Основные концепции сознания в историко-психологическом аспекте

Рефлексивные психические образования

Рефлексивные психические образования представляют собой результат трансформации психорефлексивных процессов психической и психологической деятельности. По сути, они являются продуктом отражения человеком собственного внутреннего мира.

Слово «рефлексия», давшее название этому виду психических образований, происходит от латинского reflexio — отражение, обращение назад. Это понятие возникло в философии, где оно означало процесс размышлений индивида о происходящем в его собственном сознании. Его можно встретить, в частности, в трактатах Р. Декарта, указывающего на то, что человек обладает способностью абстрагироваться от внешнего, телесного, ради собственных мыслей, в работах Дж. Локка, который, несмотря на исповедуемую им парадигму сенсуализма, признавал наличие особого опыта, отличного от опыта познания внешнего мира, осуществляемого с помощью органов чувств.

В современной психологии рефлексия чаще всего понимается как процесс самопознания субъектом собственных психических актов и состояний, связанный со становлением сознания и самосознания.

Сознание как инстанция управления психикой и регуляции поведения человека.

Основные свойства сознания: идеальность, рефлексивность, субъективность, императивность, интенциональность, внутренний динамизм, бесконечность, архитипичность, мистицизм.

Состояния сознания: по уровню активности, по степени ясности, измененные состояния сознания.

Процессы сознания: переживание, познание, контроль и управление, вербализация и категоризация, концептуализация и классификация, планирование и систематизация, оценка и объяснение, целеполагание и выбор, конструирование и выбор, саморазвитие и самореализация.

Основные интегральные феномены сознания: душа, дух, разум, знания, совесть, вера, надежда, любовь.

Формы материализации сознания: знания, картина (модель) мира, образ «я», смысл жизни, образ жизни, стиль деятельности, обычаи, традиции и другие.

Картина мира и Я- концепция как базовые компоненты индивидуального сознания. Картина мира как отражение физических связей и социальных отношений человека. Картина мира как образ, метафора, система смысловых конструктов. Я-концепция как целостное образование, интегрирующее множество образов Я. Я-концепция как результат самопознания, рефлексии. Самооценка и самопринятие. Стадиальность развития самосознания. Телесная идентификация по полу и физическому облику. Ролевая и групповая идентификация. Идеальное, реальное и зеркальное Я. Сформированность временной перспективы и личностная идентичность как показатели уровня развития самосознания.

Ассимиляция рефлексивных психических образований в качествах личности: совестливость, духовность, душевность, терпимость, убежденность, самоотверженность, эгоизм, порядочность.

Возрастное развитие самосознания

В период взрослости, формирование самооценки идет вместе с процессом самоактуализации. Данные процессы взаимообусловлены. По мере взросления процессы самосознания помогают личности достичь необходимый ей уровень самоактуализации, что позволяет глубже и полнее ощущать внутренние переживания. Накопленный опыт взрослого человека меняет его самоотношение, на развитие самосознания во многом оказывают влияние внешние социальные факторы в виде бытующих в обществе социальных норм и правил. Нередко Я-концепция и социальные требования общества могут входить в противоречие между собой, такая ситуация несет угрозу для личности.

В зрелом возрасте гармоничная личность стремится отождествлять себя с другими людьми, главным образом для того, чтобы помочь им самореализоваться, но в своем влиянии они стараются не ущемлять права других на управление своей жизнью и удовлетворение своих потребностей любым способом. Я-концепция в период средней взрослости стремится к сохранению собственной автономности, поэтому всякие попытки, связанные с ее изменением, встречаются недружелюбно, личное пространство всячески защищается.

Для личности, успешно справившейся с задачами самоактуализации, самосознание проявляется через ряд таких личностных качеств:

  • открытость;
  • рациональность;
  • самоуважение;
  • ответственность;
  • способность к поддержанию личностных отношений;
  • стремление организовать жизнь на основе определенных нравственных правил.

Однако часто крах жизненных целей или влияние стрессовых ситуаций способно вызвать переоценки имеющихся взглядов относительно себя, своей жизни в целом. На этапе средней и поздней взрослости таким фактором часто оказывается болезнь.

Основные концепции сознания в историко-психологическом аспекте.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.

Существует несколько концепций сознания:
идеалистическая (сознание отрывается от природы и человека, ей приписывается независимое от материального носителя субстанциональное существование, она обожествляется, может быть выведена из самой себя);
материалистическая (сознание является свойством высокоорганизованной материи, ее активной формой отображения действительности);
дуалистическая (сознание так же первоначально, как и материя, является вечным или созданным вместе с материей);
вульгарно-материалистическая (сознание материально, т.е. имеет не только материальное происхождение, но и материальную сущность и структуру);
• феноменологическая (чистое сознание, освобожденное от человеческих установок, мир является ее коррелятом, результатом конструирования и познается в процессе созерцания);
субъективистская (сознание является чистой субъективностью, имманентностью, она абсолютна)
структуралистская (сознание является результатом взаимодействия трех «объективностей»: структуры, бессознательного и языка);
бихевиористская (сознание - это разнообразные психические состояния, которые непременно проявляются через двигательные реакции);
диалектико-материалистическая (идеальное является результатом отражения материального и детерминируется общественно-историческими процессами).

На стадии доисторических времен и первобытных культур главная черта подхода к проблеме сознания заключается в следующем:

-опыт измененных состояний сознания и сновидения рассматривался в качестве даже более реального и содержательного, чем опыт бодрствующего состояния.

Что касается эпохи Нового времени, то в области психологического исследования сознания она отмечена двойственностью. Два различных подхода к сознанию реализуются здесь параллельно. С одной стороны, впервые развивается строго научный подход к проблеме, для которого характерна прежде всего претензия на универсальность, общезначимость и анонимность полученных результатов, в том числе и в области психологических концепций сознания (Локк, Декарт, Беркли и др.). С другой же стороны, получает новое развитие линия, идущая от античности, через Средневековье и Возрождение. Это линия деятельного, жизненного освоения и расширения новых практических возможностей сознания. Опытное исследование здесь осуществляется индивидуальностью, «на свой страх и риск», и имеет прежде всего личностное значение. Такие «концепции» сознания, не имея строго научных результатов, неотрывны от самой личности их создателей. В Новое время двумя наиболее яркими представителями такого подхода к сознанию являются Гете и Сведенборг.

Специфику исследования сознания и психики в период 18-19вв. можно охарактеризовать следующим образом:

-психологи 18-19 вв. обращали мало внимания на тот факт, что исследуемый феномен касается и их самих, сосредоточившись почти исключительно на отстраненном, «объективистском» исследовании своего предмета. За некоторым исключением психологи этого времени в большинстве своем еще рассуждают так, как если бы их собственное сознание не составляло проблемы, то есть как если бы у них самих не было бессознательного.

Лишь с наступлением двадцатого века и с появлением психологической концепции Зигмунда Фрейда научная общественность и культурное человечество в целом сталкивается с тем фактом, что сознание, представляя из себя прежде всего жизненную проблему, обладает и своей оборотной стороной – бессознательным

 

 











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: