И народная школа в России 60-80-х гг. XIX века

Демократическая педагогика И.Н.Ульянова

 

«…одушевленный, лучшими идеями 60-х – начала 70-х годов, не мог остаться равнодушным к освободительному движению, к просвещению народа. (Ему хотелось, авт.) «поля работы пошире и хотелось применять её не для более обеспеченных учеников гимназии, а для самых нуждающихся, для тех, кому всего труднее получить образование, для детей вчерашних рабов»

                                                      Анна Ильинична Ульянова-Елизарова

«Теперь именно, настаёт время, когда России более всего нужны школы, хорошо устроенные, и учителя, хорошо подготовленные – и много, много школ; иначе свобода крестьян и открытое судопроизводство не принесут всей той пользы, какую могли бы принести»

                                                     Константин Дмитриевич Ушинский

                         

           В 60-х годах XIX века в Росси развернулась полемика о народной школе. В полемике приняли участие (о методике, о путях развития) Лев Николаевич Толстой, Константин Дмитриевич Ушинский, барон Н.А.Корф, и другие видные деятели времени. У передовой общественности было стремление работать в народе и для народа.

В 1860-1863гг. И.Н.Ульянов работал не только в Дворянском институте в Пензе, но и в одной из воскресных школ для детей ремесленников, которая была открыта благодаря ходатайству передовых учителей – Захарова В.И., Ульянова И.Н., и других. По словам Н.Г.Чернышевского, это были «честные люди, любящие народ, делающие для него всё, что могут». Убеждённые сторонники народной школы, воспитанные на идеях «Современника» - трибуне для демократических авторов того времени – Н.Г.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского, В.Г.Белинского… Через два года школу в Пензе закрыли ввиду «обнаруженных случаев пропаганды в воскресных школах вредных учений, возмутительных понятий о праве собственности и безверия» (Из царского циркуляра 1862 года).

Основные идеи создания народной школы и демократической педагогики были заложены К.Д.Ушинским. Илья Николаевич Ульянов был последовательным исполнителем идей К.Д.Ушинского, верил в силу просвещения. Как сделать образование в современных условиях царской России действительно отвечающим народным интересам? Низшие школы для народа не оправдывали названия народных. Все школьные уставы вырабатывались бюрократически, в недрах министерств, оторвано от жизни. Ушинский писал: «Нельзя решать дела народного образования кабинетно-бюрократическим способом, не считаясь с общественным мнением, не учитывая потребностей народа в образовании. Для организации народного образования и воспитания необходимо обратиться к самому народу». Необходимость создания народной школы выдающийся педагог рассматривал как обязательное условие, продиктованное развитием жизни страны и народным мнением. Общественное воспитание, углубляет в человеке народность, способствует развитию народного самосознания, оказывает сильное влияние на развитие общества, его экономики и культуры. Открытие и содержание народных школ, по мысли Ушинского, должно быть передано в руки органов земского самоуправления, сельским обществам, общественным организациям, демократической интеллигенции, а не мелочному административному руководству министерством. В его статьях «О нравственном элементе в русском воспитании», «О необходимости сделать русские школы русскими» и других педагог говорит о необходимости изучения в народной школе родного языка, литературы, родной истории, природы.                                                                                                Привилегированные представители верхушки в царской России имели презрительное отношение к родной истории, языку, творцу истории – народу, не знали свой народ и его культуры. Наличествовало две культуры – социальных верхов и народная. Подлинная народность, положенная в основу воспитания, выражается в родном языке, и словесности. Язык является лучшим средством развития, познания и самопознания. Именно родной язык делает Ушинский основой обучения. Его книга «Родное слово» выдержала в Царской России 146 изданий! Это же определяло новый, творческий подход к развитию педагогики и воспитания. Вся система народного образования должна, прежде всего, отражать жизнь народа, связана с жизнью, и способствовать, улучшению жизни народа. Педагог ратовал, также, за развитие женского образования наравне с образованием мужчин. В основном труде «Человек как предмет воспитания» подчеркивал природосообразность педагогики, которая состоит в учёте особенностей психофизического развития ребёнка. Естественное состояние ребёнка в деятельности, активности, подвижности, непосредственности, стремлении к познанию окружающего. Поэтому обучение – в игровой форме, наглядности, подвижности. Народную школу Ушинский связывал с обязательным трудовым обучением и трудовым воспитанием. Именно в труде, в преодолении трудностей, закаляется твердая воля, закладывается целеустремленный характер, сила мышления, увлечение идеей деятельности.   В труде - счастье человеческой жизни, труде творческом.

Для создания подлинно народной школы в Симбирской губернии И.Н.Ульянов, прежде всего, считал необходимым решить задачи:

1) очистить и освободить школьную сеть от фиктивных и непригодных училищ;

2) отобрать жизнеспособные школы и улучшить их;

3) составить план создания училищ, распределив их среди русского и нерусского населения губернии;

4) привлечь к школьному делу все прогрессивные силы общества, органы земского и городского самоуправления и трудовое население;

5) объединить все материальные средства для создания прочного школьного бюджета, для строительства новых зданий, оборудования их, для снабжения школ учебниками, книгами, пособиями;

6) укомплектовать школы учащимися обоего пола, разных сословий, национальностей на основе добровольности, добиваясь учебной дисциплины, нормальной продолжительности занятий;

7) подготовить и умело использовать новые кадры учителей, обеспечив условия для работы и повышения квалификации;

8) реорганизовать всю учебно-воспитательную работу народных училищ в соответствии с требованиями новой педагогики.

             И.Н.Ульянов положил в реализацию своего плана лучшие традиции и опыт русской педагогики, идеи К.Д.Ушинского:

- доступность,

- сознательность (альтернатива «зубрёжке» и физическим наказаниям),

- наглядность обучения,

- светскость,

- «народосообразность», изучение родного языка,

- единство воспитания и обучения,

- личность учителя,

- активность учащихся (природосообразность ),

- связь теории с практикой.

В.Н.Назарьев* в своём очерке «Современная глушь» отмечает среди многих качеств директора народных училищ И.Н.Ульянова «искреннее желание добра и блага тёмному люду». Деятельность Ульянова встречала, по крайней мере, непонимание и враждебную настороженность духовенства и дворянства. 25 декабря 1873 года царь повелел»дворянству стать на страже народной школы». В июле 1874 года дворяне возглавили училищные советы. Председателя совета Н. Языкова сменил реакционер И.А.Беляков. На страже школы должно было стать и православное духовенство. За народными учителями следили жандармские и полицейские чины, как за «неблагонадёжными». «Охранителей порядка» интересовало всё – «круг знакомств учителей, содержание их бесед с крестьянами, мотивы, по которым они отлучались из села, и книги». Запрещались одно время даже педагогические курсы. Министр просвещения без должного внимания относился к многочисленным просьбам И.Н.Ульянова об увеличении ассигнований на нужды народной школы.

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

* Назарьев В.Н. - общественный деятель, публицист, член Симбирского уездного училищного совета, помощник И.Н.Ульянова.

 

 

В 1869 году из 526 учителей уездных училищ 294 – были священники. Из 460 училищ только 80 были более организованы, сбор на школы с крестьян составлял 10-20 копеек в год. Земство выделяло на нужды школы 100 рублей в год… По прошествии 16 лет беспримерной деятельности И.Н.Ульянова на посту инспектора, а затем, и директора народных училищ губернии многое изменилось: «Число учащихся обоего пола увеличилось на 43%; число окончивших полный курс в народных училищах составляет 10% всего числа учащихся; число удобных училищных помещений увеличилось на 150; средства содержания школ возросли до суммы почти в 3 ½ раза большей в сравнении с 1869 г. такие результаты нельзя не признать удовлетворительными».*

И.Н.Ульянов встречался с крестьянами, убеждал в необходимости обучения детей. Крестьянская благодарность для него высшей наградой. Он получал иногда признания от крестьян «его трудов об устройстве образцовых школ». Успехи народной школы были связаны с появлением учителей нового типа. Этому способствовали организованные И.Н.Ульяновым в 1869 году педагогические курсы (1869-1873гг.), ежегодные уездные учительские съезды (за 1869-1879 гг. прошло 8 съездов), и, наконец, создание учительской семинарии в с. Порецком. В.А. Ауновский* на открытии Порецкой учительской семинарии в 18724 году сказал: «Торжество открытия семинарии есть вместе с тем торжество народной школы, народного образования, <...> семинария должна готовить таких учителей, чтобы школа могла давать крестьянам положительные знания, научила их пользоваться дарами окружающей природы и развила бы в крестьянах обязанности человека и гражданина».

И.Н.Ульянов добивался, чтобы народные учителя преподавали под руководством К.Д.Ушинского, Н.А.Корфа, В.И.Водовозова и сам умело использовал педагогические идеи Ушинского. Будущий учитель народной школы получал  2правильные и ясные понятия о духовном развитии детей, а уже потом» «…школьный порядок держится не страхом наказаний, но авторитетом преподавателя, умением его правильно занять детей, способность владеть их душевным настроением, словом, силою постоянного, глубокого, нравственного влияния преподавателя на детей».    

Воспитание и образование – единый процесс. Организация трудовой деятельности детей, воспитательное и оздоровительное значение посильного детского труда, обучение ремёслам. Ликвидацию разрыва между школой и жизнью – Ульянов считал главной заботой учителей. Существовали, также, ремесленные классы при народных училищах. В Симбирской губернии было 5 таких классов: столярно-токарный, слесарный, кузнечный, сапожный и башмачный, переплётный.

  И.Н. Ульянов трудился в условиях, когда царь выражал опасение, что народная школа может превратиться   «в орудие нравственного растления народа, к чему уже были обнаружены некоторые попытки».

Учителя-ульяновцы, воодушевлённые идеями просветительства, десятилетиями сеяли разумное, доброе, вечное в Симбирской губернии и в других губерниях России: Мамаев, Клюжевы, Калашников, Кабанов, Лукьянов и другие.

И.Н.Ульянов заботился о распространении грамотности среди народов Поволжья – мордвы, чуваш, татар. Обучение велось при помощи своего, родного языка. Появились первые добротные национальные училища. Училища снабжались учебниками и пособиями на родном языке. Использовались и другие виды просветительства – устройство комиссионных книжных складов, библиотек, проведение литературных вечеров, воскресных чтений для населения.

2014г.

__________________________________________________________________________

*См. И.Н.Ульянов. Начальное народное образование Симбирской губернии с 1869 по 1879г. - И.Н.Ульянов. Избранное, Саратов, 1983г.

 

* В.А.Ауновский – педагог, этнограф. С 1866 года инспектор Симбирской мужской гимназии. В 1874 году – директор Порецкой учительской семинарии. Друг и сподвижник И.Н.Ульянова.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: