Календарь и начало года

Календарь в Русском государстве (до 1918 г.)

Восточные славяне, занимаясь земледелием, умели заранее определять наступление того или иного времени года. Им необходимо было знать, когда начинать сельскохозяйственные работы, когда приступать к уборке урожая. Поэтому первым счетом времени, который мог применяться, был счет времени сезонами. Счет сезонами сохранился и в обозначении года словом лето, в лето.

Помимо связи с потребностями хозяйственной жизни, календарь восточных славян был связан с обрядами древнерусской языческой религии и в первую очередь с культом Солнца. В «Слове о полку Игореве» русский народ называется внуком Даждьбога, или бога Солнца и плодородия. Даждьбог — главное божество в древнерусской языческой религии. В честь языческих богов устраивали праздники. Эти праздники имели тесную связь с календарем.

В начале весны был праздник встречи весны и проводов зимы. В христианской религии этот праздник сохранился под названием Масленица. Масленица являлась древнерусским языческим праздником. Празднование Масленицы было связано с культом Солнца, и справлялась она в то время, когда Солнце начинало пригревать. С культом Солнца был также связан праздник Купалы, который праздновался в июне, когда Солнце поворачивает к зиме, и день начинает убывать. Зимой, в начале января, в честь Солнца отмечалась Коляда. В январе начинает прибывать день.

Все эти праздники связаны с определенным временем года.

Следовательно, для их празднования были необходимы наблюдения над сменой сезонов — весны, лета, осени, зимы.

В Древней Руси до принятия христианства был известен счет времени сезонами. В более поздних документах ХVI-ХVII вв. деление года на сезоны встречается очень часто. Причем зима считалась с 25 января до 25 марта, весна — с 25 марта до 24 июня, лето — с 24 июня до 24 сентября, осень — с 24 сентября до 25 января.

В настоящее время работами исследователей древнерусской системы времяисчисления Н. В. Степанова, Н. Г. Бережкова, Б. А. Рыбакова может считаться доказанным, что древнерусское начало года приходилось на весну, поскольку весной начинался цикл сельскохозяйственных работ.

Используя указания Остромирова евангелия, и названия месяцев, сохранившиеся до настоящего времени, можно установить, что январю соответствовало название просинец, так как в это время становилось светлее. Февралю — сецень; в этот период начинался сезон вырубки леса для сжигания. Марту —сухий, когда срубленные деревья подсыхают. Апрелю — березозол, когда сожженные деревья превращаются в золу. Маю — травень — от слова трава. Июню — изок, т.е. кузнечик. Июлю — червень или серпень; это время являлось временем жатвы. Августу — зарев — от слова зарево. Сентябрю — рюень — от слова рюить, или реветь. Октябрю — листопад. Ноябрю и декабрю — грудень, от слова «груда» — мерзлая колея на дороге, иногда студень.

Русская система счета времени (Х — начало ХХ вв.).

Календарь и начало года

Календарь, сложившийся в глубокой древности у славян, оказал значительное влияние на летосчисление последующего времени, в основу которого лег юлианский календарь, попавший на Русь после принятия христианства через Византию. Вместе с юлианским календарем, определившим продолжительность года в 365 суток 6 часов, вошла в употребление и византийская «мировая эра», относившая «сотворение мира» к 5508 г. до нашего летосчисления.

После принятия христианства и вместе с ним византийской «мировой эры» в Древней Руси было сохранено дохристианское весеннее начало года. Новый год продолжали начинать весной — 1 марта, а не осенью — 1 сентября. Но так как была принята византийская «мировая эра», то встал вопрос о соотношении лет русского мартовского и византийского сентябрьского года. От 1 марта до 1 сентября — 6 месяцев и от 1 сентября до 1 марта — 6 месяцев, т.е. 1-м марта и 1-м сентября год делится на две равные части. Поэтому между мартовским и сентябрьским годом такого же численного обозначения мыслимо два соотношения. Мартовский год мог начинаться полугодом позже сентябрьского или, как говорят, быть «моложе» сентябрьского. Этот год называется в отечественной литературе мартовским без каких-либо добавочных определений. Мартовский год мог начинаться и раньше сентябрьского и быть «старше» сентябрьского.

Н. В. Степанов, сделавший предположение о наличии двух весенних начал года, назвал такой год ультрамартовским. Схема расположения месяцев сентябрьского, мартовского и ультрамартовского годов.

Византийскому сентябрьскому году может соответствовать как вторая половина «старшего» мартовского весеннего года, так и первая половина «младшего» мартовского года.

Н. Г. Бережков доказал, что в период раздробленности Руси летописцы употребляли два весенних стиля. Было ли два весенних стиля в Древнерусском государстве, пока нельзя сказать.

В летописях ультрамартовские датировки появились в начале второго десятилетия ХII в. (с 1110 г. — Лаврентьевская, Симеоновская и Кенигсбергская летописи; с 1125 г. — Ипатьевская летопись).

Вначале ультрамартовским годом датируются небольшие периоды времени. В дальнейшем ультрамартовский год приобретает широкое распространение. В некоторых случаях ультрамартовских датировок даже больше, чем мартовских. Чередование мартовских и ультрамартовских полос в разных летописях не совпадает. Очевидно, в разных центрах мартовский и ультрамартовский год употреблялся неодновременно.

Употреблением мартовского и ультрамартовского стилей параллельно объясняется большинство расхождений между летописями в обозначении года на единицу. В подавляющем большинстве случаев эти два одинаково правильных обозначения одного года по разным стилям.

Например, долгое время было принято считать, что смерть Андрея Боголюбского одни источники датируют 1174 г., другие 1175 г.

В ХIV в. восстанавливается господство мартовского года.  С конца ХV в. сентябрьский год в летописях вытесняет весеннее начало года. Единственным началом года остается новогодие 1 сентября.

Осеннее новогодие, или сентябрьский год, войдя в употребление, сохраняется у нас до 1700 г. В этот год была осуществлена реформа календаря, затронувшая два вопроса времяисчисления: эру и начало года. До 1700 г. счет лет в России производился по «мировой эре», принятой в Византии.

С 1700 г. в России была введена христианская эра, принятая в странах Западной Европы. Она ведет счет лет от «рождения» Иисуса Христа.

Указ Петра I (20 декабря 1699 г.) устанавливал, что с 1 января 7208 г. должно считаться 1 января 1700 г. С этого времени в России вводится счет лет по христианской эре. Тем же указом был введен счет лет в соответствии с январскими годами. Начало гражданского года устанавливалось 1 января.

Вместе с тем, был сохранен юлианский календарь, согласно которому продолжительность года принималась в 365, 25 суток, или 365 суток 6 часов.

В 1830 г. Петербургская Академия наук ходатайствовала о введении григорианского календаря, но министр народного просвешения кн. Ливен в докладе Николаю I отозвался о введении нового календаря отрицательно. Он считал введение нового календаря делом несвоевременным, могущим произвести нежелательные волнения. По мнению кн. Ливена, выгоды от перемены календаря были бы ничтожны, а неудобства и затруднения, связанные с его введением, неизбежны и велики. Николай I с этим мнением согласился, и реформа не была проведена. Делались попытки реформы календаря в 1860 г. ив 1864 г., но святейший Синод упорно этому противодействовал.

Юлианский календарь продолжал употребляться в России до 1918 г. и был реформирован в феврале 1918 г.

Декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» был принят на заседании Совета Народных Комиссаров 24 января (6 февраля) 1918 г. и подписан В. И. Лениным.

В декрете говорилось: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь» (т.е. григорианский календарь. — Е. К.) Для этого: «Первый день после 31 января сего года (т.е. 1918 г. — Е. К.) считать не | февраля, а 14 февраля, второй день — считать 15 и т.д.». Этим ликвидировалась накопившаяся разница между юлианским и григорианским календарями.

Введение григорианского календаря имело большое прогрессивное значение, так как ликвидировалась календарная обособленность России. Россия перешла на счет времени, принятый большинством стран мира.

Семидневная неделя

Русские и многие славяне не приняли планетные названия дней недели. Воскресенье русские называли неделей, т.е. днем, в который ничего не делают, — это день отдыха. Отсюда следующий день стал именоваться понедельником, днем после недели. Далее шел второй день после дня отдыха — вторник, за вторником — среда — середина недели, за средой — четверг, четвертый день после отдыха, за четвергом — пятница — пятый день после отдыха, и, наконец, суббота. Название суббота происходит от древнееврейского слова саббат (шабаш), которое означает отдых.

Названия дней недели могли иметь и несколько иные произношения: середа, четверток, пяток.

Сутки и их деление

В источниках, относящихся к периоду Древней Руси, носящих следы влияния Византии, сутки в большинстве случаев содержат 24 часа и делятся на две половины по 12 часов в каждой. Так, Кирик (ХII в.) указывает, что день и ночь имеют по 12 часов.

В рукописи ХV в. под названием «Златая цепь» также подчеркивается, что день и ночь имеют по 12 часов. В новгородских источниках ХVI в. встречаются указания на то, что день и ночь определяются по 12 часов.

В Москве в ХVI и ХVII вв. было иное исчисление продолжительности дня и ночи. Вместо слова сутки употреблялось слово день.

День в значении суток делился на две части — светлую и темную, т.е. день в собственном смысле слова и ночь. Исходили, таким образом, из наблюдений над естественной сменой дня и ночи. Ценилась лишь та часть суток, в которую человек бодрствовал, т.е. день в нашем понимании слова. В памятниках письменности встречаются следующие естественные и бытовые пределы времени: заутреня, заря, ранняя заря, начало света, восход солнца, утро, середина утра, обедня, обед, полдень, уденье, полуденье, паобед, вечер, ночь, полночь.

Рабочий день делили на утро, собственно день и вечер. Счет начинали не в полночь, как принято теперь, а в период пробуждения людей от сна и обращения к обычной деятельности. Таким образом, начало суток приходилось на время непосредственно перед рассветом и совпадало с утренним богослужением — заутреней. Заугреня начиналась еще перед зарей и оканчивалась до восхода солнца. Утро делилось на 4 главных момента: перед зорями, зори-рассвет, восход солнца и обедни. Заканчивалось утро через некоторое время после восхода солнца в период обеден или обеда. После обеда начинался собственно день. В дне отмечался полдень. После полдня начиналось полуденье или уденье. Вечер начинался с вечерень. До захода солнца происходила очередная церковная служба — вечерня. Кончался вечер наступавшим мраком. После вечера начиналась ночь, которая тянулась до первых признаков зари.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: