Экология популяций и видов

Прочитать параграфы 97–98, ответить на вопросы.

Выполнить практическую работу про экологии №3.

Список терминов: ареал, разорванный ареал, зона выселения, виды-космополиты, экологическая ниша, стенобионты, эврибионты, потенциальная экологическая ниша, реализованная экологическая ниша, викарирующие виды, закон Г.Ф. Гаузе (принцип конкурентного исключения), экологические эквиваленты, жизненная форма.

Результаты практической работы №2 откопировать и выслать для проверки не позже 24-00 16.02 (воскресенье) по адресу olegkorsun@mail.ru

Практическая работа № 3

Экология популяций и видов

1. На рисунке 1 приведена экологическая толерантность некоторых рыб.

Рис. 1. Экологическая толерантность некоторых видов рыб.

Обозначьте, какие из них являются стенобионтами, какие эврибионтами. Объясните положение оптимумов, максимумов и минимумов для каждой группы организмов.

 

2. В табл. 1 приведены экспериментально определенные диапазоны толерантности (устойчивости) видов пресноводных беспозвоночных животных по отношению к реакции водной среды (рН).

Таблица 1

Диапазоны толерантности пресноводных беспозвоночных животных к реакции водной среды

Вид Группа Диапазон толерантности к рН
Palmomyia lineata Мокрецы 2,0-11,0
Asselus aquaticus Ракообразные 4,5-11,0
Oligotricha striata Ручейники 4,5-9,0
Euglesa subtruncata Моллюски 6,0-9,0
Tubifex tubifex Олигохеты (малощетинковые черви) 6,0-11,0
Helobdella stagnalis Пиявки 7,0-8,5

Сравните ширину диапазонов толерантности этих видов. Какие из них можно назвать эврибионтными по отношению к показателю рН, а какие – стенобионтными? Какая реакция среды является оптимальной для устойчивого существования большинства видов? Подкисление или подщелачивание среды оказывает более негативное влияние на сообщество этих беспозвоночных?

 

3. Рассмотрите примеры и отметьте какие виды эври-, а какие – стенобионты:

Таблица 2

Выживаемость яиц тропической бабочки-совка агриппины возможна при температуре +23… +25°С  
Гусеница белой совки способна переносить температуру от +30 до –15°С  
Коала питается только листьями эвкалиптового дерева  
Период размножения тростниковой лягушки начинается только при достижении высокой влажности воздуха  
Домовый воробей распространен повсеместно  
Человек  
Хвощ приземистый произрастает на среднекислых почвах при рН 4,5–5,0  
Панда (бамбуковый медведь)  

 

4. Решите графическую задачу. Начертите график областей выживания и оптимума бабочки яблонной плодожорки, которая является опасным вредителем садов. На горизонтальной оси отложите значения влажности воздуха в процентах, на вертикальной – температуры в градусах. Используйте приведенные ниже данные:

– полная гибель куколок яблонной плодожорки наступает при сочетаниях (первая цифра – температура, вторая – влажность воздуха): 10°С и 100%, 4°С и 80%, 15°С и 40%, 28°С и 15%, 36°С и 55%, 37°С и 100%.

– гибель менее 10% при сочетаниях: 20°С и 85%, 22°С и 95%, 27°С и 55%, 26°С и 55%, 22°С и 70%.

Соедините замкнутой кривой точки для каждого уровня выживания. Рассмотрите полученный график. Ответьте, какова опасность размножения этого вредителя:

– в районах с летними температурами 18–25°С и влажностью воздуха 70–90%,

– в районах с летними температурами 20–35°С и влажностью воздуха 20–35%.

 

5. Приведите пример биологического вида, у которого различаются потенциальная и реализованная экологические ниши. Обоснуйте этот пример.

 

6. Приведите три примера викарирующих видов (примеры из учебника не принимаются).

 

7. Приведите пример конкурентного исключения одного биологического вида другим (в соответствии с правилом Г.Ф. Гаузе).

 

8. Приведите по три примера биологических видов (с полным видовым названием), которые относятся к каждой из жизненных форм по классификации К. Раункиера (примеры из учебника не принимаются).

 

9. Приведите три примера видов-космополитов (примеры из учебника не принимаются).

 

10. Приведите три примера биологических видов с разорванными ареалами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: