Тема: «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»
Изучая эту тему,мы ответим на вопрос что такое "Общество", сколько смыслов у слова "Общество", можно ли отделить общество от природы?
Понятие "Общество" давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение, то сразу убеждаемся, что таких определений может быть множество. Данная глава раскрывает понятие "Общество" во всех смыслах. Попробуем разобраться в этом более обстоятельно.
1. Понятие общества. Общество – сложное и многозначное понятие
А. В широком смысле слова
· Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы, взаимодействия людей; формы объединения людей
Б. В узком смысле слова
· Круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание)
· Отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество)
· Исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество)
· Человечество в целом
Функции общества
· Производство материальных благ и услуг
· Распределение продуктов труда (деятельности)
· Регламентация и управление деятельностью и поведением
· Воспроизводство и социализация человека
· Духовное производство и регулирование активности людей.
Общественные отношения
— многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них)
Общество – совокупность общественных отношений. Сущность общества – в отношениях между людьми.
· Материальные отношения – возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него. Это:
· Производственные отношения
· Экологические отношения
· Отношения по детопроизводству
· Духовные (идеальные) отношения - формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями. Это:
· Моральные отношения
· Политические отношения
· Правовые отношения
· Художественные отношения
· Философские отношения
· Религиозные отношения
4. Общество как динамическая саморазвивающаяся система.
С истема – комплекс элементов и связей между ними.
| Составные части системы | Понятие системы | Общество как система |
| Элемент | Неразложимый далее компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании. | · Отдельные индивиды · Социальные общности |
| Элементы могут иметь сложное строение как подсистемы (более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система) | Основные подсистемы (сферы) общества: · Экономическая · Политическая · Социальная · Духовная | |
| Связи между элементами ее подсистемами | Общественные отношения (см. предыдущий пункт) |
| Свойства системы | ||
| Целостность | Система – больше, чем сумма элементов и в ней есть свойства, выходящие за пределы отдельных элементов | Общество – это больше, чем толпа. |
| Функционирование- развитие | Система может быть функционирующей (неизменной) или развивающейся | Саморазвивающаяся система: · саморегуляция, · самоструктурирование · самовоспроизведение · саморазвитие |
| Открытость-закрытость | Система может быть закрытой (сохранение энгергии внутри системы) и открытой (обмен энергией со средой) | Открытая система |
Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами:
1.Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем.
2.Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуалъных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми.
3.Обществу присуща самодостаточность, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.
4.Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.
5.Общество выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие.
6. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития.
Природное и общественное в человеке
Человек- как результат биологической и социокультурной эволюции
Как мы с вами знаем, проблема человека – одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.
Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos — человек и genesis — происхождение)
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:
? Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.
? Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.
? Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).
? Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.
Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.
Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.
Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.
Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.
1. Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования
2. Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.
Основные отличия человека от животного:
· Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.
· Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:
- моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;
- обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;
- выражает ценностное отношение к действительности.
Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
· Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.
· Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.
· Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.
Таким образом, человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начало).






