Экономические основы лесного хозяйства и лесоустройства.
Леса имеют многоцелевой значение. Они:
- удовлетворяют потребности народного хозяйства в древесине,
- улучшают гидрологический режим района,
- предотвращают эрозию почв,
- смягчают климат,
- выполняют многочисленные рекреационные функции.
Эти многообразные функции необходимо учитывать при организации лесного комплекса. Принцип многоцелевого использования лесов был признан ведущим на VШ Мировом лесном конгрессе (1978 г.). Многоцелевое использование лесов определяет необходимость научной организации комплексного лесного хозяйства и обоснованного, непрерывного, неистощимого, рационального и сбалансированного лесопользования. Для удобства организации многоцелевого использования лесов, они подразделяются на группы и категории, в зависимости от того, какие выполняемые ими функции являются приоритетными. Лесоустроительные организации, осуществляют лесоустроительное проектирование, направленное на решение11 государственных задач. При этом учитываются народнохозяйственное значение лесов и требования, предъявляемые к лесу промышленностью, сельским хозяйством, населением. Лесоустроительное проектирование предоставляет возможность:
- научной организации лесного хозяйства,
- повышения культуры ведения лесного хозяйства,
- улучшения видового состава лесов,
- усиления всех социальных функций лесов.
При составлении проектов организации и ведения лесного хозяйства соблюдаются пропорции между:
- рубками леса,
- лесовосстановительными работами,
- мероприятиями по защите и охране лесов от пожаров.
Таким образом, использование лесных ресурсов рассматривается в комплексе с охраной природы. При лесоустроительном проектировании руководствуются законодательными документами, которые устанавливают: - виды, сроки и порядок лесных пользований; - порядок проведения учета лесов и земель государственного лесного фонда; - порядок проведения лесоустройства; - порядок ведения лесного кадастра. Управление и контроль над состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов возложены на государственные органы управления лесным хозяйством.
Лесоустройство как система организации лесного хозяйства, направленная на повышение эффективности его ведения и культуры.
"Лесоустроительные проекты и другие документы лесоустройства утверждаются Министерством лесного хозяйства и являются обязательными нормативно-техническими документами при ведении лесного хозяйства, текущем и перспективном планировании и прогнозировании пользования государственным лесным фондом и финансирования лесохозяйственных работ". Лесоустройство служит проводником научно-технической политики в лесном хозяйстве и, исходя из этого, в лесоустроительный проект должны закладываться наиболее прогрессивные технологии, используемые в лесном хозяйстве. Составляемый лесоустройством проект организации и ведения лесного хозяйства на ревизионный период представляет собой долговременную оптимальную программу организации и ведения лесного хозяйства с учетом всех природных и лесоводственно-экономических факторов. Поставленные задачи лесоустройство решает при помощи:
- средств вычислительной техники,
- материалов аэрофотосъемки,
- квалифицированных кадров.
Проектируемые лесохозяйственные мероприятия отражают: - целевое назначение лесов, - интенсивность ведения хозяйства в лесах, - многообразие выполняемых лесами социальных функций. Прежде чем проводить инвентаризацию лесов, необходимо:
- разделить лесоустраиваемый объект с учетом существующего законодательства на группы и категории лесов, на лесничества,
- выделить лесосырьевые базы.
Большинство лесоводственно-экономических факторов при лесоустроительном проектировании учитывается применительно к: - группам и категориям лесов, - хозяйственным секциям, - возрастам и способам рубок, - и т.д. Управление лесным фондом возможно только при оперативном и достаточно надежном учете лесных ресурсов, знании тенденций их динамики в результате хозяйственной деятельности, учете связей между их состоянием и режимом регулирования. Поэтому своевременно поставляемая лесоустроительная информация способствует принятию оптимальных решений. Лесоустройство как проектная организация объединяет:
- лесоустроительный учет,
- проектирование,
- контроль и оценку лесохозяйственной деятельности,
- систему государственного планирования,
- систему лесохозяйственного учета и отчетности.
С помощью вычислительной техники и повыдельного банка данных можно получить всю информацию по учету лесного фонда, перерассчитать объемные показатели лесохозяйственных мероприятий, лесопользования, что позволяет получать достоверные характеристики лесного фонда в необходимых для принятия решения формах. Предоставляемые лесоустройством данные позволяют выбрать стратегию ведения лесного хозяйства и оптимальный вариант лесохозяйственного плана, обеспечивающего максимальное удовлетворение народного хозяйства в продуктах и полезностях леса при существующих лесоводственных и экономических ограничениях. При лесоустроительном проектировании детально, до технологического решения, прорабатываются вопросы: - лесопользования, - лесовосстановления, - ухода за лесом, - организации лесосеменных и питомнических хозяйств, - мероприятия по охране и защите леса - и др. При проработке указанных вопросов учитываются новейшие научные и технические достижения, направленные на улучшение качественного состава лесов, на повышение их продуктивности и культуры ведения лесного хозяйства. Полученные на ЭВМ расчеты проектируемых мероприятий представляют собой оптимальные варианты, детализированные по годам, кварталам и таксационным участкам. При соответствующем финансировании они реализуются в натуре лесохозяйственными предприятиями. Таким образом, лесоустройство выступает как система организации лесного хозяйства, действия и проектировки которого направлены на улучшение видового и качественного состава лесов и повышение их продуктивности.
Роль лесоустройства в планировании лесного хозяйства.
Плановость лесного хозяйства определяется его экономической основой. В результате плановости развития лесного хозяйства как отрасли создается возможность дифференцированно использовать отдельные части лесного фонда. Лесное хозяйство следует14 организовать так, чтобы деятельность его отвечала тем требованиям, которые предъявляются к нему народным хозяйством в данном конкретном географическом районе. Однако в любом случае использование леса должно в полном объеме включать научно обоснованную систему его воспроизводства и охраны, а плановость использования лесных ресурсов должна базироваться на научно обоснованном комплексном подходе. Методы рационального хозяйственного использования природных лесных ресурсов определяются следующими принципами: - возведением методов использования лесных ресурсов в ранг государственной политики; - планомерностью использования лесных ресурсов; - пропорциональностью использования лесных ресурсов, - комплексностью использования лесных ресурсов, - воспроизводством лесных ресурсов, - охраной лесных ресурсов. Поскольку в системе использования лесных ресурсов основное внимание уделяется древесине, возникает необходимость разработки научно обоснованных методов: - эксплуатации лесов, - моделирования лесных экосистем, - прогнозирования развития древостоев, - учета фактической и потенциальной продуктивности лесных экосистем, - оценки устойчивости лесов, - прогнозирования реакции древостоев на изменения в связи с рубкой, - экономической оценки. Развитие лесного хозяйства, как и любой его административной единицы (например, лесхоза), определяется планами. Однако чтобы планировать развитие лесного хозяйства, необходимо располагать полными и достоверными сведениями по объекту. Такие сведения для планирующих органов дает лесоустройство. Материалы лесоустройства служат также основой для: - технического проектирования, - специальных инженерных изысканий, - разработки схем комплексного развития лесного хозяйства и лесной промышленности. Представляемые лесоустройством материалы для планирующих15 органов базируются на: - сведениях по изучению природных и экономических условий объекта лесоустройства, - материалах инвентаризации лесов, - анализе и оценке прошлой хозяйственной деятельности, - расчетах объемных показателей лесопользования по группам и категориям лесов, - запроектированных основах перспектив развития лесного хозяйства. Таким образом, в составляемых лесоустройством проектах организации и ведения лесного хозяйства имеются полные сведения по характеристике лесного фонда, обоснованные расчеты возможностей лесного хозяйства по обеспечению народного хозяйства разнообразными лесными ресурсами и потребностей его в денежных и материальных затратах, трудовых ресурсах для нормального функционирования в перспективе. При составлении проекта организации и ведения лесного хозяйства лесоустройство помогает планирующим органам решать конкретные задачи по развитию лесного хозяйства, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Таким образом, лесоустройство связывает лесное хозяйство с народным хозяйством, т.е. производство с потреблением. Не определяя окончательных темпов и сроков выполнения лесохозяйственных работ, лесоустройство показывает, что и как нужно сделать в хозяйстве, давая все необходимые материалы для планирования. На основании лесоустроительных расчетов по лесному предприятию, области, республике в целом создается возможность планировать весь комплекс работ по лесному хозяйству, их размещение и другие виды работ, связанные с заготовкой и использованием лесосырьевых ресурсов. Планирование лесного хозяйства осуществляется в тесной связи с общим народнохозяйственным планированием и теми требованиями, которые предъявляют лесному хозяйству другие отрасли народного хозяйства. В объеме и характере плановых заданий закономерны отклонения от лесоустроительных расчетов, поэтому необходимы уточнения, конкретизация, приведение их в соответствие с конкретными природными и экономическими условиями и контрольными плановыми цифрами, доведенными до конкретного16 лесного предприятия вышестоящими организациями. Материалы лесоустройства и контрольные цифры планового задания являются основой для составления многолетних и годовых планов развития лесного хозяйства. В своей деятельности лесные прдприятия используют составляемые лесоустройством ведомости: - главной рубки древостоев, - рубок ухода, - лесных культур, - движения площадей в подсочке, - побочных пользований, - лесовосстановительных мероприятий. Таким образом, благодаря регулярно проводимому лесоустройству можно целенаправленно формировать природные ландшафты, использовать их комплексно, в интересах всего общества.
2.2. Планирование лесоустроительных работ.
Лесоустроительные работы планируются в соответствии с методическими указаниями плановых органов Министерства лесного хозяйства. Перспективные и годовые планы проведения лесоустроительных работ по лесохозяйственным предприятиям, областям и в целом по стране составляются на основе изучения перспектив развития лесного хозяйства, лесоэксплуатации и других отраслей народного хозяйства во всех регионах, с учетом сроков давности лесоустройства, интенсивности ведения лесного хозяйства и состояния лесного фонда в каждом конкретном лесохозяйственном предприятии. С учетом заявок лесохозяйственных подразделений Минестерства лесного хозяйства и ведомств, на которые возложено ведение лесного хозяйства, лесоустройство составляет проект перспективных и годовых планов лесоустроительных работ с указанием очередности проведения их по объектам. Проект плана лесоустроительных работ направляется в плановые органы, а копия его – в Министерство лесного хозяйства республики. План лесоустроительных работ в целом и по отдельным областям получает лесоустройство, которое на этой основе составляет годовые и квартальные производственно-финансовые планы с учетом заявок от областных управлений, ведомств и других министерств. В годовом плане лесоустройства объем лесоустроительных работ распределяется по лесоустроительным экспедициям, перечисляются районы их проведения, указываются необходимость подготовительных и аэрофотосъемочных работ, распределение лесоустраиваемой территории по разрядам работ и их стоимость. Пятилетние и годовые планы лесоустроительных работ служат основанием для планирования финансирования лесоустроительных работ и распределения средств по областям и лесхозам. Лесоустройство, распределяя объекты по лесоустроительным экспедициям, исходит из того, что в целях более полного учета региональных особенностей лесов, ведения в них лесного хозяйства и лесопользования, повышения качества лесоустроительных работ необходимо проведение лесоустройства по регионам одним и теми же предприятиями и экспедициями. Лесоустройство проводится во всех лесах государственными лесоустроительными предприятиями, которые подразделяются на экспедиции, а те в свою очередь делятся на лесоустроительные партии – первичные производственные подразделения. Лесоустроительная партия состоит из 7 – 9 инженерно-технических работников – инженеров-таксаторов и техников. При необходимости в состав лесоустроительной партии могут быть включены инженеры- почвоведы, лесопатологи и другие специалисты. Лесоустроительные экспедиции объединяют 5 – 8 партий. Лесоустройство проводится по договорам, заключаемым подразделениями лесоустроительного предприятия с областными производственными лесохозяйственными объединениями или Министерством лесного хозяйства республики и другими предприятиями и организациями, ведущими лесное хозяйство. В зоне интенсивного лесного хозяйства небольшие лесные предприятия лесоустраиваются одной партией.
Контрольные вопросы:
1. Сформулируйте определения термина "Лесоустройство".
2. В чём заключаются экономические основы лесоустройства и лесного хозяйства в целом?
3. В чём заключается планирование лесоустраительных работ?
Литература, рекомендуемая для изучения курса «Лесоустройство»
1. Анучин Н.П., Лесная таксация, 5 изд., М.: Лесная промышленность, 2010
2. Вагин А.В. и др., Лесная таксация и лесоустройство, М.: Лесная промышленность, 2011
3. Загреев В.В., Гусев Н.Н., Мошкалев А.Г., Лесная таксация и лесоустройство, М.: Колос, 2011






