ИСТОРИЯ 5
«Без паники!»
Сегодня мы уделим особое внимание вопросу безопасности и вооружим наставников теоретическими знаниями, необходимыми для защиты детей и подростков в опасных ситуациях.
Понятие «опасность» определяется как негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.
При идентификации опасностей исходят из принципа «все воздействует на все». Согласно этому принципу источником опасности может быть все живое и неживое, и подвергаться опасности также могут любые живые существа и неживые объекты.
Различают опасности естественного и антропогенного происхождения:
- естественные опасности обусловлены различными стихийными явлениями природного характера, климатическими условиями, рельефом местности, ареалами распространения возбудителей инфекционных заболеваний и их естественных носителей, ядовитых животных и растений, хищных животных и т.д.
|
|
- опасности антропогенного происхождения обусловлены наличием отходов производственной деятельности, использованием разнообразных технических сооружений, систем и устройств, изменением параметров окружающей среды, вследствие преобразующей деятельности человека, социальными факторами.
Забота о детях должна постоянно находиться в центре внимания взрослых. Защита здоровья и жизни детей в любых чрезвычайных ситуациях – одна из самых гуманных и важных задач.
Наставники обязаны знать и уметь выполнять основные приемы и способы защиты детей при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях. Например:
При землетрясении
По своему разрушительному действию землетрясения не имеют себе равных среди остальных стихийных бедствий. Коварство землетрясения в том, что оно почти всегда внезапно и, следовательно, заблаговременно предупредить население об опасности практически невозможно. Большей частью для каких-либо реальных действий людям отводятся не только минуты – секунды.
Если первые толчки застали вас в здании, то те, кто находился на первых этажах, должны немедленно взять детей и с ними выбежать на улицу. В вашем распоряжении 15 – 20 секунд. Находящимся людям на верхних этажах нужно встать в дверных проемах, прижав к себе ребятишек. Можно воспользоваться углами, образованными капитальными стенами. Эти места наиболее прочны, здесь больше шансов остаться невредимыми. Ни в коем случае не разрешайте детям прыгать из окон. В большинстве случаев это приводит к трагическим последствиям.
|
|
Как только толчки прекратятся, нужно немедленно покинуть помещение. Не отпускайте детей одних, смотрите, чтобы они не пользовались лифтами – в любой момент могут застрять. Тогда беды не миновать.
Строго следите за тем, чтобы ни один ребенок не зашел в поврежденное здание. Помните, после первого могут последовать повторные толчки. Будьте готовы к этому сами и предупредите об этом ребят.
Может случиться, что первые толчки застали вас с ребятами на улице. Немедленно, как можно дальше отведите детей от зданий и сооружений, высоких заборов и столбов – они могут разрушиться.
Если вы увидели травмированных детей, тут же окажите им первую помощь.
Буря, ураган, шторм, смерч
Это явления, вызванные действием ветра разрушительной силы, высокой скорости и значительной продолжительности. Ураганный ветер разрушает прочные и сносит легкие строения, валит столбы, вырывает с корнями деревья, обрывает провода, повреждает транспортные магистрали.
Метеослужба достаточно достоверно прогнозирует эти явления, предупреждает о скорости и направлении движения ветра. После получения такой информации детей на улицу не выпускают.
Наставнику следует запретить ребятам подходить к окнам – они могут быть ранены осколками разлетающегося стекла. Лучше отвести детей в коридор. Для защиты можно использовать прочную мебель – письменный стол, шкаф и тд. Как показала практика, самыми безопасными местами в таких случаях являются убежища, подвалы, погреба, внутренние помещения первых этажей кирпичных зданий.
Нельзя разрешать выходить на улицу сразу после ослабления ветра: через несколько минут порыв может повториться.
Если во время бури, урагана вы оказались на улице, быстро ложитесь на дно канавы, котлована, придорожного кювета, в любое другое углубление, крепко прижмите к себе детей. Пусть они прикроют свои головы сумкой, рюкзаком, любым другим предметом, который был с ними.
Держитесь подальше от зданий и строений. Нужно помнить, что чаще всего в такой ситуации дети получают травмы от осколков стекла, шифера, черепицы, кусков кровельного железа, сорванных дорожных знаков, деталей отделки фасадов и карнизов.
Следите за тем, чтобы ребенок не наступал на оборванные провода – они могут быть под током.
Пожар
При пожаре в здании надо опасаться: высокой температуры, задымленности и загазованности помещения, обрушения конструкций здания. Дети и подростки от страха могут прятаться в шкафах, забиваться в углы.
При спасении пострадавших и при тушении пожара соблюдайте следующие правила:
1. перед входом в горящее помещение накройтесь с головой мокрым полотенцем;
2. в сильно задымленном помещении передвигайтесь пригнувшись или ползком;
3. для защиты от угарного газа дышите через увлажненную ткань;
4. если на вас загорелась одежда, ложитесь и, перекатываясь, сбейте с себя пламя, ни в коем случае нельзя бежать;
5. увидев человека в горящей одежде, набросьте и плотно прижмите к нему покрывало.
6. При тушении пожара используйте огнетушители, пожарные краны, а также воду, песок, землю, покрывала и другие имеющиеся под руками средства.
Аварии на воздушном судне
При декомпрессии немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь до этого оказывать кому-либо помощь, даже если это ваш ребенок. Вы не успеете помочь себе и оба останетесь без кислорода. Сразу после надевания масок пристегните ремни безопасности и приготовьтесь к резкому снижению.
При пожаре в самолете наибольшую опасность представляет дым, поэтому дышите через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, по возможности смоченные водой. Пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше. Защитите открытые участки тела от воздействия огня, используя одежду, пледы. После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как велика вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. После выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прижав голову руками – возможен взрыв.
|
|
При жесткой посадке тщательно подгоняйте ремень безопасности, проверяйте, нет ли у вас над головой тяжелых чемоданов. Освободите карманы от острых предметов, согнитесь и плотно сцепите руки под коленями. Голову уложите на колени или наклоните как можно ниже. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло. В момент удара максимально напрягитесь и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета.
ФИНАЛ 5 ИСТОРИИ:
При возникновении любой чрезвычайной ситуации необходимо незамедлительно сообщить информацию в соответствующие органы. Слаженные и своевременные действия помогут избежать беды. Эффективность поведения наставника в чрезвычайной ситуации часто определяется тем, насколько хорошо он знает своих детей, разбирается в возрастных особенностях и умеет прогнозировать развитие ситуации.