Тайна воплощения.
Мы верим во Единого Бога- Пресвятую Троицу. Бог один, но три Лица, три Ипостаси: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. У Святой Троицы одна Божественная природа, одно Божественное естество. Божественная природа безконечна, но для наглядности и совсем условно, изобразим Её большим кругом. Сын Божий есть Бог и второе Лицо Пресвятой Троицы. Изобразим Ипостась Сына Божия небольшим кругом. Человеческую природу изобразим маленьким кружочком. Естество человеческое ограничено, это то, что имеем мы: душа, тело, дух наш, особенности и способности телесные. Помимо нашего естества каждый человек есть личность. Каждый имеет имя и свои специфические особенности.
Сын Божий
Божественное Человеческое
естество естество
Мы должны твёрдо усвоить, что при воплощении Сына Божия не появляется новая личность. Приобретая Себе человеческое естество, Сын Божий остаётся той же самой Личностью, той же второй Ипостасью. Человеческое естество Иисуса Христа, это не другая личность. Это тот же самый Сын Божий, всегда был Богом, имел Божественное естество поскольку рождён от Отца, и две тысячи лет назад рождаясь от Приснодевы Марии, обретает Себе ещё и человеческое естество. При этом как происходит это таинственное соединение в Сыне Божием двух естеств? Учителя церкви назвали это воипостасное соединение. Внутри второй Ипостаси Сына Божия происходит соединение двух естеств. Как лучше понять это соединение? Это подобно соединению двух естеств металла и огня. Холодный, серый металла после помещения в огонь раскаляется и приобретает новые свойства. Как бы естество металла соединяется с естеством огня. Огонь проникает в металл и сообщает ему новые качества, металл стал светиться и может жечь. Причем естество огня не уничтожено и огонь не растворил металл. Металл остался металлом, но приобрёл новые свойства. Если бы произошло прямое соединение Божественного естества с человеческим, то Божественное естество как безконечное поглотило бы человеческое естество. Поэтому соединение двух естеств происходит внутри Ипостаси Сына Божия. Таким образом человеческое естество не растворяется в Божественном естестве. Соединение происходит не слитно и не раздельно. Как такое может быть одновременно? Не слитно означает, что в воипостасном соединении человеческое естество не растворяется в Божественном естестве. Не слились эти два естества и человеческое не уничтожилось, оно продолжает сохраняться, только теперь оно принадлежит Сыну Божию. А что значит не раздельно? Два естества не слитно соединились, причем человеческое естество улучшилось, оно обожилось. Не раздельно, потому что соединение принадлежит Сыну Божию. Кто в Боге может что-то изменить? Это знать важно, потому что это касается нашего спасения. Человеческое естество, воспринятое Сыном Божиим при воплощении обоживается и именно это человеческое естество приноситься в жертву за грехи рода человеческого, и именно это обоженное человеческое естество в крещении прививается к нашему повреждённому естеству, как почка доброй яблони к дикой яблони. Наше повреждённое страстями человеческое естество сравнивается с дикой яблоней, приносящей горькие плоды, для исцеления которой и прививается почка от доброй яблони, которая даст отросток, из которого при ухаживании может вырасти ствол яблони, приносящей добрые плоды (добродетели). Оказывается, человек в состоянии поврежденного естества своими усилиями не может родить добродетели, лишь в крещении, соединяясь с обоженным человеческим естеством Сына Божия, может произойти исправление и исцеление. Но чтобы воспользоваться этим великим даром, надо как добрый садовник ухаживать за добрым ростком, а дикие ростки обрезать. Если после крещения мы не видим добрых плодов добродетелей, которые приятны Богу, с которыми мы только можем войти в Царствие Небесное, то только потому, что мы не отсекаем дикие ветки страстей, которые не дают добрым росткам развиваться. Поэтому мы будем обязательно отвечать за то, как мы использовали великий дар крещения.
Очень важный момент: какое человеческое естество принимает Сын Божий? Нам очень важно, чтобы Сын Божий при воплощении воспринял именно наше поврежденное человеческое естество, но исцелённое. Если бы Сын Божий сотворил Себе естество как у Адама ещё чистое, ещё святое, с добродетелями, ещё с блаженством, безсмертное, то какая нам от этого была бы польза? То человеческое естество Адама до грехопадения не могло бы быть привито к нам, оно совершенно другое. Точно так же как к яблоне, если хотят получить яблоки, не прививают почку от сливы или вишни, потому что почка не приживётся. Состояние Доброполучия, в котором находилось естество первозданного Адама отличается от состояния Злополучия, в котором находится наше повреждённое естество. Лишь только наше естество может быть к нам привито, но оно должно быть исцелено, оно должно быть обожено, как почка от доброй яблони.
Рассмотрим состояние, в котором мы рождаемся и какое естество воспринял Сын Божий. Состояние вечной смерти мы определяли пятью духовными признаками, которые можно назвать как духовная зараза, поразившую душу человека. И пятью телесными признаками, доказывающими наше повреждение. Именно это наше естество принимает Сын Божий от Приснодевы Марии. Церковь нас учит, что Пресвятая Дева Мария не совершила ни одного собственного греха, так Она была чиста и свята. Она была ограничена от влияния мира, с трёхлетнего возраста Пресвятая Дева Мария была отдана в Иерусалимский Храм своими родителями. По внушению Духа Святага Дева была введена первосвященником в Святая Святых, куда самому первосвященнику разрешено было входить только один раз в году, и прибывала там до четырнадцатилетнего возраста. Святость и чистота Девы Марии уникальны, до Неё такой не бывало и после Нее такой не будет. Но несмотря на Её чистоту, Дева Мария имела в себе семена первородного греха. Потому что каждый человек рождается с первородным грехом, который передается через естественное зачатие от родителей ребёнку. В первородном грехе содержатся семена всех страстей. Но эти семена в естестве Девы Марии не получили подпитки, так и остались лежать в душе сухими и невостребованными.
Рассмотрим, как же произошло зачатие человеческого естества Сына Божия от Приснодевы Марии. Первородный грех передаётся всем потомкам Адама через естественное зачатие. В книге Бытие мы читаем: "Адам жил 130 лет и родил сына по подобию своему и по образу своему, и нерек ему имя: Сиф". Псалмопевец Давид восклицал: "В беззакониях зачат я и во гресех роди мя мати моя." Ибо в зачатии присутствует страсть и вожделение, поэтому первородный грех передается ребёнку.
В том и состоит тайна воплощения, что зачатие от Приснодевы Марии произошло необычным способом. Архангел Гавриил предстал пред Девой и сообщает, что Ей предстоит стать матерью Спасителя мира. Она с удивлением спрашивает: "Как это будет, если Я мужа не знаю?" Архангел же Ей сообщает: "Дух Святый найдет на Тя и Сила Вышнего осенит Тебя." Вот нам тайна открыта, нет семени отца при зачатии человеческой природы Сына Божия. Святая церковь говорит нам такие удивительные слова: "Сын Божий по своему божественному естеству рождается от Отца без матери, а по своему человеческому естеству рождается от матери без отца." Свят. Игнатий Брянчанинов объясняет, что значит: "Дух Святый найдет на Тя". Это значит Дух Святый прежде приготовит Её для принятия в Себя Сына Божия. Как бы не была чиста Дева Мария, но первородный грех все же передался Ей. Дух Святый опаляет все нечистое и освящает утробу Девы Марии. Сила Вышнего это и есть Сын Божий, который творческим Своим божественным действием, из крови Пречистой Девы образует Себе человеческое естество. Не из материнской клетки, а именно из крови Сын Божий творит себе начаток человеческого естества. По выражению прп. Иоанна Дамаскина: "Сын Божий сотворил Себе уже сформированное человеческое естество, без прохождения этапов формирования плода из клетки". Видно поэтому старец Иосиф смутился появлением увеличения форм у Марии, помыслив об измене. Пока Архангел не сказал ему: "Не бойся принять жену твою Марию", т.е. знай старец, Она дана тебе чистой и остаётся чистой, была чистой, а стала благодатно чистой. А то что в ней, Сыном Божиим наречется, Спасителем мира.
Итак, человеческое естество Сына Божия при воплощении не воспринимает ту духовную заразу, которая передается через естественное зачатие. Здесь в случае воплощения Сына Божия происходит сверхъестественное зачатие.
Состояние Доброполучия Состояние Злополучия
1. Мир с Богом 1. Вражда с Богом
2. Добродетели 2. Страсти засеяны в душе
3. Радость духовная 3. Страх и отчаяние (поиск радости в мире)
4. Совершенствование до обоживания 4. Развитие до бесоподобия
5. Свобода в Боге 5. Рабство сатане
Состояние Доброполучия, в котором был сотворен Адам, определяется пятью духовными критериями. После грехопадения человек находится в состоянии злополучия, определяемое новыми пятью духовными критериями. Все эти пять критериев духовной заразы есть признаки вечной смерти, но они не передаются человеческому естеству Сына Божия не только потому, что было сверхъестественное зачатие, но и потому, что человеческое естество принадлежит самому Богу. Сын Божий воспринимает человеческое естество во всем подобное нам, но без греха. Что же происходит с человеческим естеством при воплощении? Достигает ли оно того состояния, в котором был Адам, или превышает это состояние?






