Визуализация оппонента

Диафрагмальное дыхание.

Диафрагма представляет собой мышцы между грудью и брюшной полостью. Это требует весьма простой практики, чтобы узнать, что и как правильно делать, а потом повторять при необходимости по несколько раз в день. Об этом вы сможете узнать в других наших статьях.

Техника релаксации. Мышечная релаксация.

Когда спортсмен чувствует симптомы тревоги и страха, такие как учащение сердцебиения, повышение артериального давления или затруднительное дыхание, релаксация может помочь в борьбе с беспокойством. По одной из методик релаксации и при возможности, спортсмен может попроситься лечь в затемненной комнате и подумать о расслаблении его тела. В результате, состояние организма вскоре нормализуется.

Если же тревога и страх наступают с большой силой, то массируя тело можно расслабиться в значительной степени и в короткие сроки.

Визуализация.

Этот метод, используемый спортсменами, помогает контролировать свою тревогу и страх. В этой технике, необходимо визуализировать себя в ситуации, которую можно себе придумать. Как вариант, спортсмен может представить себя перед большой толпой людей, когда он победил. Ниже приведены несколько способов таких визуализаций, которые вы можете использоваться для борьбы со своей тревогой.

Визуализируйте себя.

Это одно из упражнений визуализации, в котором спортсмен визуализирует себя. Спортсмен может видеть каждый физический аспект своего тела с закрытыми глазами. Причем необходимо себе представлять, что каждая часть тела в порядке и в хорошем состоянии.

Визуализируйте игру.

Ещё один способ, как бороться с тревожным состоянием и страхом, заключается в применении другого упражнения, которое требует от спортсмена визуализировать, как он играет. Он начинает представлять события, начиная с подготовки, своего выхода и победы.

Визуализация оппонента.

До сих пор вы представляли себя и свою игру. В этом упражнение нужно будет представить, как себя ведет противник. Какие у него движения, сказать себе, что мои движения лучше, чем у моего соперника, и представить, как будет вестись борьба против оппонентов.

Проведённое исследование показало, что уровень тревожности (ситуативной и личностной) у девушек-фигуристок выше, чем у юношей-фигуристов. У девушек преобладает ситуативная тревожность, а у юношей - личностная.

Наиболее часто переживаются: страх показать плохой результат (у 46,7 % спортсменов-фигуристов); боязнь неудачи (у 46,7 %), получения травмы (у 42,2 %); неуверенность в своих силах (у 33,3 %).

Состояние страха и тревоги в спорте можно преодолеть с помощью таких методов и приемов, как убеждение и внушение, психологический тренинг, релаксация, внушенный отдых, визуализация.


Заключение

 

Теоретический анализ проблемы тревоги и страха позволил сделать следующие выводы:

страх, как и другие неприятные переживания не являются однозначно «вредными». Страх регулирует поведение, уводит человека от опасностей, возможности получения травмы и т.п. Однако для человека как социального существа страх часто становится препятствием для достижения поставленных им целей. Различают три формы страха, возникающие при осознании опасности: астенической реакции, паники, боевого возбуждения.

Тревога - это реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующего неопределенным ощущением угрозы, в отличие от страха, который возникает в ответ на конкретную опасность. Тревога может возникнуть не только в ответ на ожидание результата соревновательной борьбы, возможного исхода конфликта с тренером или партнером, но из-за соматических нарушений, недостатка витамина В, токсикоза и др.

спортсмены значительно чаще оказываются в стрессовых ситуациях, где их относительный успех или неудачу могут оценить другие.

тревога (тревожность) в спорте выражается в нарушении внутреннего психологического комфорта, переживание сильного беспокойства в ситуациях, ранее относительно безразличных для спортсмена.

Оптимальный уровень тревоги повышает результаты спортивной деятельности согласно закону Йеркса-Додсона.

спортивный страх - это эмоциональное переживание спортсмена, связанное с ожиданием какой-либо грозящей ему опасности. Страхи спортсменов можно классифицировать на следующие категории:

) личные опасения не показать нужный результат;

) опасения подвести товарищей (болельщиков и т.п.);

) боязнь получить травму,

) опасения оказаться невостребованным;

) опасение агрессии со стороны других.

Проведённое исследование показало:

уровень тревожности (ситуативной и личностной) у девушек выше, чем у юношей. У девушек преобладает ситуативная тревожность, а у юношей - личностная.

интегральный показатель страха у спортсменов высокого уровня.

Однако, он выше у юношей (112,8±6,1), чем у девушек (122±6,1 баллов).

наиболее часто переживаются: страх показать плохой результат (у 46,7 % спортсменов); боязнь неудачи (у 46,7 %), получения травмы (у 42,2 %); неуверенность в своих силах (у 33,3 %).

Состояние страха и тревоги в спорте можно преодолеть с помощью таких психологических методов и приемов, как убеждение, внушение, тренинг, релаксация, внушенный отдых, визуализация.

 


Библиографический список

 

1.Гиссен, Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах / Л.Д. Гиссен - М.: Ф и С, 1990. - 192 с.

.Грищенко, Н. Н. Тревога и страх в спорте / Н.Н. Грищенко, А.С. Павлов, А.Г. Чумак, В.А. // Педагогика, психология и медико-биологичекие проблемы физического воспитания и спорта. - 2007. - № 5. - С. 168-170.

.Ильин, Е.П. Психология воли /- СПб.: Питер, 2009. - 368 с.

.Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.

.Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.

.Клапаред, Э. Психология эмоций: Тексты / Э. Клапаред - М., МГУ, 1984. - 287 с.

.Кретти Брайент, Дж. Психология в современном спорте. Пер. С англ. Ю.Л. Ханина / Дж. Кретти Брайент - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 224 с.

.Курпатов, А. Средство от страха / А. Курпатов - М.: Олма Медиа Групп, 2003. - 87 с.

.Кэррол, И.Е. Психология эмоций / Е.И. Кэррол - Перев. с англ. - СПб.: Издательство «Питер», 1999. - 464 с.

.Маклаков А. Г. Общая психология. Учебник для вузов / А.Г. Маклаков - СПб: Питер, 2001 - 592 с.

.Марищук, В. Л. Методики психодиагностики в спорте / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А Плахтиенко, Л.К. Серова М.: Просвещение, 1984, - 191 с.

.Мишин, Г. И. Отрицательные эмоции и их преодоление / Г.И. Мишин - М.: Медицина, 1984 - 80 с.

.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов - пер., М.: Оникс, 2009. - 736 с.

.Психологическая подготовка спортсмена. Сб. работ институтов физ. культуры / Под ред. П.А. Рудика, А.И. Пуни Ивлева Е.И. - М.: Ф и С, 1965.- 175 с.

.Психологический словарь / Под общей ред. П.С. Гуревича - М.: Олма Медиа Групп, Олма ПРЕСС Образование, 2007. - 800 с.

.Психология эмоций: тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтера - М.: Издательство Московского университета, 1984. - 288 с.

. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / Д.Я. Райгородский - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2001. - 672 с.

. Риман, Ф. Основные формы страха / Ф. Риман - Пер. с нем. - изд. 3-е. - М.: Алатейа, 2000. - 336 с.

19. Ханин Ю.Л. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги// Стресс и тревога в спорте. - М.:Физкультура и спорт, 1983.- 288 с.

20.Щербатых, Ю.В., Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий / Ю.В. Щербатых, Е.И. Ивлева - Воронеж: Истоки. 1998

.Щербатых, Ю.В. Психология страха / Ю.В. Щербатых - Эксмо: М., 2002.

22.www.heatpsy.narod.ru/05/alarm.html

.www.ihunter.ru/content/view

.www.lib.sportedu.ru/GetText

.www.no-stress.ru/anxiety/fear.html <http://www.no-stress.ru/anxiety/fear.html>

.www.psdict.ru/34.php

.www.psi911.boom.ru/strax.htm

.www.stressi.at.ua/publ/

.www.wikipedia.org/wiki/

.www.ysnex.ru/conquerfear.php

 


Приложение

 

Шкала самооценки личностной и ситуативной тревожности

Шкала самооценки личностной и ситуативной тревожности разработана Ч.Д. Спилбергером, адаптирована Ю.Л. Ханиным.

Назначение: Шкала является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (ситуативной тревожности как состояния) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).

Процедура: В опроснике 40 утверждений. Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих ситуативную (высказывания № 1-20) и личностную (высказывания № 21-40) тревожность. Итоговый показатель получается при суммировании всех баллов за ответы по ключу. Шкалу можно успешно использовать в целях саморегуляции и психокоррекционной работы. Тестирование занимает 5-10 минут/

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

 

№п./п Суждение Нет, это не так Пожалуй,так Верно Совершенно верно
1 Я спокоен 1 2 3 4
2 Мне ничто не угрожает 1 2 3 4
3 Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4
4 Я внутренне скован 1 2 3 4
5 Я чувствую себя свободно 1 2 3 4
6 Я расстроен 1 2 3 4
7 Меня волнуют возможные неудачи 1 2 3 4
8 Я ощущаю душевный покой 1 2 3 4
9 Я встревожен 1 2 3 4
10 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4
11 Я уверен в себе 1 2 3 4
12 Я нервничаю 1 2 3 4
13 Я не нахожу себе места 1 2 3 4
14 Я взвинчен 1 2 3 4
15 Я не чувствую скованности 1 2 3 4
16 Я доволен 1 2 3 4
17 Я озабочен 1 2 3 4
18 Я слишком возбужден и мне не по себе 1 2 3 4
19 Мне радостно 1 2 3 4
20 Мне приятно 1 2 3 4

 

Обработка результатов: Ситуативная тревожность измеряется набором из 20 суждений (10 из них характеризуют наличие эмоций, напряженности, беспокойства, озабоченности, а 10 - отсутствие тревожности). Оценка состояния тревожности проводится следующим образом: из суммы вопросов № 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18 вычитается сумма вопросов № 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20. к полученной разнице прибавляется цифра 50. Итоговый показатель меньше 30 баллов указывает на наличие низкого уровня состояния тревожности, 30-45 баллов - среднего, свыше 45 - высокого.

Шкала личной тревожности (ЛТ)

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

 

№п./п. Суждение Никогда Почти никогда Часто Почти всегда
21 У меня бывает приподнятое настроение 1 2 3 4
22 Я бываю раздражительным 1 2 3 4
23 Я легко расстраиваюсь 1 2 3 4
24 Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие 1 2 3 4
25 Я сильно переживаю, неприятности и долго не могу о них забыть 1 2 3 4
26 Я чувствую прилив сил и желание работать 1 2 3 4
27 Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4
28 Меня тревожат возможные трудности 1 2 3 4
29 Я слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4
30 Я бываю вполне счастлив 1 2 3 4
31 Я все принимаю близко к сердцу 1 2 3 4
32 Мне не хватает уверенности в себе 1 2 3 4
33 Я чувствую себя беззащитным 1 2 3 4
34 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей 1 2 3 4
35 У меня бывает хандра 1 2 3 4
36 Я бываю доволен 1 2 3 4
37 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4
38 Бывает, что я чувствую себя неудачником 1 2 3 4
39 Я уравновешенный человек 1 2 3 4
40 Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4

 

Обработка результатов: Личностная шкала самооценки включает 20 вопросов. Как черта личности она характеризует в той или иной степени склонность испытывать в большинстве ситуаций опасения, страх. Подсчет количества баллов производится следующим образом: из суммы ответов на вопросы № 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20 вычитается сумма ответов на вопросы № 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19. К полученной разнице прибавляется цифра 35.

Суммарный показатель по шкале Спилбергера показывает: до 30 баллов - низкий уровень тревожности, от 30 до 45 балов - средний уровень тревожности, свыше 45 баллов - высокий уровень тревожности.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания; высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у спортсмена в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе. Очень высокая ситуативная тревожность вызывает нарушение внимания, иногда - тонкой координации, прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, эмоциональными, невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагируя состоянием тревоги. Определенный уровень тревожности - естественная особенность активной личности. Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: