МАТЕМАТИКА
Группа 84
Автомеханик
Марта 2020 г.
Практическое занятие
Тема: «Общие методы решения уравнений»
Цели:
- систематизировать, обобщить знания и умения по применению различных методов решения уравнений;
- развивать умение наблюдать, обобщать, классифицировать, анализировать математические ситуации.
Продолжительность занятия - 2 часа
Оборудование: карточки с заданиями, чертежные инструменты, ручка, тетрадь
Краткие теоретические сведения:
Краткое обсуждение тех теоретических знаний, которыми они обладают и пользуются при решении уравнений.
Методические рекомендации:
Основные методы решения уравнений
Решить уравнение значит найти все его корни или доказать, что их не существует. Стандартных методов решения уравнений много, нестандартных - еще больше. Последние подходят для решения небольшого количества (часто вообще одного) типа уравнений. При решении уравнений почти всегда приходится прибегать к тождественным преобразованиях алгебраических выражений. Поэтому целесообразно разобраться сперва с этим материалом, прежде чем переходить к решению уравнений. В данной статье разобраны в основном стандартные методы решения уравнений. Некоторые нестандартные методы кратко охарактеризованы в завершающей части статьи.
Метод разложения на множители
Суть данного метода в том, чтобы путем равносильных преобразований представить левую часть исходного уравнения, содержащую неизвестную величину в какой-либо степени, в виде произведения двух выражений, содержащих неизвестную величину в меньшей степени. При этом справа от знака равенства должен оказаться ноль. Проще всего уяснить эту идею на конкретном примере.
Пример 1. Решите уравнение методом разложения на множители: 
Решение. Осуществим разложение на множители (представим исходное выражение в виде произведения). Для этого вынесем переменную
за скобки: 
Произведение равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей равен нулю. Следовательно,
или
Из последнего уравнения получаем:
или 
Ответ:
и 
Метод замены переменной
Цель данного метода в том, чтобы удачным образом заменить сложное выражение, содержащее неизвестную величину, новой переменной, в результате чего уравнение принимает более простой вид. Далее полученное уравнение решается относительно новой переменной, после чего происходит возврат к исходной переменной. Все эти идеи проще осознать на конкретном примере.
Пример 2. Решите уравнение методом замены переменной: 
Решение. Такие уравнения называются биквадратными. Перепишем его в виде:
Введем новую переменную
Тогда исходное уравнение примет следующий простой вид:
Решая полученное квадратичное уравнение, получаем, что
или 
Возвращаемся теперь к старой переменной (обратная замена):
или
Решений у первого уравнения нет, поскольку не существует такого действительного числа, квадрат которого был бы отрицателен. Второе уравнение имеет два корня 
Ответ: 
Метод оценки области значений
Суть данного метода в сравнении областей значений выражений, входящих в уравнение. Часто такой анализ позволяет легко решать сложные уравнения, содержащие различные выражения (рациональные, тригонометрические, логарифмические, показательные и др.). Разберем это на конкретном примере.
Пример 5. Решите уравнение, используя метода оценки области значений: 
Решение. Рассмотрим функцию
Известно, что
поэтому
Итак, функция
может принимать значения только из промежутка 
Рассмотрим теперь функцию
Графиком данной функции является парабола, ветви которой направлены вверх, а вершина расположена в точке 

График соответствующей квадратичной функции
То есть область значений данной функции (те значения, которые может принимать переменная
) представляет собой промежуток 
Таким образом выражения, стоящее справа и слева от знака равенства в исходном уравнении, могут оказаться равными, только если их значения окажутся равными 1, причем при одном и том же значении
Непосредственной подстановкой убеждаемся, что это условие выполняется при
Действительно,
и
При всех остальных значениях
функция
больше 1 (см. график). Значит
— единственный корень уравнения.
Ответ: 0.
Задания для практической работы
Вариант 1
1. 
2. 
3. 
4. 
5. 
6. 
Вариант 2
1. 
2. 
3. 
4. 
5. 
6. 
Домашнее задание:
Оформить отчет по практической работе
Список литературы:
Алгебра и начала математического анализа, автор Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, М.В.Ткачева, учебник для общеобразовательных организаций, базовый и углубленный уровни, 5 издание, Москва «Просвещение», 2019г.
Преподаватель - Брыкало А.А., brukalo_aa@mail.ru






