Расчет линейной трехфазной цепи

В.В. ФЕДОРИШИН, Ю.В. РЕПИНА, М.Е. ФРОЛОВА

 

 

СБОРНИК РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО КУРСАМ

“Электротехника и электроника”

“Общая электротехника”

 

Москва

2008


Федеральное агентство по образованию
 Российский государственный университет
нефти и газа им. И.М. Губкина

 

Кафедра Теоретической электротехники и электрификации нефтяной и газовой промышленности





В.В. ФЕДОРИШИН, Ю.В. РЕПИНА, М.Е. ФРОЛОВА

 

 

СБОРНИК РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО КУРСАМ

“Электротехника и электроника”

“Общая электротехника”

 

Под редакцией проф. Егорова А.В.

Москва


2008

УДК 621.3

Федоришин В.В., Репина Ю.В., Фролова М.Е. Сборник расчетно-графических заданий по курсам “Электротехника и электроника”, “Общая электротехника”. – М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2008. – 35с.

Задания предназначены для студентов факультетов РНиГМ, ПСиЭСТТ, ИМ, АиВТ, изучающих курсы “Основы электротехники”, “Электротехника и электроника”.

Рецензент – профессор, д.т.н.                                    Егоров А.В.

 

ã РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина, 2008

ã Федоришин В.В., Репина Ю.В., Фролова М.Е., 2008


Требования к выполнению и оформлению
расчетно-графических заданий

1.1. Расчетно-графические работы выполняются студентами на отдельных скрепленных листах или в специальной тетради, с указанием на титульном листе названия домашнего задания, группы, фамилии и инициалов студента, номера своего варианта, а также должности, фамилии и инициалов преподавателя, которому сдается данное домашнее задание. Например:

 





РГУ НЕФТИ И ГАЗА ИМ. И.М.ГУБКИНА

Кафедра ТЭЭП

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №1.

“Расчет линейной электрической цепи постоянного тока”

Группа _________________,         

Фамилия _______________,          

                                                                                       Имя____________________

Вариант №17

Преподаватель                                                                           

Дата выдачи домашнего задания           ______________  

Дата сдачи домашнего задания                         ___________

Выполнил студент                                                                     

(подпись)                                                           

Принял                                                     Оценка                                                     

(подпись)                                                       (зачет или оценка)          

 

 

Рекомендуется (но не в обязательном порядке) выполнять и оформлять расчетно-графические домашние задания с применением ПК, пакетов специальных прикладных программ, разработанных на кафедре, а также стандартных, входящих в оболочку Windows, например Word, Excel и др.

1.3. После титульного листа на следующей странице должны быть указаны все исходные данные задания и электрическая схема, которая может быть задана, или ее необходимо составить; как, например, для домашнего задания по расчету трехфазных цепей.

На последнем листе необходимо указать учебную и учебно-методическую литературу, которую студент использовал при выполнении данного задания.

Все математические действия должны предваряться краткими пояснениями. Например, “определяем истинные значения и направления токов в ветвях” и т.п.

Все формулы следует писать сначала в буквенном виде, а затем уже в численном выражении.

Расчетные величины должны иметь размерность в соответствии с системой СИ.

Графический материал (схемы, векторные диаграммы, графики и пр.) следует представлять с соблюдением действующих ГОСТов по условным обозначениям электрических элементов и электротехнических аппаратов.

1.9. Графики и векторные диаграммы следует выполнять либо в компьютерном варианте, либо на миллиметровой бумаге или на бумаге “в клеточку”, с указанием масштаба всех представляемых на графике величин. Например, для токов – МI = 1:10 n; для напряжений – МU = 1:2× 10 n; и т.д., где n – любое целое число.

Каждое задание должно быть выполнено в срок, устанавливаемый преподавателем. Порядок выполнения заданий и срок их сдачи сообщаются студентам в день выдачи домашнего расчетно-графического задания. При этом преподаватель указывает также и перечень учебной и учебно-методической литературы, которую рекомендуется использовать при выполнении данного домашнего задания.

По каждому расчетно-графическому заданию приведено 30 исходных вариантов (схема и числовые данные). Номер схемы и соответствующая варианту строка в таблице числовых данных выбираются в соответствии с порядковым номером фамилии студента в журнале группы.

1.12.  Приведенные в таблицах исходные данные относятся к первой группе. Для остальных групп преподавателем даются изменения либо в исходных данных, либо в электрической схеме. Так, например, для домашнего задания №1, значения ЭДС Е для второй группы умножаются на 2, для третьей на 3 и т.д.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 1

Расчет линейной электрической цепи
 постоянного тока

 

В разветвленной электрической цепи (рис. 1-30), исходные данные которой приведены в табл. 1 действуют два неидеальных источника ЭДС Е и один идеальный источник ЭДС Е,заданный как напряжение.


Задание

1.1. Проработать литературу по данному разделу.

1.2. Начертить электрическую схему своего варианта. Указать на ней стрелками произвольно выбранные направления токов в ветвях. После того, как будут рассчитаны значения токов, на этой же схеме указать их истинные направления.

1.3. Составить систему уравнений, необходимую для определения токов по первому и второму законам Кирхгофа.

1.4. Упростить исходную схему своего варианта, заменив соединение резисторов с сопротивлениями R4, R5, R6 (которые на исходной схеме соединены треугольником) на соединение эквивалентной звездой. На преобразованной (упрощенной) расчетной схеме с эквивалентной звездой указать направления токов, принятые в п.1.2. Произвести расчет токов в ветвях преобразованной схемы методом двух узлов.

1.5. Вернуться к исходной схеме и определить токи через резисторы c сопротивлениями R4, R5, R6. Для этого следует предварительно найти значения потенциалов точек A, E, F (φА, φE, φF).

1.6. Провести проверку правильности расчетов по уравнениям п.1.3.

1.7. По указанию преподавателя рассчитать токи методом контурных токов.

1.8. По результатам расчета токов указать, какие источники ЭДС Е работают как генераторы, а какие как потребители (например, как аккумуляторы) и почему.

1.9. Определить КПД неидеальных и идеального источников ЭДС Е.

 1.10. Составить баланс мощностей для исходной схемы, с учетом истинных направлений токов.

 1.11. Определить показания приборов: ваттметра (обратить внимание на обозначение генераторных зажимов) и вольтметра.

 1.12. Построить в масштабе потенциальную диаграмму φ = f (R) для контура, содержащего хотя бы два источника ЭДС Е.

 1.13. Рассчитать в упрощенной схеме ток ветви, указанной преподавателем, воспользовавшись методом эквивалентного генератора.

               

Числовые данные для вариантов домашнего задания №1
«Расчет линейной электрической цепи постоянного тока»

Таблица 1

№ варианта

Е1 Е2 Е3 R01 R02 R03 R1 R2 R3 R4 R5 R6
В В В Ом Ом Ом Ом Ом Ом Ом Ом Ом
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
1 10 18 8 - 0,4 0,5 1 2 2 2 5 3
2 9 10 20 0,2 0,7 - 1 1 3,4 6 3 1
3 6 8 18 - 0,6 0,3 2,8 2 1 1 2 7
4 4 21 14 - 0,6 0,5 3,6 0,4 1 4 1 5
5 4 18 9 - 0,2 0,8 3,6 0,6 1 2 2 6
6 8 24 9 0,2 - 0,4 1 3,2 1 4 4 2
7 18 28 32 - 0,1 0,8 1,8 3 6 4 3 3
8 16 30 20 0,2 - 0,9 7 2,2 3 8 1 1
9 36 16 18 0,2 1 - 0,8 5 1,8 10 6 4
10 16 40 15 1 - 1 3 3,2 1 8 2 10
11 12 32 8 - 0,6 0,6 2,2 5 1 12 4 4
12 16 33 20 0,8 - 0,4 2 2,4 4 6 2 12
13 16 40 18 - 0,6 0,2 1,2 2 2 2 14 4
14 5 22 14 0,7 0,7 - 2 1 2,5 15 3 2
15 8 15 9 0,5 - 0,4 1,5 2,4 1 13 4 3
16 10 18 9 0,2 - 0,6 3 1,85 2 16 3 1
17 9 10 32 - 0,4 0,4 1,8 3 2 16 2 2
18 6 8 20 0,6 0,6 - 2 1 1,2 4 4 12
19 4 21 18 - 0,2 0,6 2,6 1 7 6 6 8
20 4 18 15 - 0,7 0,5 7,5 1 2 10 5 5
21 8 24 8 0,2 - 0,25 2 8 1 8 5 7
22 18 28 20 0,5 - 0,3 1 2,75 7 9 5 6
23 16 30 18 0,4 0,4 - 2 6 3,8 12 6 2
24 36 16 14 1 - 0,2 8 1 2 2 10 8
25 16 40 9 1 0,6 - 3 3 8,5 3 2 5
26 12 32 9 - 0,2 0,2 8,4 4 3 4 2 4
27 16 33 32 0,8 - 0,8 2 9,1 3 3 3 4
28 16 40 20 - 0,5 0,75 2,5 7 2 5 10 5
29 5 22 18 0,8 1 - 2 1 8 10 6 4
30 8 15 15 - 0,2 1 6 3 3 2 10 8

               


U1
 *
  pW
 F
E3
E2
 R03
 R02
 R6
 R5
 R4
R3
R2
 R1
C
 B
 F
 A
E
 M
D
pV
*

2
*
pW
  R2
R3
M
R02
E2
R6
R5
R4
R1
 R01
R02
 U3
E1
E2
 D
 F
E
 C
B
 A
 pV
 *

*
pW
 R4
C
M
U1
E
 A
B
D
 R3
R1
R6
R5
 R2
E2
 R02
E3
 R03
 pV
 *

  *
 *
 pW
pV
R4
F
 C
 B
 A
E
D
U1
R3
R2
R6
 R1
R5
R03
E3
M

 *
pW
pV
 B
M
  C
D
E
R03
 E3
R3
 R2
 R02
E2
 R5
 R4
R6
 A
 U1
R1
 F
 *

C
E1
 R01
E
 R3
 A
B
 D
E3
R03
R5
R6
F
pV
R1
 R4
 *
pW
E
D
C
R4
 R6
 R2
 R02
E2
U3
B
pV
 *
 R2
U2
M
 *

 *
 pW
    pV
R03
 E3
E2
R02
D
C
 R3
R6
 R1
B
M
 F
 A
 R4
R2
 R5
E
 U1
 *

R5
 R3
E1
R01
R1
 M
A

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow