Методические рекомендации по обеспечению внутреннего контроля над реализацией дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта
Предложенный материал позволяет оптимизировать деятельность организаций различных типов при решении вопросов в области физической культуры и спорта.
Цель методических рекомендаций – на должном уровне содействовать реализации дополнительных предпрофессиональных программ с учетом особенностей внутреннего контроля, осуществляемого образовательной организацией.
Общие положения
Методические рекомендации основываются на:
Федеральном законе от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ);
Федеральном законе от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ);
Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказе Министерства спорта Российской Федерации от 12 сентября 2013 года N 731 "Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта" (далее - приказ Минспорта России от 12 сентября 2013 года N 731);
Приказе Министерства спорта Российской Федерации от 27 декабря 2013 года N 1125 "Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта" (далее - Приказ Минспорта России от 27 декабря 2013 года N 1125);
СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года N 41;
другими нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области физической культуры и спорта.
Содержание
2.1. Образовательная организация несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за реализацию в полном объеме дополнительных предпрофессиональных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников.
2.2. Контроль над реализацией дополнительных предпрофессиональных программ, проводится организацией в целях обеспечения необходимого качества и эффективности деятельности образовательных организаций.
Организация внешнего контроля осуществляется на основании законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов публично-правовых образований.
Организация внутреннего контроля осуществляется на основании локальных нормативных актов образовательной организации.
Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и применяет систему контрольных мероприятий по анализу и оценке организации, обеспечения, проведения, содержания и эффективности учебно-тренировочного процесса, качества реализации дополнительной предпрофессиональной программы.
2.3. Организация внутреннего контроля должна быть направлена на решение следующих задач:
установление соответствия содержания тренировочных занятий этапу подготовки обучающихся, планам подготовки, дополнительной предпрофессиональной программе по виду спорта (спортивной дисциплине);
содействие методически правильному планированию тренировочных занятий;
своевременному предупреждению о неблагоприятных воздействиях на организм и психологию обучающихся, связанных с нарушениями методических и санитарно-гигиенических правил организации, обеспечения и осуществления тренировочного процесса;
оценку уровня методической подготовленности тренерско-преподавательского состава, профессиональной компетенции медицинского персонала (при наличии);
оценку уровня спортивной подготовленности обучающихся и их физического развития;
выявление, обобщение и распространение передового опыта образовательной организации по реализации дополнительных предпрофессиональных программ.
2.4. Внутренний контроль должен проводиться систематически, объективно и сочетаться с оказанием методической помощи: любые замечания целесообразно делать только после проведения тренировочного занятия или мероприятия, при этом не рекомендуется делать их в присутствии обучающихся и сторонних лиц.
Проверки качества и эффективности организации и ведения тренировочных занятий могут быть плановыми (отражаемыми в годовом и месячном планах работы образовательной организации, график проведения которых доводится до сведения тренеров, тренеров-преподавателей) и внеплановыми.
Рекомендуется организовывать проверку и оценку деятельности тренера-преподавателя не менее шести раз в течение календарного года. Проверяться должна работа с каждой группой, внесенной в тарификационный список тренера-преподавателя, при этом проверки для их объективности необходимо осуществлять в разные дни недели на основании утвержденного расписания тренировочных занятий.
2.5. Общую организацию внутреннего контроля осуществляет руководитель образовательной организации, непосредственный контроль - его заместители по направлениям работы, старшие инструкторы-методисты (инструкторы-методисты), медицинские работники (в форме врачебно-педагогических наблюдений), а также иные должностные лица в соответствии с их полномочиями.
Работникам образовательной организации, в должностные обязанности которых входит осуществление функций контроля, рекомендуется осуществлять внутренний контроль по следующим показателям:
комплектование групп (отделений) образовательной организации; оценка количественного и качественного состава обучающихся;
посещаемость обучающимися тренировочных занятий в соответствии с расписанием, утвержденным директором образовательной организации;
соблюдение закрепления тренеров-преподавателей за группами обучающихся и установленной им тренировочной нагрузки;
выполнение обучающимися программных требований, качество знаний, навыков и умений по избранной спортивной специализации (выполнение контрольно-переводных нормативов), плановых заданий и планируемого спортивного результата;
уровень физической подготовленности обучающихся;
содержание и эффективность тренировочных занятий;
соответствие документации, разрабатываемой тренером-преподавателем на тренировочное занятие или на цикл тренировочных занятий, и утвержденных планов подготовки по реализации в организации соответствующей программы;
соответствие методических принципов и приемов, реализуемых и применяемых тренерами-преподавателями в ходе тренировочных занятий, современным методикам и технологиям;
соблюдение правил техники безопасности и охраны труда, санитарно-гигиенических требований при подготовке и проведении тренировочного процесса, а также мер по профилактике и предотвращению спортивного травматизма;
наличие и качество медицинского обеспечения;
содержание и результаты спортивной подготовки;
антидопинговые мероприятия.
При проведении контроля тренировочных занятий может учитываться как конкретный результат, так и техника выполнения физических упражнений, направленных на формирование умений и навыков, развитие физических качеств и др., а также уровень теоретических знаний.
2.6. По результатам проведения внутреннего контроля составляется итоговый документ (аналитическая справка, справка о результатах внутреннего контроля, доклад о состоянии дел по проверяемому вопросу или документ иной формы, установленной в образовательной организации), который должен содержать следующие сведения:
дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
основание для осуществления контроля (с указанием реквизитов и наименования приказа о проведении проверки);
вопросы, подлежащие контролю;
фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, проводившего проверку;
фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность лица, в отношении которого проводилась проверка;
сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях федеральных государственных требований, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, требований техники безопасности и охраны труда и о лицах, допустивших указанные нарушения;
сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с документом по итогам проверки лица, в отношении которого проводилась проверка;
подпись должностного лица, проводившего проверку.
Документ о результатах внутреннего контроля оформляется непосредственно после завершения проверки и доводится до сведения лица, в отношении которого проводилась проверка, под роспись об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении. Проверяемое лицо вправе сделать запись в итоговом документе о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам.
Результаты внутреннего контроля рекомендуется фиксировать в соответствующих журналах внутреннего контроля тренировочного процесса и журналах учета групповых занятий в образовательной организации.
2.7. В случае выявления в ходе проверки нарушений законодательства, нормативных требований и правил на основании документа о результатах внутреннего контроля издается приказ о мерах по устранению выявленных нарушений, в котором указываются ответственные лица, мероприятия и сроки их выполнения. Контроль выполнения данного приказа возлагается на должностное лицо, курирующее соответствующее направление деятельности, или руководителя образовательной организации.
По итогам внутреннего контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом результатов проводятся заседания педагогического (тренерского, методического) совета, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом. Обсуждение результатов внутреннего контроля целесообразно проводить в присутствии представителей руководства образовательной организации, соответствующих специалистов.
2.8. Для контроля над эффективностью применяемых дополнительных предпрофессиональных программ образовательным организациям рекомендуется учитывать:
а) на этапе начальной подготовки:
- изменения исходных и текущих показателей состояния здоровья обучающихся;
- динамику индивидуального уровня общей физической, специальной физической (приложение 1) и технической подготовленности обучающихся;
- уровень освоенных знаний в области теории физической культуры, основ гигиены, здорового образа жизни, правил первой медицинской помощи, принципов самоконтроля;
- стабильность состава обучающихся.
б) на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
- показатели состояния здоровья, уровень физической подготовленности обучающихся;
- динамика роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями;
- уровень освоения объемов учебно-тренировочных нагрузок, предусмотренных программой подготовки по избранному виду спорта;
- выполнение нормативов массовых спортивных разрядов;
г) на этапе совершенствования спортивного мастерства:
- уровень общей и специальной физической подготовки и функционального состояния организма обучающихся;
- динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных и всероссийских соревнованиях;
- зачисление воспитанников образовательной организации в училища олимпийского резерва и школы высшего спортивного мастерства.
Заключение
Методические рекомендации могут использоваться образовательными организациями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории Российской Федерации при оценке эффективности своей деятельности по реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта.
Методические рекомендации будут полезны органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, региональными спортивными федерациями при решении вопросов дальнейшего эффективного развития системы физического воспитания и дополнительного образования в области физической культуры и спорта.
Приложение 1
к методическим рекомендациям
по обеспечению внутреннего контроля
над реализацией дополнительных
предпрофессиональных программ
в области физической культуры и спорта
Образец оформления требований, предъявляемых к уровню физических (двигательных) способностей обучающихся
(на примере дополнительной предпрофессиональной программы
по виду спорта "настольный теннис")
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом _________________________________
__________________________________________
(наименование образовательной организации)
от "___"______________ 2014 года N __________
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для первого года обучения по дополнительной предпрофессиональной программе по виду спорта "Настольный теннис" на этапе начальной подготовки
| Развиваемое физическое качество | Контрольные упражнения (тесты) | |
| Юноши | Девушки | |
| Быстрота | бег на 30 м (не более 5,6 с) | бег на 30 м (не более 5,9 с) |
| Координация | прыжки боком через гимнастическую скамейку за 30 с (не менее 15 раз) | прыжки боком через гимнастическую скамейку за 30 с (не менее 15 раз) |
| прыжки через скакалку за 30 с (не менее 35 раз) | прыжки через скакалку за 30 с (не менее 30 раз) | |
| Скоростно-силовые качества | прыжок в длину с места (не менее 155 см) | прыжок в длину с места (не менее 150 см) |
| метание мяча для настольного тенниса (не менее 4 м) | метание мяча для настольного тенниса (не менее 3 м) | |
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для обучающихся группах _________ года обучения по дополнительной предпрофессиональной программе по виду спорта __________________________ на этапе начальной подготовки
| Развиваемое физическое качество | Контрольные упражнения (тесты) | |
| Юноши | Девушки | |
| 1. | ||
| 2. | ||
| ... | ||
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для обучающихся в группах первого года обучения по дополнительной предпрофессиональной программе по виду спорта "настольный теннис" на тренировочном этапе
(этапе спортивной специализации)
| Развиваемое физическое качество | Контрольные упражнения (тесты) | |
| Юноши | Девушки | |
| Быстрота | бег на 10 м (не более 3,4 с) | бег на 10 м (не более 3,8 с) |
| бег на 30 м (не более 5,3 с) | бег на 30 м (не более 5,6 с) | |
| Координация | прыжки через скакалку за 45 с (не менее 75 раз) | прыжки через скакалку за 45 с (не менее 65 раз) |
| Скоростно-силовые качества | прыжок в длину с места (не менее 160 см) | прыжок в длину с места (не менее 155 см) |
| Силовая выносливость | подтягивание на перекладине (не менее 7 раз) | сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 10 раз) |
| Техническое мастерство | обязательная техническая программа | обязательная техническая программа |
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для обучающихся в группах ________ года обучения по дополнительной предпрофессиональной программе по виду спорта __________________________ на тренировочном этапе
(этапе спортивной специализации)
| Развиваемое физическое качество | Контрольные упражнения (тесты) | |
| Юноши | Девушки | |
| 1. | ||
| ... | ||






