В период летней экзаменационной сессии 2015/2016 уч. года

Перечень теоретических вопросов и практических заданий

По психологии

в период летней экзаменационной сессии 2015/2016 уч. года

Группа ДЗ–13

 

Теоретические вопросы

1. Общее понятие о психике и психологии. Предмет, задачи и принципы психологии.

2. Детская психология, ее предмет и задачи.

3. Методы научно-психологического изучения развития детей.

4. Наблюдение как метод изучения психических явлений. Виды и требования к организации наблюдения.

5. Эксперимент как метод изучения психических явлений, виды и их характеристика.

6. Понятие о психическом развитии, основные факторы развития психики ребенка. Влияние семьи на развитие психики ребенка.

7. Сознание как высшая стадия развития психики. Функции сознания.

8. Самосознание личности, его структура. Самооценка, её виды и основные функции.

9. Понятие о психическом развитии. Предпосылки, условия и движущие силы психического развития. Кризисы развития и их причины.

10. Психическое развитие и обучение. Л.С. Выготский об опережающей роли обучения (учение о «зоне ближайшего развития»). «Социальная ситуация развития» на основных возрастных этапах и её значение.

11. Ведущая деятельность как значимая характеристика возраста. Критерии ведущей деятельности (по Леонтьеву А.Н.).

12. Общая характеристика основных периодов психического развития от рождения до старости.

13. Основные направления психического развития ребёнка в младенческом возрасте.

14. Основные направления психического развития ребёнка в раннем детстве.

15. Дошкольное детство как самоценный и особо важный период в жизнедеятельности человека.

16. Деятельность как форма активности. Структура деятельности. Основные виды и их характеристика.

17. Психологические особенности игры как деятельности. Строение игры. Роль игры в психическом развитии.

18. Развитие игры в младенческом и раннем детстве.

19. Особенности игры и её динамика в дошкольном возрасте, её виды.

20. Понятие о художественной деятельности и ее видах. Значение художественной деятельности в развитии детей.

21. Условия, способствующие развитию игровой деятельности. Роль игровой деятельности в формировании «детского сообщества».

22. Психологические особенности строительных, дидактических и подвижных игр.

23. Роль игрушки в психическом развитии ребёнка.

24. Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте. Динамика развития содержания детского рисунка.

25. Особенности сюжетно-ролевой игры. Сюжет и содержание детских игр.

26. Игрушка как средство общения ребенка раннего возраста.

27. Конфликты в сюжетно-ролевой игре, их причины. Пути предупреждения и разрешения конфликтов.

28. Конструктивная деятельность дошкольника; лепка и аппликация. Особенности детского дизайна.

29. Экспериментирование и его особенности в дошкольном возрасте.

30. Понятие «учебная деятельность». Структура учебной деятельности. 

31. Сензитивность детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте. 

32. Становление предпосылок учебной деятельности в дошкольном возрасте.

33. Роль игры в овладении учебной деятельностью. 

34. Развитие бытовой деятельности в раннем детстве.

35. Психологические особенности трудовой деятельности в дошкольном возрасте.  

36. Общение как форма активности, стороны общения. Функции и средства общения. 

37. Роль общения в психическом развитии человека.

38. Развитие форм общения в дошкольном возрасте. 

39. Отношение дошкольника к личности воспитателя.

40. Речь как главное средство общения. Виды речи.

41. Дошкольная группа как малая группа. Развитие группы как коллектива. Сплоченность группы. Социально психологический климат в группе.

42. Основные функции воспитателей. Содержание функциональных обязанностей воспитателей детских учреждений в условиях гуманизации дошкольного образования. 

43. Педагогическое взаимодействие и его основные функции. Структура педагогического взаимодействия.

44. Профессиональное взаимодействие педагога с родителями воспитанников. Пути оптимизации взаимодействия в данной системе.

45. Общее понятие о педагогической деятельности. Характеристика структурных компонентов педагогической деятельности воспитателей детского сада.

46. Типы отношения педагога к детям и типы воспитателей.

47. Межличностные отношения в «детском сообществе». Оптимизация межличностных отношений детей.

48. Проблема статуса ребёнка в системе личных взаимоотношений и его индивидуально-психологические характеристики.

49. Социально-психологическая характеристика дошкольной группы. Структура дошкольной группы. Функции «детского сообщества».

50. Методы изучения педагогического общения и межличностных отношений в «детском сообществе».

 


Практические задания

1. Многие родители обеспокоены тем, слышит ли их новорожденный ребенок. Закономерны ли их опасения. Можно ли формировать речь, если ребенок не будет слышать? По каким причинам может произойти задержка речевого развития ребенка?

 

2. Дошкольник, жестикулируя, рассказывает: «Он как налетит, а тут р-раз … и стёкла бах… бах … А он упал … и тогда все … так бегут. А этот свистит, а тот как выпрыгнул и как закричит … Под красный, под красный … А она так и плачет…»

Определите возраст, какие особенности речи появились в этом рассказе?

 

3. Достоинством или недостатком развития ребенка является небольшое число врожденных форм поведения? С чем связаны первые условные рефлексы?

 

4. При распределении ролей в присутствии сверстников наблюдается: часть детей предлагает главную роль другому, часть детей заявляет свое право на главную роль.

Дайте психологическую характеристику этому наблюдению.

 

5. Некоторые родители, в том случае, если их ребёнок не слушается, говорят:

«Иди сюда, а то тебя заберут!», «Не будешь есть – придёт врач, сделает укол!», «Не будешь слушаться, милиционер заберёт!» и т.д.

Можно ли использовать такие приемы в воспитании ребенка. Обоснуйте вывод!

 

6. Мама, одевая Диму (1 год 1 мес.), говорит: «Сейчас наденем рубашечку. Где рубашечка? Подай её мне. Дай мне колготки. Принеси мне сандалики» и т. д. Дима, хотя и медленно, но выполняет указания мамы.

Правильно ли поступает мама? Какие стороны речевого общения развиваются в таких случаях?

 

7. Лена (3 года) поет песенку «Елочка» Вместо «мороз снежком укутывал» она произносит «мороз мешком укутывал».  Наташа (2 г. 10 мес.) поет эту песенку так: «Порою волк, сердитый волк с лисою пробегал» (вместо «рысцою пробегал»).

Закономерно ли это явление? Дайте психологический анализ причине искажения слов.

 

8. Мама Наташи (6 лет) говорит: «У моей дочери есть желание мне помогать. За какую работу я ни взялась, она тут как тут. Но какая от нее помощь, одна помеха. Я отправляю ее гулять, без нее я быстро управлюсь по хозяйству"

Как оценить действия мамы.

 

9. «Я тоже хочу варить кашу» – говорит трехлетняя Нина, наблюдая как мама варит кашу. «Ты еще маленькая» – отвечает мама, - кашу варят только взрослые», «Я хочу» – настаивает девочка. Наконец, мама не выдерживает: «Не мешай мне, иди играть».

С какими явлениями в развитии ребенка связано поведение Нины?

Какова роль взрослого в этот период развития дошкольника.

 

10.Однажды мама обнаружила у Вовы (5 л.), пришедшего из детского сада. новую коробку карандашей. которую она ему не покупала. Когда мама спросила, откуда у него карандаши. Мальчик признался, что взял их из шкафа другого ребенка.

Каким образом на это должна реагировать мама? как вести себя взрослым в подобных ситуациях?

 

11.Мама двухлетней Нади называла девочке все предметы желтого и оранжевого цвета одним словом «желтый», мотивируя тем, что дочка не может выговорить слово «оранжевый». Мама двухлетней Тамары старалась называть правильно все цвета, как не трудно было девочке их произносить.

Кто из мам поступает правильно и почему?

 

 

12. Взяв карандаш и бумагу. Сережа сказал, что нарисует солдата. Однако, когда рисунок был готов, мальчик заявил, что он нарисовал поезд.

Закономерно ли подобное явление? Детям, какого возраста это свойственно и почему?

 

13. Решив больше не огорчать маму своим упрямством, Катя сказал, что теперь она всегда будет следить за собой. Но на второй день после обещания она его снова не исполнила. Катя не поздоровалась с соседкой, не помогла маме убрать посуду.

Почему у девочки наблюдается такое поведение?

Детям какого возраста оно свойственно.

 

14. В старшей группе детского сада часто задают такие вопросы, какой мяч катится дальше, который катится по траве, или по асфальту? Как узнать, в какую сторону дует ветер? Как узнать, какой из стульев выше – детский или взрослый?

Какой вид мышления формирует у детей такие вопросы? Как развивать у детей этот вид мышления?

 

15. Саша, показав на кукольный стульчик, спросил у мамы: «Что это?» Услышав, что это стул, он попытался сесть на него. «Мама, никак, никак». Мама улыбнулась и сказала, что это стул для куклы.

Определите возраст ребенка. Какие особенности мышления проявились у Саши в данной ситуации?

 

16. Дети должны нарисовать с натуры кошку. Дошкольникам разных групп детского сада было предложено обследовать разными способами натуру.

Дети средней группы, изучая кошку, гладили ее по шерсти и т.д. Дети старшей группы изучали ее с опорой на зрительное ощущение.

Будут ли отличаться рисунки детей разных групп? Дайте психологическое обоснование выводам.

 

17. Сережа (1 г. 1 мес.), играя с разными игрушками, действует примерно одинаково: стучит, катит, тащит, сжимает и т.д.

Катя (2 г. 1 мес.), играя теми же игрушками, действует по-другому: куклу – качает, машинку – везет, карандашом – рисует и т. д.

Как называются действия с игрушками Сережи и Кати? В чем их различие?

Какова последовательность овладения детьми раннего возраста предметными действиями?

 

18. Что составляет основное содержание сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте? Из возможных ответов выберите главный:

         а) освоение свойств предметов и действий с ними;

         б) подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли;

       в) воспроизведение отношений между людьми;

         г) высвобождение лишней энергии ребёнка;

         д) получение удовольствия.

 

19.Перед началом игры, по условию которой надо было разбиться на пары, воспитатель поставил Нину в пару с новой девочкой Аней, и шепнул ей, что Аня робеет и надо ей помочь, т.к. она плохо знает игру. Нина встала в пару с Аней и стала старательно выполнять правила игры, показывая новенькой необходимые движения.

Правильно ли организовано это общение? Какие качества личности воспитываются в данной ситуации?

 

20. Существует мнение, что воображение у дошкольников развито лучше, чем у взрослого? Верно ли это? Чем объяснить следующие высказывания:

«Море – это с одним берегом, а река с двумя?»

«Собаки нужны охотнику, чтобы на него зайцы не напали?»

«Что ли ножик – вилкин муж?»

 

21. Петя (6 лет) играл с мячом в комнате и разбил вазу. Когда мама вечером стала спрашивать, кто это сделал, Петя сказал, что это сделал Саша, его младший брат. Мама стала укорять сына, говорить, что он лжёт.

Назовите основную причину Петиной лжи.

Какие ошибки в воспитании сына были допущены мамой, и что можно её посоветовать?

 

22. С позиции диалектико-материалистического понимания психики, отбираемые методы исследований должны удовлетворить методическим принципам. Недостатки одного метода компенсируются включением в исследование других методов, объективно изучающих психику.

Почему исследователь не может ограничиваться применением какого-либо одного метода, например метода наблюдения? В чем его недостатки.

 

23.Саша (5 лет) по комнате возит машину. От резкого движения машина закатилась под диван. Мальчик пришел на кухню и сказал маме: «Дай щетку!» на вопрос мамы. зачем нужна щетка, ответил: «Машина под диван укатилась, ее надо достать».

Какой вид мышления свойственен Саше? Какие приемы может использовать взрослый для развития такого вида мышления?

 

24. Детям разного возраста был задан вопрос: «Что изображено на картине?»

         Лена: «На рисунке изображены мальчики, девочка, речка, мяч»

         Женя: «Одни мальчики купаются. Другие играют в мяч, с ними играет девочка».

       Митя: «Было жарко. Дети пошли на речку. Вася, Миша уже купаются, а Ваня, Саша и Лена играют в мяч».

По приведенным высказываниям определите возраст детей, аргументируйте свой ответ.

 

25. Детей разного дошкольного возраста спросили, что такое кукла. Ответы были разные.

         Лена: «Кукла – это вот». (Показывает).

         Нина: «Кукла – чтобы играть».

         Зина: «Кукла – это голова, руки, ноги, волосы».

         Оля: «Кукла – это игрушка».

         Определите возраст детей. Что формируется благодаря речи в психике детей?

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: