Методические рекомендации преподавателю

Требования к выполнению контрольной работы

 

Контрольная работа - одна из форм проведения и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровня самостоятельности и активности студентов в учебном процессе, эффективности методов, форм и способов учебной деятельности. Эта форма самостоятельной работы студента выявляет умение применять теоретические знания на практике, помогает проверить усвоение курса перед экзаменом.

 

Структура контрольной работы

Титульный лист

План.

Необходим для достижения последовательности в раскрытии темы. Наметки плана следует сделать уже при обдумывании темы, конкретизируя его в процессе изучения литературы по данной теме. Пункты плана должны точно отвечать раскрытию темы. План помещается перед текстом работы, на отдельном листе.

Введение.

Дается характеристика и показывается актуальность темы, значение рассматриваемой проблемы. Указывается цель контрольной работы.

Основная часть.

Сжатое, но достаточно полное и точное изложение сущности научной информации по теме. Может состоять из 2-х частей.

Первая часть -теоретическая, в которой раскрываются основные положения выбранной темы в зависимости от поставленных целей и задач. Содержание первой части конкретизируется индивидуально. Материал должен быть осмыслен и переработан в соответствии с темой и изложен своими словами. Цитаты заключаются в кавычки.

Вторая часть - практическая. Та часть может иметь план с названиями явлений, анализ текста.

Объем контрольной работы строго не регламентирован, но не должен превышать 15 печатных страниц, оформлен в отдельную папку с титульным листом. Печать только на одной стороне листа. Текст набирается на компьютере: шрифт 14, интервал 1,5, с полями: справа 1,5 см, слева 3 см, сверху и снизу 2 см.

Нумерация страниц внизу посередине, начиная с третьей страницы (с введения). Выравнивание в ширине.

Текст должен соответствовать содержанию. Разделы плана нумеруются арабскими цифрами. Заголовки должны быть прописаны в тексте и выделены (оставляют интервалы до заголовка и после). Текст заголовка выполняют через один интервал. В конце любого заголовка точка не ставится.

Список использованных источников оформляется в алфавитном порядке. Текст введения, основной части, заключения, список использованных источников и приложение должны быть на отдельных листах.

 

Критерии оценки контрольной работы

1. Соответствие содержания теме.

2. Глубина, полнота раскрытия темы.

3. Логика изложения материала.

4. Терминологическая четкость.

5. Уровень навыков самостоятельной работы с литературой.

6. Соблюдение требований к оформлению контрольной работы.

Контрольная работа не может быть оценена положительно, если в ней поверхностно раскрыты вопросы, допущены принципиальные ошибки, а также при условии механически переписанного материала из учебников или другой литературы. В случае неудовлетворительной оценки контрольная работа направляется студенту для повторного выполнения. К повторно выполненной работе необходимо приложить первую редакцию.

 

 



Методические указания по освоению дисциплины

Методические рекомендации преподавателю

1. Изучив содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий.

2. Учебные занятия проводятся в форме лекций (традиционные и проблемные), практических занятий (деловые и ролевые игры, решение проблемных ситуаций, моделирование, проектирование, презентация различных социальных проектов, групповая и индивидуальная работа).

3. Вузовская лекция- главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель- формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

· Изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

· Логичность, четкость и ясность в изложении материала;

· Возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студента;

· Опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления;

· Тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

4. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам(темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определенной теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара-наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического  семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

ü Разработка учебно-методического материала:

-формулировка темы, соответствующей программе и ФГОС;

-определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

-выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;

-подбор литературы для преподавателя и студентов;

-при необходимости проведение консультаций для студентов.

ü Подготовка обучаемых и преподавателя:

-составление плана занятия из 3-4 вопросов;

-предоставление студентам 4-5 дней для подготовки к занятию;

-предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, конспекты лекций, статьи, справочники).

Подводя итоги занятия, можно использовать следующие критерии оценки ответов:

-полнота и конкретность ответа;

-последовательность и логика изложения;

-связь теоретических положений с практикой4

-обоснованность и доказательность излагаемых положений;

-наличие качественных и количественных положений4

-наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров;

-уровень культуры речи;

-использование наглядности.

 

В конце занятия рекомендуется дать оценку всего занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

-качество подготовки;

-степень усвоения знаний4

-активность;

-положительные стороны в работе студентов;

-ценные и конструктивные предложения;

-недостатки в работе студентов;

-задачи и пути устранения недостатков.

 

После проведения 1 семинарского курса, начинающему преподавателю целесообразно осуществить общий анализ проделанной работы.

1.  При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания у студентов наступает на 15-20-ой минутах, второй-на 30-35 минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших курсов существенно отличается по готовности и умению.

2. Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на ее высший уровень.

3. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей.

4. Самостоятельная работа студентов предполагает составление портфолио документации и творческих работ в процессе изучения дисциплины, а также составление словаря терминов и листов опорных сигналов при анализе международных, федеральных и региональных нормативно-правовых документов в области социально-правовой защиты. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

5. Промежуточная аттестация предполагает составление тестовых заданий для взаимопроверки, итоговое тестирование, консультации, экзамен. При проведении аттестации студентов рекомендуем помнить, что систематичность, объективность, аргументированность - главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценку знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: