Психологические аспекты социально-профессиональной реабилитации

Неблагоприятные факторы трудовой деятельности, к сожалению, не всегда удается блокировать, и работник получает травму, профессиональное заболевание, становится инвалидом труда; в таком случае возникает необходимость в социально-профессиональной реабилитации - комплексе социальных, экономических, психологических, педагогических, профессиональных и медицинских мероприятий, направленных на восстановление разрушенных или утраченных работником ресурсов жизнедеятельности, социальных связей и отношений.

 

 

 

 

К числу объектов социально-трудовой реабилитации следует отнести работников, подвергшихся воздействию неблагоприятных жизненных обстоятельств, испытывающих симптомы выраженной социальной дезадаптации, страдающих хроническим алкоголизмом и 'наркоманией, предпринимавших попытки суицида, перенесших тяжелые заболевания, ранения, контузии, физические и психические травмы, ставших инвалидами.

 

 

Собственно социальная реабилитация предполагает создание вокруг работника или инвалида социальной среды с такими качественно-количественными характеристиками, которые восполнили бы или компенсировали недостающий ему для достойного существования в обществе жизненный ресурс. Она включает социально-экономический, социально-средовой и социально-бытовой компоненты.

Социально-экономический компонент - обеспечение нуждающихся жилищем, оказание материальной поддержки, установление системы компенсаций недостающего или утраченного материального ресурса.

Социально-средовой проявляется в оказании помощи плавно войти в новую социальную среду, в реализации принципа "безбарьерной архитектуры", создании условий для контактов с себе подобными.

Социально-бытовой предусматривает создание условий для самообслуживания и независимого существования, предоставление инвалидам протезов и необходимых средств передвижения, социальный и медицинский патронаж.

Профессиональная реабилитация - это комплекс организационных, информационных и психолого-педагогических мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию, образование (обучение и переобучение доступным формам труда), профессионально-деятельностную адаптацию и трудоустройство, а также, в случае необходимости, приспособление условий деятельности и режима труда к их функциональным возможностям. Предполагается также принятие мер по восстановлению в кратчайшие сроки профессиональных навыков, важнейших функций работников, обеспечивающих выполнение обязанностей по штатному предназначению.

Особую категорию объектов этой деятельности составляют лица, ставшие инвалидами труда. Их профессиональную реабилитацию нельзя рассматривать в отрыве от ее конечного результата - трудоустройства. Прежде, в условиях избыточности рабочих мест, эта проблема не стояла остро, так как инвалиды, желающие работать, могли самостоятельно найти работу и на обычных, и на специализированных предприятиях. Сегодня же, при излишней рабочей силе, широком сокращении рабочих мест для инвалидов на обычных предприятиях и закрытии спецпредприятий, положение с их трудоустройством в корне изменилось. В связи с этим целью реабилитации инвалидов стало обеспечение возможности получать, сохранять подходящую работу и продвигаться по службе, способствуя тем самым их социальной реинтеграции.

Таким образом, профессиональная реабилитация включает в себя следующие основные направления:

- информирование работников и членов их семей о правах и
возможностях в области занятости;

- экспертиза потенциальных профессиональных способностей
(образование, род профессиональной деятельности, уровень
профессионализма, состояние здоровья, степень психологической
готовности к труду в новых условиях, наличие родственных гражданских
профессий и возможности для профессиональной переподготовки и др.);

- профессиональная ориентация - оповещение клиентов о
наиболее приемлемых и целесообразных для них видах
профессиональной деятельности;

- профессиональная подготовка или переподготовка;

- рациональное трудоустройство (с учетом возможностей для
деятельности, перемещения к месту работы, установленного на
предприятии режима труда и т.п.);

- профессионально-производственная адаптация;

- установление подходящего для инвалида режима труда;

- приспособление условий труда к функциональным возможностям
инвалида (обеспечение необходимыми индивидуальными
техническими устройствами для облегчения пользования средствами
труда; изменение конструкции приборов и инструментов;
переоборудование маршрутов перемещения ("безбарьерная
архитектура") и др.);

преодоление предубеждений, дезинформации и неблагоприятного отношения к занятости  клиентов и их социальной интеграции (реинтеграции).

Под психологической реабилитацией понимается совокупность коррекционно-восстановительных, лечебно-оздоровительных и диагностико-профилактических мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для выздоровления больного (травмированного, раненого), формирования у них реальной самооценки и оптимальной реадаптации к новой личностно-социльной ситуации.

Психофизиологический компонент социально-психологической реабилитации предполагает решение следующих задач:

-   нормализации функционирования нервной системы путем
применения медикаментозных препаратов (транквилизаторов),
биологических и психотерапевтических средств;

-   снятия усталости и восстановления работоспособности больных и инвалидов по психофизиологическим показателям за счет организации рационального режима жизнедеятельности (активного отдыха, сна, трудовой деятельности с постепенно возрастающей нагрузкой, физио-, натуро-, бальнеотерапии).

Психологический компонент предусматривает:

-   восстановление нарушенных психических функций (восприятия,
внимания, памяти, мышления, речи, эмоциональных реакций) методами
психокоррекции;

- помощь пострадавшим в преодолении эмоциональных
переживаний, навязчивостей, фобических реакций, связанных с
ситуацией получения физической (психической) травмы;

- формирование оптимальной психологической реакции на
последствия психической травмы, мобилизация личности для
устранения возникших трудностей, воспитание у человека необходимых
волевых качеств;

- формирование четких представлений о факторах риска;

- психологическая подготовка к медицинским операциям и помощь
в восстановлении их нормального психического состояния в
послеоперационный период.

Социально-психологический компонент - это:

-создание в учреждениях системы взаимной поддержки среди пострадавших;

- формирование адекватной сложившейся
ситуации "Я-концепции" (реалистической оценки своих возможностей
и перспектив в связи с травмой, ранением, инвалидностью, утратой;
понимания собственной роли в преодолении последствий
случившегося, необходимости сохранения самоуважения, уверенности
в собственных силах), ориентирование его на самореабилитацию;

- обучение эффективным моделям общения с окружающими;

- создание в семьях клиентов "психореабилитирующего"
морально-психологического климата.

Социально-медицинская реабилитация представляет собой совокупность лечебных и лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на:

а) восстановительно-реконструктивную терапию (медикаментозная, лечебное питание, санация очагов хронической инфекции, хирургическая коррекция патологических изменений, протезирование);

б)  стационарное и санаторно-курортное лечение;

в)  восстановление физической работоспособности вследствие
ранней активации пострадавшего, лечебной физкультуры с
возрастающими нагрузками, физио- и рефлексотерапии;

г)  медико-социальный патронаж.

Таким образом, социально-профессиональная реабилитация является частью психологического обеспечения профессиональной деятельности работника. Она представляет собой комплекс мер, нацеленных на восстановление психологических и трудовых возможностей человека, позволяющих ему осуществлять жизнедеятельность в новой жизненной ситуации, связанной с травмой, ранением, заболеванием, инвалидностью.

 



































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: