МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра теории права и государственно-правовых дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
![]() |
Проректор по учебной и методической работе
__________________________С.И.Сильченко
«29» декабря 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Конституционное право
УГН: 40.00.00 Юриспруденция
| Направление подготовки: Направленность: | 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) гражданско-правовая; уголовно-правовая |
| Квалификация выпускника: | бакалавр |
| Форма обучения: | очная, очно-заочная, заочная |
| Срок обучения (по очной форме): | 4 года |
| Рассмотрена на заседании кафедры, протокол № 11 от 5.07.2017 г. | Обсуждена и рекомендована на заседании УМС, протокол №71 от 24.08.2017 г. Одобрена на заседании Ученого совета, протокол № 7 от 24.08.2017 г. |
Москва
2019
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи учебной дисциплины ……………………………………………………......3
2. Место учебной дисциплины в структуре ОП ………………………………………………3
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных
с планируемыми результатами освоения ОП ВО (компетенциями выпускника)….…...4
4. Объем дисциплины и виды учебной работы ……………………………………………....7
5. Содержание дисциплины ………………………………………………………………….….8
5.1. Тематический план для очной формы обучения …………………………………………....8
5.2 Тематический план для очно-заочной формы обучения……………….………………….11
5.3 Тематический план для заочной формы обучения ………………………………………...13
5.4 Содержание разделов и тем дисциплины …………………………………………………..15
6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся
по дисциплине…………………………………………………………………….……………...17
6.1. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины…………………..17
6.2. Задания на самостоятельную работу ……………………………………………………….18
6.3. Содержание занятий семинарского типа ……………………………….……….………....85
7. Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации ………………………..….112
8. Ресурсное обеспечение ……………………………………………...…………...………….112
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы………………………………….….112
8.2. Перечень нормативных правовых актов …………………………………..………….…..113
8.3. Перечень ресурсов сети «Интернет» …………………………………………………...….113
8.4. Перечень информационных технологий …………………………………………………..114
8. Описание материально-технической базы ……………………………….………….…..114
1. Цели и задачи учебной дисциплины
Цели учебной дисциплины:
- способствовать успешному применению бакалаврами Конституции РФ, конституционно-правовых норм в процессе исполнения функций по должностному предназначению;
- сформировать у обучающихся научное представление: о конституционном праве как ведущей отрасли права, о его роли и месте в российской системе права, в системе права зарубежных стран и обеспечении режима конституционной законности в важнейших сферах государственной и общественной жизни страны; об основных направлениях и тенденциях развития современного конституционного законодательства о правовых позициях Конституционного Суда РФ.
Основными задачами учебной дисциплины являются:
- изучение особенностей конституционного строя, правового положения гражданина, прав и свобод человека и гражданина, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в Российской Федерации; правовых позиций Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ).
- овладение обучающимися навыками: оперирования конституционными понятиями и категориями; анализа правовых явлений и юридических фактов и возникающих в связи с ними конституционно-правовых отношений; правильного толкования и применения конституционно- правовых норм; принятия решений и совершения юридических действий в точном соответствии с Конституцией и законом; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина; использования в практической работе решений Конституционного Суда РФ и ЕСПЧ.
2. Место учебной дисциплины в структуре ОП
Учебная дисциплина входит в базовую часть ОП (блок 1. Дисциплины (модули)). Ее изучение - важнейший этап подготовки бакалавров. Она весьма объемна по отводимым на ее изучение часам.
Предшествующими дисциплинами без знаний, по которым не может быть освоено Конституционное право являются: теория государства и права, история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, философия, логика.
Конституционное право как отрасль права занимает особое место в системе российского и зарубежного права. Оно формирует принципы: народовластия и организации государственной власти; взаимоотношения человека и государства; деятельности Президента, Парламента, Правительства, судебной системы; функционирования политических партий и общественных объединений; конституционных гарантий деятельности местного самоуправления. Поэтому оно является основой ряда отраслей права: муниципального, избирательного, права прав человека и т.д. и как учебная дисциплина является ключевой дисциплиной в подготовке будущих юристов, и изучение её предшествует изучению других правовых дисциплин.
Учебный курс «Конституционное право», во многом, включает в себя элементы конституционного права зарубежных стран и конституционного права Российской Федерации.
Учебная дисциплина реализуется в семестрах согласно учебным планам по формам обучения.
Учебная дисциплина обеспечивает в последующем освоение обучающимися следующих учебных дисциплин и практик:
| № п/п | Наименование обеспечиваемых дисциплин, практик | № разделов и тем |
| 1. | Административное право | Все разделы |
| 2. | Гражданское право | Все разделы |
| 3. | Уголовное право | Все разделы |
| 4. | Муниципальное право | Все разделы |
| 5. | Международное право | Все разделы |
| 6. | Жилищное право | Все разделы |
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП ВО (компетенциями выпускника)
| Формируемые компетенции | Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), характеризующие этапы формирования компетенций | ||
| Код | Наименование | ||
| ОК-7 | способность к самоорганизации и самообразованию | Рефлексивное отношение к уровню собственной профессиональной подготовки, стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, мотивированное совершенствование своего образовательного уровня, соответствующего качествам профессионала юриста, обоснованное упорядочивание и регламентация жизнедеятельности | |
| В области знания и понимания (А) | |||
| Знать | А-3 современные подходы к моделированию своего образовательного уровня в области конституционного права, соответствующего качествам профессионала-юриста; | ||
| В области интеллектуальных навыков (В) | |||
| Уметь | В-1 определять задачи своего личностного и профессионального роста; В-2 применять к себе методы конструирования личности, как профессионала-юриста; В-3 выбирать и эффективно использовать образовательные технологии (в том числе и информационные технологии), методы и средства обучения с целью достижения планируемого уровня личностного и профессионального развития; В-4 умеет оценивать последствия принятого решения и нести за него ответственность. | ||
| В области практических навыков (С) | |||
| Владеть | С-1 навыками самоанализа и самоконтроля профессиональной деятельности; навыками оценивания сформированности собственных профессиональных качеств; С-2 навыками профессионально-творческого саморазвития на основе постоянного обучения и использования информационных технологий; С-3 технологиями организации процесса самообразования; приемами целеполагания во временной перспективе, способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности; | ||
| ПК-4 | способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации | Способность юридически верно оценивать обстоятельства и выбирать в конкретной ситуации наиболее оптимальный вариант действий основанных на законодательстве Российской Федерации, выбирать соответствующую норму права, толковать и применять ее к конкретной правовой ситуации | |
| В области знания и понимания (А) | |||
| Знать | А-1 принципы формирования системы законодательства Российской Федерации и свободно ориентируется в отраслевом законодательстве соответствующего профиля; А-2 основы управленческой деятельности и порядок принятия решений в рамках действующего законодательства, а также правила составления юридических документов; А-3 методы, регулирующие принятие решений, а также совершения юридических действий; | ||
| В области интеллектуальных навыков (В) | |||
| Уметь | В-1 собирать, анализировать и оценивать информацию необходимую для принятия решения в соответствующей области правового регулирования; В-2 определять соответствующие нормы права, позволяющие принять правильное решение и совершить юридические действия; | ||
| ПК-7 | владение навыками подготовки юридических документов | Способность грамотно использовать правила, средства и приемы юридической техники для составления официальных письменных документов, порождающих определенные юридические последствия и исключающих возникновение правового спора по существу изложенного в документе, признание его недействительным или ничтожным | |
| В области знания и понимания (А) | |||
| Знать | А-1 стили и формы изложения юридических документов; А-2 правила построения и оформления юридических документов; А-3средства и приемы юридической техники; А-4 знает способы и приемы толкования юридических норм и нормативных правовых актов. | ||
| В области интеллектуальных навыков (В) | |||
| Уметь | В-1 выбирать средства и приемы юридической техники для составления конкретного юридического документа; В-2 анализировать и определять соответствующие нормы права, подлежащие применению при составлении официальных письменных документов; В-3анализировать и соотносить способы и приемы толкования юридических норм и нормативных правовых актов; | ||
| В области практических навыков (С) | |||
| Владеть | С-1 правилами построения и оформления юридических документов; С-2 навыками применения средств и приемов юридической техники; С-3 навыками составления официальных письменных документов в рамках профиля подготовки; С-4 владеет навыками определения и применения способов и приемов толкования юридических норм и нормативных правовых актов, в том числе при наличии коллизий; | ||
| ОПК-1 | способность соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации | Способность воздерживаться от поведения, которое противоречит российскому законодательству, общепризнанным принципам, нормам международного права и международным договорам Российской Федерации | |
| В области знания и понимания (А) | |||
| Знать | А-1 Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты; А-3 сущность и содержание системы законодательства Российской Федерации; А-4 особенности правосубъектности участников правоотношений; | ||
| В области интеллектуальных навыков (В) | |||
| Уметь | В-1 на практике применять законодательство Российской Федерации, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международных договоров Российской Федерации при осуществлении профессиональных обязанностей; В-2 воздерживаться от поведения, которое противоречит законодательству; В-3 сопоставлять область своей профессиональной деятельности с мерами по обеспечению и соблюдению законодательства Российской Федерации; В-4 анализировать судебную практику и понимает ее значение в интересах соблюдения законодательства Российской Федерации; | ||
| В области практических навыков (С) | |||
| Владеть | С-1 навыками формулировать задачи и определять меры по обеспечению соблюдения законодательства Российской Федерации; С-2 навыками принятия решений в сфере обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации; С-3 методикой оценки качества соблюдения законодательства Российской Федерации, а также общепризнанных принципов, норм международного права и международных договоров Российской Федерации; | ||
| ОПК-2 | способность работать на благо общества и государства | Способность на основе знаний и пониманий принципов социальной направленности профессии юриста, совершать действия в интересах общества и государства, подчинять свои возможности пользе народа | |
| В области знания и понимания (А) | |||
| Знать | А-1 знает и понимает принципы социальной направленности профессии юриста; А-2 направления профессиональной деятельности по обеспечению интересов государства и гражданского общества, пути и средства обеспечения благополучия народа; | ||
| В области интеллектуальных навыков (В) | |||
| Уметь | В-1 выбирать средства и приемы, необходимые для решения задач, направленных на благо личности, общества и государства; В-2 на основе нравственных принципов и норм права умеет определять и квалифицировать действия, направленные на благо личности, общества и государства; В-3 использовать методы правового анализа для определения тенденций развития общества и государства; | ||
| ОПК-5 | способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь | способность «воспроизводить» полученную ранее информацию путем логических рассуждений, излагать свои мысли по известным вопросам и новым проблемам, самостоятельно формулировать выводы, ясно их излагать и аргументировать, в том числе и в письменной форме. | |
| В области знания и понимания (А) | |||
| Знать | А1 - знает основные требования, обеспечивающие правильность и культуру письменной и устной речи; А2 – знает общие требования оформления деловой и иной документации; А3 – знает логические основы аргументации, доказательства, спора; | ||
| В области интеллектуальных навыков (В) | |||
| Уметь | В1 - умеет использовать речевые обороты в различных ситуациях общения; В2 - умеет излагать свои мысли в письменном виде; В3 – умеет применять законы логики к построению устной и письменной речи; | ||
| В области практических навыков (С) | |||
| Владеть | С1 - обладает навыками устного выступления, изложения своих мыслей по известным вопросам и новым проблемам, самостоятельно формулировать выводы; С2 – обладает навыками грамотного оформления необходимой документации; С3 - обладает навыками ведения спора, дискуссии. | ||
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, всего 288 часов, из них:
| Виды учебных занятий | Всего часов | ||
| Очная форма обучения | Очно-заочная форма обучения | Заочная форма обучения | |
| 1. Контактная работа (по видам учебных занятий), в т. ч.: | 162 | 68 | 34 |
| Лекции | 70 | 26 | 12 |
| Практические занятия (из них практические занятия с ИАМ) | 22(12) | 10(4) | 4 |
| Семинары (из них семинары с ИАМ) | 62(6) | 24(4) | 10(4) |
| Консультации | 2 | 2 | 2 |
| Курсовая работа | 4 | 4 | 4 |
| Контроль самостоятельной работы | 2 | 2 | 2 |
| 2. Контактная работа по промежуточной аттестации на одного обучающегося | 0,43 | 0,43 | 0,3 |
| Форма промежуточной аттестации | Зачет с оценкой, Экзамен (35,7) | Зачет с оценкой, Экзамен (35,7) | Экзамен (8,7) |
| 3. Руководство курсовой работой на одного обучающегося | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
| 4. Самостоятельная работа (всего), в т. ч.: | 89,37[*] | 183,37* | 244,5 |
| Выполнение реферата (курсовой работы, иных письменных работ) | 34,5 | 69,5 | 69,5 |
| Решение задач, тестов, ответы на контрольные вопросы и т.п. | 20 | 40 | 65 |
| Проработка конспектов лекций, обязательной и дополнительной литературы (с составлением конспекта или без) | 14,87 | 33,87 | 50 |
| Подготовка презентации в MS Power Point | 10 | 20 | 30 |
| Подготовка доклада (сообщения) | 10 | 20 | 30 |
5. Содержание дисциплины
5.1. Тематический план для очной формы обучения
|
Наименование разделов и тем дисциплины, промежуточная аттестация | Контактная работа, час | СР | Контроль | Всего |
Компетенции |
Признак компетенции | |||||||||
| Лекции | Семинары | Сем. с ИАМ | ПЗ | ПЗ с ИАМ | КСР | Курс. работа | Консультации | ПА на одного обучающегося | |||||||
| Защита | Руководство (на 1 обуч.) | ||||||||||||||
| Тема 1. Конституционное право - ведущая отрасль системы национального права. | 6 | 6 |
|
|
|
|
|
|
|
| 8 |
| 20 | ОК-7 | А-3,В-1-4, С-1-3 |
| ОПК-5 | А-1-3; В-1-3; С-1-3; | ||||||||||||||
| Тема 2. Конституция Российской Федерации и конституции зарубежных государств. | 8 | 8 |
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
| 20 | ОК-7 | А-3; В-1-4; С-1-3; |
| ПК-4 | А-1-3; В-1-2; | ||||||||||||||
| ОПК-1 | А-1,3; В-1-4; С-1-3 | ||||||||||||||
| ОПК-2 | А1-2; В-1-3 | ||||||||||||||
| ОПК-5 | А-1-3; В-1-3; С-1-3; | ||||||||||||||
| Тема 3. Основы конституционного строя России. | 6 |
| 4 | 4 |
|
|
|
|
|
| 6 |
| 20 | ОК-7 | А-3; В-1-4; С-1-3; |
| ПК-4 | А-1-3; В-1-4; С-1-3; | ||||||||||||||
| ОПК-1 | А-1,3; В-1-4; С-1-3; | ||||||||||||||
| ОПК-2 | А1-2; В-1-3 | ||||||||||||||
| ОПК-5 | А-1-3; В-1-3;С-1-3; | ||||||||||||||
| Тема 4. Конституционно- правовой статус человека и гражданина. Права человека в международном и российском праве. | 8 | 8 | 2 |
|
|
|
|
|
|
| 2 |
| 20 | ОК-7 | А-3; В-1-4; С-1-3; |
| ПК-4 | А-1-3; В-1-2; | ||||||||||||||
| ОПК-1 | А-1,3,4; В-1-4; С-1-3; | ||||||||||||||
| ОПК-2 | А1-2; В-1-3 | ||||||||||||||
| ОПК-5 | А-1-3; В-1-3;С-1-3; | ||||||||||||||
| Тема 5. Федеративные государства. Понятие и формы государственно -территориального устройства: мировой и отечественный опыт конституционного регулирования. Российский федерализм. Законодательные (представительные) и исполнительные органы власти субъектов РФ. | 6 | 8 |
|
| 6 |
|
|
|
|
| 2 |
| 22 | ОК-7 | А-3; В-1-4; С-1-3; |
| ПК-4 | А-1-3; В-1-2; | ||||||||||||||
| ОПК-1 | А-1,3; В-1-4; С-1-3; | ||||||||||||||
| ОПК-2 | А1-2; В-1-3 | ||||||||||||||
| ОПК-5 | А-1-3; В-1-3;С-1-3; | ||||||||||||||
| Тема 6. Конституционно-пра- вовой статус главы государства. Президент Российской Федерации. | 8 |
|
| 4 |
|
|
|
|
|
| 8 |
| 20 | ОК-7 | А-3; В-1-4; С-1-3; |
| ПК-4 | А-1-3; В-1-2; | ||||||||||||||
| ОПК-1 | А-1,3,4; В-1-4; С-1-3; | ||||||||||||||
| ОПК-2 | А1-2; В-1-3 | ||||||||||||||
| ОПК-5 | А-1-3; В-1-3;С-1-3; | ||||||||||||||
| Тема 7. Конституционно- правовой статус правительства. Правительство Российской Федерации. | 8 | 8 |
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
| 22 | ОК-7 | А-3; В-1-4; С-1-3; |
| ПК-4 | А-1-3; В-1-2; | ||||||||||||||
| ОПК-1 | А-1,3,4; В-1-4; С-1-3; | ||||||||||||||
| ОПК-2 | А1-2; В-1-3 | ||||||||||||||
| ОПК-5 | А-1-3; В-1-3;С-1-3; | ||||||||||||||
| Зачет с оценкой | 0,13 | 3,87 | |||||||||||||
| Итого 2 семестр: | 50 | 38 | 6 | 8 | 6 | 0,13 | 35,87 | 144 | |||||||
| Тема 8. Конституционно-правовой статус органов законодательной власти. Современный парламентаризм. федеральное Собрание Российской Федерации. | 6 | 6 |
|
| 2 |
|
|
|
|
| 12 |
| 26 | ОК-7 | А-3; В-1-4; С-1-3; |
| ПК-4 | А-1-3; В-1-2; | ||||||||||||||
| ПК-7 | А-1-4; В-1-3; С-1-4; | ||||||||||||||
| ОПК-1 | А-1,3,4; В-1-4; С-1-3; | ||||||||||||||
| ОПК-2 | А1-2; В-1-3 | ||||||||||||||
| ОПК-5 | А-1-3; В-1-3;С-1-3; | ||||||||||||||
| Тема 9. Институты избирательного права. Демократические стандарты выборов. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации и в зарубежных странах. | 6 | 4 |
| 2 |
|
|
|
|
|
| 14 |
| 26 | ОК-7 | А-3; В-1-4; С-1-3; |
| ПК-4 | А-1-3; В-1-2; | ||||||||||||||
| ОПК-1 | А-1,3,4; В-1-4; С-1-3; | ||||||||||||||
| ОПК-2 | А1-2; В-1-3 | ||||||||||||||
| ОПК-5 | А-1-3; В-1-3;С-1-3; | ||||||||||||||
| Тема 10. Конституционные основы судебной власти. Органы конституционной юстиции. Судебная власть и прокуратура в России, Конституционный Суд РФ. Правовые позиции Конституционного Суда РФ и Европейского суда по правам человека. | 4 | 4 |
|
| 2 |
|
|
|
|
| 15 |
| 25 | ОК-7 | А-3; В-1-4; С-1-3; |
| ПК-4 | А-1-3; В-1-2; | ||||||||||||||
| ОПК-1 | А-1,3,; В-1-4; С-1-3; | ||||||||||||||
| ОПК-2 | А1-2; В-1-3 | ||||||||||||||
| ОПК-5 | А-1-3; В-1-3;С-1-3; | ||||||||||||||
| Тема 11. Конституционно-правовые гарантии деятельности местного самоуправления. Муниципальное право России. Европейский и отечественный опыт организации местного самоуправления. Актуальные проблемы развития местного самоуправления в России. | 4 | 4 |
|
| 2 | 2 |
|
|
|
| 12,5 |
| 24,5 | ОК-7 | А-3; В-1-4; С-1-3; |
| ПК-4 | А-1-3; В-1-2; | ||||||||||||||
| ОПК-1 | А-1,3,; В-1-4; С-1-3; | ||||||||||||||
| ОПК-2 | А1-2; В-1-3 | ||||||||||||||
| ОПК-5 | А-1-3; В-1-3;С-1-3; | ||||||||||||||
| Курсовая работа | 4 | 0,5 | 4,5 | ||||||||||||
| Консультация | 2 | 2 | |||||||||||||
| Экзамен | 0,3 | 35,7 | 36 | ||||||||||||
| Итого 3 семестр: | 20 | 18 | - | 2 | 6 | 2 | 4 | 0,5 | 2 | 0,3 | 53,5 | 35,7 | 144 | ||
| Всего по дисциплине: | 70 | 56 | 6 | 10 | 12 | 2 | 4 | 0,5 | 2 | 0,43 | 89,37 | 35,7 | 288 | ||
Тематический план для очно-заочной формы обучения
|
Наименование раздела дисциплины | Контактная работа, час | СР | Контроль | Всего |
Компетенции |
Признак компетенции | |||||||||
| Лекции | Семинары | Сем. с ИАМ | ПЗ | ПЗ с ИАМ | Курс. работа | Консультации | КСР | ПА на одного обучающегося | |||||||
| Защита | Руководство (на 1 обуч.) | ||||||||||||||
| Тема 1. Конституционное право - Ведущая отрасль системы национального права. | 2 | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
| 16 |
| 20 | ОК-7 | А-3,В-1-4, С-1-3 |
| ОПК-5 | А-1-3; В-1-3; С-1-3; | ||||||||||||||
| Тема 2. Конституция Российской Федерации и конституции зарубежных государств. | 2 | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
| 16 |
| 20 | ОК-7 | А-3; В-1-4; С-1-3; |
| ПК-4 | А-1-3; В-1-2; | ||||||||||||||
| ОПК-1 | А-1,3; В-1-4; С-1-3 | ||||||||||||||
| ОПК-2 | А1-2; В-1-3 | ||||||||||||||
| ОПК-5 | А-1-3; В-1-3; С-1-3; | ||||||||||||||
| Тема 3. Основы конституционного строя России. | 4 | 2 | 4 |
|
|
|
|
|
|
| 10 |
| 20 | ОК-7 | А-3; В-1-4; С-1-3; |
| ПК-4 | А-1-3; В-1-4; С-1-3; | ||||||||||||||
| ОПК-1 | А-1,3; В-1-4; С-1-3; | ||||||||||||||
| ОПК-2 | А1-2; В-1-3 | ||||||||||||||
| ОПК-5 | А-1-3; В-1-3;С-1-3; | ||||||||||||||
| Тема 4. Конституционно- правовой статус человека и гражданина. Права человека в международном и российском праве. | 2 |
|
| 2 |
|
|
|
|
|
| 16 |
| 20 | ОК-7 | А-3; В-1-4; С-1-3; |
| ПК-4 | А-1-3; В-1-2; | ||||||||||||||
| ОПК-1 | А-1,3,4; В-1-4; С-1-3; | ||||||||||||||
| ОПК-2 | А1-2; В-1-3 | ||||||||||||||
| ОПК-5 | А-1-3; В-1-3;С-1-3; | ||||||||||||||
| Тема 5. Федеративные государства. Понятие и формы государственно-территориального устройства: мировой и отечественный опыт конституционного регулирования. Российский федерализм. Законодательные (представительные) и исполнительные органы власти субъектов РФ. | 4 | 2 |
| 2 |
|
|
|
|
|
| 14 |
| 22 | ОК-7 | А-3; В-1-4; С-1-3; |
| ПК-4 | А-1-3; В-1-2; | ||||||||||||||
| ОПК-1 | А-1,3; В-1-4; С-1-3; | ||||||||||||||
| ОПК-2 | А1-2; В-1-3 | ||||||||||||||
| ОПК-5 | А-1-3; В-1-3;С-1-3; | ||||||||||||||
| Тема 6. Конституционно- правовой статус главы государства. Президент Российской Федерации. | 2 |
|
|
| 2 |
|
|
|
|
| 16 |
| 20 | ОК-7 | А-3; В-1-4; С-1-3; |
| ПК-4 | А-1-3; В-1-2; | ||||||||||||||
| ОПК-1 | А-1,3,4; В-1-4; С-1-3; | ||||||||||||||
| ОПК-2 | А1-2; В-1-3 | ||||||||||||||
| ОПК-5 | А-1-3; В-1-3;С-1-3; | ||||||||||||||
| Тема 7. Конституционно- правовой статус правительства. Правительство Российской Федерации. | 2 | 4 |
|
|
|
|
|
|
|
| 12 |
| 22 | ОК-7 | А-3; В-1-4; С-1-3; |
| ПК-4 | А-1-3; В-1-2; | ||||||||||||||
| ОПК-1 | А-1,3,4; В-1-4; С-1-3; | ||||||||||||||
| ОПК-2 | А1-2; В-1-3 | ||||||||||||||
| ОПК-5 | А-1-3; В-1-3;С-1-3; | ||||||||||||||
| Зачет с оценкой | 0,13 | 3,87 | |||||||||||||
| Итого 2 семестр: | 18 | 12 | 4 | 4 | 2 | 0,13 | 103,87 | 144 | |||||||
| Тема 8. Конституционно- правовой статус органов законодательной власти. Современный парламентаризм. федеральное Собрание Российской Федерации. | 2 | 4 |
|
|
|
|
|
|
|
| 20 |
| 26 | ОК-7 | А-3; В-1-4; С-1-3; |
| ПК-4 | А-1-3; В-1-2; | ||||||||||||||
| ПК-7 | А-1-4; В-1-3; С-1-4; | ||||||||||||||
| ОПК-1 | А-1,3,4; В-1-4; С-1-3; | ||||||||||||||
| ОПК-2 | А1-2; В-1-3 | ||||||||||||||
| ОПК-5 | А-1-3; В-1-3;С-1-3; | ||||||||||||||
| Тема 9. Институты избирательного права. Демократические стандарты выборов. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации и в зарубежных странах. | 2 | 4 |
|
|
|
|
|
|
|
| 20 |
| 26 | ОК-7 | А-3; В-1-4; С-1-3; |
| ПК-4 | А-1-3; В-1-2; | ||||||||||||||
| ОПК-1 | А-1,3,4; В-1-4; С-1-3; | ||||||||||||||
| ОПК-2 | А1-2; В-1-3 | ||||||||||||||
| ОПК-5 | А-1-3; В-1-3;С-1-3; | ||||||||||||||
| Тема 10. Конституционные основы судебной власти. Органы конституционной юстиции. Судебная власть и прокуратура в России, Конституционный Суд РФ. Правовые позиции Конституционного Суда РФ и Европейского суда по правам человека. | 2 |
|
| 2 |
|
|
|
| 2 |
| 19 |
| 25 | ОК-7 | А-3; В-1-4; С-1-3; |
| ПК-4 | А-1-3; В-1-2; | ||||||||||||||
| ОПК-1 | А-1,3,; В-1-4; С-1-3; | ||||||||||||||
| ОПК-2 | А1-2; В-1-3 | ||||||||||||||
| ОПК-5 | А-1-3; В-1-3;С-1-3; | ||||||||||||||
| Тема 11. Конституционно-правовые гарантии деятельности местного самоуправления. Муниципальное право России. Европейский и отечественный опыт организации местного самоуправления. Актуальные проблемы развития местного самоуправления в России. | 2 |
|
|
| 2 |
|
|
|
|
| 20,5 |
| 24,5 | ОК-7 | А-3; В-1-4; С-1-3; |
| ПК-4 | А-1-3; В-1-2; | ||||||||||||||
| ОПК-1 | А-1,3,; В-1-4; С-1-3; | ||||||||||||||
| ОПК-2 | А1-2; В-1-3 | ||||||||||||||
| ОПК-5 | А-1-3; В-1-3;С-1-3; | ||||||||||||||
| Курсовая работа | 4 | 0,5 | 4,5 | ||||||||||||
| Консультация | 2 | 2 | |||||||||||||
| Экзамен | 0,3 | 35,7 | 36 | ||||||||||||
| Итого 3 семестр: | 8 | 8 | - | 2 | 2 | 4 | 0,5 | 2 | 2 | 0,3 | 79,5 | 35,7 | 144 | ||
| Всего по дисциплине: | 26 | 20 | 4 | 6 | 4 | 4 | 0,5 | 2 | 2 | 0,43 | 183,37 | 35,7 | 288 | ||
5.3. Тематический план для заочной формы обучения
|
Наименование раздела дисциплины
| Контактная работа, час | СРС | Контроль | Всего |
Компетенции |
Признак компетенции | |||||||||
| Лекции | Семинары | Сем. с ИАМ | ПЗ | ПЗ с ИАМ | Курсов. работа | КСР | Консультации | ПА на одного обучающегося | |||||||
| Защита | Руководство (на 1 обуч.) | ||||||||||||||
| Тема 1. Конституционное право - Ведущая отрасль системы национального права. | 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 18
|
| 20 | ОК-7 | А-3,В-1-4, С-1-3 |
| ОПК-5 | А-1-3; В-1-3; С-1-3; | ||||||||||||||
| Тема 2. Конституция Российской Федерации и конституции зарубежных государств. |
| 2 |
|
|
|
|
|
|
| 18 |
| 20 | ОК-7 | А-3; В-1-4; С-1-3; | |
| ПК-4 | А-1-3; В-1-2; | ||||||||||||||
| ОПК-1 | А-1,3; В-1-4; С-1-3 | ||||||||||||||
| ОПК-2 | А1-2; В-1-3 | ||||||||||||||
| ОПК-5 | А-1-3; В-1-3; С-1-3; | ||||||||||||||
| Тема 3. Основы конституционного строя России. | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 18 |
| 20 | ОК-7 | А-3; В-1-4; С-1-3; |
| ПК-4 | А-1-3; В-1-4; С-1-3; | ||||||||||||||
| ОПК-1 | А-1,3; В-1-4; С-1-3; | ||||||||||||||
| ОПК-2 | А1-2; В-1-3 | ||||||||||||||
| ОПК-5 | А-1-3; В-1-3;С-1-3; | ||||||||||||||
| Тема 4. Конституционно- правовой статус человека и гражданина. Права человека в международном и российском праве. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 20 |
| 20 | ОК-7 | А-3; В-1-4; С-1-3; | |
| ПК-4 | А-1-3; В-1-2; | ||||||||||||||
| ОПК-1 | А-1,3,4; В-1-4; С-1-3; | ||||||||||||||
| ОПК-2 | А1-2; В-1-3 | ||||||||||||||
| ОПК-5 | А-1-3; В-1-3;С-1-3; | ||||||||||||||
| Тема 5. Федеративные государства. Понятие и формы государственно-территориального устройства: мировой и отечественный опыт конституционного регулирования. Российский федерализм. Законодательные (представительные) и исполнительные органы власти субъектов РФ. | 2 | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
| 18 |
| 22 | ОК-7 | А-3; В-1-4; С-1-3; |
| ПК-4 | А-1-3; В-1-2; | ||||||||||||||
| ОПК-1 | А-1,3; В-1-4; С-1-3; | ||||||||||||||
| ОПК-2 | А1-2; В-1-3 | ||||||||||||||
| ОПК-5 | А-1-3; В-1-3;С-1-3; | ||||||||||||||
| Тема 6. Конституционно- правовой статус главы государства. Президент Российской Федерации. | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
| 18 |
| 20 | ОК-7 | А-3; В-1-4; С-1-3; | |
| ПК-4 | А-1-3; В-1-2; | ||||||||||||||
| ОПК-1 | А-1,3,4; В-1-4; С-1-3; | ||||||||||||||
| ОПК-2 | А1-2; В-1-3 | ||||||||||||||
| ОПК-5 | А-1-3; В-1-3;С-1-3; | ||||||||||||||
| Тема 7. Конституционно- правовой статус правительства. Правительство Российской Федерации. | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 20 |
| 22 | ОК-7 | А-3; В-1-4; С-1-3; |
| ПК-4 | А-1-3; В-1-2; | ||||||||||||||
| ОПК-1 | А-1,3,4; В-1-4; С-1-3; | ||||||||||||||
| ОПК-2 | А1-2; В-1-3 | ||||||||||||||
| ОПК-5 | А-1-3; В-1-3;С-1-3; | ||||||||||||||
| Тема 8. Конституционно-правовой статус органов законодательной власти. Современный парламентаризм. федеральное Собрание Российской Федерации. |
| 2 |
|
|
|
|
|
|
| 24 |
| 26 | ОК-7 | А-3; В-1-4; С-1-3; | |
| ПК-4 | А-1-3; В-1-2; | ||||||||||||||
| ПК-7 | А-1-4; В-1-3; С-1-4; | ||||||||||||||
| ОПК-1 | А-1,3,4; В-1-4; С-1-3; | ||||||||||||||
| ОПК-2 | А1-2; В-1-3 | ||||||||||||||
| ОПК-5 | А-1-3; В-1-3;С-1-3; | ||||||||||||||
| Тема 9. Институты избирательного права. Демократические стандарты выборов. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации и в зарубежных странах. | 2 | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
| 22 |
| 26 | ОК-7 | А-3; В-1-4; С-1-3; |
| ПК-4 | А-1-3; В-1-2; | ||||||||||||||
| ОПК-1 | А-1,3,4; В-1-4; С-1-3; | ||||||||||||||
| ОПК-2 | А1-2; В-1-3 | ||||||||||||||
| ОПК-5 | А-1-3; В-1-3;С-1-3; | ||||||||||||||
| Тема 10. Конституционные основы судебной власти. Органы конституционной юстиции. Судебная власть и прокуратура в России, Конституционный Суд РФ. Правовые позиции Конституционного Суда РФ и Европейского суда по правам человека. |
|
| 2 |
|
|
|
|
|
| 23 |
| 25 | ОК-7 | А-3; В-1-4; С-1-3; | |
| ПК-4 | А-1-3; В-1-2; | ||||||||||||||
| ОПК-1 | А-1,3,; В-1-4; С-1-3; | ||||||||||||||
| ОПК-2 | А1-2; В-1-3 | ||||||||||||||
| ОПК-5 | А-1-3; В-1-3;С-1-3; | ||||||||||||||
| Тема 11. Конституционно-право-вые гарантии деятельности местного самоуправления. Муниципальное право России. Европейский и отечественный опыт организации местного самоуправления. Актуальные проблемы развития местного самоуправления в России. | 2 |
|
| 2 |
|
| |||||||||







