Тематическая импровизация – просмотр репродукций картин, прочтение и анализ стихотворений А.С. Пушкина с последующим созданием композиции

Теоретическая часть:

Создание зарисовок по мотивам уже существующих произведений искусства и литературного творчества – это особый вид деятельности. В этом случае задействуются все каналы получения, анализа и обработки информации.

Творчество великого русского поэта А.С. Пушкина – не только повод для гордости каждого из нас, как его соотечественника, но и неиссякаемый источник вдохновения. Поэтому давайте обратимся к его лирике как к основе для тематической импровизации.

Пушкинская поэзия открывает нам неповторимую прелесть родной природы. Под влиянием его изумительных стихов мы отдыхаем в тихом деревенском «пустынном уголке», или мчимся по зимней дороге, слыша отдаленный звон колокольчика… Для А. С. Пушкина природа была источником вдохновения, в его поэзии есть описание всех времен года. Природа в его произведениях – это не простые пейзажные зарисовки: она живет, чувствует, грустит и радуется, смеется и плачет.

Кстати, вы знаете, что старинный дворянский род Пушкиных в прошлом был тесно связан с Липецким краем. В 40 минутах езды от современного Липецка в селе Кореневщино находилась родовая усадьба семьи Пушкиных. К 200-летию со дня рождения великого поэта в 1999 году в селе Кореневщино рядом с усадебными постройками установили памятный знак.

Именно стихотворения Пушкина о природе производят самое сильное впечатление, заставляя волноваться и восхищаться вместе с автором. Его стихи наполнены такой силой эмоций, что, переживая их, сам оказываешься участником происходящих событий, сердцем следуешь за автором. Пушкин любил природу, умел удивительно тонко подмечать и с огромным мастерством передавать все ее мельчайшие изменения, настроения. Как непостоянна, многолика и изменчива в его стихотворениях зима! Так живописно и красочно описывает поэт зимнюю вьюгу, что невольно хочется укутаться в теплое одеяло, глянув невзначай, плотно ли закрыты окна.

Практическая часть:

Задание 1. Выберите из сборника стихотворений А.С. Пушкина то, которое наиболее близко вам. Предлагаю выбирать лирику, посвященную природе, как наиболее удобный текст для последующих зарисовок по его мотивам. Объясните, чем вам понравилось выбранное стихотворение. Прочтите его, проанализируйте настроение автора, выделите основные моменты.

Задание 2. На листе бумаги сделайте 1-2 зарисовки по мотивам выбранного стихотворения А.С. Пушкина. Для зарисовок предпочтительно выбирать плотную бумагу. Подберите цветовое решение для вашей композиции. Продумайте в какой технике батика (холодный горячий, свободная роспись) данная композиция будет исполнена наиболее выигрышно. Внимательно рассмотрите свою работу и подумайте, все ли у вас получилось? Что помешало? Как вы оцениваете свою сегодняшнюю работу? Какие трудности были при ее выполнении? Какие ошибки? Что нужно предпринять, чтобы в дальнейшем этого избежать?

Задание 3. Сделайте несколько фотографий ваших зарисовок и пришлите их мне. Наиболее удачные работы примут участие в Областном Пушкинском фестивале «Мой Пушкин», который организуется центром дополнительного образования Липецкой области в апреле-мае 2020 года

Желаю творческих успехов!

 

Список литературы и медиа-ресурсов

1. https://avidreaders.ru/book/polnoe-sobranie-stihotvoreniy-v-odnom-tome.html

2. https://www.culture.ru/materials/115049/test-chto-mozhno-uvidet-v-chernovikakh-poeta

3. https://www.miloliza.com/illyustratsi-skazki-pushkina

 

III. Практическая часть:

 

 

Педагог: Такова зима в стихах, музыке и изобразительном искусстве. Но у каждого композитора, художника, поэта и читателя своя зима: и по приметам, и по настроению. Поэтому сегодня мы с вами тоже будем творить. Приступим к практической части нашего занятия. Вам предстоит индивидуальная работа по выполнению панно по мотивам стихотворений А. С. Пушкина на тему зимы. Мы будем работать в технике холодного батика. На прошлом занятии мы уже начали работу над композицией нашего панно. Давайте вспомним, что мы уже успели сделать?

 

 

Учащийся: На прошлом занятии мы нарисовали картину, натянули ткань на подрамник и сделали контур рисунка с помощью резервирующего состава.

 

 

Педагог: Сегодня мы поработаем с красками и завершим его. Не забывайте о том, как мы наносим красители на ткань, и какие декоративные приемы можем использовать (цветовой переход, солевые узоры)

 

 

На столе у каждого есть текст стихотворения А.С. Пушкина о зиме, подрамник с тканью, необходимые принадлежности для росписи.

 

 

Педагог: Приступайте к работе. А для рабочего настроения я включу вам музыку. Это отрывок из сборника И.П. Чайковского «Времена года». И конечно же он посвящен зиме. Пока рисуете, можете представить каждый свою необычную, неповторимую зимнюю картинку

 

Педагог напоминает учащимся об осанке, технике безопасности, оказывает индивидуальную помощь, осуществляет контроль за выполнением работы.

 

Во время практической работы негромко звучит музыка И. П. Чайковского «Времена года»

 

 

IV. Физкультминутка:

 

Педагог: Мы с вами хорошо поработали. А теперь давайте немного подвигаемся. Повторяем движения за мной.

 

С неба падают снежинки

 

Как на сказочной картинке.

 

Будем их ловить руками,

 

А потом покажем маме

 

(Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, будто ловят снежинки)

 

А вокруг лежат сугробы,

 

Снегом замело дороги,

 

(Потягивание рук в стороны)

 

Не завязнуть в поле чтобы,

 

Поднимаем выше ноги!

 

(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются)

 

 

Учащиеся завершают роспись картин, педагог оказывает индивидуальную помощь.

 

 

V. Подведение итогов:

 

Педагог: Подведем итоги занятия, посмотрим, что же у нас получилось.

 

 

Педагог просит еще раз понять карточку того цвета, который соответствует настроению учащихся в конце занятия. Это позволяет проследить, как меняется эмоциональное состояние учащихся в процессе занятия.

 

 

Педагог: Вот и закончилась наша зимняя сказка. Но вы еще не раз встретитесь с ней, если побываете в зимнем парке, лесу, посмотрите на причудливые узоры на окнах, полюбуетесь легким полетом снежинок и серебристым инеем. И тогда вам наверняка захочется написать свою сказку о красоте зимней природы, ее чарах и волшебстве. А задание на дом будет следующим: понаблюдайте за зимней природой и

 

Теперь взгляните на репродукции картин. Изображая природу, художники всегда выражают свое настроение и отношение к ней. Пейзаж может быть для нас грустным или радостным, тревожным или спокойным. Давайте подумаем, какие приемы использует художник для передачи своего настроения?

 

 

Учащийся: Художники используют язык красок и оттенков, художественный ритм.

 

 

Педагог: Да, верно. Несмотря на то, что вес картины изображают зиму, все ни отличаются по цветовому решению. На всех есть снег, но снег везде разный. Везде разная зима. Расскажите, что вы видите на этих картинах? Обратите внимание, какой цвет преобладает в каждой картине. Объясните, почему. Какие краски используют художники, чтобы изобразить небо? Давайте более подробно остановимся на каждой картине и обсудим ее.

 

 

Идет коллективное обсуждение и анализ репродукций картин учащимися и педагогом

 

 

Педагог: Какие чувства вызывают у вас эти картины?

 

 

Ответы учащихся: чувство радости, восторга, восхищения, тревоги и т.д.

 

 

Педагог: Видите, какой разной может быть зима. Такой она будет и на ваших рисунках- у каждого своя.

 

Это не последнее занятие, когда мы будем обращаться к картинам. Когда мы будем изучать жанры изобразительного искусства, мы еще не раз вернемся к творчеству художников, будем анализировать и обсуждать их произведения

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: