По итогам обучения во 2 семестре 2017-2018 учебного года

СОГЛАСОВАНО                                                    УТВЕРЖДАЮ

___________________                                            ___________________

Председатель ПЦК                                              Директор «АХТТ»

Галактионова Ж.В.                                              АНОХИНА О.Н.

«____»___________2018 г.                                   «____» ___________2018 г.

 

 

Экзаменационный материал

По русскому языку

Для студентов I курса (группы №№ 679, 779, 879)

по итогам обучения во 2 семестре 2017-2018 учебного года.

 

 

2018 год

Билет № 1.

1. Рассказать о грамматических, морфологических, словообразовательных и синтаксических признаках имени существительного. Указать способы словообразования следующих слов:

Хлебопёк, свист, подснежник, летчик, запуск, ПДД, ОМОН.

2. Рассказать о наклонениях глаголов: изъявительном, повелительном, сослагательном. Определить вид наклонения глаголов в следующих словосочетаниях:

Сказать правду, пусть скажет правду, сказал бы правду;

Готовлюсь к испытаниям, готовься к испытаниям, прошел бы любые испытания.

3. Осуществить морфологический разбор выделенного слова:

Только в полдень усталые путники добрались до лесного озера.

 

Билет № 2.

1. Рассказать о переходных, непереходных и возвратных глаголах. Образовать возвратные формы от следующих непереходных глаголов:

Лечить по-старинке, мчать на мотоцикле, спрятать в кустах, сушить на солнце, стучать в двери, грозить врагам.

2. Рассказать о правописании прилагательных. Особо рассмотреть правописание сложных прилагательных. Вставить пропущенные буквы, дать необходимые пояснения:

пяти…этажный дом, кругло…годичный цикл, бледно…желтый сарафан, юго…западный район, газетно…журнальный киоск, кисло…сладкий сок.

3. Осуществить морфологический разбор выделенного слова:

Лучи закатного солнца скупо освещали угловую комнату старого дома.

 

Билет № 3.

1. Рассказать о разрядах прилагательных по значению. Определить разряд прилагательных в следующих словосочетаниях:

Узкие туфли, материнский завет, фарфоровая чашка, пряный привкус, прибрежный сквер, лисий хвост, добродушная улыбка.

2. Рассказать об особой форме глагола – причастии и его признаках. Раскрыть понятие действительных и страдательных причастий. Образовать действительные причастия от глаголов 1 и 2 спряжения:

Писать, веселить, спешить, петь, танцевать, ловить.

3. Осуществить морфологический разбор выделенного слова:

Меня всегда поражали красота и простор Приокского края.

 

Билет № 4.

1. Понятие о наречии. Морфологические признаки наречия. Разряды наречий. Роль в предложении. Определить принадлежность наречий по разрядам в представленных словосочетаниях:

Разговаривать начистоту; подниматься наверх; встретиться завтра; сказать сгоряча; сделать нарочно; волноваться слегка.

2. Рассказать о выделении слов, обобщающих однородные члены предложения. Расставить знаки в следующих предложениях:

Будут лекции семинары коллоквиумы все такие взрослые слова из студенческой жизни. Сливы груши абрикосы словом все разнообразные фрукты распространяли удивительный аромат. В комедии «Горе от ума» подняты все острые политические и общественные вопросы того времени а именно о крепостном праве о просвещении о службе о воспитании. Трава листья деревьев крыши домов все блестело от росы.

3. Осуществить разбор простого предложения:

Большая комната была ярко освещена лучами полуденного солнца.

 

 

Билет № 5.

1. Понятие о междометии и звукоподражании. Функции в предложении. Состав междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Расставить знаки и определить наличие междометий в следующих предложениях:

Ах иначе в былые дни колдовала земля с небесами.

Вот тебе раз не ждал я этой встречи не ждал совсем!

О боже мой и в этом есть все счастие души солдатской?

Фу как омерзительны болотная жижа воинственное зуденье комариных туч неуверенность каждого шага по пружинящим коскам!

Ну помедленнее кони ну помедленнее…

2. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Расставить знаки препинания в следующих предложениях:

Колосья тихо бьют по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой трусцой. Ярко светит солнце улыбающееся морю, море поет накатывая волны на прибрежную гальку город радуется чудесному дню. День был жарок воздух сух ошеломляюще пахло свежескошенной травой. Камень упал точно посередине пруда круги скоро разошлись по поверхности мутно-зеленой воды затихли в прибрежных камышах. Петляя по лесу бежит тропинка из-под резных листьев кокетливо выглядывает алая земляника лишь птичий гомон нарушает тишину.

3. Осуществить разбор сложноподчиненного предложения:

Толпятся тесно липы сосны клены над озером смыкаются кольцом а в синеве сплетаются венцом их пышные зеленые короны.

Билет № 6.

1. Рассказать о деепричастии как особой форме глагола и его признаках. Раскрыть понятие о деепричастиях совершенного и несовершенного видов. Образовать соответствующие причастия от глаголов совершенного и несовершенного видов:

Закрыть, признаться, высохнуть, спешить, стонать, синеть.

2. Рассказать о степенях сравнения прилагательных, образовать степени сравнения от следующих прилагательных:

Мягкий, легкий, добрый, вкусный, сильный, умный.

3. Осуществить морфологический разбор выделенного слова:

Надолго останутся в моей памяти яркие краски этого праздника: пышные букеты осенних цветов, огненные всполохи салюта, счастливые улыбающиеся лица.

 

Билет № 7.

1. Рассказать о способах словообразования прилагательных. Применяя различные способы образовать прилагательные от следующих слов:

Лед, борода, солома, сиреневый, играть, завтра, шумный, море, бензин.

2. Рассказать о разрядах существительных по значению. Определить разряды существительных:

Удивление, сахар, толпа, студент, березняк, страх, река.

3. Осуществить морфологический разбор выделенного слова:

О чудный край лесов волшебных, я  с ним расстаться не могу.

 

Билет № 8.

1. Рассказать о спряжении глаголов. Раскрыть понятие разноспрягаемых глаголов и глаголов, спрягаемых по особому типу. Определить тип спряжения следующих глаголов:

Есть, бежать хвалить, хотеть,спать, стелить, шагать.

2. Рассказать о разрядах местоимений по значению. Определить разряд местоимения.

Принадлежат мне; держите при себе; моё представление; кто там?; песня, что тревожит душу; кто-нибудь остался; никому не доверял; самый красивый; таков итог жизни.

3. Осуществить морфологический разбор выделенного слова:

Нашёптывая ласковые слова, мать все же сумела успокоить рыдавшего сынишку.

 

 

Билет № 9.

1. Понятие о предлогах. Производные и непроизводные предлоги. Сложности правописания предлогов. Выявить предлоги в следующих парах словосочетаний, объяснить их правописание:

В течение месяца – в течении ручья; несмотря на неудачи – не смотря под ноги; узнать насчет лекции – положить на счет в банке;

(из)(под) камня;  (по)(над) пропастью,  (из)(за) угла.

2. Рассказать о тире между подлежащим и сказуемым на месте отсутствующего глагола-связки «есть». Расставить знаки препинания в следующих предложениях:

Война величайший грех величайшая несправедливость. Жизнь народа, его страдания и борьба основная тема поэзии Н.А. Некрасова. Твоя сестра по моему мнению сокровище. Увлечение естественными науками вот характерная черта культурной жизни России 60-х годов XIX века. Слева лес справа речка впереди ромашковое поле.

3. Осуществить разбор выделенного в предложении словосочетания:

Вечернее солнце медленно тонуло в фиолетовых сумерках.

 

Билет № 10.

1. Понятие о союзах. Производные и непроизводные союзы. Деление союзов по значению и грамматическим функциям на:

- сочинительные (соединительные, противительные, разделительные);

- подчинительные (временные, причинные, следствия, условные, уступительные, целевые, сравнительные, изъявительные) союзы.

Выявить союзы в следующих словосочетаниях, определить их разновидности:

Остановился и осмотрелся; мал да дорог; уходи или оставайся; рыба пока не клевала; найдешь, если захочешь; приехал, чтобы учиться.

2. Употребление двоеточия в бессоюзном сложном предложении. Расставить знаки препинания в следующих предложениях:

Классики правы труд облагораживает человека. Я выглянул в окно денек обещал быть прекрасным. Месяца через три мне улыбнулась радость нашелся пропавший щенок. Он прилег на диван усталость давала о себе знать. Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.

3. Разобрать выделенные в предложении предлоги:

Через пять лет он вернулся на Родину.

 

Билет № 11.

1. Понятие о частицах. Формообразовательные, словообразовательные, смысловые частицы. Разряды смысловых частиц (вопросительные, усилительные, указательные, отрицательные, восклицательные, ограничительные, уточняющие, модальные). Сложности правописания частиц.

Выявить частицы в следующих словосочетаниях определить их разновидности:

Неужели он не приедет; получилось даже лучше; вот новый поворот; дождь вряд ли прекратится; появились как раз вовремя; тебя лишь дожидались; как радостно на душе; не верю в приметы.

2. Употребление тире в бессоюзном сложном предложении. Расставить знаки препинания:

Сильный дождь льет с утра выйти на улицу невозможно. Ноги носят руки кормят. Больше хлеба сильнее страна. Дожди престали поля высохли. Лес рубят щепки летят.

3. Осуществить морфологический разбор выделенных в предложении союзов:

Если будет дождь или резко похолодает, в поход мы не пойдем.

 

Билет № 12.

1. Понятие о словосочетании. Номинативная функция словосочетания. Структура словосочетания. Типы словосочетаний (именные, глагольные, наречные). Виды грамматической связи в предложениях (согласование, управление, примыкание). Синтаксические отношения между компонентами словосочетаний (определительные, объектные, обстоятельственные). Определить виды грамматической связи в следующих словосочетаниях:

Спелое яблоко, войти в прихожую, идти напевая, написать сочинение, третий день, выглядеть нелепо, поехать отдохнуть, бродить по лесу, надвигающийся экзамен.

2. Осложнение простого предложения. Запятая при разделении однородных членов предложения. Расставьте знаки препинания:

Снежные сугробы подернулись тонкой ледяной коркой. Перед собой я видел женщину молодую прекрасную добрую интеллигентную обаятельную. Горный поток шумел и бился о скалы. Сегодня мы обустраиваем лагерь а завтра выходим в горы. После страшной ночи в лесу он теперь ни жив ни мертв.

3. Осуществить разбор сложноподчиненного предложения:

Синицы сидят на ветках, пересыпают в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и посматривают на подоконник, где лежит ломоть черного хлеба.

 

 

Билет № 13.

1. Понятие о предложении. Основные признаки предложения (наличие грамматической основы, выражение общего грамматического значения, завершенная интонация). Простые и сложные предложения. Типы предложений по цели высказывания. Типы предложений по эмоциональной окраске. Расставить знаки препинания и охарактеризовать простые предложения:

И что ж теперь И где все это И долговечен ли был сон

Не сердись на меня Позволь поговорить и поглядеть на тебя

На краю Мещерских лесов недалеко от Рязани лежит мое родное село

Вот так погода хорошая погода морская крепкая сквозная.

2. Осложнение простого предложения. Выделение определений и приложений. Расставить знаки препинания:

Солнце великолепное и яркое поднималось над морем.

Стрелы пущенные в орла мужчинами упали жалкие обратно на землю.

Вернулись охотники. Они усталые и замерзшие окружили железную печурку.

Защита от зноя в жаркий летний день тенистая беседка манила прохладой.

С началом сезона поплыли речные трамвайчики по Москве - реке.

3. Осуществить разбор сложного предложения с различными видами связи:

Каждый человек хочет изменить человечество но никто не задумывается как изменить себя.

Билет № 14.

1. Понятие об односоставном простом предложении. Глагольные односоставные предложения (определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные). Назывные предложения. Определить вид односоставных предложений на следующих примерах:

Лежу в темноте вдыхаю запахи сеновала чувствую себя счастливым.

Поутру решили выбираться на дорогу.

Из себя не выбежишь от себя не уйдешь не спрячешься.

В окно сильнее тянуло холодом.

Вот и лес Тень и тишина.

2. Осложнение простого предложения. Выделение обстоятельств, выраженных деепричастиями и существительными. Выделение уточняющих обстоятельств. Расставить знаки препинания:

Поздоровавшись он остановился и дружелюбно улыбаясь заговорил.

Опустив голову надев пенсне отставив от себя книгу и строго глядя на все сквозь стекла Кузьма стал читать.

Озимые вследствие весенних ночных заморозков и низких дневных температур всходили слабо и выглядели довольно чахло.

3. Осуществить разбор выделенного в предложении словосочетания:

В саду застыли покрытые инеем деревья.

 

Билет № 15.

1. Понятие о главных и второстепенных членах предложения (подлежащем, сказуемом, определении, дополнении, обстоятельстве). Определить члены предложения:

Из-за грозы мы бросили удить рыбу и стали быстро грести к далекому берегу.

2. Осложнение простого предложения. Выделение сравнительных оборотов и обращений. Расставить знаки препинания:

Эта жизнь прекрасна сердце будь же мудро!

О пленительный город загадок я печальна тебя полюбив.

Едкий душный запах дегтя как загар к тебе идет.

Ты письмо мое милый не комкай до конца его друг прочти.

Надо мною свод воздушный словно синее стекло.

3. Осуществить разбор простого предложения:

Дубовые половинки дверей в соседнюю комнату были приотворены.

 

Билет № 16.

1. Понятие о сложном предложении. Типы сложных предложений (союзные и бессоюзные). Средства соединения частей сложных предложений (союзы, союзные слова, интонация). Определить виды сложных предложений, указать тип связей частей по каждому из представленных предложений:

Со мной приключилась большая беда сердце любить перестало.

Шумела река и в ветвях старых вязов пересвистывались синицы.

Скоро старуха приготовила мне баранину с луком которая показалась мне верхом кулинарного искусства.

Человек перейдет в царство истины и справедливости где вообще не надобна будет никакая власть.

Он замахнулся и со всей силы ударил кулаком по столу доска треснула.

2. Осложнение простого предложения. Выделение дополнений и слов-предложений Да-Нет. Расставить знак препинания:

Помимо крупных панелей и блоков из пемзы делают элементы дорожных мостов. Кроме внешних благородных достоинств этот человек обладал целым рядом достоинств чисто практических. Сегодня я подежурю вместо тебя. Нет можно научиться воевать но привыкнуть к войне невозможно.

3. Осуществить разбор выделенного наречия:

Трудно продержаться в ледяной воде больше трех минут.

 

 

Билет № 17.

1. Понятие о сложносочиненном предложении. Сложносочиненное предложение с соединительными союзами для выражения перечислительных и неперечислительных отношений. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами для выражения событий, чередующихся друг с другом, исключающих друг друга и неразличения событий. Сложносочиненные предложения с противительными союзами для выражения сопоставительных или противительных отношений. Сложносочиненные предложения с присоединительными союзами для выражения присоединительных отношений. Расставить знаки препинания и определить тип сложносочиненных предложений:

В молодости Мирониха любила поговорить да и сейчас язык не сточился до конца. В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень то заунывно пели колеса тачек. Березы уже давно распустились а дубы еще стоят обнаженные. Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит.

2. Осложнение простого предложения. Выделение вводных слов и конструкций. Расставить знаки препинания:

Наверное мы не успеем к началу спектакля.

По мнению доктора кризис миновал и состояние больного улучшилось.

Само небо казалось откликалось на людские беды крупными каплями дождя.

Поверьте совесть в том порукой супружество нам будет мукой.

К счастью в деревне был телефон и он работал.

3. Осуществить разбор частиц, выделенных в предложении:

Никогда не оглядывайся на прошлые заслуги, думай о будущем!

 

Билет № 18.

1. Понятие о сложноподчиненном предложении. Главная и придаточная части. Придаточные присловные части. Виды сложноподчиненных предложений с придаточными присловными частями. Расставить знаки препинания, определить вид придаточных присловных частей в предложениях:

И тогда я сказал что познакомился с чудесной девушкой.

Я увидел как молодой парень бросился на помощь.

Воробьянинов давно уже потерял тот самодовольный вид с которым некогда начинал поиски бриллиантов.

Понятно что поиски пропавших длились долго.

Тому кто рано встает Бог удачу подает.

2. Знаки препинания при прямой речи. Расставить знаки препинания:

Да я уже служил здесь при Алексее Петровиче отвечал он приосанившись.

Я уверен продолжал он что княжна в тебя уже влюблена.

Смотрю на молодых и думаю Ведь было время и я хотел стремительно стать взрослым!

Постойте сказал дежурный врач обдумывая свои возможности и полномочия В палату Вас никто не пустит Вы подождите пока тут.

Как тебя зовут вдруг громко на ухо спросил летчик.

3. Осуществить разбор выделенного в предложении словосочетания:

Весь август я гостил у друзей в Крыму.

 

 

Билет № 19.

1. Понятие о сложноподчиненном предложении. Главная и придаточная части. Придаточные приосновные части. Виды сложноподчиненных предложений с придаточными приосновными частями. Определить вид придаточных приосновных частей в предложениях:

Солнце уже садилось когда я наконец выбрался из леса и увидел перед собой небольшое село.

Вода в заливе имеет чрезвычайную соленость и плотность отчего удары волн гораздо сокрушительней.

Царь хоть был встревожен сильно улыбнулся ей умильно.

Я открыл дверцу печурки так что жар начал обжигать мне лицо и руки.

Ветер валил с ног застилал воздух водяной пылью словно в море бушевала вьюга.

2. Два способа оформления диалога на письме. Применить эти способы по отношению к представленным предложениям, расставить знаки препинания:

Это вы ломились в дверь? Я. Что надо? Вы не знаете эвакуированные в соседней квартире есть? А Вам зачем? Ищу жену и ребенка в голосе незнакомца прозвучали усталость и горечь.

3. Осуществить разбор простого предложения:

Мы лежим на песке у громадного камня оторвавшегося от родной горы одетого тенью поросшего мхом.

 

Билет № 20.

1. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения с перечислительными отношениями, отношениями сопоставления или противопоставления, отношениями обусловленности и причинно-следственными отношениями. Определить тип отношений частей бессоюзного сложного предложения на представленных примерах, расставить знаки:

Было бы здоровье остальное все купим.

Стволы берез уже белели во мраке приближался скудный холодный рассвет.

Дело не любишь мастером не будешь.

Семь раз отмерь один отрежь.

Дни бегут с деревьев опадает дряхлый лист холодный ветер дует с пустующих полей.

2. Правописание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями, глаголами, деепричастиями и причастиями. Объяснить на примере представленных словосочетаний:

Крайне (не) приятное сообщение, (не)лепость объяснений,  (не) глубокий пруд, (не) понял задания,  очень (не) аккуратно,  (не) желая помочь,  контрольная (не) сданная в срок.

3. Осуществить разбор сложного предложения с различными видами связи:

Лошади тронули копыта дружно застучали а колокольчик так и залился жалобным стоном перебивая лай бросившейся за нами собаки.

 

 

Билет № 21.

1. О сложном предложении с различными типами связи. Определение ведущей связи между структурно-смысловыми частями (бессоюзной или сочинительной) такого предложения. Установить тип ведущей на примере представленных предложений, расставить знаки препинания:

Под стенами крепости Гассан-Кале течет речка Мургул берега её покрыты железными источниками которые бьют из-под камней и стекают в реку.

Северный уездный городок где осталась моя семья был от меня далеко и я еще не понимал тогда что теряю последнюю связь с малой родиной.

2. Употребление частиц НЕ и НИ. Правописание отрицательных и неопределенных местоимений и наречий. Объяснить на примере представленных словосочетаний:

(Н…)(с)(кем) поделиться радостью;  (н…)кто не узнает о тайне;  (н…)когда не отчаивайся;  (н…)(за)(чем) торопиться;  (н…)(от)(куда) ждать известий; (н…)кто в черном пальто; (н…)(по)(чем) не узнаешь.

3. Осуществить разбор сложноподчиненного предложения:

Голоса звучат глухо безжизненно и однообразно точно они выцвели потеряли силу в этом осеннем дожде.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: