| Класс | Раздел, тема урока | Понятие | Живая \ неживая природа |
| 1 класс, 1 часть | Вводный урок: Мы и наш мир, 4 стр. | Мир — это всё, что нас окружает. И мы сами — часть мира. | |
| Раздел: Мы и наш мир Тема: Природа, 6 стр. | Природа — это всё, что нас окружает, но не создано руками человека | ||
| Раздел: Мы и наш мир Тема: Неживая и живая природа, 8 стр. | Солнце, звёзды, воздух, вода, камни — неживая природа. Растения, грибы, животные — живая природа. Особое место человека в мире живой природы. Связи между неживой и живой природой | ||
| Раздел: Мы и наш мир Тема: Культура, 10 стр. | Объекты культуры. Предметы культуры, созданные из природных материалов, и произведения культуры, которые созданы человеком с помощью голоса и речи, движений тела, музыкальных инструментов. Древние способы хранения и передачи произведений культуры в памяти. Современные способы фиксации произведений культуры на различных носителях. Старинные и современные предметы и произведения культуры, в том числе народов своего края | ||
| Раздел: Мы и наш мир Тема: Природа в творчестве человека, 14 стр. | Виды природных материалов, из которых делают объекты культуры. Образы живой и неживой природы, воспроизведённые в произведениях культуры, в том числе народов своего края. Рукотворная игрушка из природных материалов | ||
| Раздел: Мы и наш мир Тема: Мы – люди, 16 стр. | Многообразие и красота внешнего облика людей разного возраста, этнической принадлежности. Наиболее яркие особенности традиционного костюма, музыкально-поэтического творчества народов России, в том числе — своего края | ||
| Раздел: Мы и наш мир Тема: Как мы общаемся с миром, 18 стр. | Восприятие человеком красоты и своеобразия окружающего мира с помощью пяти чувств. Роль органов чувств в восприятии особенностей и красоты окружающего мира. Признаки, отличающие человека от других живых существ (человеческая речь, память, мышление). Произведения отечественных художников и А.С. Пушкина как отражение красоты окружающего мира | ||
| Раздел: Мы и наш мир Тема: Люди – творцы культуры, 22 стр. | Добрые дела на общую пользу и радость всех: подготовка подарков детям из детского сада, детского дома, своим товарищам в классе. Правила совместной работы. Красота человеческого труда. Радость творчества и общения друг с другом | ||
| Раздел «Наш класс» Тема: Наш класс в школе, 25 стр. | Объекты природы и предметы культуры в классной комнате. Классная комната и письменные принадлежности в старину, в том числе народов своего края | ||
| Раздел:«Наш класс» Тема: Мы – дружный класс, 28 стр. | Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем. Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке | ||
| Раздел:«Наш класс» Тема: Учитель – наставник и друг, 30 стр. | Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Образ учителя в искусстве и жизни (Н.П. Богданов-Бельский. «Устный счёт»: русский педагог С.А. Рачинский; учитель по рассказам родителей учащихся) | ||
| Раздел:«Наш класс» Тема: Природа в классе, 32 стр. | Комнатные растения, их роль в классе, школе. Разнообразие комнатных растений | ||
| Раздел:«Наш класс» Тема: Как ухаживать за комнатными растениями, 34 стр. | Условия, необходимые комнатным растениям для жизни. Способы и средства ухода за комнатными растениями | ||
| Раздел:«Наш класс» Тема: Что растёт у школы, 36 стр. | Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Наиболее распространённые представители этих групп растений, встречающиеся возле школы | ||
| Раздел:«Наш класс» Тема: Мир за стеклянным берегом, 38 стр. | Аквариум и его роль в классе, школе. Условия, необходимые для жизни обитателей аквариума. Способы и средства ухода за аквариумом. Разнообразие обитателей аквариума (растения, рыбы, улитки) | ||
| Раздел:«Наш класс» Тема: Кто ещё у нас живёт?, 40 стр. | Живой уголок школы и его обитатели (птицы, зверьки и др.). Условия, необходимые для жизни обитателей живого уголка, уход за ними. Ответственность человека за жизнь и благополучие обитателей живого уголка | ||
| Раздел:«Наш класс» Тема: Какие бывают животные, 42 стр. | Группы животных: насекомые, рыбы, птицы, звери, их существенные признаки | ||
| Раздел:«Наш класс» Тема: Делу – время, 44 стр. | Важность организации труда в классе. Необходимость порядка в работе, выполнения правил поведения в классе и школе во время уроков. Проведение дидактической игры, моделирующей безуспешный и успешный ход работы игровых персонажей | ||
| Раздел:«Наш класс» Тема: Книга – друг и наставник, 46 стр. | Первоначальное знакомство с историей книгопечатания, с внешним образом старинных книг, с фрагментами их содержания. Роль и место книги в жизни человека и человечества | ||
| Раздел:«Наш класс» Тема: Потехе – час, 48 стр. | Игры — наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Детские игрушки и детский фольклор — школа развития и общения. Правила игрового поведения — залог успешной совместной игры, способ дружеского общения друг с другом, метод физического, умственного, эстетического и этического развития. | ||
| Раздел «Наш дом и семья» Тема: Мы в семье, 52 стр. | Термины ближайшего родства, в том числе на языках народов своего края (мать, отец, дедушка, бабушка, дочь, сын, сестра, брат, внук, внучка). Волшебные слова семейного счастья (любовь, уважение, симпатия, дружба, нежность и др.) | ||
| Раздел:«Наш дом и семья» Тема: Моя семья – часть моего народа, 54 стр. | Схема родословного древа. Пословицы и поговорки о семье и её членах, в том числе из творчества народов своего края. Ласкательные формы терминов родства в семейном обиходе (например, мамуля, папуля, бабуля, дедуля, дочушка, сыночек и др.). Старинные семейные традиции народов своего края, предметы быта, народные сказки, былины, предания в семье | ||
| Раздел:«Наш дом и семья» Тема: Природа в доме, 56 стр. | Растения и животные в нашем доме, их разнообразие и значение в нашей жизни. Наше отношение к домашним растениям и животным | ||
| Раздел:«Наш дом и семья» Тема: Откуда в наш дом приходит газ, вода и электричество, 58 стр. | Значение воды, газа, электричества в нашем доме. Путь воды в дом из подземных и поверхностных источников. Добыча и доставка в наш дом газа. Производство электричества на электростанциях и его путь в дом. Основные правила безопасности при обращении с водой, газом, электричеством в быту | ||
| Раздел:«Наш дом и семья» Тема: Красивые камни в нашем доме, 60 стр. | Камни — часть неживой природы. Разнообразие и красота камней и изделий из них | ||
| Раздел:«Наш дом и семья» Тема: Комнатные растения у нас дома, 62 стр. | Разнообразие комнатных растений. Комнатные растения в нашем доме, их названия, особенности внешнего вида. Помощь взрослым в уходе за комнатными растениями | ||
| Раздел:«Наш дом и семья» Тема: Выйдем в сад, 64 стр. | Разнообразие растений сада. Садовые деревья, кустарники, травянистые растения. Фрукты и ягоды нашего сада. Овощи нашего огорода. Как мы помогаем взрослым работать в саду (огороде) | ||
| Раздел:«Наш дом и семья» Тема: Овощи и фрукты на нашем столе, 66 стр. | Овощи и фрукты — кладовая витаминов. Разнообразие овощей и фруктов. Фрукты из жарких стран на нашем столе и у себя на родине | ||
| Раздел:«Наш дом и семья» Тема: Про хлеб и кашу, про чай и кофе, стр. 68 стр. | Важнейшие продукты питания и растения, которые нас кормят. Народная традиция особого отношения к хлебу | ||
| Раздел:«Наш дом и семья» Тема: Дикорастущие и культурные растения, 72 стр. | Что такое дикорастущие растения, культурные растения. Как появились культурные растения | ||
| Раздел:«Наш дом и семья» Тема: Собака в нашем доме, 74 стр. | История появления рядом с человеком домашней собаки. Породы собак. Способы и средства ухода за собакой. Наши взаимоотношения с собаками | ||
| Раздел:«Наш дом и семья» Тема: Кошка в нашем доме, 76 стр. | История появления рядом с человеком домашней кошки. Породы кошек. Способы и средства ухода за кошкой. Наши взаимоотношения с кошками | ||
| Раздел:«Наш дом и семья» Тема: Дикие и домашние животные, 80 стр. | Что такое дикие животные, домашние животные. Как появились домашние животные; их роль в нашей жизни | ||
| Раздел:«Наш дом и семья» Тема: С утра до вечера, 84 стр. | Устойчивый распорядок семейных дел в течение дня. Домашние обязанности. Способы самоконтроля за соблюдением распорядка дня ради достижения личного и общего блага в семье. Личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице | ||
| 1 класс, 2 часть | Раздел «Город и село» Тема:Мы в городе, 4 стр. | Дидактическая игра-путешествие в прошлое старинных российских городов (сёл), знакомство с их жителями. Старинные и современные занятия и дела горожан и сельских жителей. Жители сёл — хранители непосредственной связи человека с природой, землёй-кормилицей. | |
| Раздел:«Город и село» Тема:Мы в селе, 6 стр. | Дидактическая игра-путешествие в прошлое старинных российских городов (сёл), знакомство с их жителями. Старинные и современные занятия и дела горожан и сельских жителей. Жители сёл — хранители непосредственной связи человека с природой, землёй-кормилицей. | ||
| Раздел:«Город и село» Тема:Красота любимого города, 8 стр. | Облик российских городов и сёл, значение и происхождение их названий. Связь названий с особенностями окружающей природы, с памятью о соотечественниках. Ландшафт и достопримечательности городов и сёл, их архитектурные доминанты. Экскурсия по родному (ближайшему) городу (селу), знакомство с особенностями ландшафта, значением и происхождением названия, с его архитектурной доминантой | ||
| Раздел:«Город и село» Тема:Красота любимого села, 12 стр. | Облик российских городов и сёл, значение и происхождение их названий. Связь названий с особенностями окружающей природы, с памятью о соотечественниках. Ландшафт и достопримечательности городов и сёл, их архитектурные доминанты. Экскурсия по родному (ближайшему) городу (селу), знакомство с особенностями ландшафта, значением и происхождением названия, с его архитектурной доминантой | ||
| Раздел:«Город и село» Тема:Природа в городе, 16 стр. | Чем представлена природа в городе (сквер, бульвар, парк, зоопарк, памятник природы, ботанический сад, зоопарк и др.). Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения | ||
| Раздел:«Город и село» Тема:Что растёт в городе, 20 стр. | Деревья и кустарники в зелёных насаждениях города. Лиственные и хвойные деревья | ||
| Раздел:«Город и село» Тема:Чудесные цветочки, 22 стр. | Роль цветников в жизни города. Разнообразие растений цветника. Цветники нашего города | ||
| Раздел:«Город и село» Тема:В ботаническом саду, 24 стр. | Ботанический сад — живой музей для всех, кто интересуется растениями. Разнообразие растений ботанического сада. Правила поведения в ботаническом саду | ||
| Раздел:«Город и село» Тема:В зоопарке, 26 стр. | Зоопарк — живой музей для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью. Разнообразие животных зоопарка. Правила поведения для посетителей зоопарка | ||
| Раздел:«Город и село» Тема:Войдём в музей, 28 стр. | Роль музеев и библиотек в нашей жизни. Музейные экспозиции. Читальные залы и хранилища книг в библиотеках. Правила поведения в музеях и библиотеках. Дидактические игры «Мы — в музее, ты — экскурсовод», «Я — читатель» и др. | ||
| Раздел:«Город и село» Тема:Мы помним наших земляков, 32 стр. | Понятия: памятные места, памятник, реликвия. Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом. Ритуалы и знаки памяти: возложение венков, цветов, салют, минута молчания | ||
| Раздел:«Город и село» Тема:Все профессии важны, 34 стр. | Профессии в городе и селе: общее и различное. Важность труда хлебороба. Трудолюбие как общественно значимая ценность. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство | ||
| Раздел «Родная страна» Тема:Россия – наша Родина, 40 стр. | Пословицы о Родине. Россия на глобусе и на карте мира. Символы России: флаг, герб, гимн. Правила поведения при исполнении Государственного гимна родной страны, при подъёме Государственного флага России. Малая родина: родной дом, родные люди, друзья, земляки; родная речь, музыка; знакомые с раннего детства пейзажи — признаки малой родины. Карта своего края | ||
| Раздел:«Родная страна» Тема:Москва – столица России, 44 стр. | Москва на карте России. Присловья о Москве: златоглавая, краснозвонная, хлебосольная. Символическое значение образа хлеб-соль в отечественной культуре. Герб Москвы и его символическое значение: образ всадника, главные цвета — белый, красный, синий, золотой. Заочное путешествие в центр города: достопримечательности Москвы в прошлом и настоящем | ||
| Раздел:«Родная страна» Тема:Мы – семья народов России, 46 стр. | Своеобразие культур разных народов России. Старинные костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чём они рассказывают? Блюда традиционной кухни народов России и мира: общее и особенное. Оленья упряжка — традиционное транспортное средство народов Севера. Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.) | ||
| Раздел:«Родная страна» Тема:Природа России, 50 стр. | Разнообразие и красота природы России. Природа родной страны — основа нашей жизни, великое богатство, которое нужно бережно хранить | ||
| Раздел:«Родная страна» Тема:Охрана природы, 52 стр. | Отрицательное воздействие человека на природу и его последствия. Меры по охране природы. Как мы можем помочь природе | ||
| Раздел:«Родная страна» Тема:Красная книга России, 54 стр. | Что такое Красная книга. Красная книга России. Растения и животные из Красной книги России, причины сокращения их численности и меры охраны | ||
| Раздел:«Родная страна» Тема:Заповедные тропинки, 56 стр. | Заповедники — особо охраняемые природные территории. Приокско-террасный заповедник — один из знаменитых заповедников России. Заповедники родного края. Старинные народные правила охраны природы, ставшие законами современных заповедников. Правила поведения в заповеднике | ||
| Раздел «Человек и окружающий мир» Тема:Взгляни на человека, 60 стр. | Человек — это целый мир. Внешний облик человека. Внутренний мир человека. Влияние внутреннего мира на внешний облик, внешнего облика на внутренний мир | ||
| Раздел:«Человек и окружающий мир» Тема:Всему свой черёд, 62 стр. | Ритм человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве | ||
| Раздел:«Человек и окружающий мир» Тема:У каждого времени свой плод, 66 стр. | Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы в творчестве разных народов мира | ||
| Раздел:«Человек и окружающий мир» Тема:Я – часть мира, 70 стр. | Каждый из нас — целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир — это красота и добро в жизни природы и человека |






