Знаменитые исполнители

История

История маракасов насчитывает столетия. Различные ударные инструменты человек использовал еще со времен каменного века, может быть, среди них были инструменты–погремушки, прообразы современных маракасов. Где появился этот инструмент сейчас никто точно сказать не может, но есть две версии. Первый вариант - инструмент впервые появился у индейцев племен таино и аравак, которые были коренными жителями Антильских островов и населяли Кубу, Пуэрто – Рико, Богамы и Ямайку. По второй версии маракасы были завезены на Кубу из Африки в колониальные времена. Однако первый вариант наиболее правдоподобный, так как существуют исторические сведения, что в Латинской Америке инструмент был известен уже в пятнадцатом веке и с африканским родственником вел параллельное существование. Есть предположение, что маракасы не являются результатом изобретения человеческих рук, а творением кудесницы–природы. Плоды горлянкового (калебасового) дерева, которое кубинцы называют игуэро, высохли настолько, что семена растения отделились от мякоти и при тряске стали издавать своеобразный специфический шум. Индейцам этот звук понравился, и они стали изготавливать подобные шарообразные погремушки, используя небольшие плоды круглой формы. В корпусе делали два отверстия, вынимали мякоть, сушили и засыпали в него мелкие камушки или крупные семена различных растений. Отверстие с одной стороны закрывали, а с другой - прикрепляли ручку. Кроме плодов калебасового дерева для изготовления маракасов использовались также кокосовые орехи, сплетенные ивовые прутья и кожа. В настоящее время маракасы очень популярны. За свою многовековую историю они, будучи поначалу ритуальными атрибутами, сегодня вошли в категорию модных инструментов, получивших широкое распространение в различных современных музыкальных направлениях, а также молодежной среде. Это говорит о том, что простой по конструкции, но обладающий таким интересным звучанием инструмент долго будет радовать слушателей, поднимать им настроение и дарить море позитива.

Место в оркестре

По назначению в музыкальной практике или общественной функции оркестровой музыки, условиям её исполнения и восприятия различают оркестры: оперный, концертный, театральный, духовой, сценно-духовой, военно-духовой (военный).По составу инструментов оркестры называют смешанными или однородными. При этом различают оркестры: симфонический, струнный (смычковый), духовой, бэнд, эстрадно-симфонический, шумовой, народных инструментов и др.

По количественному составу музыкантов оркестры подразделяют на малый, средний и большой. В симфоническом оркестре по количеству музыкантов, исполняющих партию в группе деревянных духовых инструментов, определяют составы: одинарный, парный, тройной, четверной, промежуточный.Формирование и развитие симфонического и духового оркестров насчитывает более 400 лет. Оно протекало сложным и нередко противоречивым путём и условно делится на два периода.

Первый период начинается в середине XVI столетия с появления скрипки как типового инструмента оркестра и постепенного становления «струнного оркестра». Струнный оркестр остаётся неизменным с момента окончательного утверждения своего состава (конец XVII века) до настоящего времени. Одновременно в оркестре употреблялись клавишные инструменты и лютни, пополнявшие гармонию и исполнявшие партию цифрованного баса во всех партитурах рассматриваемого периода, называемого периодом «basso continuo».

Второй период, начинающийся с оркестровки Гайдна и Моцарта (примерно 1770-1790 годы), характеризуется отказом от basso continuo. Струнному оркестру передаётся функция пополнения гармонической основы.

В течение первой половины XIX века, благодаря возросшему употреблению тромбонов и оснащению вентилями валторн и труб, оркестр обретает три группы: струнные, деревянные духовые и медные; причём каждая группа гармонически и мелодически стала независима, самостоятельна и хроматична. Вместе с ударными инструментами эти три группы составили полный оркестр.

Симфонический оркестр в европейских странах сложился к середине XIX века. Духовой оркестр утвердился во второй половине XIX века. В России он достиг зрелости в конце этого же столетия, благодаря реформе военной музыки, проведённой Н.Римским-Корсаковым.

Строение

Первоначально для изготовления марак использовались высушенные плоды горлянкового дерева, известного на Кубе и в Пуэрто-Рико под названием «игуэ́ро» (исп. higüero, лат. Crescentia cujete)[2][3]. Горлянковое или калебасовое дерево — это небольшое вечнозелёное растение из семейства Бигнониевых (лат. Bignoniaceae), широко распространённое в Вест-Индии (на Антильских островах), Мексике и Панаме. Крупные плоды игуэро, покрытые очень твёрдой зелёной оболочкой и достигающие 35 см в диаметре, индейцы употребляли для изготовления как музыкальных инструментов, так и посуды — калебас различной формы, что достигалось искусной шнуровкой ещё молодых плодов. Для изготовления марак использовались плоды небольшого размера правильной округлой формы. После удаления мякоти через два просверленные в корпусе отверстия и сушки плода внутрь насыпали мелкую гальку или семена растений, количество которых в любой паре марак различно, что обеспечивает каждому инструменту неповторимо индивидуальное звучание. На последней стадии к полученной шарообразной погремушке приделывали ручку, после чего инструмент был готов.

Звук

Шумяще–шелестящий звук маракасов применяется как фоновое украшение в различных музыкальных композициях. Он образуется при встряхивании корпуса инструмента, внутри которого находится гранулированный наполнитель. При ударе гранул о стенки полого корпуса получается специфическое звучание маракасов. Инструменты обычно используются парами, причем звук одного маракаса немного отличается от звука другого. Исполнитель держит их в разных руках, но иногда исполняет на двух инструментах и одной рукой. Многие думают, что играть на маракасах довольно просто. Однако, это не совсем так. Исполнитель, во-первых, должен обладать хорошим чувством ритма, во-вторых, уметь владеть определенными техническими приемами, такими как стаккато, свинг, даблы, роллы и рудименты. Существуют даже определенные стили игры, среди них мексиканский, карибский и другие.

Интересные факты

· Маракасы относятся к инструментам группы идиофонов, в которых источником звука является корпус инструмента.

· Первоначально маракасы использовались индейскими шаманами в ритуальных обрядах. Индейцы верили, что маракасы имеют магические силы и помогают получить покровительство духов природы, которым они поклонялись.

· Маракасы в разных регионах Латинской Америки, кроме основного, имеют и другие варианты названия. В Венесуэле – дадоо; в Мексике – соньяха; в Чили – уада; в Гватемале – чинчин; В Колумбии – альфандоке, карангано и хераса; на Гаити - ассон и ча-ча; Панаме – насиси; в Бразилии - бапо и каркаша.

· В России инструменты называемые маракасами, имеют искаженное наименование. Точное название –марака, а множественное число - мараки. В испанском языке слово maracas, является множественным числом от слова maraca.

· Первое появление маракасов в России относится к началу XX века века. Из Парижа они были привезены выдающимся русским композитором Сергеем Прокофьевым, который в 1935 году применил инструменты в своем произведении «Ромео и Джульетта».

· Леона́рд Бернстайн - знаменитый американский композитор, чтобы добиться определенного эффекта в своей симфонии «Иеремия» очень оригинально употребил маракасы вместо барабанных палочек.

· В настоящее время одной из лучших фирм, производителей маракасов, считается американская компания «Latin Percussion», созданная в Нью-Йорке в 1964 году.

· Маракасы для туристов в странах Латинской Америки являются очень популярным сувениром.

Знаменитые исполнители

В настоящее время популярность маракасов очень высока. Они являются очень востребованными инструментами. Невозможно найти ансамбль, исполняющий латиноамериканскую музыку, где бы ни применялись маракасы. Сальса, самба, ча-ча-ча, мамбо, музыка сон, меренге, хоропо, босса-нова и множество других музыкальных стилей, которые без звука маракасов сложно представить. Но эти инструменты украшают своим звучанием не только музыку латинос. Они широко используются в группах, исполняющих популярную музыку, эстрадных и джазовых коллективах, в перкуссионных ансамблях, а также им нашлось применение и в произведениях симфонической музыки. Такие знаменитые композиторы как Сергей Прокофьев, Леонард Бернстейн, Малкольм Арнольд и Эдгар Варес очень эффектно вводили звук маракасов в свои сочинения. Необходимо также отметить, что инструменты играют немаловажную роль в начальном музыкальном образовании.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: