Петропавлоск-камчатский

Кафедра: «Экономика транспорта»

 

 

Курсовая работа по экономической географии транспорта на тему:

 

«Дальневосточный экономический район тяготения Сахалинской железной дороги»

 

Выполнил: студент 1 курса                               Проверил: Халонин А.А.

Группы БУК-306 

Самойленко М.Н.

 

Санкт-Петербург

2003г

 

Оглавление

 

Оглавление                                                                                              2

Введение                                                                                                   3

Раздел 1

1.1.1. Особенности экономико-географического положения района и его административно-территориальный состав                                              4

1.1.2. Характеристика крупнейших городов                                                  5

1.2. Характеристика населения района                                                           6

1.3. Экономическая оценка природных условий и ресурсов               9

1.4. Лесные и водные ресурсы района, их хозяйственное использование    10

1.5. Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства                12

1.6. Сельское хозяйство района                                                             17

1.7. Развитие экономического района в перспективе                            18

Раздел 2

2.1. Железнодорожный транспорт                                                         24

2.2. Речной транспорт                                                                             41

2.3. Морской транспорт                                                                         42

2.4. Автомобильный транспорт                                                             42

2.5. Трубопроводный транспорт                                                                     42

2.6. Воздушный транспорт                                                                              42

Раздел 3

Расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящим в район тяготения                                                                                                   43

Раздел 4

Составление экономико-географической карты района и картосхем района тяготения железной дороги                                                     приложение 1,2

Заключение                                                                                             44

Список литературы                                                                                   47

Введение

В противоречивом процессе становления новой социально-экономической системы в нашей стране все большее значение приобретает природный фактор развития общества, государства, отдельного человека.

Исторически Россия прирастала не лучшими по европейским меркам землями. Большая часть ее территории представляет собой пространство с экстремальными условиями, в которых осуществить самовоспроизводство жизни человека почти невозможно. Во многих регионах условия формирования затрат, цен, спроса и предложения качественно различаются, динамика становления рыночных отношений существенно дифференцирована.

Однако эта проблема в политике реформ до сих пор не учитывается. Центр продолжает политику преобразований по одной модели вне зависимости от исходного состояния социохозяйственных систем регионов, их готовности к рыночным преобразованиям. Такое однообразие подходов яв­ляется крупным методологическим просчетом стратегии и политики ре­форм. Российским регионам было "отказано" в историческом творчестве поиска рыночной модели для страны в целом.

В переходный период, когда логика общего развития определена весьма приблизительно, территориальное многообразие возможных форм преобразований является необходимым условием для выявления наиболее рациональных методов рыночных преобразований и построения новой социально-экономической системы. Исходной задачей эконо­мической реформы является сделать Россию как государство, общество и нацию более развитой, а значит, и более богатой страной. Очень важно также то обстоятельство, что, исключая регионы из процесса "исторического творчества", в политике реформ не используют фундаментальный фактор ускорения процессов нового системообразования. Вместо прохождения пере­ходного периода в максимально короткие сроки наша страна вынуждены будем находиться в этом весьма неэффективном состоянии неопределенно долгое время.

Дальний Восток относится к числу проблемных регионов, где экономические реформы и становление рыночной системы хозяйствования идут достаточно сложно. Противоречия между реализуемой общей моделью реформ и спецификой социохозяйственного комплекса здесь наиболее обострены. Поэтому проблемы и перспективы социально-экономического развития Дальневосточного экономического региона волнуют не только население данного региона, но и жителей всей России, а также целый ряд тихоокеанских государств, которые заинтересованы в сотрудничестве.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение состояния и перспектив развития Дальневосточного экономического региона, при этом будут решены следующие задачи: анализ особенностей географического положения, природно-ресурсного потенциала, трудовых ресурсов, рассмотрение структуры и размещения производственных сил по территориям и комплексам и отраслям, анализ экономических связей, экологической обстановки и перспективы развития Дальнего Востока.

Раздел 1

 

1.1.1. Дальний Восток – это более 6,2 млн.км² территории, что составляет 36,4% российской земли, на которой проживает 7,3 млн. человек, или 5% всего населения России. В его состав входят десять субъектов Федерации: Республика Саха (Якутия), Еврейская автонономная область, Чукотский автономный округ, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Магаданская, Сахалинская и Камчатская области с Корякским автономным округом. Дальний восток омывается морями Тихого и Ледовитого океанов, распростерся от заснеженных тундр Чукотки до рисовых плантаций Приморья.

Дальневосточный экономический район граничит с Восточно-Сибирским районом России и государствами Юго-Восточной Азии – Китаем и Кореей.

Важнейшей особенностью экономико-географического положения Дальневосточного экономического района является большая удаленность от основного экономического потенциала России, что ставит перед районом задачу ослабления зависимости экономики от поставок из западных районов и требует необходимости комплексного развития хозяйства.

Широкий выход к Тихому и Ледовитому океанам, пересечение морских и сухопутных путей в страны Тихоокеанского бассейна позволяют интенсифицировать внешнюю торговлю и участвовать в международном разделении труда.

В межрайонном разделении труда Дальний Восток выделяется производством цветных металлов, алмазов, слюды, добычей рыбы и морепродуктов, лесной и целлюлозно-бумажной промышленностью, судоремонтом и пушным промыслом. В сельскохозяйственном производстве район специализируется на выращивании сои, риса и оленеводстве. Все отрасли рыночной специализации основаны на использовании местных природных богатств. Дальний Восток играет важную роль в морских и внешнеторговых связях России. На экспорт Дальний Восток поставляет каменный уголь, нефть, лес, пушнину, рыбу.

Практика хозяйствующих субъектов осуществлять инвестиции и их способность платить налоги в настоящее время прямо связаны. Межрегиональные различия в формировании доходов субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный экономический район, приведены ниже.

Группу регионов, имеющих хорошие условия для мобилизации финансовых ресурсов, образуют: Республика Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края. По источникам формирования финансовых ресурсов эта группа разделяется на две подгруппы. Приморский край – развитой аграрный район с высокой плотностью населения и повышенной долей населения, проживающего в сельской местности. В территориальный бюджет здесь поступают значительные суммы подоходного налога. Однако администрация края ограничена в маневре собираемыми ресурсами из-за повышения расходов над доходами: доход требуется постоянно направлять на финансирование социальных программ и социальные выплаты. При этом полное финансирование этих выплат можно обеспечить только при своевременном получении значительных сумм по линии трансфертов из федерального бюджета.

В других субъектах Федерации, входящих в эту группу (Республика Саха – Якутия и Хабаровский край), доходы бюджета формируются, в основном, за счет собственных источников – налоговыми поступлениями от высокодоходных производств экспортной ориентации. В связи с этим они имеют хорошие возможности маневра бюджетными средствами и дополнительного заимствования у высокорентабельных отраслей хозяйства.

В группу регионов, имеющих ограниченные условия для формирования финансовых ресурсов, входят Амурская и Сахалинская области. В этих областях освоение запасов сырьевых ресурсов, эксплуатация которых могла бы обеспечить мобилизацию необходимых средств, требует значительных инвестиций.

Группу регионов, на территории которых в настоящее время отсутствуют крупные отрасли и предприятия – источники формирования финансовых средств, образуют Магаданская и Камчатская области и Чукотский АО.

Группу субъектов Федерации, не располагающих возможностями для мобилизации финансовых ресурсов из-за небольших размеров и неразвитости отраслей материального производства, образуют Корякский автономный округ и Еврейская автономная область.

 

1.1.2.

АНАДЫРЬ

Город (с 1965) в Российской Федерации, центр Чукотского авт. Округа, порт на берегу Анадырского зал. 16,5 тыс. жителей (1992). Пищевые предприятия. Краеведческий музей. В районе добыча угля, золота; оленеводство, рыболовство.

БЛАГОВЕЩЕНСК

Город (с 1858) в Российской Федерации, центр Амурской обл., порт на р. Амур, при впадении р. Зея. Железнодорожная станция. 241 тыс. жителей (1992). Машиностроение (производство оборудования для горнорудной и золотодобывающей промышленности; судостроительный и другие заводы; производство электроприборов и др.), деревообрабатывающая, легкая, пищевая промышленность. 4 вуза. 2 театра. Краеведческий музей. Основан в 1856 как Усть-Зейский военный пост.

ВЛАДИВОСТОК

Город (с 1880) в Российской Федерации, центр Приморского края, порт на Тихом ок., в бухте Золотой Рог и вдоль восточного побережья Амурского зал. Конечный пункт Транссибирской железнодорожной магистрали. 648 тыс. жителей (1992). Машиностроение (в т. ч. судостроение и судоремонт); производство оборудования для рыбной, деревообрабатывающей и др. промышленность. Владивосток – база рыбного промысла; добыча морепродуктов. Дальневосточное отделение РАН, 8 вузов (в т. ч. Дальневосточный университет). 3 театра. 3 музея, в т. ч. картинная галерея. Основан в 1860.

МИРНЫЙ

Город (с 1959) в Российской Федерации, Якутия, на р. Ирелях (приток Вилюя). 39,4 тыс. жителей (1992). Возник в 1955 в связи с открытием и разработкой месторождений алмазов (кимберлитовая трубка «Мир»). Предприятия стройматериалов, пищевые и др.; металлообработка. Научно-исследовательский и проектный институт алмазодобывающей промышленности.

ПЕТРОПАВЛОСК-КАМЧАТСКИЙ

Город в Российской Федерации, центр Камчатской обл., на восточном берегу п-ова Камчатка. Порт в Авачинской губе Тихого ок. 272,6 тыс. жителей (1992). База рыболовецкого флота. Судостроительная верфь; судоремонтный, судоремонтно-механический, рыбоконсервный заводы и др.; производство стройматериалов. 3 вуза. Институт вулканологии РАН. Театр. Краеведческий музей. Основан в 1740; в 1822-1924 – Петропавловский порт.

ХАБАРОВСК

(До 1893 Хабаровка), город (с 1880) в Российской Федерации, центр Хабаровского кр., порт на р. Амур. Железнодорожная станция. 612 тыс. жителей (1993). Машиностроение и металлообработка (заводы: «Дальэнергомаш», «Дальдизель», станкостроительный, кабельный и др.), нефтеперерабатывающая, легкая, пищевая промышленность; производство стройматериалов; химико-фармацевтический завод. 8 вузов. 3 театра. 4 музея. Основан в 1858 как военный пост (назван по имени Е.П.Хабарова).

ЧИТА

Город (с 1851), в Российской Федерации, центр Читинской обл., при впадении р. Чита в р. Ингода. Железнодорожная станция. 370 тыс. жителей (1990). Машиностроение и металлообработка (заводы: машиностроительный, автосборочный, станкостроительный и др.), деревообрабатывающая, мебельная, легкая, пищевая, стройматериалов промышленность. Добыча угля. ТЭЦ. 3 вуза. 2 театра. Краеведческий и художественный музей. Известен с 1653, в 1826-30 место заключения декабристов; в 1920-22 столица Дальневосточной республики.

 

1.2. Численность населения Дальнего Востока — 7,6 млн. человек. Городское население составляет около 76 %. Дальний Восток — самый малонаселенный район страны. Средняя плотность 1,1 человек на 1 км2. По территории района население размещено крайне нерав­номерно. Наиболее высокой плотностью — 12,1 человек — выделя­ется Приморский край. Довольно густо населена южная часть Сахалина. В то же время в Республике Саха, Магаданской и Камчатской областях плотность населения составляет лишь 0,3— 0,8 человек на 1 км2. Население отличается пестротой националь­ного состава. Подавляющее большинство населения — русские. Живут здесь также украинцы, татары, эстонцы, латыши, литов­цы, евреи и большая группа коренных народностей — коряки, ительмены, эвенки, алеуты, чукчи, эскимосы

Освоение Дальнего Востока в период индустриализации и непродуманная при этом национальная политика вызвали ост­рые демографические проблемы. Разрушение среды обитания малочисленных народов поставило их на грань вымирания. По­этому в настоящее время стоит задача всемерного содействия возрождению среды обитания этих народов, создания благопри­ятных социальных условий для их нормальной жизни и возрож­дения традиций. Как и в других районах России, на Дальнем Востоке в начальный период становления рынка возникла проблема занятости, появились безработные, что связано в первую очередь с конверсией оборонного комплекса. Обострились социальные проблемы.

Трудовые ресурсы Дальнего Востока в течение десятилетий формировались за счет притока на крупные стройки квалифи­цированных кадров из других регионов России, главным обра­зом из европейской части страны. Развитие отраслей тяжелой промышленности и военно-промышленного комплекса требова­ло в основном мужскую рабочую силу. Поэтому возникла про­блема женской занятости, которая остается проблемой и поны­не. В условиях становления рыночных отношений при спаде производства и конверсии оборонного комплекса растет безра­ботица и среди мужского населения, в том числе и квалифици­рованных кадров. Особенно этот рост характерен для небольших городов и рабочих поселков, в частности, новых поселений на трассе БАМа, куда в свое время приехали строители магистрали, а сейчас же сферы приложения их труда нет. Обострившиеся проблемы трудовых ресурсов региона требуют их решения на федеральном уровне.

В территориальном отношении производство и население тяготеют к южным, более или менее благоприятным в климатическом и транспортном отношении районам. Здесь расположены практически все предприятия ма­шиностроения, оборонного комплекса, черной, нефтеперерабатывающей, лесной и деревообрабатывающей промышленности, железные дороги, крупные транзитные порты общероссийского значения. Здесь же сосредото­чены и основные наиболее крупные города региона. Численность населения в южных краях и областях составляет 5 млн. человек, или две трети всего населения Дальнего Востока. Северные территории, которые в большинстве своем являются абсолютно дискомфортными и экстремально дискомфорт­ными, имеют очаговый тип заселения. Население тяго­теет к местам добычи определенных природных ресурсов и транспортным узлам. Отраслевая моноспециализация таких очагов и незначительные размеры поселенческих систем вокруг них не позволяют осуществлять здесь более или менее полное воспроизводство человека. Многие подобные территории за рубежом осваиваются ограниченно на основе специфических подходов (временное население, вахтовая организация производства).

Население Дальнего Востока имеет некоторые специфические характеристики. Одна из главных - временность пребывания в регионе значительной части людей. На Севере доля временного населения составляет 2/3, на юге - до 1/3 его численности. Временный и постоянный житель - это разные типы людей, отличающиеся многими чертами производственного и социального поведения. Статистика и отдельные локальные исследования свидетельствовали, что на северных территориях доля образованных и вы­сококвалифицированных кадров раньше была выше, чем в среднем по Рос­сии и на юге Дальнего Востока. Но как только изменилась экономическая ситуация, начался их отток ускоренными темпами. Северные регионы поте­ряли не просто больше населения, но и все прежние преимущества, связан­ные с более высокой квалификацией кадров. Поэтому реформа в регионе идет на деформированной и ослабленной человеческой базе. Социологиче­ское изучение населения Охотского района, находящегося в одной микро­зоне с г. Магаданом, показывает, что из оставшегося населения 1/3 часть нацелена на выезд, еще 1/3 - остается только по причине отсутствия средств на выезд. Численность технической интеллигенции с высшим образованием исчисляется единицами, а 2/3 молодежи считают, что они обязательно выедут из района, исключая Республику Саха (Якутию), где за счет коренных жителей удалось сдержать резкое падение профессионально-квалификационного уровня населения, северные территории Дальнего Востока потеряли боль­шую часть своего трудового потенциала. Повсеместно не хватает директоров, бухгалтеров, экономистов, инженеров, механиков, учителей в школах и врачей в медицинских учреждениях.

Человек на Дальнем Востоке везде, а на Севере в особенности, является в основном "государственным человеком". Это связано с массовым огосу­дарствлением экономики региона в прошлом, развитием ее под эгидой при­оритетности решения политических задач. И сегодня положение человека сохраняется таким же. Государственный бюджет остается существенным источником доходов населения, а в процессе реформы его значение еще бо­лее усилилось.

Уровень жизни населения на Дальнем Востоке ниже, чем в среднем по России, особенно в северных территориях региона. По социальным показателям Дальневосточный экономический район уступает большинству районов России. Долгое время держится высокий уровень безработицы. Продолжительность жизни населения ниже на 4-5 лет, а у коренных жителей на 8-10 лет, чем в среднем по России из-за суровых климатических условий. Детская заболеваемость в северных территориях в 2-2,5 раза превышает аналогичные показатели в среднем по России. С каждым годом снижается рождаемость и увеличивается смертность, что ведет к обострению демографических проблем.

В регионе ощущается большая нехватка больниц, поликлиник, высококвалифицированного медицинского персонала и необходимого оборудования. Особенно остро эта проблема стоит в отдаленных районах, где местное население вынуждено преодолевать большие расстояния до районных и областных центров в необходимости медицинской помощи. Аналогичная ситуация и в сфере образования.

 Вместе с тем показатели темпов роста розничного товарооборота торговли, включая общественное питание на Дальнем Востоке выше, чем в среднем по России.

На Дальнем Востоке имеются благоприятные условия для развития рекреационного обслуживания: развития туризма, санаторно-курортного лечения. Но в настоящее время данная сфера не получила должного развития.  

Федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг., утвержденная 15 апреля 1996 г. Правительством РФ, включает мероприятия по обеспечению высокодоходной занятости, закреп­лению населения, поддержанию достойного уровня жизни с учетом услож­ненных условий жизнедеятельности. Должна быть усовершенствована сис­тема региональных социальных компенсаций.

Расходы на выплату по районным коэффициентам, надбавкам за стаж, северным льготам и повышенные затраты на транспорт и содержание жилищно-коммунальной сферы предлагается компенсировать государствен­ным предприятиям - в форме субсидий из федерального бюджета, а пред­приятиям и организациям частной и смешанной форм собственности - в форме налоговых льгот. Отток части населения из районов Крайнего Севе­ра неизбежен, но в Программе предусмотрены мероприятия по упорядоче­нию этого процесса, которые позволят максимально сократить экономиче­ские и психологические потери за счет организованного содействия пересе­лению в основном в южные районы Дальнего Востока. Природные ресурсы северных территорий должны осваиваться параллельно с созданием в юж­ной зоне тыловых баз и постоянного жилья для работающих на северных предприятиях вахтовым методом.

Характеристика территории и населения Дальневосточного экономического района приведена в таблице 1.

Таблица 1

Административно-

территориальная

единица

 

Территория

Численность населения

тыс. чел.

В том числе население

Плотность

населения

тыс. чел.

1 ед. пл.

городское сельское
1 2 3 4 5 6
Республика Саха (Якутия) 3103,2 1016,0 655,5 360,5 0,3
Еврейская автономная область 36,0 203,2 136,5 66,7 5,6
Чукотский автономный округ 737,7 87,3 60,9 26,4 0,1
Приморский край 165,9 2213,9 1727,2 486,7 13,3
Хабаровский край 788,6 1535,0 1240,7 294,3 1,9
Амурская область 363,7 1015,6 663,7 351,9 2,8
Камчатская область 170,8 370,7 317,0 53,7 2,2
Корякский автономный округ 301,5 31,7 7,8 23,9 0,1
Магаданская область 461,4 252,0 224,5 27,5 0,5
Сахалинская область 87,1 620,2 534,7 85,5 7,1
Итого по району 6215,9 7345,6 5568,5 1777,1 1,2

 

1.3. Природные ресурсы Дальнего Востока отличаются резкой контрастностью, что обусловлено протяженностью территории с севера на юг.

Большое значение для развития района имеют запасы полезных ископаемых. Межрайонное значение имеют руды цветных и редких металлов. Это один из важнейших золотоносных районов России. Месторождения рудного и россыпного золота сосредоточены в бассейнах рек Колымы (Сусуманский и Ягодинский ГОКи), Алдана, Зеи, Амура, Селемджи, Буреи, а также на Чукотке (прииск им. Билибина, рудник «Каральвеем», старательные артели) и на склонах Сихотэ-Алиня. Открыты и разрабатываются месторождения свинцово-цинк-оловянных руд в Приморском крае (Смирновске и Дальнегорске), оловянно-вольфрамовых руд (Шультинское и Валькумейское) в Чукотском автономном округе, оловосодержащих руд в Хабаровском крае (Хинганское), в Республике Саха, Магаданской области и др. Дальний Восток располагает большими запасами ртути. Основные месторождения расположены на Чукотке, в Якутии и Хабаровском крае. В Томмоте на Верхнем Алдане разведены уникальные месторождения слюды. Большое значение имеют месторождения алмазов северо-запада Республики Саха – «Мир», «Айхал», «Удачное». В Дальневосточном районе известны месторождения железных руд.

Главнейшими месторождениями железных руд являются: в Республике Саха (Якутия) – Таежное, Десовское, Тарынаховское, Горкитское с содержанием железа на уровне 26-28%; в Амурской области – Гаринское месторождение магнетитовых руд с содержанием железа 41,7%.

Располагает Дальний Восток и большими запасами топливных ресурсов, особенно каменным и бурым углем.

Крупные запасы угля расположены в Ленском бассейне, однако он сильно удален от освоенных территорий. На юге республики Саха расположен один из наиболее перспективных бассейнов коксующегося угля – Южно-Якутский площадью 25 тыс. км.², разведанные запасы составляют 3017 млн. т.

Наиболее изучен Алдано-Чульманский район, где разведаны Чюльмаканское, Нерюнгринское, Денисовское, Муастахское, Кабактинское месторождения. Основной угленосный пласт на Нерюнгринском месторождении (угли каменные) имеет мощность 10-60 м, ведется их открытая разработка.

Выявлены на территории Дальневосточного экономического района нефтегазоносные провинции: на Сахалине, Камчатке, Чукотке и в Магаданской области, но разрабатываются пока только месторождения нефти Оха и Тунгор на Сахалине. Нефть высокого качества, но ее не хватает для удовлетворения потребностей района. Газ обнаружен в Лено-Вилюйской нефтегазоносной провинции. Это один из важнейших перспективных газоносных районов, расположенный в западной части Республики Саха (Якутия), площадь 280 тыс.км². Выявлено девять газовых месторождений, из которых наиболее значительные – Средневилюйское, Усть-Вилюйское, Соболохское, Среднетюнгское, Мастахское. Продуктивные горизонты выявлены на глубине 1-4 км. На Сахалинском шельфе еще в 70-80 годах выявлены крупные месторождения углеводородов (Чайво, Одопту, Аркутун-Даги и другие) и до сих пор не введены в разработку значительные запасы нефти и газа при огромном рынке сбыта (Япония, Южная Корея, Тайвань). Общий их потенциал оценивается приблизительно в 2,5 млрд.баррелей нефти и 400 млрд.м³ газа.

Располагает Дальний Восток и запасами нерудного сырья: известняками, гранитом, мергелем, туфом, огнеупорными глинами, кварцевыми песками, доломитом, а также графитом, слюдой, солью и др.

 

1.4. Гидрографическая сеть района очень обширна и многоводна. Среди наиболее крупных можно выделить бассейны Лены, Амура. Лена-река длиной 4400 км, площадью бассейна 2490 тыс.км² берет начало на склонах Байкальского хребта в Восточной Сибири, впадает в море Лаптевых, образуя широкую дельту (около 30 тыс.км²). Амур-река образуется слиянием рек Шилки и Аргуни, течет по территории трех государств – России (Читинская, Амурская области, Хабаровский край), Китая и Монголии, впадает в Амурский лиман Охотского моря. Длина ее составляет 2824 км (от истока Аргуни 4440 км), площадь бассейна – 1885 тыс. км². По Амуру проходит часть границы России с Китаем. Среди других крупных рек можно выделить бассейны рек Яны, Индигирки, Колымы и т.д. Реки концентрируют в себе огромные запасы гидроэнергии, богаты ценными видами рыб, являются транспортными путями, в том числе и зимой, когда по льду прокладываются зимники.

Богат район и термальными водами, особенно на Камчатке. В 1966 г. на базе Паужетского месторождения геотермальных вод начала действовать первая в СССР Паужетская ГеоТЭС. Площадь месторождения составляет около 6 км², максимальная температура 228°С. С вулканической деятельностью связано происхождение гейзеров. Вода горячих источников содержит цинк, сурьму, мышьяк, имеет лечебное значение и открывает большие возможности для создания курортной базы.

Очень большое значение для экономики района имеют моря Тихого океана: Берингово, Охотское и Японское. Замерзая на сравнительно короткий период, они имеют рыбохозяйственное, зверопромысловое и транспортное значение. Здесь сконцентрированы крупнейшие в мире запасы лососевых рыб – горбуша, кета, нерка, кижуч, чавыча, голец; из морских промысловых рыб – сельдь, треска, навага; обитают тюлени, моржи, котики.

В районе Южно-Курильских островов сосредоточено 50% ресурсов морских водорослей (ламинарии и анфельции) Дальнего Востока. Анфельция используется для производства медицинского и пищевого агара.

Леса Дальнего Востока покрывают свыше 248 млн.га территории района, что составляет 32,5% от общероссийского показателя.

Лесные ресурсы Дальневосточного района приведены в таблице 2.

Таблица 2

 

 

Субъекты РФ

Общая площадь лесного фонда, тыс.га

Леси-

стость,

%

Общий за-

пас древе-

сины на

корню,

млн.м³

всего из нее покрытая лесом
Республика Саха (Якутия) 220685 134269 47,7 9229
Еврейская автономная область 2227 1553 44,2 174
Чукотский автономный округ 26126 5063 7,1 90
Приморский край 11880 11232 75,4 1769
Хабаровский край 58951 43596 61,4 4994
Амурская область 30658 21853 62,3 1954
Камчатская область 15008 8890 56,6 1194
Корякский автономный округ 0,0 0,0 35,1 573
Магаданская область 44076 16848 38,3 423
Сахалинская область 6080 4852 64,7 623
Итого по району 415691 248156 45,3 20450

 

В лесах произрастают лиственница, ель, пихта, кедр, широколиственные породы: дуб, ясень, клен.

Часть территории Дальневосточного экономического района, лежащая за 66°33' Северной широты, за Северным полярным кругом, относится к Крайнему Северу и включает зоны арктических пустынь, тундру, лесотундру и таежную часть. В административном отношении к районам Крайнего Севера отнесены Республика Саха (Якутия), Магаданская область, Чукотский автономный округ, Камчатская область с Корякским автономным округом, районы Сахалинской области, Хабаровского края, а также острова Северного Ледовитого океана, Берингова и Охотского морей.

В Республике Саха (Якутия) расположен один из полюсов холода Северного полушария – г. холода».

 

1.5. Валовой региональный продукт, создаваемый в Дальневосточном экономическом районе, составляет 6% от общероссийского уровня.

На долю трех субъектов Федерации, входящих в Дальневосточный экономический район (Республика Саха, Приморский и Хабаровский края), приходится от 68 до 54% валового регионального продукта, объема промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Ведущее место среди отраслей рыночной специализации Дальневосточного района принадлежит цветной металлургии, которая представлена добычей олова, ртути, вольфрама, мышьяка, главным образом, в Республике Саха и Хабаровском крае.

Получила развитие свинцово-цинковая промышленность, сосредоточенная в Приморском крае.

Практически все предприятия отрасли драгоценных металлов Якутии в настоящее время находятся в бедственном положении, основная причина – резкое увеличение себестоимости добычи золота, вызванное, в свою очередь, увеличением цен на использование в горном производстве материалов, запчастей, техники и энергоресурсов, а также увеличением налоговых сборов.

Другое положение в республике Саха с добычей алмазов. Алмазной промышленности России более 40 лет. В суровых условиях Западной Якутии алмазы добывает научно-производственное объединение «Якуталмаз». На его базе было создано АК «АЛРОСА». По объемам российского экспорта компания «АЛРОСА» занимает четвертое место среди других отраслей, опережая по этому показателю многие крупные нефтяные компании. «АЛРОСА» добывает 99,7% российских алмазов, ежегодная их добыча в стоимостном выражении приближается к 1,5 млн. долларов США, и продажа увеличивается на 100 млн. долларов в год. В 1997 г. основное производство сохраняло ритмичность работы и обеспечивало прирост добычи алмазов.

К ведущим отраслям рыночной специализации района относится рыбная промышленность. По улову рыбы и морепродуктов Дальний Восток занимает первое место среди экономических районов России. На его долю в 1997 г. приходилось 67% российского улова и 55% товарной пищевой рыбной продукции, включая консервы.

Главными районами рыболовства и морского промысла являются Охотское, Японское и Берингово моря и восточная часть Тихого океана. В последние годы суда Дальнего Востока ведут улов рыбы также в водах Индийского и южной части Тихого океана.

Особенно богата биологическими ресурсами акватория Курильских островов. Добывается рыба лососевых и других пород, а также крабы, трепанги, гребешки, креветки, осьминоги и др. По оценке, на континентальном шельфе в 200-мильной зоне Южно-Курильских островов возможна добыча до 2 млн. т морепродуктов стоимостью 1,5 млрд. долларов США, а при глубокой переработке она возрастает в 3-4 раза.

После 1991 г. ситуация вокруг Курил обострилась в связи с активизацией притязаний Японии на четыре южнокурильских острова. Япония оказывает экономическое и политическое давление на страны и фирмы заинтересованные в инвестициях в экономику Южных Курил. Иностранные суда занимаются браконьерским промыслом в экономической зоне, прилегающей к Курильским островам, нанося ущерб морским ресурсам России. С 1995 г. ведутся переговоры с Японией о сотрудничестве в рыболовстве в районе Южных Курил.

После принятия Федерального закона о зоне интенсивного экономического развития «Курилы» будут получены банковские кредиты и начнется накопление средств. Этот период может продлится 3-5 лет. Затем до 2010 г. будет создана и начнет развиваться особая экономическая зона «Курилы», а в дальнейшем – свободная экономическая зона, в которой будут осуществляться совместные проекты с фирмами Японии, КНР, США и других стран.

Крупные центры рыбопереработки Дальнего Востока расположены в Петропаловске-Камчатском, Усть-Камчатске, Невельске, Холмске, Корсакове, Южно-Курильске, Находке, Николаевске-на Амуре, Охотске и др.

Отраслями рыночной специализации являются также лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность. В вывозе древесины на Дальневосточный район приходится около 10% от общероссийского уровня. В регионе существует производство пиломатериалов, бумаги, картона, целлюлозы и древесно-волокнистых плит. Лесная промышленность развита, в основном, в Хабаровском и Приморских краях, в Амурский области и на Сахалине.

Как и во всей стране, лесная отрасль Дальневосточного экономического района находится в кризисном состоянии, и ее показатели по сравнению с началом 90-х годов уменьшились более чем в 4 раза.

Машиностроение имеет разнообразную структуру, однако, ведущими его отраслями являются судоремонт и производство энергетического оборудования. Машиностроительные заводы производят мостовые краны (Хабаровский край и Амурская область), торговое оборудование (Приморский край), металлорежущие станки (Хабаровский край), аккумуляторы и аккумуляторные батареи к автомобилям, кабели (Хабаровский край) и другую продукцию. Один из крупнейших машиностроительных центров – Хабаровск, насчитывающий 495 заводов. Экономические реформы, проводимые в стране, поставили Дальний Восток в целом и Хабаровский край, в частности, в сложные условия. Считалось, что главное дело региона – оборонное производство, а всем необходимым для жизни обеспечит государство. Дефицит энергоресурсов составляет сегодня 300 МВт. В 1996 г. разработана программа социально-экономического развития Дальнего Востока, которая получила статус президентской. Однако она не выполняется. Выйти из кризиса можно только при условии развития тех отраслей промышленности, которые по отношению к другим являются отраслями – заказчиками, а не подрядчиками. Машиностроение – отрасль-подрядчик, а лесодобывающая, если ей дать импульс развития, потребует строительства дорог и порта для отгрузки, выпуска техники для лесозаготовки, автомобилей для перевозки леса. При этом создаются новые рабочие места. Рыболовная отрасль станет заказчиком судов, возродит судоремонт, потребует перерабатывающего оборудования, холодильников. Так, что как бы ни было важно машиностроение, на него ставку в регионе в настоящее время не делают.

Когда-то Комсомольск-на-Амуре называли форпостом обороны. Завозили в город лишь топливо и зерно, была создана развитая инфрастуктура. Из-за специфики промышленного потенциала Комсомольск-на-Амуре больше других пострадал от перехода к рыночным отношениям. Уменьшение обьемов производства на авиационных и судостроительных заводах поставило их в сложное положение, трудности усугубляются оторванностью от центральных городов России. Однако заводы пытаются работать в русле конверсии. Авиационное объединение приступило к выпуску гражданского самолета С-80; КИААПО – к сборке самолета-амфибии Бе-103, ориентированного на рынки стран ЮВА.

Амурские судостроители подключились к строительству оснований морских буровых вышек в рамках программы «Сахалин», начался выпуск судов – пакетовозов для Приморья и судов «река-море» для Амурского речного пароходства. Рассчитывать на иностранные инвестиции особо не приходится – владельцы капиталов требуют гарантии. Ими мог бы стать залог месторождений полезных ископаемых Хабаровского края, но этот вопрос до сих пор не решен.

В городе Советская Гавань такие предприятия, как АО «Морские ресурсы», «Совгаванский судоремонтный завод», «Якорь» и «Северный судоремонтный завод» - убыточны.

Будущее Советской Гавани связывают с увеличением мощности порта, который является российским конечным пунктом на пути сибирской и дальневосточной древесины, поставляемой в Японию и Корею. От специализации города как судоремонтного центра придется отказаться, но быть крупной рыбной базой Дальнего Востока, его мощным транспортным узлом ему уготовано самой судьбой. Именно поэтому было бы целесообразно создать на базе порта свободную экономическую зону, которая привлекла бы сюда значительные инвестиции.

Отраслью дополняющей территориальный комплекс Дальнего Востока, является топливная промышленность, представленная добычей угля, нефти и природного газа.

Основным поставщиком угля в регионе является Республика Саха (Якутия). Добыча угля в республике ведется на Нерюнгринском, Зыряновском и Кангаласском разрезах и шахтах Сангарская и Джибарики-Хая. С 1992 г. по 1997 г. объем добычи угля сократился с 12,6 млн.т до 10,4 млн.т, ри этом экспорт увеличился с 30 до 50%. Добычу угля на острове Сахалин осуществляет ПО «Сахалинуголь», в состав которого входят 13 шахт и 3 разреза, общей проектной мощностью 6 млн.т в год. В 1992 г. добыча составляла 4,4 млн.т Крунейшими предприятиями являются Углегорская, Ударновская, Доминская, Южно-Сахалинская шахты и разрез Лермонтовский, дающие более 50% общей добычи. К 1997 г. объем добычи угля сократился до 1,4 млн.т, т.е. почти в 3,5 раза, в результате закрылся ряд предприятий. Основными потребителями угля являются Сахалинская ГРЭС и Южно-Сахалинская ТЭЦ, на которые приходится около 90% потребляемого островом угля.

Сахалин – единственная нефтедобывающая база Дальневосточного экономического района. Разрабатываются пока только два месторождения на севере острова – Оха и Тунгор, которые вступают уже в завершающую стадию эксплуатации. Нефть является сырьем для производства флотского мазута и зимних сортов дизельного топлива. Добыча за 1992-1997 гг. практически не уменьшилась и составила 1,7-1,5 млн.т. Около 70% ее транспортируется по нефтепроводу Оха – Комсомольск на НПЗ в Комсомольск-на-Амуре; в небольших размерах нефть перевозится танкерами вдоль побережья острова внутренними потребителями, а также на экспорт (0,2-0,3 млн.т). Дальнейшее увеличение добычи нефти может быть связано с вводом в эксплуатацию шельфовых месторождений, где сосредоточено 11% запасов углеводородного сырья России. Разработка месторождений предполагается в рамках осуществления проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» совместно с Японией и США. В результате реализации проектов «Сахалин 1 и 2» добыча нефти в регионе может возрасти с 1,5 млн.т до 30 млн.т, газа с 1,9 до 28 млрд.м³ в год. Это обеспечит полную загрузку дальневосточных НПЗ и снимает проблему обеспечения региона нефтепродуктами, а к 2005 г. позволит полностью его газифицировать. При этом 70% объемов работ должны выполняться российскими предприятиями, в основном, оборонного комплекса.

На очереди проекты «Сахалин-3» и «Сахалин-4», по мнению специалистов, остров Сахалин может превратиться в один из важнейших нефтегазодобывающих районов мира.

В марте 1998 г. подписано соглашение между нефтяной компанией и Магаданскими региональными властями о строительстве НПЗ в морском порту Нагаево (мощностью 1 млн.т). Северный завоз нефтепродуктов всегда был «головной болью» для обеих сторон. Поэтому регион настоятельно добивается создания собственной нефтеперерабатывающей базы. К 2010 г. возможный объем переработки на заводах Дальневосточного экономического района составит 10 млн.т.

Черная металлургия развита недостаточно и представлена заводом «Амурсталь» в Комсомольске-на-Амуре и отдельными цехами на машиностроительных предприятиях. Производство стали в 1997 г. в регионе составило всего 121 тыс.т, в то время как в начале 90-х годов выплавлялось 1,4 млн.т.

Промышленность строительных материалов в Дальневосточном районе в 1997 г. произвела: 577 тыс.т цемента, 1329 млн.шт. условного кирпича, 380,7 тыс.м³ сборного железобетона и конструкций и другой продукции строительного коплекса.

Легкая промышленность Дальнего Востока представлена текстильной, швейной, трикотажной, кожевно-обувной и другими отраслями, предприятия которых размещены, в основном, в средних и крупных городах.

Помимо развития основной отрасли пищевой промышленности – рыбной, на Дальнем Востоке созданы и другие: мукомольная, мясная, маслобойно-жировая (сырьем для которой служит соя), а также единственное предприятие в России (поселок городского типа Ольга) – агаровый завод, на котором из водорослей производят агар – для кондитерской и микробиологической промышленности.

Генеральными целями федеральной политики по отношению к Дальнему Востоку в период до 2005 г. будет безусловное сохранение этого региона не только в политическом, но и в едином экономическом пространстве России, структурная перестройка экономики как основа роста ее эффективности и решения социальных проблем, закрепление населения в данном регионе, активное развитие связей и сотрудничества со странами АТР, участие в формировании долговременной системы взаимовыгодного международного разделения труда в этом районе мира. Важнейшей организационной основой для достижения этих целей явится реализация президентской Программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2005 г.

Стратегические интересы страны требуют усиления внимания к Северу России, активизации участия государства в регулировании его социально-экономического развития. В прогнозируемых на долгосрочную перспективу условиях экономического и социального развития страны большинство видов профильной продукции Севера безальтернативно с позиции их возможного производства в других районах страны и приобретения по импорту. Федеральная политика в отношении данной макрозоны должна способствовать более полному и рациональному использованию природных богатств Севера для обеспечения внутренних потребностей России, производства и формирования валютных ресурсов страны. При этом следует обеспечить:

совершенствование отраслей структуры экономики северных регионов на основе повышения комплексности использования сырья;

развитие инфрастуктуры, включая функционирование и развитие национальной транспортной магистрали Северного морского пути;

поддержку геолого-разведочных работ и научных исследований на севере и в Арктике;

реализацию мер социальной направленности, позволяющих создать благоприятные условия для населения Севера (в том числе коренных малочисленных народов) и обеспечивающих рациональное регулирование его оттока в другие регионы страны.

Совершенствование структуры хозяйства Дальневосточного района связано с дальнейшим освоением зоны Байкало-Амурской магистрали, формированием Южно-Якутского и Комсомольского ТПК, развитием внешнеторговых транспортных связей (в том числе и контейнерных перевозок между странами Тихоокеанского бассейна и Европы), обеспечением населения района сельскохозяйственной продукцией, развитием социальной инфрастуктуры, решением экологических проблем.

 

1.6. В комплексном развитии Дальнего Востока важная роль принадлежит сельскому хозяйству. Основные сельскохозяйственные угодья здесь расположены в Среднем Приамурье, Приуссурье и на Приханкайской равнине, на их долю приходится 95 % посевной площади района. Вся посевная площадь Дальнего Востока составляет почти 3 млн. га, в том числе под зерновыми культурами занято примерно 40 %, под соей — 35, под картофелем и овощами — 6-7, под кормовыми — 15-20 %.

Среди зерновых распространены пшеница, ячмень, овес и гречиха, но урожайность этих культур пока остается ниже среднероссийской. Здесь мало вносится удобрений под их посевы. К то­му же трудности уборки, связанные с повышенной влажностью почв и атмосферы, часто ведут к большим потерям выращенного зерна. Примерно половина потребности Дальнего Востока в зерне удовлетворяется за счет ввоза из Сибири и Казахстана. В Приханкайской низменности выращивается рис, но его посевы пока неве­лики. Здесь, а также в Приуссурийской низменности выровненный рельеф для создания рисовых плантаций, достаточно продолжи­тельный и теплый вегетационный период, плодородные почвы благоприятствуют расширению рисосеяния.

Дальний Восток — основной район производства сои. На его долю приходится свыше 90 % всех наших посевов этой ценной культуры. В южной части региона всюду выращиваются карто­фель и овощи, население Приморского края и Амурской области полностью обеспечивается этими продуктами за счет мест­ного производства, но в целом по району потребности населения в этих культурах пока еще полностью не удовлетворяются. Перед районом ставится задача обеспечения населения картофелем и овощами местного производства.

На Дальнем Востоке разводят крупный рогатый скот, свиней и оленей. По разведению крупного ро­гатого скота и свиней выделяются Приморский край и Амурская область, оленей — Якутия, Магаданская и Камчатская области, Чу­котский автономный округ. Однако в целом по району животно­водство развито слабо, незначительна численность скота, его про­дуктивность ниже среднероссийской. По мясу и молочным продуктам за счет местного производства потребности населения удовлетворяются примерно на 1/3. Большая часть этой продукции завозится из Западной Сибири и Казахстана.

В перспективе намечается полностью обеспечить население свежими молочными продуктами и свежим мясом. Дальневосточ­ный район располагает возможностями как для интенсивного, так и для экстенсивного расширения сельского хозяйства.

Дальневосточная тайга, главным образом горные, районы, бо­гата пушным и другим промысловым зверем. Охотничий промысел и звероводство особенно развиты в се­верных районах, по всему Сихотэ-Алиню и на Сахалине. Органи­зованы звероводческие фермы по разведению соболей, песцов, се­ребристо-черных лисиц, кабарги и изюбра.

Из отраслей пищевой промышленности (кроме рыбной) на Дальнем Востоке сохраняет большое значение муко­мольная, развивающаяся в Амурской области, Хабаровском и При­морском краях. Здесь же размещаются предприятия маслодель­ной, сыродельной, молочной, мясной, кондитерской, сахарной (Ус­сурийск) и других отраслей. Однако пищевая промышленность района еще далеко не обеспечивает потребности его населения. Значительная часть продукции пищевой индустрии завозится из Сибири и европейской части России. Создана крупная маслобой­ная промышленность по переработке соевых бобов в Уссурийске и Хабаровске, часть ее продукции вывозится за пределы района. Рас­ширяются и строятся разнообразные пищевые предприятия. Среди них больше всего мясокомбинатов, которые на севере района будут использовать возросшее поголовье оленей, на юге — мясной скот; расширяется также сеть городских молочных заводов.

 

1.7. Перспективы развития Дальнего Востока в условиях рынка связаны с освоением новых природных ресурсов и дальнейшим формированием Юж­но-Якутского территориально-производственного комплекса.

В перспективе в районе БАМа возможно также создание еще одного нового комплекса, основу которого составит черная ме­таллургия на базе коксующихся углей южной Якутии и железо­рудных месторождений этого же района.

Получит дальнейшее развитие Зейско-Свободненский ком­плекс на основе энергетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроения, добычи олова и других по­лезных ископаемых. Здесь уже введена в эксплуатацию Зейская ГЭС, Ургальский ТПК будет создаваться на базе Бурейской ГЭС и разработки углей Ургальского месторождения. Энергетическая база нового комплекса усилится за счет строительства тепловой электростанции. Возникнут отрасли машиностроения — произ­водство дорожных машин, будет создана мощная ремонтная ба­за. На основе использования богатейших лесных ресурсов нач­нут развиваться лесная и лесохимическая промышленность.

В районе г. Комсомольска-на-Амуре намечается создание мощного химического комплекса на базе западно-сибирской нефти, нефти сахалинского шельфа, якутского природного газа, южно-якутских углей, местных апатитов и фосфоритов Удско-Селемджинского района.

На северо-западе от Комсомольска-на-Амуре находятся крупные месторождения олова — Буржальское и Комсомольское и уже рабо­тает комбинат, который в дальнейшем может быть расширен.

На восточном участке трассы БАМа формируется Совгаванский ТПК. Советская Гавань превратится в мощный транспортный узел Дальнего Востока. Идет реконструкция порта, введена паромная пе­реправа на Сахалин через Татарский пролив Ванино — Холмск. Рас­тет судоремонтная и рыбоперерабатывающая промышленность.

В перспективе намечается ввести в эксплуатацию около 40 млн. га сибирской и дальневосточной тайги. Планируется заготовку древеси­ны довести до 6 млн. куб. м. (особенно ели, пихты). Новое строитель­ство в районе Дальнего Востока потребует развития мощной строи­тельной базы. Предусмотрено сооружение ряда новых цементных заводов и других объектов строительной индустрии.

В настоящее время продолжает развиваться Южно-Якутский ТПК: построены мощный угольный разрез, обогатительная фабри­ка, Нерюнгринская ГРЭС. Южно-Якутский ТПК формируется на базе сочетания высококачественных углей и железных руд. В бас­сейне р. Алдан, к северу от Станового хребта (в 80—100 км) и неда­леко от южно-якутских высококачественных железных руд, нахо­дится Южно-Якутский каменноугольный бассейн. Угли отличаются высоким качеством и пригодны для коксования. Здесь разведаны Чульмаканское, Нерюнгринское и другие месторождения. Мощ­ность пласта на Нерюнгринском месторождении превышает 50 м. На Чульмаканском месторождении пласты угля имеют горизон­тальное простирание. В Южно-Якутском бассейне введена в экс­плуатацию шахта производительностью 6 млн. т угля в год.

Вблизи угольного бассейна находятся Алданский железоруд­ный бассейн с содержанием железа в руде до 42%. Наиболее изученными являются месторождения Таежное, Пионерское, Сиваглинское, запасы которых составляют 2,5 млрд. т.

В бассейнах рек Олекмы и Чары разведаны магнетитовые кварциты, это дает возможность создать в перспективе крупную базу для черной металлургии на Дальнем Востоке.

В зоне Южно-Якутского минерального комплекса выявлены значительные месторождения апатитов, большие залежи слюды, корунда, сланцев и других полезных ископаемых.

Выход якутским углям на БАМ и к Транссибирской магист­рали дает железная дорога БАМ — Тында и ее продолжение от Тынды на Беркакит. Высококачественные коксующиеся угли Южно-Якутского бассейна в значительной своей части будут поступать в южные районы Дальнего Востока на металлургиче­ские заводы и на экспорт в Японию. Их вывоз в Японию пойдет через крупный порт — Восточный.

Вместе с тем освоение богатейших ресурсов Дальнего Востока требует огромных капиталовложений. Необходимы поэтому приори­тетная инвестиционная программа для региона и привлечение ино­странных инвестиций, в первую очередь соседних государств — Япо­нии, Китая, Южной Кореи. В настоящее время уже есть решение о совместном с Японией освоении нефтяных ресурсов сахалинского шельфа. Подписано Соглашение с Китаем о демаркации государст­венной границы по Амуру, совместной эксплуатации ряда речных островов. Будут создаваться совместные предприятия. Создана сво­бодная экономическая зона «Находка», которая успешно развивается и приносит региону немалые дивиденды.

Первоочередной экономической задачей Дальневосточного района являются укрепление энергетической базы, перевод теп­ловых электростанций на более эффективное газовое топливо, реконструкция их и наращивание мощностей. В недалекой пер­спективе эта проблема будет решена за счет строительства маги­стрального газопровода от Ковыктинского месторождения газа в Иркутской области на Дальний Восток и в соседние государства — Китай, Японию

Наиболее перспективным направлением в экономическом развитии региона является развитие промышленности по добыче и переработке природного сырья за счет конверсии оборонного комплекса, предприятиями которого перенасыщен регион. Сто­ят задачи дальнейшего развития рыночных отношений, создания рыночной инфраструктуры, переориентации экономики на по­требности населения, развития свободных экономических зон, решения экологических и демографических проблем и расшире­ния транспортно-экономических связей с другими регионами и зарубежными странами. Приоритетной задачей в регионе долж­на стать задача всемерного развития малого бизнеса, совместных предприятий с совместными странами.

15 апреля 1996 г. Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. Государственными заказчиками Программы были Минэкономики (координатор), Минтруд, Госкомпром, МВЭС, голов­ным разработчиком - Совет по размещению производительных сил и эко­номическому сотрудничеству (СОПСиЭС).

Программа предусматривает три этапа, отражающие изменения при­оритетов, внутренних и внешних условий: первый (1996-1997 гг.) - осуще­ствление неотложных мер по выходу из кризиса; второй (1998-2000гг.) - экономическая и социальная стабилизация; третий (2001-2005 гг.) - концен­трация усилий на задачах структурной перестройки и обеспечения устойчи­вого развития. Она включает основные подпрограммы: комплекс первооче­редных мер государственной поддержки (его реализация составляет содер­жание первого этапа Программы); структурная перестройка экономики; со­действие занятости и стабилизации населения; экономическое сотрудниче­ство со странами АТР.

В составе первоочередных мер по стабилизации социально-эконо­мического положения в регионе предусматривается ликвидация дефицита энергоснабжения путем увеличения поставок энергоресурсов из Сибири и обеспечения устойчивого объема добычи местного угля. Дотационная под­держка предприятий топливно-энергетического комплекса должна соче­таться с политикой сдерживания тарифов на электроэнергию. Для сниже­ния транспортных затрат, особенно при осуществлении экономических свя­зей с центральными регионами, планируется расширить применение льгот­ных тарифов на дальние расстояния и перевозки в порожних направлениях, рационализировать транспортные схемы обеспечения региона с учетом возможностей импорта из стран АТР. Предусмотрены меры по ликвидации последствий стихийных бедствий, происшедших в последние годы на Сахалине, Курильских островах, Камчатке, в Приморском и Хабаровском кра­ях, а также намечено приступить к решению долгосрочных задач по со­зданию необходимой научной и материально-технической базы для предупреждения стихийных бедствий и ликвидации их последствий.

На первом этапе должна быть ликвидирована основная часть просро­ченной задолженности, урегулированы взаимоотношения между федераль­ным и региональными бюджетами, решены другие злободневные вопросы финансово-экономических отношений.

Структурная перестройка экономики. В программе систематизиро­ваны прогнозы развития отраслей экономики и возможности улучшения структуры производства с учетом изменения регионального, национального и мирового рынков. Хотя основная специализация Дальнего Востока и За­байкалья остается прежней - добыча и переработка минерального сырья, лесопромышленный и рыбохозяйственный комплексы - внутри этих отрас­левых комплексов будут происходить качественные перемены: преимуще­ственно будет увеличиваться производство продукции с глубокой перера­боткой природного сырья, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках.

В горнорудной промышленности намечено значительно расширить сы­рьевую базу по добыче золота, титана, олова, полиметаллов. Начнется ос­воение Удоканского месторождения медной руды, будут создаваться новые и реконструироваться действующие мощности по выплавке олова, свинца и цинка.

Основное направление развития лесопромышленного комплекса - уве­личение производства и экспорт пиломатериалов, целлюлозы, бумаги, а также другой продукции глубокой переработки древесины. Не предусматривается восстановление максимальных объемов лесозаготовок (уровень 1989 г.), учитывая тенденции внутреннего спроса, изменения мировой ко­нъюнктуры и необходимость рационализации лесопользования.

Подпрограмма "Рыбохозяйственный комплекс" предполагает увеличе­ние улова рыбы и добычи морепродуктов в 2000 г. до 3,5 млн. т и в 2005 г. - до 3,8 млн. т. Должен существенно возрасти нерыбный промысел, в первую очередь кальмаров и других моллюсков, ракообразных, а также марикультуры. Планируется выделение средств на приобретение судов, содержание научно-исследовательского и аварийно-спасательного флота, намечается реконструкция и техническое перевооружение обрабатывающих пред­приятий для выпуска продукции, пользующейся устойчивым спросом.

Главное изменение в топливно-энергетическом комплексе - это освоение нефтяных и газовых месторождений на шельфе о. Сахалин и в Якутии. В 2005 г. добыча газа составит 22 млрд. м3 (из них 10 млрд. м3 - на экс­порт), нефти - 20,8 млн. т, что позволит удовлетворить потребности региона в нефтепродуктах на 50 - 60% (в настоящее время - 7 - 8%). Добыча угля может возрасти до 85 млн. т, что почти полностью обеспечит потребности региона в твердом топливе. В электроэнергетике предусматривается ввести на полную мощность Бурейскую ГЭС, увеличить выработку электроэнергии в 2005 г. до 70,7 млрд. кВт. ч.

Основные структурные изменения в машиностроении - организация производства оборудования для отраслей специализации, развитие станко­строения, приборостроения, электротехники, главным образом путем пере­специализации действующих оборонных предприятий. В Программу вклю­чены конверсионные программы по 22 предприятиям. Будут создаваться малые предприятия по производству наукоемкой продукции, а также заво­ды по сборке продукции на базе комплектующих изделий, импортируемых из стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Предусматривается выпуск авиационной техники гражданского назначения с использованием двойных технологий.

Ставится задача преодолеть спад сельскохозяйственного производства на основе улучшения его специализации с учетом природных условий. Обосновывается увеличение производства зерна до 3,2 млн. т, сои - до 600 тыс. т, полное обеспечение потребности макрорегиона в картофеле и на 70% - в овощах.

Программные мероприятия по развитию транспортной инфраструк­туры включают окончание строительства БАМа и АЯМа (Амуро-Якутской магистрали), реконструкцию участков Транссиба и создание единой желез­нодорожной сети Сахалина, строительство двух мостовых переходов через Амур, расширение перегрузочных мощностей 12 морских портов, формиро­вание опорной автодорожной сети (в том числе завершение автодороги Чи­та - Хабаровск), реконструкцию аэропортов и обновление авиапарка. Должно быть улучшено транспортное обслуживание северных территорий. Базовый порт Ленского бассейна после завершения АЯМа будет перенесен в Якутск

Содействие занятости и социальная защита населения. Программа включает мероприятия по обеспечению высокодоходной занятости, закреп­лению населения, поддержанию достойного уровня жизни с учетом услож­ненных условий жизнедеятельности. Должна быть усовершенствована сис­тема региональных социальных компенсаций.

Расходы на выплату по районным коэффициентам, надбавкам за стаж, северным льготам и повышенные затраты на транспорт и содержание жилищно-коммунальной сферы предлагается компенсировать государствен­ным предприятиям - в форме субсидий из федерального бюджета, а пред­приятиям и организациям частной и смешанной форм собственности - в форме налоговых льгот. Отток части населения из районов Крайнего Севе­ра неизбежен, но в Программе предусмотрены мероприятия по упорядоче­нию этого процесса, которые позволят максимально сократить экономиче­ские и психологические потери за счет организованного содействия пересе­лению в основном в южные районы Дальнего Востока. Природные ресурсы северных территорий должны осваиваться параллельно с созданием в юж­ной зоне тыловых баз и постоянного жилья для работающих на северных предприятиях вахтовым методом.

Активизация экономического сотрудничества со странами АТР. Для увеличения экспортного потенциала региона, стимулирования иностранных инвестиций и создания благоприятных условий для иностранных предпринимателей предполагается ввести особый порядок экспорта для предприятий региона, налоговые льготы, компенсирующие неблагоприятные условия предпринимательства, систему гарантии и снижения риска для иностранных инвесторов. Для этого потребуются соответствующие из­менения в российском и местных законодательствах, усовершенствование механизмов соглашений о разделе продукции, залога месторождений при­родных ресурсов, формирования свободных экономических зон и т. п. Ста­вится вопрос о создании международного Дальневосто


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: