Прочитать параграфы 97–98, ответить на вопросы.
Выполнить практическую работу про экологии №3.
Список терминов: ареал, разорванный ареал, зона выселения, виды-космополиты, экологическая ниша, стенобионты, эврибионты, потенциальная экологическая ниша, реализованная экологическая ниша, викарирующие виды, закон Г.Ф. Гаузе (принцип конкурентного исключения), экологические эквиваленты, жизненная форма.
Результаты практической работы №2 откопировать и выслать для проверки не позже 24-00 16.02 (воскресенье) по адресу olegkorsun@mail.ru
Практическая работа № 3
Экология популяций и видов
1. На рисунке 1 приведена экологическая толерантность некоторых рыб.
Рис. 1. Экологическая толерантность некоторых видов рыб.
Обозначьте, какие из них являются стенобионтами, какие эврибионтами. Объясните положение оптимумов, максимумов и минимумов для каждой группы организмов.
2. В табл. 1 приведены экспериментально определенные диапазоны толерантности (устойчивости) видов пресноводных беспозвоночных животных по отношению к реакции водной среды (рН).
|
|
Таблица 1
Диапазоны толерантности пресноводных беспозвоночных животных к реакции водной среды
Вид | Группа | Диапазон толерантности к рН |
Palmomyia lineata | Мокрецы | 2,0-11,0 |
Asselus aquaticus | Ракообразные | 4,5-11,0 |
Oligotricha striata | Ручейники | 4,5-9,0 |
Euglesa subtruncata | Моллюски | 6,0-9,0 |
Tubifex tubifex | Олигохеты (малощетинковые черви) | 6,0-11,0 |
Helobdella stagnalis | Пиявки | 7,0-8,5 |
Сравните ширину диапазонов толерантности этих видов. Какие из них можно назвать эврибионтными по отношению к показателю рН, а какие – стенобионтными? Какая реакция среды является оптимальной для устойчивого существования большинства видов? Подкисление или подщелачивание среды оказывает более негативное влияние на сообщество этих беспозвоночных?
3. Рассмотрите примеры и отметьте какие виды эври-, а какие – стенобионты:
Таблица 2
Выживаемость яиц тропической бабочки-совка агриппины возможна при температуре +23… +25°С | |
Гусеница белой совки способна переносить температуру от +30 до –15°С | |
Коала питается только листьями эвкалиптового дерева | |
Период размножения тростниковой лягушки начинается только при достижении высокой влажности воздуха | |
Домовый воробей распространен повсеместно | |
Человек | |
Хвощ приземистый произрастает на среднекислых почвах при рН 4,5–5,0 | |
Панда (бамбуковый медведь) |
4. Решите графическую задачу. Начертите график областей выживания и оптимума бабочки яблонной плодожорки, которая является опасным вредителем садов. На горизонтальной оси отложите значения влажности воздуха в процентах, на вертикальной – температуры в градусах. Используйте приведенные ниже данные:
|
|
– полная гибель куколок яблонной плодожорки наступает при сочетаниях (первая цифра – температура, вторая – влажность воздуха): 10°С и 100%, 4°С и 80%, 15°С и 40%, 28°С и 15%, 36°С и 55%, 37°С и 100%.
– гибель менее 10% при сочетаниях: 20°С и 85%, 22°С и 95%, 27°С и 55%, 26°С и 55%, 22°С и 70%.
Соедините замкнутой кривой точки для каждого уровня выживания. Рассмотрите полученный график. Ответьте, какова опасность размножения этого вредителя:
– в районах с летними температурами 18–25°С и влажностью воздуха 70–90%,
– в районах с летними температурами 20–35°С и влажностью воздуха 20–35%.
5. Приведите пример биологического вида, у которого различаются потенциальная и реализованная экологические ниши. Обоснуйте этот пример.
6. Приведите три примера викарирующих видов (примеры из учебника не принимаются).
7. Приведите пример конкурентного исключения одного биологического вида другим (в соответствии с правилом Г.Ф. Гаузе).
8. Приведите по три примера биологических видов (с полным видовым названием), которые относятся к каждой из жизненных форм по классификации К. Раункиера (примеры из учебника не принимаются).
9. Приведите три примера видов-космополитов (примеры из учебника не принимаются).
10. Приведите три примера биологических видов с разорванными ареалами.