Слушать: Владимир Высоцкий «Я не люблю»

Раздел учебно-тематического планирования: История авторской песни

Материал по теме: КЛАССИКИ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ. САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ БАРДЫ, ПЕСНИ КОТОРЫХ СЛУШАЮТ ДО СИХ ПОР-В.ВЫСОЦКИЙ. Часть 1

Группа: 3 год обучения

Часы по теме: 2

Авторские (бардовские) песни – немаловажная часть культурной жизни нашей страны.

Этот жанр является абсолютно уникальным: он далек от будней большого города и одновременно близок человеческим душам. Такие песни стали формой общения единомышленников, альтернативной культурой.

Бард – это человек, который любит путешествовать. Постоянство и комфорт он променял на походную романтику: старую гитару, лесной костер, небо в звездах и палатку.

Присущая авторской песне атмосфера доверительного общения между автором и слушателем была особенно ощутимой на фоне советской массовой культуры тех лет – в частности, эстрадной песни, в поэтическом, содержательном отношении явно уступавшей песне авторской. Преимущество жанра состояло в том, что в нем ставились во главу угла именно стихи, поэтический текст. В сущности, это была особая форма бытования лирической поэзии, воздействие которой усиливалось мелодией, голосом, интонацией. Отсутствие композиторского и исполнительского профессионализма оказывалось в данном случае невольным достоинством, ибо придавало песне особую естественность.

Авторская песня имеет свои истоки в русской культуре. Она связана, во-первых, с традицией так называемого блатного фольклора, получившего широкое распространение в годы “оттепели”.

Хрущёвская оттепель — неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И.В.Сталина, продолжавшегося около десяти лет (середина 1950-х — середина 1960-х годов). Характеризовался во внутриполитической жизни СССР осуждением культа личности Сталина и репрессий 1930-х годов, освобождением политических заключённых, ликвидацией ГУЛАГа, ослаблением тоталитарной власти, появлением некоторой свободы слова, относительной либерализацией политической и общественной жизни, открытостью западному миру, большей свободой творческой деятельности. Название связано с пребыванием на посту первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва (1955—1964).

После массового возвращения на свободу узников сталинских лагерей. Вчерашние политзаключенные “привезли” с собой множество лагерных песен. К этому песенному слою примыкал и “интеллигентный фольклор” - стилизации и пародии на уголовные. Песни эти входили в широкий обиход, усваивались массовой средой. Авторы их не всегда афишировали свое имя, ибо такое сочинительство могло обернуться для них большими неприятностями. “Под конец оттепели авторы… осмелели настолько, что имена свои перестали прятать”. Так на смену безымянной “блатной” пришла авторская песня, которая выражала внутренний мир человека, открывшего для себя новые, гуманистические ценности, внутренне переросшего тотальную эпоху. Не случайно этот жанр очень раздражал власть, а лучшие барды тех лет, так или иначе, оказывались в опале.

Мы поговорим о некоторых исполнителях, которые выражали атмосферу того времени через свои песни, это известные барды в СССР.

Вершина авторской песни – творчество Владимира Семеновича Высоцкого, сумевшего создать новую поэтическую “энциклопедию русской жизни”, обширную галерею типов и характеров.

Годы творчества: 1961 г. – 1980 г.

Наиболее известные песни: «Песня о друге», «Моя цыганская», «Я не люблю».

Родился: в Москве, 25 января 1938 года.

Этого барда можно назвать самым популярным, не только в СССР, но и в современной России. Интересно, что сам музыкант совершенно не ассоциировал себя с этим творческим направлением.

Владимир Высоцкий занимался не только музыкой: он работал в театре, снимался в кино. Его творчество затрагивало души людей.

Причиной смерти знаменитого исполнителя стала сердечно-сосудистая недостаточность, однако многие считали, что до этого его довела алкогольная и наркотическая зависимость.

 

Высоцкий служил акёром в театре и кино.

Роль Гамлета. Слушать: перейти по ссылке http://www.youtube.com/watch?v=eZ_tcTZEawQ

Роли в кино. Слушать: перейти по ссылке https://yandex.ru/efir?stream_id=40e54f5e3a9afd09973d1471d5648dbc

 

Будучи профессиональным актером, Высоцкий обычно вел поэтический монолог от лица своего героя, добиваясь настолько сильного эффекта подлинности, что поэта отождествляли с его персонажами. Его песни, переписанные с магнитофона на магнитофон, слушала вся страна: они выражали настроения и чаяния миллионов людей. Манера исполнения Высоцкого была более энергичной и драматизированной. От других бардов его отличал и уникальный голос, позволяющий использовать самые разные речевые маски и интонации. К тому же, Высоцкий был виртуозом стиха, абсолютно чуждого всякой монотонности, свободно заключаемого в рамки самых разных поэтических размеров, его рифмы изысканны и в то же время очень естественны.

Слушать: Владимир Высоцкий  «Кони привередливые»

 

Высоцкий заявил о себе в начале 60-х годов песнями на “блатные темы”. Во второй половине 60-х годов Высоцкий резко расширяет свой поэтический “театр одного актера”. Главными его песнями становятся солдат, альпинист, спортсмен, подводник, милиционер, старатель. Поэт признавался, что ему интересны люди, рискующие жизнью, как бы застигнутые в момент решающего жизненного выбора. В этом смысле люди разных профессий и разного образа жизни у Высоцкого неожиданно могут напоминать друг друга. Так, герой песни “Разведка боем”, отправляющийся в тыл врага с неизвестным ему бойцом, мог бы повторить слова героя “Песни о друге”, альпиниста. Восхождение на вершину оказывается сродни военному бою: и здесь и там человек проходит главную проверку.

Слушать: Владимир Высоцкий «Песня о друге»

 

Лучшие песни Владимира Высоцкого – для жизни. Они – друзья людей. В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души человеческой.

Слушать: Владимир Высоцкий «Я не люблю»

 

Особое место в творчестве Высоцкого занимала тема Великой Отечественной войны, которой он проникся с самого детства, и доносил до народа доселе неизвестные истории настоящих героев. Почему Высоцкий полюбил военную лирику? Сильный на впечатления, на события эпизод детства Высоцкого - два года в Германии. Там служил его отец Семен Владимирович, он и взял к себе сына.

Из воспоминай: «Через неделю, как устроились, Володя прибегает к Евгении Степановне, мачехе, взволнованный: "А ты знаешь, что мы живем у фашиста?" - и показал ей фотографию, на которой изображен хозяин дома со свастикой на мундире. С этого дня стал дерзко вести себя с фрау Ани, хозяйкой дома - грубил, хамил. Отношения накалились до такой степени, что Семен Владимирович принял решение переехать в другой дом. И переехали. Но Володя был непримирим: однажды, встретив фрау Ани с мужем, он подбежал к нему и крикнул: "Вилли, ты - фашист! Фашист! Фашист!" Евгения Степановна пыталась его успокоить, но Володя был в страшном возбуждении: "Фашист! Он убивал детей! Он мог папу убить, он мог тебя убить. Он всех детей убивал, он - фашист..."

Песни о Великой Отечественной войне – самые сильные в творчестве В.Высоцкого. он старается проникнуть не только в суть людских переживаний, но и понять окружающее этих людей. Как настоящий художник, он ищет формы выражения обстановки того времени. И идёт не упрощённым путём, ни мимолётными зарисовками момента. Наоборот, он рисует такую живописную картину, в которой нет не переднего и ни заднего плана, ни героев и ни фонового занавеса. Его герои – это не только люди – стойкие бойцы, а просто – горы  (ведь это наши горы – они помогут нам"), время ("наше время – иное, лихое") и горное эхо, которое расстреляли и о котором Высоцкий поёт в своей песне, так и названной "Расстрел горного эха":

 

В тиши перевала, где скалы ветрам не помеха, помеха,

На кручах таких, на какие никто не проник,

Жило-поживало весёлое горное, горное эхо,

Оно отзывалось на крик – человеческий крик…

 

Всю ночь продолжалась кровавая злая потеха, потеха, -

И это топтали – но звука никто не слыхал.

К утру расстреляли притихшее горное, горное эхо –

И брызнули слёзы, как камни, из раненых скал…

 

0 Слушать: Владимир Высоцкий «Я рос как вся дворовая шпана»

Анализируя творчество В.Высоцкого, невольно ищешь ответы в его биографии, его высказываниях и выражениям. Военная тематика в песнях Высоцкого рождает естественный вопрос – где этому начало. 28 июля 1970 года Высоцкий заполнил анкету, составленную бывшим сотрудником Театра на Таганке Анатолием Меньшиковым, в которой против вопроса любимая песня – было написано: "Песня "Вставай страна огромная". На вопрос – историческая личность, внушающая отвращение – он ответил: "Гитлер". На одном из своих концертов В.Высоцкий сказал: "Я много пишу песен о войне. И часто спрашивают – почему. Я не прошёл через войну. Здесь есть много ответов. Один – самый главный – такой: я для своих песен стараюсь выбирать людей, которые находятся в самой крайней ситуации, в момент риска, рядом со смертью, у которых что-то сломалось, либо они находятся на рубеже с неизвестностью, а дальше неизвестно что. я их часто нахожу там, в тех сюжетах…" И далее он продолжил: "Я больше всего интересуюсь всегда проблемами, которые всеобщие – предательство, надёжность, верность, добро, зло..". Песни Высоцкого о войне – это песни очень настоящих людей. Сильных, мужественных, добрых, усталых (стихи из песни "Чёрные бушлаты"):

 

За нашей спиною остались паденья, закаты,

Ну хоть бы ничтожный, ну хоть бы  невидимый взлёт!

Мне хочется верить, что чёрные наши бушлаты

Дадут мне возможность сегодня увидеть восход…

 

Уходит обратно на нас поредевшая рота.

Что было – не важно, а важен лишь взорванный форт.

Мне хочется верить, что грубая наша работа

Вам дарит возможность беспошлинно видеть восход!

 

Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980 года и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Его могила круглый год усыпана цветами. О нем много пишут, о нем делают кинофильмы и телепередачи, поют его песни и печатают о нем книги. Садоводы его именем называют лучшие сорта цветов, альпинисты – труднодоступные горные перевалы. Поэты, художники, композиторы посвящают ему свои произведения. Слова его песен высекают на мраморе обелисков в честь погибших. Он продолжает жить в стихах, песнях, названиях улиц. Его именем работники Крымской астрофизической обсерватории назвали малую планету “Владвысоцкий”.

 

0 Слушать: песню Владимира Высоцкого “Песня о друге”.

Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, а – так…

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош,-

Парня в горы тяни – рискни!-

Не бросай одного его:

Пусть он в связке в одной с тобой –

Там поймешь, кто такой.

Если парень в горах – не ах,

Если сразу раскис – и вниз,

Шаг ступил на ледник – и сник,

Оступился – и в крик,-

Значит, рядом с тобой – чужой,

Ты его не брани – гони:

Вверх таких не берут, и тут –

Про таких не поют.

 Если ж он не скулил, не ныл,

Пусть он хмур был и зол, но шел,

А когда ты упал со скал,

Он стонал, но держал,

Если шел он с тобой как в бой,

На вершине стоял – хмельной,-

Значит, как на себя самого

Положись на него.

 

Задание:

 

- О чем идет речь в этой песне?

- С чем сравнивает автор работу альпиниста?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: