этом.Привлечение иностранного капитала для финансирования производственной сферы. Реализация этих мер потребует существенной корректировки денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики государства, их нацеленности, прежде всего на увеличение производительности и повышение эффективности инвестиционного процесса, и обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста. Лизинг за рубежом

Анализ мирового опыта показывает, что в последние годы лизинговые операции стали неотъемлемой частью экономики во многих странах. В настоящее время 20-25% инвестиций в развитых странах приходится на лизинговые операции. Безусловным лидером на мировом рынке лизинга является США. На долю США приходится около 52% от общего объема лизинга в мире, 25-30% инвестиций в оборудование осуществляется в форме лизинга, а годовой оборот лизингового рынка в 2003г. составил 208 млрд долларов США. Одной из причин быстрого развития лизинга в США являлись налоговые льготы: ускоренная амортизация и инвестиционная налоговая льгота. Однако, служба внутренних доходов США тщательно следит, чтобы налоговые льготы не стали использоваться в качестве замаскированной купли-продажи имущества, для чего периодически публикуются правила, регулирующие правоотношения, возникающие в сфере лизинга.

До 1970 г. в Америке в лизинг передавалось в основном дорогостоящее оборудование, такое как самолеты, тяжелые грузовики, поезда. Настоящий импульс к повсеместному развитию данная отрасль получила с принятием в 1970 г. закона о банковских холдинговых компаниях (Bank Holding Company Act). До этого времени банкам не разрешалось заниматься лизингом, а принятый закон позволил банкам создавать холдинговые компании, которым разрешалось заниматься в том числе и лизинговыми операциями. Банки отнеслись к лизингу очень серьезно, буквально ворвавшись на этот рынок. Многие независимые компании были куплены банками, на рынок пришли профессиональные молодые люди, которые, имея доступ к клиентам через банковскую инфраструктуру, разогрели этот рынок и пробудили повсеместный интерес к лизингу как к доступному розничному финансовому продукту. Банки инвестировали значительные средства в развитие своих лизинговых компаний, и лизинг стал популярен как доступное средство финансирования приобретения практически любого имущества.

С развитием отрасли возникла необходимость принятия единых принципов учета и раскрытия информации о лизинговых операциях. Во главе процесса совершенствования учета стояла Комиссия по ценным бумагам США (SEC). С 1964 по 1976 годы принципы бухгалтерского учета лизинговых операций постоянно совершенствовались, что, в конечном счете, привело к принятию Стандарта Финансового Учета №13 (FAS 13) в 1976 году. Этот стандарт, действующий и сегодня, позволил внедрить понятный и прозрачный для всех учет лизинговых операций, что обеспечило в дальнейшем приток капиталов в отрасль, стимулировало развитие рынка корпоративных и долговых бумаг лизинговых компаний.

На протяжении последних 50 лет лизинг осознанно признавался стратегически важным направлением государственной экономической политики США. При этом в отдельные годы наблюдались попытки (и иногда они удавались) приравнивать лизинг по своему экономическому содержанию к обычной аренде. Однако на смену подобным периодам приходило осознание важности лизинга для экономического здоровья экономики. Большую часть истории отрасли лизинг получал поддержку Конгресса США, который всячески стимулировал инвестирование в покупку основных средств и обновление производственной базы.


ЗАДАЧА.

ПО ПРЕДПРИЯТИЮ ИЗВЕСТНЫ (ТЫС. РУБ.):

1. ПРИБЫЛЬ ОТ ПРОДАЖ – 30.

2. ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ – 40.

3. СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДАННОЙ ПРОДУКЦИИ – 370.

4. ВЫРУЧКА (НЕТТО) ОТ ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ – 400.

5. СУММА ВЛОЖАННОГО КАПИТАЛА – 2910.

6. СТОИМОСТЬ ПРОМЫШЛЕННО – ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ – 1670.

ПО ПРИВЕДЕННЫМ ДАННЫМ РАССЧИТАТЬ ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

 

РЕШЕНИЕ:

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.

Термин рентабельность ведет свое происхождение от рента, что в буквальном смысле означает доход. Таким образом, термин рентабельность в широком смысле слова означает прибыльность, доходность,

Показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам.

 

1. Определяем рентабельность продукции, которая характеризует прибыль в процессе реализации продукции на единицу издержек в основной деятельности предприятия.

 

Р= Пр/Пс *100%, где

Пр – прибыль от реализованной продукции;

Пс – полная себестоимость реализованной продукции.

 

Рпр =30/370*100%= 8,10%

 

2. Рентабельность продаж (ROS) – это доходность основной деятельности предприятия.

Менеджеры используют этот показатель для контроля над взаимосвязью цены, количеством реализованного товара и величиной издержек производства и реализации продукции.

 

ROS = Пр/В *100%, где

 

Пр – прибыль от реализации;

В – выручка от реализации без налогов.

 

Выручка без НДС 18 %

400 т.р.*100/118=338,98 тыс. руб.

ROS = 30/338,98*100%= 8,85%

 

3. Рентабельность собственного акционерного капитала (ROE), занимает особое место среди показателей.

 

ROE =Пр/Фо, где

Пр - прибыль от реализации;

Фо – стоимость основных производственных фондов.

 

ROE = 30/1670=0,01 %

 

4. Рентабельность текущих затрат (продукции): показывает прибыль, приходящуюся на рубль затрат, или какова эффективность затрат, осуществленных на производство и реализацию продукции.

 

Рт.з.= Пр/З, где

 

Пр – прибыль от продаж;

З – общая сумма вложенных затрат на производство.

Ртз= 30/2910=0,01 т.р.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Чекмарева Е.Н. Лизинговый бизнес, Москва, «Экономика», 1997 г., с. 49 Банковское дело: Учебное пособие/ Под ред. О.И.Лаврушина.- М.: Финансы и статистика, 2001.2. Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России3. М.Х.Лапидуса. –М.: Финансы и статистика, 2007.4. Куликов А.Г. Стратегия инвестиционного прорыва и развитие лизинга в России//Деньги и кредит.2001.№3.С.25-305. Горемыкин В.А. Лизинг: Практическое учебно-справочное пособие. –М.:Инфра. -2007. –С.306. Лещенко М.И. Основы лизинга. –М.: Финансы и статистика, 2007. –С.273-2817. Гусаков Б., Сидорович Ю. Лизинг – катализатор экономического роста.//Финансы.2007.№1.С.12

8. Интернет Leasing.ru


 

 


[1] Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России [2] М.Х.Лапидуса. –М.: Финансы и статистика, 2007. [3] Куликов А.Г. Стратегия инвестиционного прорыва и развитие лизинга в России//Деньги и кредит.2001.№3.С.25-30





double arrow
Сейчас читают про: