Тема 11. «МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КТД»
«Коллективное творческое дело» - социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта).
Основные идеи
ü
ü
ü
Признаки
1.
2.
3.
4.
5.
Виды и формы
Роли при подготовки КТД
1.
2.
3.
4. .
Стадии
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Конструктор КТД
Ø
Ø
| ||||||||||
Ø
Ø
Ø
Целеполагания стадий КТД
Стадии | Педагогические целеполагания | Методы. Форма деятельности коллектива | Задача вожатого |
Предварительная работа (1 стадия) | С какой целью? Что лучше сделать? Для чего, с кем? Кто может помочь? Как подключить детей, родителей? Кому быть организатором? | «Нацеливающие» воспитательные мероприятия: - «стартовая задача» - товарищеская беседа - рассказ-размышление - убеждение на собственном опыте | При этом взрослые не диктуют, не навязывают, а размышляют вместе с ребятами. Тон разговора доброжелательный, заинтересованный. |
Коллективное планирование (2 стадия) | Какое дело проведем? На радость и пользу кому? Где его провести? Как лучше провести? С кем вместе провести? Кто будет ответственным? Кто будет ведущим? | Сбор-старт: - обоснование предложений - анализ задач на размышление - творческий поиск - открытая дискуссия - выбор Совета Дела, творческой или инициативной группы | Взрослые принимают участие в общей работе на равных условиях. |
Подготовка дела (3 стадия) | Как развить положительные качества детей? Как преодолеть отрицательные качества? Как включить всех в активный творческий поиск? Как научить детей преодолевать трудности и не поддаваться соблазнам? | - увлечение добрыми сюрпризами - помощь товарищеским советом - товарищеский контроль - поощрение, доверие - увеличение делом, поиском, романтиком, игрой - уточнение проекта коллективного творческого дела Традиция общей коллективной работы | Главной заботой является накопление каждым участником опыта организаторской и исполнительской работы. Каждому ребенку необходимо научиться командовать и подчиняться товарищу. На этом этапе формируются отношения содружества, ответственной зависимости. |
Проведение дела (4 стадия) | Как воодушевить воспитанников и помочь им сосредоточиться на главном КТД? Как увлечь воспитанников личным примером? Как создать радостную перспективу близкого успеха? Как научить ребят выходить из затруднительного положения? | Любые виды КТД Формы КТД: - операции - эстафеты - конкурсы - смотры - соревнования - диспуты и т.д. | Задача взрослых – пробудить и утвердить у ребят бодрость, уверенность, стремление преодолеть свои трудности. Главное- спокойствие, выдержка, приподнятое настроение. |
Подведение итогов (5 стадия) | Как научить ребят коллективно подводить итоги своей работы? Как помочь воспитанникам анализировать и оценивать проделанную работу? Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией? | - товарищеский разговор - сборы огоньки - поддержка, побуждение - товарищеское поручение - награда - контроль, требование - обсуждение, награда - наказание | Способствовать тому, чтобы ребята размышляли о причинах успехов и неудач, учились видеть влияние отношений на результативность общего дела. подведение итогов способствует выработке общественного мнения. Отношения содружества между взрослыми и детьми являются предпосылкой того, что педагогическая оценка являются для детей личностно значимой и способна оказать воздействие на формирование их оценки и самооценки. |
Подведение итогов Ближайшее последействие (6 стадия) | Как научить ребят реализовывать выводы и предложения? Как научить воспитанников использовать полученный опыт в жизни коллектива? Как научить осуществлять собственные решения? Как убедить в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни? | - расстановка сил, доверие - радостная перспектива - выполнение чередующихся поручений - преемственность в дела - взаимопомощь | Организовать использование учениками и в учебной работе, во внеурочной жизни опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД. |