Подходы к исследованию культуры досуга человека

История изучения досуга

Изучение досуговой деятельности берет свои истоки в США, где первые исследования по данной тематике, проводящиеся в форме массовых опросов населения, датируются началом XX века.

Подходы к исследованию культуры досуга человека.

В нашей стране возникновение эмпирической социологии досуга относится к 20-30-м гг. XX века. Однако в то время она не являлась самостоятельным направлением исследований, а развивалась в рамках изучения бюджетов времени и была представлена работами С.Г. Струмилина.

Наиболее интенсивное изучение досуга началось во второй половине XX столетия, после второй мировой войны, что предопределилось значительным увеличением свободного времени и повышением его ценности, за счет, главным образом, сокращения рабочего времени [2].

Завершение формирования и оформления социологии досуга как самостоятельной отрасли социологической науки, как правило, связывается с именами таких исследователей, как С. Паркер, опубликовавший в 1976 г. монографию «Социология досуга», и Ж. Дюмазедье, одним из самых известных произведений которого является работа «На пути к цивилизации досуга» [3].

Дюмазедье – французский ученый, один из основоположников теории «цивилизации досуга» – полагает, что именно массовый досуг является базисным компонентом современной цивилизации, то есть самоценный характер досуга делает его в настоящее время независимым фактором, определяющим развитие материальной и духовной культуры общества в целом [4].

О росте значимости досуговой сферы жизнедеятельности для молодого поколения свидетельствуют результаты Всероссийского социологического исследования «Молодежь-97», проведенного Центром социологических исследований МГУ. В соответствии с полученными данными, досуг (отдых), для всех возрастных групп молодежи оказался в тройке доминантных ценностей [5].

Т. Веблен придает досуговой деятельности одно из ключевых значений в жизни всего общества, полагая, что досуг и форма его реализации могут служить основой классовой стратификации [6].

Итак, досуг приобретает все возрастающую ценность в жизни всех членов общества, и, в частности, студенческой молодежи как особой социальной группы.

Исследователи, занимающиеся изучением проблем досуговой деятельности молодежи, в качестве базисных используют понятия «свободного времени» и «досуга», причем одними из них данные понятия отождествляются, а другими – разделяются [7].

Исследователи предлагают различные трактовки понятия «досуг»: одни рассматривают его как «ценность, противопоставленную труду» [8], другие, как «время для свободной самореализации»[9]. Но с целью детального изучения данного понятия следует привести наиболее подробное определение. Итак, досуг – это совокупность видов деятельности, осуществляющихся человеком в его свободное время вне сферы общественного и бытового труда, и выполняющих функцию восстановления физических, социальных и духовных ресурсов [10]. Кроме того, следует отметить, что досуговая деятельность осуществляется в русле определенных интересов и задач, которые ставит перед собой человек.

2. Динамика изменения представления о досуге человека.

Что касается структуры досуга, то она состоит из нескольких уровней, отличающихся друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности:

- отдых;

- развлечения;

- познание;

- творчество [11].

Отдых предназначен для восстановления физических и духовных сил, затраченных в процессе трудовой деятельности. Одним из основных критериев для классификации его может выступать направленность данной активности индивидов и групп. Рассматривая отдых в этом контексте, целесообразно выделять простой и активный его типы. Первый связан с пассивными видами времяпрепровождения, когда человек выступает в роли зрителя, так называемого «потребителя» культурных ценностей. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей, он пассивен, индивидуален и содержит лишь зачатки позитивного досуга. Но, тем не менее, он является неотъемлемым элементом жизни человека и выступает в роли некого подготовительного этапа к более сложной и творческой деятельности. Что же касается второго типа, то для него характерны активные, как физические, так и умственные, занятия, активизация духовных интересов, побуждающих молодого человека к поискам в сфере культуры.

Можно выделить три основные функции активного отдыха: восстановление, развитие и гармонизация. Первая обеспечивает человеку физиологическую норму здоровья и высокую работоспособность, вторая – развитие его духовных и физических сил, третья – гармонию души и тела [12].

Развлечения, в отличие от отдыха, всегда требуют активности, и служат, главным образом, эмоциональной разрядке. Что же касается познания, то данный тип досуговой деятельности способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер и предполагает овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности. Познавательная деятельность приносит непосредственное удовлетворение и имеет самостоятельную ценность для человека. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный не на потребление, а на созидание культурных ценностей – творчество. Этот уровень досуга называют созерцательным, поскольку он является средством духовного совершенствования личности и приносит ей высшее удовлетворение [13]. Несомненно, творчество является наиболее перспективным в плане самореализации типом досуговой деятельности.

Ю.Г. Волков полагает, что творческий подход должен присутствовать во всех сферах жизни студенческой молодежи. Следовательно, целевым ориентиром высшей школы должно быть формирование творческого специалиста по избранной профессии. Таким образом, в процессе обучения в вузе студент должен творчески осваивать не только профессиональные, но и общекультурные, идеологические знания и тем самым обогащать свое развитие как целостной личности [14].

В последние десятилетия пассивный тип досуговой деятельности, подразумевающий преимущественную ориентацию на домашние формы проведения свободного времени приобрели широкое распространение, что во многом определилось развитие м телевидения, массовой компьютеризацией и т.д. [15] К числу базовых ценностных установок досуговой деятельности современной студенческой молодежи относится стремление к общению с друзьями. Что касается так называемых «культурно-творческих форм» проведения свободного времени, направленных на создание или воспроизводство материальных и духовных ценностей и включающих в себя различные виды творчества, общественную и политическую деятельность, то они занимают небольшое место в структуре досуговой деятельности студенческой молодежи. Кроме того, в рамках досуговой деятельности студенчества прослеживается некоторое обеднение духовных потребностей, утрачивается приоритет познания, нравственных ценностей и усиливается тенденция к прагматизму [16].

Украинские ученые А.И. Вишняк и В.И. Тарасенко выделили 2 типа досуговой деятельности, рассматривая в качестве основания для классификации направленность данной активности. По их мнению, досуг может быть реальным (общественно полезный досуг) и мнимым (асоциальный, исключительно личностно значимый досуг) [17]. Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Для него характерны состояние деятельности, нахождение времени для отдыха, самоактуализации, развлечения. В отличие от реального досуга мнимый досуг предполагает насилие над собой или над обществом, приводящее к разрушению человеком собственного организма, деформации психики или нанесению определенного вреда, ущерба обществу, его интересам. Такая форма досуговой деятельности, обусловленная неумением индивида эффективно распоряжаться свободным временем, является результатом бесцельного времяпрепровождения, приводящего к совершению асоциальных поступков [18].

Одной из специфических черт молодежного, в частности студенческого, досуга является его поисковый, творческо-экспериментальный характер. Представители рассматриваемой социальной группы более склонны к игровой деятельности, дающей постоянный приток эмоций и новых ощущений. Что же касается специализированной, однообразной формы активности, то, как правило, интерес к ней в студенческой среде минимален [19].

Среди прочих особенностей студенческого досуга нельзя не отметить своеобразие среды его протекания. Итак, родительская среда отнюдь не является приоритетным центром проведения досуга студентов, и подавляющее большинство членов данной социальной группы предпочитают ей компанию сверстников.

Подобную особенность выделил и охарактеризовал И.В. Бестужев-Лада, по мнению которого, для большей части студенческой молодежи организация досуга в кругу друзей является «жгучей потребностью», «одной из форм самоутверждения». Кроме того, автор подчеркивает, что «общение в молодежной компании – это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически» [20]. Такого рода стремление к общению с лицами своей возрастной группы объясняется потребностью молодых людей в эмоциональных контактах.

Таким образом, «принадлежность к «мы-группе», хотя и неформальная, становится необходимым звеном перехода от первоначальной зависимой роли в семейном коллективе к полноправному членству в обществе взрослых. Чем продолжительнее период юношества, тем важнее становится общественная роль этих молодежных групп, распространяющих свое влияние на самые различные сферы жизни молодежи (труд, досуг, общественная деятельность, моральные установки и т.п.)» [21].

Желание приобрести определенные навыки взаимодействия с людьми «различного социально-психологического склада» [22], ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении является еще одной, не менее важной, особенностью досуговой деятельности студенческой молодежи.

Все многообразие форм общения студенческой молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим признакам:

- по содержанию (познавательные, развлекательные);

- по времени (кратковременные, периодические, систематические);

- по характеру (пассивные, активные);

- по направленности контактов (непосредственные и опосредованные) [23].

Следует отметить, что характеристика молодежного досуга с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает многие стороны данного явления – как личностные, так и общественные. Культура досуга, главным образом, определяется внутренней культурой человека, предполагающей наличие у него определенных личностных свойств, позволяющих обдуманно, содержательно организовывать свободное время [24].

 


[1] См.: Коржева, Э.М. Социология досуга / Э. М. Коржева, Н.Ф. Наумова // Краткий словарь по социологии. – Политиздат, 1988. – С. 342.

[2] См.: Там же. – С. 342 – 343.

[3] См.: Коржева, Э. М. Социология досуга / Э. М. Коржева, // Современная западная социология. Словарь. – М., 1990. – С. 91.

[4] См.: Коржева, Э. М. Социология досуга / Э. М. Коржева, // Современная западная социология. Словарь. – М., 1990. – С. 91.

[5] См.: Котельникова, Н.В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России: дис… канд. соц. наук: 22.00.04. / Н.В. Котельникова. – Ставрополь, 2003. – С. 13–14.

[6] См.: Гончарова, Н.Г. Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи: дис…канд. соц. наук: 22.00.04: защищена 27.02.09 / Н.Г. Гончарова. – Ростов-на-Дону, 2009. –

С. 7.

[7] См.: Там же. – С. 13.

[8] Балабанова, Е.С. Социально-экономическая зависимость: теория, история, современность / Е.С. Балабанова. – Нижний Новгород: Издательство ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2004. – С. 92.

[9] Вишневский, Ю.Р. Социология молодежи / Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко. – Екатеринбург, 1997. – С. 158.

[10] См.: Коржева, Э.М. Досуг / Э. М. Коржева, Н.Ф. Наумова // Краткий словарь по социологии. – Политиздат, 1988. – С. 67.

[11] См.: Андреева, Г. М. Социальная психология / Г.М.Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1999. – С. 118.

[12] См.: Вишняк, А.И. Культура молодежного досуга / А.И. Вишняк, В.И. Тарасенко. – Киев, 1988. – С. 32.

[13] См.: Андреева, Г. М. Социальная психология / Г.М.Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1999. – С. 127 – 135.

[14] См.: Волков, Ю.Г. Гуманистическая идеология и творческая сущность человека / Ю.Г. Волков // Социология. – 2004. – №1. – С. 115.

[15] См.: Скрипунова, Е.А. О предпочтениях городской молодежи / Е.А. Скрипунова, А.А. Морозов // СОЦИС. – 2002. – №1. – С. 105 – 110.

[16] См.: Гончарова, Н.Г. Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи: дис…канд. соц. наук: 22.00.04: защищена 27.02.09 / Н.Г. Гончарова. – Ростов-на-Дону, 2009. –

С. 23 – 28.

[17] См.: Вишняк, А.И. Культура молодежного досуга / А.И. Вишняк, В.И. Тарасенко. – Киев, 1988. –

С. 44 – 56.

[18] См.: Гончарова, Н.Г. Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи: дис…канд. соц. наук: 22.00.04: защищена 27.02.09 / Н.Г. Гончарова. – Ростов-на-Дону, 2009. –

С. 14.

[19] См.: Трегубов, Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление / Б.А. Трегубов. – СПб: Издательство С.-Петербургского университета, 1991. – С. 34.

[20] Бестужев-Лада, И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи / И.В. Бестужев-Лада. – М.: Политиздат, 1984. – С. 16

[21] Кон, И.С. Социологическая психология / И.С. Кон. – М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. – С. 178.

[22] Андреева, Г. М. Социальная психология / Г.М.Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1999. – С. 84.

[23] См.: Там же. – С.117 – 124.

[24] См.: Вишняк, А.И. Культура молодежного досуга /А.И.Вишняк, В.И. Тарасенко. – Киев, 1988. – С. 23-26.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: