Дополнительный вопрос №2. Назовите различные подходы к классификации методов обучения

Семинарско-практическое занятие № 4. Тема 4. Технологический инструментарий образовательного процесса (методы и средства обучения)»

Дополнительный вопрос №2. Назовите различные подходы к классификации методов обучения.

Поскольку существует множество методов обучения, одной из острых проблем современной дидактики является проблема их классификации. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций:

• по субъекту деятельности — методы учителя, учащегося, их совместной работы;

• по источнику «передачи знаний» — словесные, наглядные, практические методы (Е. Я. Голант, И. Т. Огородников, С. И. Перовский);

• по характеру взаимодействия учителя и учащихся — объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые (эвристические), исследовательские методы М. Н. Скаткин);

• по основным компонентам деятельности — методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учения, методы контроля и самоконтроля в обучении (Ю. К. Бабанский);

• по сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося — монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный методы проблемно-развивающего обучения (М. И. Махмутов);

• по дидактическим целям и соответствующим им видам деятельности учащихся —коммуникативные, познавательные, преобразовательные, систематизирующие, контрольные методы (В. А. Онищук);

• по характеру познавательной деятельности учащихся — дедуктивные,

индуктивные;

• по степени продуктивности образования — когнитивные, креативные,оргдеятельностные методы обучения (А. В. Хуторской).

Каждая из классификаций акцентирует внимание учителя на различных аспектах в отборе, применении или результативности методов обучения.

 

Различные подходы к классификации методов обучения связаны с выбором разных оснований, отражающих аспекты их изучения.

Перцептивный подход, при котором за основание берется источник передачи информации и характер ее восприятия, предполагает выделение словесных, наглядных и практических методов обучения, отражающих как деятельность учителя (рассказ, лекция, демонстрация, упражнения и др.), так и деятельность учащихся (слуховые, зрительные, моторные восприятия) (Е.Я.Голант, Н. М. Верзилин, С. Г. Шаповаленко и др.).

 

Управленческая концепция имеет своим основанием ведущие дидактические задачи, решаемые на том или ином этапе обучения. В соответствии с таким основанием выделяются методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений и навыков (М.А.Данилов, Б.П.Есипов).

 

Логический подход в качестве основания предусматривает логику изложения материала учителем и логику восприятия его учащимися, которая может быть индуктивной и дедуктивной, отсюда и соответствующие методы обучения (А. Н.Алексюк).

 

При гностическом подходе основанием является характер познавательной деятельности учащихся, согласно которому методы обучения подразделяются на информационно рецептивные,репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин).

Кибернетический подход, при котором основанием выступает способ управления познавательной деятельностью и характер установления обратной связи, предлагает выделение методов алгоритмизации и программированного обучения (Т.А.Ильина, Л. Н.Ланда и др.).

Классификация по характеру степени самостоятельности и творчества деятельности обучающихся была предложена И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. Эти ученые выделяют пять методов обучения с нарастанием степени активности и самостоятельности обучающихся. Данную классификацию удобно представить в табличной форме:

Вывод: Различные подходы к классификации методов обучения связаны с выбором разных оснований, отражающих аспекты их изучения.

Все рассмотренные классификации обладают и достоинствами и недостатками. Все методы обучения взаимно проникают друг в друга. Если говориться об использовании определенного метода, это означает, что он в данной ситуации доминирует.

 

Терминологический словарь:

Метод обучения — это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия учителя и учащихся, применяемая для достижения целей обучения.

Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку система методов.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: