Двадцать четвертое марта
Классная работа
Тема: Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.
Деепричастие — неспрягаемая, неизменяемая форма глагола, обозначающая добавочное действие по отношению к основному, передаваемому глаголом-сказуемым, и совмещающая признаки глагола и наречия.
Пример:
побеждая, победив, рассуждая, рассудив.
Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Деепричастие не изменяется. Бывают совершенного и несовершенного вида. В предложении деепричастие является обстоятельством.
Деепричастия несовершенного вида обозначают действие, одновременное с другим действием (например, с тем, которое обозначено сказуемым). Они отвечают на вопрос что делая?
Например: Он шел, напевая какую-ту песенку.
Деепричастия несовершенного вида обычно образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида путем прибавления суффикса –а (-я).
|
|
Например: бегают – бегая, кричат – крича, улыбаются – улыбаясь.
От глагола быть деепричастие несовершенного вида образуется с помощью суффикса
- учи: будучи.
ИСКЛЮЧЕНИЕ: Не от всех глаголов несовершенного вида можно образовать деепричастия. Так, не образуются деепричастия несовершенного вида от глаголов:
на – чь и на – нуть (стричь, ткнуть) и от глаголов с основой настоящего времени, состоящей только из согласных (пьют; рвут).
Деепричастия совершенного вида обозначают законченные добавочные действия, которые предшествуют другому действию или следуют за ним. Они отвечают на вопрос что сделав?
Например: Он вышел, попрощавшись. Он вышел, хлопнув дверью.
Деепричастия совершенного вида обычно образуются от основы инфинитива или прошедшего времени глаголов совершенного вида путем прибавления суффиксов –в,
-вши, -ши.
Суффиксы –в и –вши присоединяются к основе на гласный (сказал – сказа в, улыбнулся – улыбну вши сь).
Суффикс –ши присоединяются к основе на согласный (испек – испек ши, постригся – постриг ши сь).
Деепричастия совершенного вида образуются также от основы простого будущего времени некоторых глаголов с помощью суффикса –а (-я), например: увидя, заметя, нахмурясь.
Деепричастия СВ | Деепричастия НСВ |
сидя | услышав |
решая | прочитав |
сочиняя | сказав |
ликуя | заперев |
пряча | возвратившись |
принесши | |
подарив | |
найдя | |
догнав | |
окрепнув |
Записать предложение в тетрадь.
Лед гремевш...й треск...вш...йся иударявш...йся о гранит набережной давно уже изм...лъчал и раста...л.
|
|
Предложенным фразеологическим оборотам подберите подходящие фразеологические обороты из слов для справок.
1) скрепя сердце - ………………………………………………….
2) через пень-колоду - …………………………………………….
3) сломя голову - …………………………………………………..
4) засучив рукава - ………………………………………………..
5) как сыр в масли катается - …………………………………….
Двадцать четвертое марта
Классная работа
Тема: Правописание не с деепричастиями.
Деепричастия с НЕ пишутся раздельно, так же, как глаголы. Исключения составляют слова, которые не употребляются без НЕ:
|
Не знать – не зная
Не оглянулся – не оглянувшись
Невзлюбить – невзлюбив
Негодовать – негодуя
Частица НЕ с любой частью речи пишется слитно, если слово без НЕ употребляться не может:
небылица (сущ.)
невзрачный (прил.)
недоумевать (гл.)
негодующий (прич.)
негодуя (деепр.)
Частица НЕ с любой частью речи (существительным, прилагательным, причастием) пишется раздельно, если есть или подразумевается противопоставление:
не правда, а ложь (сущ.)
не весёлый, а грустный (прил.)
не выученный, а просмотренный материал (прич.)
Частица НЕ пишется слитно с существительными, прилагательными, если их можно заменить синонимами без НЕ:
недруг (враг)
невесёлый (грустный)
Есть особенности в написании с НЕ разных частей речи и форм слов.
Неотправленное письмо – не отправленное вовремя письмо – письмо не отправлено
Не с кем – некто
Очень неплохой – вовсе не интересный
Для применения правила, нужно воспользоваться алгоритмом.
Домашнее задание. Делаем на ЯКлассе. Проверочные тесты (скрыты от учеников) 1(первый) тест.
Https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/10-klass/morfologiia-samostoiatelnye-chasti-rechi-10908/deeprichastie-kak-glagolnaia-forma-deeprichastnyi-oborot-10925/TeacherInfo
Двадцать пятое марта
Классная работа
Тема: Деепричастный оборот
И знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.
Деепричастия и деепричастные обороты не обособляются:
1) если деепричастие непосредственно примыкает к глаголу и имеет значение образа действия: Не спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей (Бун.) — бегут как?;
2) если деепричастие включается в устойчивый оборот: работать спустя рукава, работать не покладая рук и др.: Н/р В трудные дни он работал с нами рук не покладая.
3) если деепричастие или деепричастный оборот оказываются в ряду однородных членов предложения, выраженных другими частями речи: Он говорил шепотом и ни на кого не глядя.
План морфологического разбора деепричастия
1. Часть речи, общее значение.
2. Морфологические признаки: постоянные: неизменяемость, вид, возвратность; непостоянных признаков нет.
3. Синтаксическая роль.
Образец:
Сад, все больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке (А.П. Чехов). Разберем слово редея.
1. Редея – деепричастие, обозначает добавочное действие.
2. Морфологические признаки: неизменяемое, несов. в., невозвратное.
3. В предложении является обстоятельством.
1. Переходя – деепричастие, обозначает добавочное действие.
2. Морфологические признаки: неизменяемое, несов. в., невозвратное.
3. В предложении является обстоятельством.
Тренировочные упражнения.
I. Объяснительный диктант. (графически обозначить деепричастный оборот).
1. Выглянув из-за дерева, я увидел тигра на том же месте.
2.Лошадь, доскакав до оврага, вдруг кинулась в сторону.
3.Уважая собеседника, уважаешь и себя.
4.Сделав зло, не жди добра.
5.Не имея терпения, ничему не научишься.
II. Цифровой диктант. (Запишите только те номера предложений, в которых есть деепричастие или деепричастный оборот).
1) Блеснула яркая молния, раздался удар грома.
|
|
2) Много тайн хранят леса, опалённые войной.
3) Не узнав горя, не узнаешь и радости.
4) Охотники любовались степью, остывшей за ночь.
5) Потрескивая, горел костёр.
6) Отметив маршрут, туристы устремились на отдых.
7) Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.
Домашнее задание.
Домашнее задание. Делаем на ЯКлассе. Проверочные тесты (скрыты от учеников) 2 (второй) тест.