Васнецов А., Московский Кремль при Иване III
Стрельница Троицких ворот
Ивановская колокольня по проекту итальянского архитектора Бона Фрязина увенчала композицию Московского Кремля. Иван Великий стал самым высоким сооружением в Москве- 80 м. и символом Русского государства.
Колокольня Ивана Великого построена в 1505—1508 годах
по проекту итальянского архитектора Бона Фрязина
Новаторское направление в каменном зодчестве XVI в. представляют столпообразные шатровые храмы- это возрожденный стиль русского деревянного зодчества. Пример: собор Вознесения в селе Коломенском, построенный в честь долгожданного рождения наследника государя Василия III- Ивана IV.
Собор Вознесения в селе Коломенском возведен в 1528—1532 гг. предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Анибале
В честь победы над Казанским ханством построен Собор Василия Блаженного. В народной памяти он связан с именем юродивого Василия, который был в то время хорошо известен всей Москве и погребен в пределе собора. Построен русскими мастерами Бармой и Постником. Поражают разные по высоте и исполнению башни, нет похожих друг на друга.
|
|
Крупнейшим живописцем на рубеже XV- XVI вв. был Дионисий. Он написал ряд икон, часть фресок Успенского собора Кремля. Его работам свойственны утонченный рисунок, изысканный колорит, пышная декоративность. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва
Диони́сий — ведущий московский иконописец и мастер фресок конца XV — начала XVI веков |
Святой митрополит Петр с житием. Дионисий и мастерская |
Официальная идея об исторической преемственности власти московских князей от византийских императоров воплотилась в росписи Благовещенского собора, выполненной под руководством Феодосия - сына Дионисия. Здесь изображены византийские императоры и императрицы и русские князья.
Фрески Благовещенского собора, выполненной под руководством Феодосия
В серединеXVIв. В Москве была написана большая, длиной в четыре метра икона- картина «Церковь воинствующая», посвященная реальному историческому событию: взятию Казани. На ней изображено торжественное шествие «победоносного воинства» во главе с царем Иваном Грозным. Среди воинов- князь Владимир с сыновьями Борисом и Глебом, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие прославленные князья.. Впереди на крылатом коне архангел Михаил. В центре – фигура византийского императора Константина с крестом в руке. Войско встречает Богоматерь с младенцем.
Предполагаемым автором иконы считают московского митрополита Афанасия
|
|
Наряду с храмовой живописью (фрески, мозаика, иконы) в XVI веке начинает развиваться портретное искусство. Портреты русских князей заполнили росписи Золотой и Грановитой палаты, Благовещенского и Архангельского соборов Кремля.
Великий князь Владимир Святославович с сыновьями.
Роспись восточной стены Грановитой палаты
Литература:
1. Вагнер, Г.К. Искусство Древней Руси/ Г.К. Вагнер, Т.Ф. Владышевская.-М., 1993.
2. История русской литературы XI- XVII вв. / по ред. Д.С. Лихачева.- М., 1975.
3. Келдыш, Ю.В. История русской музыки: в 10 т./ Ю.В. Келдыш Т.1.-М., 1983.
4. Лазарев, В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVIвека/ В.Н. Лазарев.- М., 1983.
5. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: в 3 т./П.Н. Милюков.- М.1994-1995.-Т.2. –Ч.2.