Социально-бытовая ориентировка

(конспекты уроковдля учащихся 5 классов с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталостью )

                                                                                   

 

                                                                                                                              

 

 Составитель: Иксанова Л.Г.

                                                                                                                         

 

 

                                

 

 

Класс 5     Количество часов в неделю 2

Урок 1

Тема: Головные уборы и их назначение

Цель: знать виды головных уборов, использование различных видов головных уборов с учетом сезона и условий использования.

Задачи: - познакомить детей с видами головного убора, их различием в зависимости от сезона; учить применять знания о головных уборах в повседневной жизни;

- развитие произвольной памяти на основе упражнений на дифференциацию и систематизацию головных уборов

- воспитывать интерес к предмету

Оборудование: Картинки с изображением головных уборов, дидактические игры, 3 чашки, бумага, косынка, шапка

 

Ход урока

 

Этапы урока Содержание и деятельность учителя Деятельность обучающихся Техническое сопровождение
I Орг. момент Проверка готовности обучающихся к уроку. Приветствие. Приветствуют учителя.  
II Подведение к новой теме урока Посмотрите на доску, что лишнее? (Предлагаются одежда и головные уборы) - Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? (головные уборы и о их значении для нас с вами, т.е. для людей) - Тема нашего урока: «Головные уборы и их назначение»   Определяют лишний предмет. Один из учащихся читает тему урока с доски. Записывают тему в тетради.   Тема урока на школьной доске. Предметные картинки по теме «Одежда»
III Изучение новой темы Для чего люди носят головные уборы? - повара, продавцы, пекари, кондитеры носят головные уборы в гигиенических целях; - пожарные, автогонщики, строители и люди других опасных профессий надевают головной убор для защиты головы от травм, ударов, несчастных случаев; - манекенщицы, модницы носят головные уборы для украшения, красоты, следуя законам моды. Зимой люди носят теплые головные уборы для сохранения тепла, защищая голову от холода. Летом, на солнцепеке, прикрывают голову легким головным убором, чтобы избежать солнечного удара. Значит, любой головной убор, в любое время года предохраняет голову, сохраняя здоровье его хозяину или хозяйке. Почему зимняя шапка из меха, а летняя панама – из легкой ткани? На этот вопрос нам помог получить ответ опыт.   Взяли три чашки, налили в них горячую воду. Первую банку накрыли бумагой, вторую – легкой панамкой, третью – меховой шапкой. Через несколько минут оказалось, что в банке, накрытой меховой шапкой, вода осталась горячей. Мы сделали вывод, что мех хорошо сохраняет тепло, поэтому зимние шапки шьют из меха. Еще шапки бывают шерстяные, кожаные, вязанные из ниток.   Мы сделали выводы, что: - даже из простой газеты можно сделать шляпу для защиты от солнца, но она будет непрочной, может размокнуть от воды, развернуться от ветра и просто разорваться; - теплые шапки лучше шить из толстой ткани или меха, потому что они хорошо сохраняют тепло. В них голова не замерзнет, а в шапке из легких тканей зимой будет холодно, человек простудится и заболеет; Отвечают на вопросы учителя     Слушают и наблюдают     3 чашки, бумага, косынка, шапка
  Для того чтобы закрепить полученные знания мы с вами выполним задания 1. «Запиши названия головных уборов». Вам нужно напротив картинки записать название головного убора. 2. «Распредели головные уборы по сезону». Вам нужно вырезать из журнала головные уборы и приклеить к соответствующему времени года Дети выполняют задания Задание 1 Задание 2
IV Подведение итогов урока Молодцы! Справились со всеми заданиями. Давайте подведем итог нашего урока. - О чем мы сегодня говорили? - Какое значение имеют головные уборы для человека?     Отвечают на вопросы учителя  

 

 

Урок 2

Тема: Разновидности головных уборов и их использование в зависимости от времени года.

Цель: знать виды головных уборов, использование различных видов головных уборов с учетом сезона и условий использования.

Задачи: - формирование знаний о видах головного убора, их различием в зависимости от сезона; учить применять знания о головных уборах в повседневной жизни;

- развитие произвольной памяти на основе упражнений на дифференциацию и систематизацию головных уборов

- воспитывать интерес к предмету

Оборудование: загадки, картинки с головными уборами

 

Ход урока

 

Этапы урока Содержание и деятельность учителя Деятельность обучающихся Техническое сопровождение
I Орг. момент Проверка готовности обучающихся к уроку. Приветствие. Приветствуют учителя.  
II Повторение пройденного материала Для того чтобы вспомнить о чем мы говорили на прошлом уроке отгадаем загадки Отгадывают загадки Приложение 2  
III Изучение темы урока Сегодня мы продолжим изучение темы «Головные уборы» Для чего мы носим головные уборы? Почему зимой носим теплые шапки, а летом головные уборы из легкой ткани? Самая главная причина появления головного убора - это защита их владельца от холода и жары, т. е. они должны быть практичными. Поэтому их формы подчинялись функциональному назначению. Взглянув на головной убор Античного человека, работающего в поле, можно обнаружить первую шляпу с полями, которая называлась пипос. Моряки носили войлочные колпаки (похожие на наши колпаки для бани) - петисос. Венки и налобные повязки были на состоятельных людях и служили свидетельством привилегированности. Есть три вида головных уборов: шапка шляпа кепка Все головные уборы характеризуются по трем признакам 1. По сезонному признаку 1. летние 2. зимние 3. весенние 4. осенние 2. По сырьевому признаку 1. фетр 2. солома, 3. мех 4. кожа 5. искусственные ткани и натуральные 3. По форме: 1. мягкие (вязание, шитье, плетение) 2. жесткие (формованные) 4. По назначению 1. торжественные 2. повседневные 3. национальные Перед каждым из вас лежит картинка с головным убором, вам нужно охарактеризовать ее по всем четырем признакам   Отвечают на вопросы   Слушают учителя   характеризуют головной убор опираясь на образец     Образец, картинки с головными уборами    
IV Физ-ка Выполнение упражнений Выполняют упражнения за учителем  
V закрепление Рисуем эскиз головных уборов. Рисуют головные уборы в тетрадях  
VI Итог Подведение итогов. Оценивание работ учащихся    

 

Урок 3-5

Тема: Сезонные головные уборы. Дидактические игры «Подбери шляпу», «Подбери головные уборы, которые можно носить осенью (зимой, весной, летом)»

Цель: знать виды головных уборов, использование различных видов головных уборов с учетом сезона и условий использования.

Задачи: - формирование знаний о видах головного убора, их различием в зависимости от сезона; учить применять знания о головных уборах в повседневной жизни;

- развитие произвольной памяти на основе упражнений на дифференциацию и систематизацию головных уборов

- воспитывать интерес к предмету

Оборудование: картинки с головным убором, образец шляпы

 

 

Ход урока

 

 

Этапы урока Содержание и деятельность учителя Деятельность обучающихся Техническое сопровождение
I Орг. момент Проверка готовности обучающихся к уроку. Приветствие. Приветствуют учителя.  
II Повторение пройденного материала Перед каждым из вас лежит картинка с головным убором, вам нужно охарактеризовать ее по всем четырем признакам. Какое значение имеют головные уборы для человека? Виды головных уборов. характеризуют головной убор опираясь на образец     Отвечают на вопросы Картинки с головным убором
III Изучение темы урока Запись в тетравдь Носи головной убор по сезону. Не надевай чужой головной убор. Работа с таблицей 1 нарисовать головной убор и соотнести стрелками с их назначением. Работа с таблицей 2 Работа с таблицей 3 Работа с таблицей 4 Сделаем шляпу для куклы (цветная бумага, ножницы, клей, украшения для шляпы) Записывают в тетрадь   работают с таблицей     делают шляпу для куклы     Таблица 1 Таблица 2 Таблица 3 Таблица 4   образец шляпы
IV Итог Подведение итога и оценка работ учащихся    

 

 

Урок 6

Тема: Кухонная мебель, оборудование и их назначение

Цель: формирование знаний о кухонной мебели и ее назначении

Задачи: -познакомить детей с видами кухонной мебели, учить дифференцировать среди мебели, учить пользоваться кухонным оборудованием

- развитие диалогической речи и зрительной памяти на основе дидактических игр на запоминание назначения кухонной мебели

- воспитывать интерес к предмету

Оборудование: картинки с изображением мебели, дидактические игры

 

 

Ход урока

 

Этапы урока Содержание и деятельность учителя Деятельность обучающихся Техническое сопровождение
I Орг. момент Проверка готовности обучающихся к уроку. Приветствие. Приветствуют учителя.  
II Повторение пройденного материала О чем мы разговаривали на прошлом уроке? Назовите зимние (летние, демисезонные) головные уборы. Чем они отличаются? Для чего нужны головные уборы? Охарактеризуйте головные уборы, которые вы изготовили для кукол Отвечают на вопросы  
III Изучение нового материала Загадки про мебель Как можно назвать все ответы загадок одним словом? (мебель) Мебель бывает: кухонная гостиная детская Посмотрите на изображение мебели. Давайте с вами подумаем и предположим в какой комнате располагается данная мебель. А для чего нужна мебель в доме?   для хранения (корпусная мебель) — шкафы различного назначения, комоды, тумбы, полки; для сидения и лежания (мягкая мебель) стулья, табуреты, скамьи, кресла, диваны, кровати, кресла-кровати, кресла-качалки, диваны-кровати и др.; для работы и приема пищи — столы обеденные, письменные, сервировочные, журнальные, туалетные. По материалам мебель бывает: из древесины и древесных материалов; из пластмасс; из металла; из текстильных материалов; из кожи и кожзаменителей. Сегодня мы с вами поговорим о кухонной мебели. Запишите тему урока: Кухонная мебель Посмотрите на картинки и скажите какие из представленной мебели является кухонной. Почему вы так решили?   Давайте пройдем на кухню и проверим, правильно ли вы выбрали   Для чего на кухне нужен холодильник? Почему он находится именно на кухне? Мойка? Плита? Стол и стулья? Отгадывают загадки     Распределяют мебель по комнатам     Отвечают на вопросы     Выбирают кухонную мебель     рассматривают мебель   Отвечают на вопросы Приложение 1   Картинки с изображением мебели     Картинки с изображением мебели    
IV Закрепление Дидактические игры «Найди лишний предмет» «Собери мебель» (пазл из 4-6 деталей) опишите то что у вас получилось «Угадай мебель» - я описываю вам кухонную мебель, вы угадываете Выполняют задания Дидактические игры
V Итог Подведение итога, оценка работы учащихся    

 

Урок 7-9

Тема: Дидактические игры и упражнения на запоминание назначения кухонной мебели и оборудования

Цель: формирование знаний о кухонной мебели и ее назначении

Задачи: - познакомить детей с видами кухонной мебели, учить дифференцировать среди мебели, учить пользоваться кухонным оборудованием

- развитие диалогической речи и зрительной памяти на основе дидактических игр на запоминание назначения кухонной мебели

- воспитывать интерес к предмету

Оборудование: загадки, рисунки с изображением мебели, картинки с изображением электробытовых приборов с недостающими частями, учебник «Подготовка младшего обслуживающего персонала» стр. 72-73

 

 

Ход урока

 

 

Этапы урока Содержание и деятельность учителя Деятельность обучающихся Техническое сопровождение
I Орг. момент Проверка готовности обучающихся к уроку. Приветствие. Приветствуют учителя.  
II Повторение пройденного материала О чем мы разговаривали на прошлом уроке? Что нового вы узнали? Какая мебель является кухонной? Для чего нужна кухонная мебель? Отвечают на вопросы  
III Изучение нового материала Работа по учебнику «Подготовка младшего обслуживающего персонала» стр. 72-73 Продолжим изучение мебели. 1. Загадки по теме «мебель» 2. Вам нужно выбрать кухонную мебель и записать название мебели.  3.Дидактическая игра “Четвертый лишний”. Педагог предлагает рассмотреть рисунок и сказать, какой предмет здесь лишний. Почему? 4. Дидактическая игра “Что забыл нарисовать художник”. Педагог показывает детям картинки с изображением электробытовых приборов с недостающими частями. 5.Дидактическая игра “Расставь приборы как на схеме”. Педагог предъявляет детям схему разделенную на 9 квадратов, в 3 из которых изображены предметы (чайник, утюг, телевизор). Дети должны запомнить и выложить также, по схеме.  Что надо обязательно сделать, когда мы погладили одежду, посмотрели телепередачу, послушали музыку? (Выключить электроприборы из розетки) Что такое мебель? Открываем тетради и записываем: Мебель – это предметы обстановка помещения, служащие для удобства людей. Выполняют задания по инструкции учителя   Отвечают на вопрос Учебник стр.72-73 Загадки Дидактические игры
III Физ-ка Мебель в доме берегут: Создает она уют. Дом без мебели пустой И как будто нежилой. Мы за стол садимся… (что делать?) есть, Стул нам нужен, чтобы … (для чего?) сесть, На диване или в кресле Смотрим фильм мы интересный. С полки книги мы… (что делаем?) берем, В шкаф одежду мы …(что делаем?) кладем, А удобная кровать Нам нужна, чтоб сладко..(что делать?) спать. Повторяют за учителем  

IV Закрепление

 

Словарная работа Записываем в тетрадь кух о нная мебель Что значит понятие «кухонная мебель»?   Конструктор «кухонная мебель» По шаблону вырезать и скрепить детали мебели (стол, стулья, шкаф)

Записывают в тетрадь

 

Вырезают и скрепляют детали кухонной мебели

 

 

Конструктор «кухонная мебель»

 
V Итог Подведение итогов, оценка работ учащихся    

 

Урок 10-11

Тема: Правила безопасного пользования холодильником, горячей водой

Цель: формировать основные понятия об использовании бытового холодильника.

Задачи: - познакомить учащихся с назначением, сферой применения бытовых холодильников; познакомить с правилами пользования холодильником;  научить правильному расположению продуктов в холодильном шкафу

- развитие диалогической речи и зрительной памяти на основе дидактических игр на запоминание назначения кухонной мебели

- воспитание бережливого отношения к бытовой технике.

Оборудование: картинки с изображением холодильника и его отделов, слайд «использование бытового холодильника»

 

 

Ход урока

 

 

Этапы урока Содержание и деятельность учителя Деятельность обучающихся Техническое сопровождение
I Орг. момент Проверка готовности обучающихся к уроку. Приветствие. Приветствуют учителя.  
II Повторение пройденного материала На прошлом уроке мы строили кухонную мебель. Вам нужно описать вашу мебель (цвет, форма, материал, для чего нужна) Описывают мебель  
III Изучение материала     Что такое холодильник? Холодильник - сооружение или аппарат для охлаждения, замораживания и хранения пищевых и других скоропортящихся продуктов при температуре ниже температуры окружающей среды.(записываем в тетрадь) Преподаватель дает характеристику отделениям холодильника (особенности температурного режима и расположения продуктов) Холодильное отделение предназначено для хранения продуктов в охлажденном состоянии.В холодильном отделении поддерживается невысокая положительная температура, обычно плюс 2 — плюс 8 °С (поэтому холодильное отделение иногда называют плюсовой камерой). Такая температура поддерживается в плюсовых камерах всех бытовых холодильников, независимо от их вместимости и устройства. 1. В самом низу находится отделение для овощей. Это выдвижной ящик, сверху накрытый стеклом. Стекло необходимо по двум причинам: Оно предохраняет овощи от слишком холодного воздуха, который должен не проникать в овощное отделение, а лишь охлаждать его стенки; Благодаря стеклянной крышке овощи не высыхают. 2. На стеклянной крышке рекомендуют держать перед приготовлением незамороженное мясо, рыбу. 3. Для сыра и масла в панели дверцы холодильника есть специальное отделение, закрывающееся крышкой. 4. Узкие полки с бортиками на дверной панели предназначены для хранения пакетов с молоком. 5. В специальных гнездах в верхней части панели дверцы хранятся свежие яйца. 6. Остальные продукты – готовые блюда и супы, колбасы, копчености, открытые консервы – располагаются на средних полках холодильной камеры. В морозильном отделении хранят только замороженные продукты. Хранят сравнительно долго, во всяком случае значительно дольше, чем в холодильном. В зависимости от температурного режима морозильного отделения холодильники имеют соответствующую маркировку – звездочку. Каждая звездочка означает минус 6°С.Холодильники выпускают с1,2,3,4 звездочками, что соответственно обозначает температуру в морозильном отделении минус 6,12,18,24°С. при минус 6 °С (*) — 1—2 недели;при минус 12 °С (**) —4—6 недель;при минус 18 °С (***) — до 12 месяцев. Для замораживания пригодны:все виды мяса и птицы, все мясные продукты, рыба, овощи, ягоды, фрукты, выпечка, готовые блюда, молочные продукты. Для замораживания непригодны:сметана, майонез, листовой салат, редис, редька, лук, чеснок.   Дети записывают в тетрадь   Картинка с изображением холодильника и его отделов   Слайд 1-3
IV Физ-ка Мебель в доме берегут: Создает она уют. Дом без мебели пустой И как будто нежилой. Мы за стол садимся… (что делать?) есть, Стул нам нужен, чтобы … (для чего?) сесть, На диване или в кресле Смотрим фильм мы интересный. С полки книги мы… (что делаем?) берем, В шкаф одежду мы …(что делаем?) кладем, А удобная кровать Нам нужна, чтоб сладко..(что делать?) спать Повторяют упражнения за учителем  
       
V Закрепление Изучение Изучение руководства по эксплуатации холодильника” Задание: 1.Изучить 2,3,4 пункты данного руководства; 2.Ответить письменно на поставленные вопросы. (Проверка практической работы осуществляется с помощью фронтального опроса) 3.Что необходимо проверить перед подключением холодильника к электрической сети? 4.К каким предметам нельзя прикасаться, находясь в контакте с холодильником? 5.В каких случаях необходимо отключать холодильник от электрической сети? 6.Что не рекомендуется применять для удаления снегового покрова с поверхностей морозильной камеры?     Слайд 8
       
VI Итог Оценка работы учащихся, подведение итога    

 

Урок 12

Тема: Название и назначение жилых помещений. Ежедневный уход за жилищем.

Цель:

формирование навыков ежедневного ухода за жилищем

Задачи:

- познакомить с видами помещений, средствами влажной уборки помещениях

- развитие двигательной памяти путем выполнения практических действий направленных на влажную уборку класса

- воспитывать самостоятельность, аккуратность

Оборудование: презентация «Жилище», материал для чтения «Главные секреты чистоты», карточки с заданиями

Ход урока

 

Этапы урока Содержание и деятельность учителя Деятельность обучающихся Техническое сопровождение
I Орг. момент Проверка готовности обучающихся к уроку. Приветствие. Приветствуют учителя.  
       
II Повторение пройденного материала  Проверка практической работы осуществляется с помощью фронтального опроса 1.Что необходимо проверить перед подключением холодильника к электрической сети? 2.К каким предметам нельзя прикасаться, находясь в контакте с холодильником? 3.В каких случаях необходимо отключать холодильник от электрической сети? 4.Что не рекомендуется применять для удаления снегового покрова с поверхностей морозильной камеры?   Отвечают на вопросы  
       
III Изучение нового материала Беседа - Что такое «жилой дом»? - Какие помещения бывают в жилом доме? Для чего они нужны? Какая мебель, предметы обихода могут быть в этих помещениях? Работа с картинками, на которых изображены разные домашние помещения. - Хотелось бы вам жить в таком доме? Почему? - Сегодня мы с вами поговорим о том, что надо делать для того, чтобы и ваше жилище было таким же чистым, красивым и ую Рассказ учителя (сопровождается презентацией). Гигиена жилища. Жилище – это место проживания человека. Люди строят жилища, чтобы защитить себя от холода, жары, снега, дождя, ветра, а также с целью создания нормальных условий для труда и отдыха, воспитания детей, восстановления сил после работы и соблюдения правил личной гигиены. Люди проводят в жилище значительную часть жизни, поэтому жилищные условия, наряду с условиями труда и питания, определяют состояние здоровья населения. Современное жилище должно быть просторным, иметь благоприятный микроклимат, быть сухим, исключающим сырость и повышенную влажность, хорошо освещаться, содержать чистый воздух, обеспечивать тишину, покой и отдых людей, удовлетворять быт семьи и иметь красивое оформление. Для поддержания чистоты, необходимо, прежде всего, как можно меньше заносить грязи в жилище. Не следует входить в дом, не очистив тщательно от грязи и пыли одежду и обувь. У входа в дом надо устроить скребки и другие приспособления для чистки обуви. Верхнюю одежду и обувь обязательно оставлять в прихожей. В комнатах надо хранить только самые необходимые вещи. Чем больше вещей в доме, тем больше накапливается пыли на них, тем труднее проводить уборку. Хотите узнать главные секреты чистоты? Чтение «Главные секреты чистоты»   Работа в тетрадях. Гигиенические требования к жилому помещению: • окно – для света и проветривания; • отопление – для тепла и от сырости; • коврик у входной двери – от песка и грязи; • чистота всего помещения. Беседуют с учителем     (В доме чисто, красиво, уютно).   Читают и обсуждают с учителем прочитанное   Слушают, обсуждают и записывают в тетеради     Презентация «Жилище»     Материал для чтения «Главные секреты чистоты»
       
IV Закрепление Работа по карточкам. 2. Беседа. - От чего зависит комфорт в доме? - Что надо делать для того, чтобы в доме было светло, тепло и чисто? - Как влияет воздух в помещении на здоровье людей? (В помещении, где собирается много людей, трудно дышать, в воздухе становится меньше кислорода. Портит воздух, делает его непригодным для дыхания и табачный дым. В воздухе помещения всегда есть пыль. Если прибирать редко, то пыли становится много. При разговоре, кашле и чихании больных людей в воздух попадают микробы. Вдыхаемая человеком пыль, вызывает кашель, а микробы могут привести к болезням). - Как часто надо проветривать помещение? - Что может случиться, если люди, проживающие в доме, не поддерживают чистоту и порядок? (Могут появиться инфекционные заболевания: чесотка, педикулёз, дизентерия. Чистота в помещении – показатель культуры проживающих в доме людей). - Какой инвентарь необходим для уборки? (Веник, совок, ведро для мусора, таз, ведро для мытья пола, тряпки).   Карточки с заданиями
       
V Итог Оценка работы учащихся, подведение итога    

 

 

Урок 13-14

Тема: Средства для влажной уборки помещения, специальные мерные емкости

Цель: Познакомить с разнообразием моющих средств используемых при уборке в доме.

Задачи:

- учить пользоваться моющими средствами для экономии сил и времени, соблюдая технику безопасности;

- формирование умения замечать недостатки в работе, анализировать действия, развивать целенаправленность в работе.

- воспитывать аккуратность, бережное отношение к чистоте, уважение к труду.

Оборудование: памятка работы с моющими средствами, моющие средства

 

Ход урока

 

Этапы урока Содержание и деятельность учителя Деятельность обучающихся Техническое сопровождение
I Орг. момент Проверка готовности обучающихся к уроку. Приветствие. Приветствуют учителя.  
       
II Повторение пройденного материала Работа по карточкам. 2. Беседа. - От чего зависит комфорт в доме? - Что надо делать для того, чтобы в доме было светло, тепло и чисто? - Как влияет воздух в помещении на здоровье людей? (В помещении, где собирается много людей, трудно дышать, в воздухе становится меньше кислорода. Портит воздух, делает его непригодным для дыхания и табачный дым. В воздухе помещения всегда есть пыль. Если прибирать редко, то пыли становится много. При разговоре, кашле и чихании больных людей в воздух попадают микробы. Вдыхаемая человеком пыль, вызывает кашель, а микробы могут привести к болезням). - Как часто надо проветривать помещение? - Что может случиться, если люди, проживающие в доме, не поддерживают чистоту и порядок? (Могут появиться инфекционные заболевания: чесотка, педикулёз, дизентерия. Чистота в помещении – показатель культуры проживающих в доме людей). - Какой инвентарь необходим для уборки? (Веник, совок, ведро для мусора, таз, ведро для мытья пола, тряпки). Отвечают на вопросы  
III Изучение материала Сегодня мы с вами познакомимся с моющими средствами Наша задача  познакомится с различными видами моющих средств и научится ими пользоваться в соответствии с инструкциями. Для начала нужно определить виды загрязнений на кухне, в ванной, в туалете. На кухне Пригоревший жир (на плите и посуде), жир, распространяющийся с паром (на шкафах, кафельных стенах, светильниках, полу), грязные брызги с жиром и пищевыми остатками (на раковине и кафеле около раковины) В ванной: Грязные брызги, ржавые подтеки, грязь с рук и обуви технического происхождения. В туалете: А почему так отвратительно пахнет унитаз, ведь вам кажется, что вы за собой смыли? (этот запах распространяется от поселившихся здесь микробов, возбудителей различных кишечных заболеваний) Слушают и запоминают   Картинки с изображением жилых помещений
  Со всеми этими ужасными и вредными загрязнениями нам помогут справиться моющие средства. Какими же свойствами они должны обладать? (удалять жир, въевшиеся и пригоревшие пятна, и другие трудновыводимые загрязнения, а главное бороться с микробами.)        Как вы думаете, если моющие средства могут растворять техническую грязь, жир, убивать микробы, не принесут ли они нам вред, если попадут на кожу рук или слизистую оболочку глаз, рта, дыхательных путей? Конечно, могут навредить, например, очень опасно вдыхать пары хлора, можно обжечь слизистую оболочку носа.  Работа с чистящими средствами без перчаток высушивает кожу рук, очень опасны эти средства для маленьких детей.   Рассказывают свои предположения  
  Давайте сделаем вывод, как же мы будем с этими средствами работать?   Работают с памяткой правила работы с моющими средствами   Памятка работы с моющими средствами
       
IV Физ-ка Показ упражнений Выполняют упражнения за учителем  
V Закрепление Сейчас покажу вам моющие средства, в каких формах и упаковках выпускает наша промышленность моющие и чистящие средства. 3. Аэрозоль. 4. Гель. 5. Порошок 6. Паста. Показать моющие средства на вид, ощупь, цвет, запах. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: 1. Определить назначение моющего средства. (по названию, по картинкам на упаковке, по инструкции по применению). 2. Найти в инструкции меры предосторожности при работе с моющим средством. 3. Найти и прочитать способ применения данного средства. Дать учащимся задание отмыть различные виды загрязнений с помощью моющего средства. К нам в гости пришла Золушка, она хочет дать нам несколько полезных советов. Рассматривают моющие средства     выполняют задания учителя     пробуют отмыть различные виды загрязнений     читают советы от Золушки Моющие средства   моющие средства   моющие средства и загрязнения   советы от золушки
VI Итог Подведение итога урока, оценка работы учащихся    

 

Урок 15-16

Тема: Практическое занятие: влажная уборка класса (игровой комнаты)

Цель: формирование навыков ежедневного ухода за жилищем

Задачи:

- познакомить с видами помещений, средствами влажной уборки в помещениях

- развитие двигательной памяти путем выполнения практических действий направленных на влажную уборку класса

- воспитывать самостоятельность, аккуратность

Оборудование: технологическая карта, моющие средства и инвентарь для уборки помещения

 

Ход урока

 

Этапы урока Содержание и деятельность учителя Деятельность обучающихся Техническое сопровождение
I Орг. момент Проверка готовности обучающихся к уроку. Приветствие. Приветствуют учителя.  
II Повторение пройденного материала Беседа. - От чего зависит комфорт в доме? - Что надо делать для того, чтобы в доме было светло, тепло и чисто? - Как влияет воздух в помещении на здоровье людей? (В помещении, где собирается много людей, трудно дышать, в воздухе становится меньше кислорода. Портит воздух, делает его непригодным для дыхания и табачный дым. В воздухе помещения всегда есть пыль. Если прибирать редко, то пыли становится много. При разговоре, кашле и чихании больных людей в воздух попадают микробы. Вдыхаемая человеком пыль, вызывает кашель, а микробы могут привести к болезням). - Как часто надо проветривать помещение? - Что может случиться, если люди, проживающие в доме, не поддерживают чистоту и порядок? (Могут появиться инфекционные заболевания: чесотка, педикулёз, дизентерия. Чистота в помещении – показатель культуры проживающих в доме людей). - Какой инвентарь необходим для уборки? (Веник, совок, ведро для мусора, таз, ведро для мытья пола, тряпки).    
       
III Изучение нового материала Работа с технологической картой  Назовите порядок уборки помещений.  Какие средства и инвентарь нам потребуются для уборки помещения? Для чего они нужны? Как ими пользоваться? С чего мы начнем уборку помещения.   Практическая работа: Деление на группы. Распределение обязанностей Слушают, запоминают, отвечают на вопросы   Выполнение практической части Технологическая карта «уборка помещения»     Моющие средства и инвентарь для уборки помещения
       
IV Итог урока Уборка рабочих мест. Оценивание учащихся.    

 

Урок 17

Тема: Правила поведения при покупки товара в магазине

Цель: формирование навыков правильного поведения при покупке товара в магазине

Задачи:

- дать понятие «вежливые слова», учить применять их при покупке товара в магазине

- развивать диалогическую и монологическую речь путем отраженного проговаривания и вежливого обращения к продавцу, совершенствовать речевой этикет покупателя

- воспитывать нравственные качества

Оборудование: картинки с изображением людей разных профессий, вывески с названием магазина и график работы, слова приветствия, прощания, обращения.

 

Ход урока

 

Этапы урока Содержание и деятельность учителя Деятельность обучающихся Техническое сопровождение
I Орг. момент Проверка готовности обучающихся к уроку. Приветствие. Учитель приветствует учащихся: «Здравствуйте!» Добрая ласковость слова Стерлась на нет В ежедневном привете, «Здравствуйте!» - Это же – будьте здоровы, Это же – дольше живите на свете» Приветствуют учителя.  
       
II Мотивация к изучению материла Беседа. 1.Скажите, пожалуйста, что значит быть вежливым и приветливым человеком? 2.Какие слова называются «волшебными»? Почему они так называются? 3.Какие волшебные слова вы знаете? Сегодня на уроке мы будем учиться обращаться со словами приветствия и прощания, вежливыми словами при покупке товаров в магазине, узнаем, какие существуют отличия в обращении, вы узнаете новые слова приветствия и расставания. Высказывают свои предположения  
       
III Изучение нового материла Что такое магазин? (Место, где продают товары) - Что такое товар? (Продукты или вещи, которые покупаем в магазине) - Зачем людям магазины? (Чтобы совершать покупки) “Выберите профессии людей, которые работают в магазине”    Сегодня я предлагаю вам сходить в магазин. У каждого магазина есть своё название, и график работы. Посмотрите на вывеску и скажите, что вы можете рассказать про магазин. (Название, график работы). Мы нашли нужный нам магазин, теперь нам нужно поздороваться, вежливо объяснить продавцу, что нам нужно, купить и попрощаться. Читаем слова приветствия, прощания, обращения. Пробуем использовать их в паре Отвечают на вопросы     Выполняют задание   Читают вывески и график работы магазина     Читают слова приветствия, прощания, обращения     На доске картинки с изображением людей разных профессий  Вывески с названием магазина и график работы     На доске слова приветствия, прощания, обращения
       
IV Итог Уборка рабочих мест. Оценивание учащихся    

 

 

Урок 18-21

Тема урока: Отраженное проговаривание вежливого обращения к продавцу в ролевых играх и специально созданных ситуациях.

Цель: формирование навыков правильного поведения при покупке товара в магазине

Задачи:

- дать понятие «вежливые слова», учить применять их при покупке товара в магазине

- развивать диалогическую и монологическую речь путем отраженного проговаривания и вежливого обращения к продавцу

- воспитывать нравственные качества

Оборудование: картинки и изображением продуктов, вывески отделов, муляжи товаров, касса, ценники

 

Ход урока

 

Этапы урока Содержание и деятельность учителя Деятельность обучающихся Техническое сопровождение
I Орг. момент Проверка готовности обучающихся к уроку. Приветствие. Приветствуют учителя.  
II Повторение пройденного материала Перечислите слова приветствия; прощания; обращения. Для чего они нужны? Отвечают на вопросы  
       
III Изучение материала Перед вами картинки с продуктами. Нужно определить, найти название отдела и оформить отдел. (Овощи-фрукты, продукты, одежда, обувь, электротовары, бытовая химия, канцелярские товары, книги, игрушки)  Сегодня мы с вами поиграем в «магазин». Нам нужно для начала оборудовать магазин, расставить товары по полкам, учитывая названия отделов, прикрепить к товару ценники. На первом уроке учитель в роли продавца кассира, ученики покупатели. На последующих уроках ученики играют самостоятельно, учитель наблюдает и исправляет недочеты. Выполняют задание     Выполняют инструкции учителя Картинки с изображением продуктов, вывески отделов   Муляжи товаров, касса, ценники
       
IV Итог Уборка рабочих мест. Оценивание учащихся    

 

Урок 22

Тема: Городской транспорт (троллейбус, трамвай).

Цель: формирование знаний о городском транспорте и правилами пользования городским транспортом

Задачи:

- дать понятие «городской транспорт» «трамвай, троллейбус»,

- развитие памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение) на основе упражнений «правила поведения на дорогах»

- воспитывать интерес к предмету

Оборудование: приложение 2 (упражнения на формирование ВПФ), презентация к уроку «Виды транспорта», картинки с изображением видов городского транспорта.

 

 

Ход урока

 

Этапы урока Содержание и деятельность учителя Деятельность обучающихся Техническое сопровождение
I Орг. момент Проверка готовности обучающихся к уроку. Приветствие. Приветствуют учителя.  
II Повторение пройденного материала Что мы проходили на прошлом уроке? Что такое магазин? Для чего он нужен? Как вести себя в магазине? Отвечают на вопросы учителя  
III Изучение нового материла Для того чтобы узнать о чем мы будем с вами говорить на уроке отгадаем загадки.   Мы сегодня говорим о транспорте. (Демонстрация слайдов по теме урока)   Чем отличается городской транспорт?   Перечислите виды городских транспортов     Рассмотрим трамвай и троллейбус. Чем они похожи и чем отличаются   Правильно. Трамвай (англ) – («трэм» - «вагон», «вэй» - «путь») – «вагон, ходящий по путям, по рельсам».  Троллейбус «троллей» - «контактный провод» + «карета для всех». (демонстрация трамвая и троллейбуса). Вам нужно найти среди картинок с транспортом трамвай и троллейбус и приклеить в тетрадях и подписать название транспорта Отгадывают загадки     Просматривают слайды     Перечисляют виды городских транспортов   Похожи тем, что работают от электричества Различаются тем, что трамвай едет по рельсам, а троллейбус по дороге     Клеят в тетрадях транспорт и подписывают название транспорта Приложение 2 (упражнения на формирование ВПФ)   Презентация к уроку «Виды транспорта»   Картинки с изображением видов городского транспорта   Картинки с изображением трамвая и троллейбуса
IV Итог урока Уборка рабочих мест. Оценивание учащихся    

 

Урок 23

Тема: Правила пользования троллейбусом, трамваем

Цель: формирование знаний о городском транспорте и правилами пользования городским транспортом

Задачи:

- дать понятие «городской транспорт» «трамвай, троллейбус», правила поведения в городском транспорте.

- развитие памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение) на основе упражнений «правила поведения на дорогах»

- воспитывать интерес к предмету

Оборудование: картинки с изображением транспорта, билет на проезд в городском транспорте, презентация «Дорожные знаки», образец светофора, детали для светофора.

 

 

Ход урока

 

 

Этапы урока Содержание и деятельность учителя Деятельность обучающихся Техническое сопровождение
I Орг. момент Проверка готовности обучающихся к уроку. Приветствие. Приветствуют учителя.  
II Повторение пройденного материала Вспомним о чем мы говорили на прошлом уроке? Найдите трамвай и троллейбус среди другого транспорта чем отличаются троллейбус и трамвай от другого городского транспорта? Отвечают на вопросы Картинки с изображением транспорта
III Изучение материала Сегодня мы поговорим о правилах пользования трамваем и троллейбусом. Выбери правильный ответ«Б» – жди транспорт в установленных местах. «Е» - на остановке пассажиры должны сначала зайти, а потом выйти. «И» - на остановке пассажиры должны сначала выйти, а потом зайти. «Л» - войдя в салон, оплати проезд. «К» - оплати проезд при выходе из транспорта. «Е» - уступай место пожилым, инвалидам, малышам. «Р» - к выходу продвигайся только на остановке. «Т» - продвигайся к выходу заранее. Что у вас получилось? (билет) - Что такое билет? (документ, удостоверяющий право пользования чем-нибудь. Билет на поезд, билет в кино)  Какие знания нам понадобились Везде и всюду правила Их надо знать всегда: Без них не выйдут в плаванье Из гавани суда. Выходят в рейс по правилам Полярник и пилот. Свои имеют правила Шофёр и пешеход. Как, таблицу умноженья, как урок, Помни правила движенья на зубок! А знаете вы правила дорожного движения? Просмотрим слайды Загадка Он имеет по три глаза, По три с каждой стороны, И хотя еще не разу Не смотрел он всеми сразу – Все глаза ему нужны. Он висит тут с давних пор. Что же это? (светофор) Выполняют задания   ответ (билет)     отвечают на вопросы     Билет на проезд в городском транспорте     Презентация «Дорожные знаки»
IV Физ-ка Светофор. Показ упражнений Выполняют упражнения за учителем  
V Закрепление материала Аппликация «Светофор» Дети получают детали для аппликации: прямоугольник черного цвета и кружки зеленого, желтого и красного цветов. Задание: сделаем закладки для книги. Аппликация выполняется по словесной инструкции педагога. Выполняют апликацию Образец светофора, детали для светофора
VI Итог Уборка рабочих мест. Оценивание учащихся    

 

 

Урок 24-25

Тема: Ролевые игры «Поездка в трамвае, троллейбусе»

Цель: формирование знаний о городском транспорте и правилами пользования городским транспортом.

Задачи:

- дать понятие «городской транспорт» «трамвай, троллейбус»,

- развитие памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение) на основе упражнений «правила поведения на дорогах»

- воспитывать интерес к предмету

Оборудование: кроссворд «транспорт», картинки с изображением транспорта

 

Ход урока

 

 

Этапы урока Содержание и деятельность учителя Деятельность обучающихся Техническое сопровождение
I Орг. момент Проверка готовности обучающихся к уроку. Приветствие. Приветствуют учителя.  
II Повторение пройденного материала Вопросы по пройденному материалу Правила поведения в городском транспорте Отвечают на вопросы Картинки с изображением транспорта
III Изучение материла Кроссворд «Транспорт» Отгадывают кроссворд Кроссворд «транспорт»
IV Физ-ка Светофор. Показ упражнений Выполняют упражнения за учителем  
V Закрепление материала Повторим вежливые слова при обращении к кондуктору и пассажирам Правила дорожного движения Чтение названия остановок Ролевая игра «В трамвае, троллейбусе» 1. Учитель -кондуктор дети — пассажиры 2. Ученик — кондуктор остальные — пассажиры (в качестве сидений в транспорте - стулья) Проговаривают вежливы слова Плакаты с названиями остановок    
VI Итог Уборка рабочих мест. Оценивание учащихся    

 

 

Урок 26

Тема: Система продажи и покупки продовольственных товаров

Цель: формирование навыков покупки продовольственных товаров.

Задачи:

- выявить и уточнить знания детей о видах магазинов, дать понятие «продовольственные товары»

- развивать диалогическую речь в ролевых играх «магазин», «дочки-матери»

- воспитывать самостоятельность

Оборудование: муляжи продуктов питания и четвертого лишнего товара, вывески магазинов, слайд «Отделы продовльственного магазина», картинки с изображением продуктов питания и других товаров

 

Ход урока

 

 

Этапы урока Содержание и деятельность учителя Деятельность обучающихся Техническое сопровождение
I Орг. момент Проверка готовности обучающихся к уроку. Приветствие. Приветствуют учителя.  
II Мотивация к изучению нового материала. Для того чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока поиграем в игру «Четвертый лишний» Детям предлагается выбрать три изображения продуктов + одно изображение посуды (или другой группы предметов)         Находят лишний предмет   В конце игры называют чему посвящен урок Муляжи продуктов питания и четвертого лишнего товара
III Объявление темы урока Мы с вами сегодня поговорим о продуктах питания. А как их можно достать? Где их взять? Правильно, в продовольственном магазине Запишите в тетрадях «Продовольственный магазин — магазин где продаются продукты питания»     В магазине   записывают в тетрадь  
IV Изучение нового материала При входе каждого магазина есть вывеска с названием магазина. Давайте прочитаем все вывески и выберем нужный нам магазин   В каждом продуктовом отделе есть отделы. Давайте посмотрим какие: (демонстрация слайда) Продуктовые магазины (продовольственные) Отделы Хлебный отдел – продажа хлеба и булочных изделий. Кондитерский отдел – продажа сладостей и сладких блюд: варенья, джема, повидла, мармелада, зефира, пастилы, конфет, шоколада, вафлей, печенья, пирогов, ватрушек, пончиков, кексов, пряников, тортов, пирожных, халвы, лукума и др. восточных сладостей. Молочный отдел – продажа молока и молочных продуктов (масла, сыра, творога, сливок, сметаны, простокваши, кефира, ряженки, и др.). Мясной отдел – продажа мяса, мясных полуфабрикатов (фарша, котлет и др.). Колбасный отдел – продажа полукопчёных, копчёных, варёных, ливерных колбас; сосисок, сарделек, зельцев, студней, копчёностей (грудинки, карбоната, окорока и др.). Отдел «кулинария» – продажа полуфабрикатов и готовых кушаний (бифштексов, антрекотов, котлет, шницелей, пельменей, овощных блюд и изделий из творога) Рыбный отдел – продажа свежей и соленой рыбы, морепродуктов и консервов из них. Отдел «овощи-фрукты» – продажа овощей и фруктов. Бакалейный отдел – продажа чая, кофе, сахара, муки, круп, соли, соды, перца, пряностей. Отдел «напитки» – продажа минеральной и питьевой воды, соков, морсов, кваса, газированных напитков (лимонада, ситро и др.). Читают и выбирают     Смотрят и читают     Вывески магазинов     Слайд «Отделы продовльственного магазина»    
V Физ. минутка Демонстрация упражнений Повторяют за учителем  
VI Закрепление пройденного материала Для того чтобы не спутать продукты питания с другим товаром мы поиграем в игру «Не ошибись» 1. Педагог предлагает детям выбрать из набора рисунков только те, которые относятся к продуктам (или какой-либо группе продуктов); 2. Педагог называет слова, показывает изображения и предлагает детям хлопать в ладоши, когда произносится слово-название и показывается изображение продукта (или только продуктов какой-либо группы); «Назови слово» 1.Педагог называет обобщающее слово определённой группы продуктов, а дети, к которым он обращается, называют предмет названной группы (например: «Продукты!» - «Сыр, хлеб»; «Молочные продукты!» - «Молоко, кефир»). Или наоборот: педагог называет продукт, а ребёнок к которому он обращается, определяет группу, к которой относится названный продукт. Игра может проводиться с помощью мяча: отвечает тот ученик, которому бросили мяч; 2.В процессе игры педагог меняет задания: называет то обобщающее слово, то отдельный продукт какой-либо группы   играют в игру «не ошибись»   картинки с изображением продуктов питания и других товаров  
VI Итог урока Уборка рабочих мест. Оценивание учащихся    

Урок 27

Тема: Диалог покупателя и продавца

Цель: формирование навыков общения с сотрудниками магазина

Задачи:

- выявить и уточнить знания детей о видах магазинов, дать понятие «продовольственные товары»

- развивать диалогическую речь в ролевых играх «магазин», «дочки-матери»

- воспитывать самостоятельность

Оборудование: картинки с изображением продуктов питания, таблички с названием отделов магазина, слайд «Вежливые слова», картинки с изображением продовольственных магазинов, ценник на товар, ксерокопии денег

 

Ход урока

 

 

Этапы урока Содержание и деятельность учителя Деятельность обучающихся Техническое сопровождение
I Орг. момент Проверка готовности обучающихся к уроку. Приветствие. Приветствуют учителя.  
II Повторение пройденного материала О чем мы говорили на прошлом уроке? Для того чтобы лучше вспомнить поиграем в игры «Найли ошибку» 1. детям предлагается внимательно послушать и сказать, правда это или нет (например: «Хлеб, колбаса, сыр, масло – это посуда», «Морковь, огурец, свёкла – это молочные продукты»); 2. неверно выполненные задание «Четвёртый лишний». Дети должны найти и исправить ошибки; 3. неверно выполненные задание «В магазине» (например: неправильно размещены таблички с названиями групп продуктов; неверно наполняет продуктами предложенные группы).       Играют в игры «найди ошибку»   Картинки с изображением продуктов питания, таблички с названием отделов магазина
III Объявление темы урока Сегодня мы с вами будем учиться правильно разговаривать с сотрудниками магазина    
IV Изучение материала Перечислите слова приветствия; прощания; обращения. Для чего они нужны? Слова приветствия - общие формы приветствия: 1. Здравствуйте; (словарное слово - разбор слова, проговаривание) 2. Добрый день (утро, вечер); 3. Приветствую (вас); 4. Разрешите вас приветствовать; 5. Позвольте вас приветствовать; 6. Рад вас приветствовать; 7. Мое почтение; 8. Нижайший поклон; 9. Доброго здоровья. Допустимые формы только для близких или родственников: привет, салют, здорово. Слова прощания - общие формы приветствия: 1. До свидания (словарное слово - разбор слова, проговаривание); 2. До встречи; 3. Прощайте; 4. Всего хорошего (доброго); 5. Счастливо; 6. Разрешите попрощаться; 7. Позвольте попрощаться; 8. Разрешите откланяться; 9. Позвольте откланяться. Допустимые формы только для близких или родственников: пока, привет, чао. А теперь просмотрим Слайд «Вежливые слова» А теперь еще раз рассмотрим продовольственный магазин. Что продается в продовольственном магазине? В нашем магазине есть все необходимые продукты. Обратите внимание, что у каждого товара есть свой ценник, то есть на нём написано, что это за товар и его стоимость. (Рассматриваем ценник.) Проговаривают слова приветствия и прощания, обращения   Записывают в тетради     Отвечают на вопросы   рассматривают ценник   Слайд «Вежливые слова»   Картинки с изображением продовольственных магазинов     Ценник на товар
V Физ. минутка Показывает упражнения Выполняют упражнения за учителем  
VI Закрепление пройденного материала А теперь представим что мы в магазине: я в роли продавца (консультанта), а вы в роли покупателей. Составьте список что вам нужно в продовольственном магазине, сосчитайте сколько денег у каждого и отправляемся в магазин. Не забываем вежливые слова Диалог покупателя и продавца Составляют список необходимых товаров, считают свои деньги     Ведут диалог с покупателем Ксерокопии денег
VI Итог урока Уборка рабочих мест. Оценивание учащихся    

 

Урок 28-29

Тема: Отработка алгоритма покупки продуктов для приготовления каши в ролевых играх «Магазин», «Дочки - матери»

Цель: формирование навыков сомостоятельной покупки продуктов для приготовления каши

Задачи:

- выявить и уточнить знания детей о видах магазинов, дать понятие «продовольственные товары»

- развивать диалогическую речь в ролевых играх «магазин», «дочки-матери»

- воспитывать самостоятельность

Оборудование: карточки с отделами продуктового магазина и товарами, муляжи продуктов, список нужных товаров, ксерокопии денег

 

 

Ход урока

 

 

Этапы урока Содержание и деятельность учителя Деятельность обучающихся Техническое сопровождение
I Орг. момент Проверка готовности обучающихся к уроку. Приветствие. Приветствуют учителя.  
II Повторение пройденного материала Давайте вспомним как называется магазин, где мы продаются продукты питания? Кто работает в магазине? Назовите вежливые слова, которые мы используем при диалоге с продавцом. Что мы можем узнать рассмотрев чек на товар? Давайте вспомним отделы продуктового магазина Перед вами карточки с названием отделов магазина, вам нужно распределить товары по отделам Отвечают на вопросы   распределяют товары по отделам   Карточки с отделами продуктового магазина и товарами
III Изучение материала Когда вы закончите школу, будете жить самостоятельно. Вам нужно будет самим покупать продукты для того чтобы приготовить себе завтрак, обед, ужин. Сегодня мы с вами будем покупать продукты, которые необходимы для приготовления манной каши Для начала запишем в тетрадь продукты которые необходимы для приготовления манной каши 1. крупа манная 2. соль 3. сахар 4. молоко 5. сливочное масло Что нам нужно для того чтобы пойти в магазин? - список продуктов, которые нужно купить - деньги Крупа, соль, сахар — отдел бакалея молоко, сливочное масло — молочный отдел Делимся на 2 группы 1-я группа: сюжетно-ролевая и

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: