Подготовка учащейся молодежи в высшем учебном заведении по БЖД

Группа: КДБ-115

Дисциплина: Федеральные и региональные программы обеспечения БЖД

Дата дистанционного занятия: 18.03.2020 г.

 

 

Задание: Составить опорную схему-конспект с определение основных понятий по предлагаемому материалу, охарактеризовать основные направления подготовки будущего учителя ОБЖ

 

Необходимость расширения и уточнения позиции безопасности жизнедеятельности, как учебной дисциплины на уровне среднего и высшего образования диктуется ее актуальностью в современном обществе. Это, во-первых, высокая смертность и травматизм в обыденных ситуациях, а не в чрезвычайных ситуациях и катастрофах. Так, ежегодные людские потери в России составляют:

1. На дорогах: 32 тыс. человек; 200 тыс. человек получают телесные повреждения (10-15 % умирает).

2. На пожарах: 19 тыс. человек; 20 тыс. человек получают телесные повреждения.

3. От криминальных действий: 34 тыс. человек; 50 тыс. человек - пропавших без вести (50 % из них - убитые).

4. От неумеренного употребления алкоголя и наркотиков:

5. 50 тыс. человек от передозировки наркотиков; 40 тыс. чел от отравления алкоголем.

6. От утопления: 20 тыс. человек.

7. От суицидов: 50 тыс. человек. Подростковый суицид захлестнул некоторые регионы страны. Если для каждой страны условный норматив суицидов не должен превышать 20 на 100 тыс. населения, то средняя цифра по России сейчас превышает 36/100 тыс., а по некоторым регионам, например, как Тува 66-69/100 тыс.

8. От бытового и производственного травматизма: 100 тыс. человек.

К сожалению, эти данные, представленные около 10 лет назад, мало изменились за последние годы. Более того, распространяющаяся наркомания и токсикомания привела к тому, что сейчас на учете состоит около 2,5 млн людей, преимущественно молодого возраста, регулярно потребляющих наркотические и другие психотропные вещества, что, по мнению специалистов, примерно в 4-5 раз меньше реальных величин.

Кроме этого, существуют и другие очень актуальные на сегодняшний день проблемы для страны и системы образования. Это депопуляция страны, особенно в условиях Сибири. По данным академика В. П. Казначеева, для того чтобы Сибирь была экономически и социально значимым регионом, надо чтобы здесь проживало не менее 50 млн. человек. Сейчас за Уральскими горами проживает менее 25 млн. человек, причем, тенденция такой внутренней миграции в Европейскую часть продолжается. С момента введения ЕГЭ и возможности поступления по его результатам в вузы, отмечается отток наиболее отличившихся выпускников школ Сибири и Дальнего Востока в европейские вузы страны. Эта депопуляция, конечно, значительно снижает возможности экономического, социального, культурного и научного развития страны, особенно регионов Сибири.

В числе актуальных проблем, влияющих на безопасность России и общества, следует выделить многочисленные внутренние и внешние угрозы национальной безопасности: коррупция, социальное расслоение, низкий технологический уровень промышленности, недостаточное для обеспечения продовольственной безопасности состояние сельского хозяйства, перманентные реформы в образовании, реформирование научной сферы, военные действия на Украине, межрелигиозные и межнациональные конфликты, терроризм, и т. д.), которые, к сожалению, возрастают, а не уменьшаются.

Таким образом, проблема формирования безопасного поведения становится проблемой национального масштаба, что нашло отражение в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, требует системного изложения в современных учебниках и изучения в образовательных учреждениях.

Актуальность имеет также проблема здорового и безопасного образа жизни обучающихся и студентов. Так, по данным Министерства здравоохранения (2012 г.), состояние здоровья учащихся школ за последние пять лет ухудшилось на 16-32 % в зависимости от возрастной группы, категории и т. д. Среди выпускников школ только 10-15 % можно считать практически здоровыми, а среди призывников, по данным медицинских комиссий военкоматов, 40-45 %. В некоторых районах до 50 % призывников не могут быть призваны на военную службу по состоянию психического и физического здоровья. Немаловажную роль в создании такой ситуации играют те образовательные системы и технологии, которые вызывают школьную зависимую патологию, а также неразвитость системы организации медико- Подготовка учащейся молодежи в высшем учебном заведении по БЖД психологической и социальной помощи участникам образовательного процесса.

Как это не парадоксально, но с переходом на подушевое финансирование в системе образования, многие образовательные организации начали отказываться от услуг школьных психологов, социальных педагогов, полагая, что предметы естественнонаучного, физико-математического, гуманитарного циклов значительно важнее, чем проблемы, связанные с психическим и социальным здоровьем учащихся. Следует также указать на неэффективную службу охраны труда в системе образования: большинство преподавателей образовательных учреждений не владеет знаниями основ охраны труда. Это, наверное, уже вопрос законодательства, который должен обязать всех преподавателей в системе образования овладеть знаниями охраны труда, для того чтобы уметь правильно организовать образовательный процесс и систему защиты.

 

Все указанные проблемы вызывают беспокойство общественности и руководства страны. Можно привести целый ряд нормативно-правовых документов, определяющих направления формирования здорового и безопасного образа жизни в образовании.

Государственная политика в сфере сохранения здоровья и безопасности обучающихся опирается на следующие документы:

· Указ Президента РФ № 537 «О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г.», утвержден 12 мая 2009 г.

· Концепция долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 г., раздел 3.4. «Образование»:

- формирование здорового образа жизни;

- формирование новых экологических стандартов жизни.

· Основные направления модернизации образования на 2011-2015 гг.:

- формирование норм поведения здорового и безопасного образа жизни детей, подростков и молодежи;

- разработка соответствующих учебных программ для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов общеобразовательных учреждений.

· Санитарно-гигиенические требования и требования к безопасности (Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях - Сан-ПиН 2.4.2.2821-10).

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 июня 2014 г. № 658 «Порядок проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных...»

Конечно, это далеко не все документы, касающиеся данной проблемы, но в них обращается особое внимание на эти вопросы, и они должны быть основополагающими в работе образовательного учреждения любого уровня. Однако за этими приказами отсутствует технология их реализации, поэтому каждый регион поступает по своему разумению.

Остановимся на тех проблемах, которые, на наш взгляд, возникают в преподавании дисциплины безопасности жизнедеятельности в образовательных организациях разного уровня, а также некоторых предлагаемых вариантах их решения.

Во-первых, если говорить о самом содержании курса в системе подготовки учащейся молодежи, то независимо от того, как его правильно называть - «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) или «Безопасность жизнедеятельности» (БЖ), - принципиально важно, что это касается всех уровней образования. На мой взгляд, проблема, заключается во фрагментарности изложения многих разделов курса или отсутствие важных для современной жизни разделов. Так, отсутствуют, особенно в школьном курсе, вопросы семейной и психологической безопасности, слабо отражены проблемы информационной, социальной безопасности и т. д. Очень часто разделы не связаны ни логической цепью, иногда даже не отвечают возрастным особенностям учащихся. Всё это требует пересмотра образовательных программ для учебных заведений всех уровней, в которых должны быть отражены на современном уровне указанные вопросы. Причем, они должны иметь выраженный региональный характер, отражая те проблемы, которые наиболее актуальны для данного региона.

Во-вторых, недостаточное количество часов на изучение курса. За 36 часов аудиторных занятий в вузе невозможно дать тот минимум знаний, умений и навыков, которые необходимы для правильного поведения в той или иной ситуации. И конечно, то количество часов, которое заложено в школьных программах, тоже абсолютно недостаточно. В результате отмечается низкий уровень у обучающихся практических навыков и умений, которые связаны также с недостаточной материально-технической базой образовательных организаций и, к сожалению, с недостаточной подготовкой школьных учителей. Отсутствуют четкие комплексные качественные и количественные критерии, которые позволяют оценивать уровень освоения курса, как на школьном, так и среднем и вузовском уровнях. Поэтому необходимо определить минимум часов на изучение курса ОБЖ/БЖ: для вуза это должно быть не менее трех зачетных единиц, т. е. 108 академических часов для всех профилей педагогического образования, а для системы общего образования -до 225 часов. Нужно разработать программы, которые обеспечили бы преемственность изучения курса с дошкольного и до общего среднего образования, разработать критерии оценки уровня компетентности студента и учителя в области здорового и безопасного образа жизни.

Следующая проблема, на которой следует остановиться, это педагогические кадры. Сегодня курс БЖ преподают до 85 % учителей без специального образования: биологи, историки, географы и т. д. и военные отставники. Это понятно, потому что количество учебных часов по ОБЖ в школе недостаточно, чтобы обеспечить нагрузку учителя на полную ставку, часто ставка преподавателя-организатора ОБЖ или заместителя директора по безопасности, которая рекомендуется Министерством образования и науки, директора отвергают, и поэтому ОБЖ становится дополнением к другому предмету. В этих условиях, естественно, качественно на высоком уровне преподавать дисциплину невозможно. Поэтому мы выносим следующее предложение: условием преподавания курса ОБЖ в школе должно стать профильное образование преподавателя по БЖ. Понятно, что невозможно подготовить такое количество учителей сразу, поэтому необходимо расширять и внедрять систему повышения квалификации и переподготовки кадров по профилю «Безопасность жизнедеятельности» в рамках педагогического образования. При вузах должны быть созданы центры такой подготовки, в качестве которых могут быть профильные кафедры и региональные центры по развитию преподавания БЖ. Для повышения статуса и престижа учителя ОБЖ мы уже два года проводим региональный конкурс на звание «Лучший учитель ОБЖ» с оценкой теоретических знаний и практических навыков, что позволяет стимулировать интерес учителей к своей профессиональной деятельности. Мы считаем, что такой конкурс должен стать общероссийским.

Важная проблема в преподавании ОБЖ/БЖ - это отсутствие межпредметных связей. Отсутствие таких взаимосвязей на уровне программ и содержания создает целый ряд затруднений в формировании широкого мировоззрения по безопасности. Поэтому одним из вариантов решения может быть подготовка педагогов-бакалавров по двум профилям, что позволит, с одной стороны, выпускника педвуза обеспечить достаточной подготовкой для преподавания в школе нескольких предметов и работой на полную ставку, а с другой стороны, создать предпосылки для развития межпредметных связей. Ряд вузов ведет сейчас такую подготовку бакалавров, объединяя профили безопасности жизнедеятельности и физической культуры, БЖ и географии, БЖ и биологии и т. д. Поиск сочетаний профилей подготовки должен быть функцией самих вузов и зависеть от материально-технической, учебно-методической, кадровой базы, потребностей региона и т. д. Большую роль в повышении квалификации учителей ОБЖ могут сыграть магистратуры по БЖ в вузах, имеющих соответствующие возможности. Некоторые учителя школ идут обучаться в такую магистратуру, имея возможность получить степень магистра по соответствующему профилю.

Одним из вопросов в подготовке педагогических кадров по БЖ является обеспечение слушателей учебно-методической литературой. До 2011 г. все предметы специальности БЖ изучались по одному или двум учебникам, в которых излагались основные вопросы общей и техносферной безопасности, а также по внутренним учебно-методическим материалам. С 2011 по 2013 гг. коллективом авторов Новосибирского, Московского, Оренбургского, Уральского вузов под руководством Р. И. Айзмана (НГПУ) и С. В. Петрова (МПГУ) было создано и издано 29 учебников по различным аспектам безопасности жизнедеятельности, в которых, по сути, раскрыты основные вопросы всех дисциплин основной образовательной программы подготовки бакалавра по БЖ. Конечно, они не лишены недостатков: нет учебников по семейной безопасности, требуют расширения учебники по информационной и социальной безопасности, в связи с расширением социальных угроз и т. д., но они стали базой для углубленного изучения различных аспектов здоровья и безопасности.

Завершая обсуждение проблем преподавания БЖ, следует упомянуть также важность материально-технической базы, которая во многих вузах и школах не отвечает современным требованиям. Следует разработать стандарт оснащения курса БЖ, который необходим для образовательных организаций разного уровня. Нужны современные отечественные тренажёры, приборы и оборудование для отработки различных практических навыков, которые сейчас, к сожалению, очень дорого стоят, и поэтому многие учебные заведения не могут себе позволить использовать эти комплексы.

Широкая подготовка будущих педагогов, на наш взгляд, связана с тем, что функции педагога ОБЖ в школе значительно расширяются по сравнению с общепринятым мнением. Мы считаем, что среди функций надо выделить системно-деятельностный подход, когда учитель должен овладеть новыми функциями в области формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у обучающихся. Это компетентностный подход, под которым мы понимаем, что сам учитель должен владеть всеми теми качествами, знаниями и навыками, которые он хочет формировать у обучающихся. Это медико-психологический подход, заключающийся в разработке и внедрении в практику критериев оценки методов здорового и безопасного образа жизни учащегося. Эта цель и определила задачи ректората и кафедры в подготовке будущих педагогов по ОБЖ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айзман Н. И., Айзман Р. И., Зиньковская С. М. Психологические основы безопасности человека: учебное пособие. - Новосибирск: АРТА, 2011. - 272 с.

2. Айзман Р. И. Современные представления о здоровье и критерии его оценки // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 9. - С. 85-90.

3. Айзман Р. И. Здоровье педагогов и обучающихся — ключевая задача современной школы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 3 (7). -С. 24-35.

4. Айзман Р. И. Подготовка бакалавров и магистров педагогического направления по профилю «Безопасность жизнедеятельности» в НГПУ // Проблемы и пути совершенствования гражданской обороны в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа: Материалы научно-практ. конф. 26.09.2012. - Новосибирск. - С. 34-38.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: