Пр8. Моделирование фрагментов уроков географии. Лекционно-семинарско-зачетная система обучения

Цель: содействовать формированию общепрофессиональной компетентности будущих учителей географии в освоении опыта моделирования лекционно-семинарско-зачетной системы обучения.

Задачи:

- выбор тем в программе 9-10 классов с целью разработки для их изучения планов уроков-лекций, семинаров, вариантов заданий для проведения зачетов;

- определение перечня средств обучения, необходимых для проведения школьной лекции, семинара и зачета;

- обосновать выбор методов обучения для реализации рассматриваемой системы;

- установить наиболее эффективные формы организации учебной деятельности школьников на семинарах и во время проведения зачетов.

 

Активизация знаний о лекционно – семинарской системе обучения.

В старших классах при изучении географии целесообразно использовать лекционную, семинарскую и зачетную форму организации обучения.

Эта форма способствует воспитанию у школьников самостоятельности, творческого подхода к добыче знаний, готовит их к продолжению обучения в вузе.

Выделяют шесть основных элементов лекционно-семинарско-зачетной системы обучения:

лекции,

уроки-практикумы,

уроки-диалоги,

консультации,

семинары,

зачеты.

Главную роль в лекционной, семинарской и зачетной системе играет лекция.

Лекция — это древнейшая форма передачи знаний, в процессе лекции педагог последовательно и системно, преимущественно монологически излагает и объясняет учебный материал.

Лекция — логическое, последовательное изложение материала, характеризующееся суждениями, умозаключениями, выводами и т. д.

К ее особенностям относят научность, идейность, эмоциональность подачи материала.

Ведущими принципами и одновременно критериями эффективности лекций считаются:

оптимальное сочетание их обучающих, воспитывающих, развивающих функций

научность,

проблемность,

системность,

ясность изложения и активизация мышления слушателей,

доказательность и аргументированность суждений,

учет особенностей аудитории,

сочетание теории и практики,

сочетание логики изложения с творческой импровизацией преподавателя,

 использование дидактических материалов и технических средств.

Данные принципы получают свое развитие при определении основных структурных компонентов лекции:

вводная часть — ознакомление с темой, планом, целью, задачами лекции и рекомендуемой литературой;

главная часть — раскрытие темы лекции в соответствии с заявленным планом и авторским видением проблемы;

заключительная часть — выводы и обобщения, подводящие итоги лекции.

В то же время представленная структура вариативно изменяется в зависимости от видов лекций, среди которых современные исследователи выделяют:

вводную лекцию, которая дает целостное представление об учебном предмете и ориентирует учащихся на специфику курса;

лекцию-информацию, которая предполагает изложение и объяснение учащимся научной информации;

обзорную лекцию, которая представляет собой систематизацию научных знаний, излагаемых педагогом на основе меж- и внутрипредметных связей;

проблемную лекцию, когда новая информация предлагается посредством обсуждения проблемных вопросов;

лекцию-визуализацию, которая предполагает предоставление учащимся наглядного материала с помощью различных технических средств обучения;

бинарную лекцию, которая строится в форме диалога двух педагогов различных научных школ или подходов для обсуждения насущных научных проблем;

лекцию с заранее запланированными ошибками, стимулирующую учащихся к критическому восприятию и переработке информации;

лекцию-конференцию, которая проводится как заранее спланированная система докладов учеников;

лекцию-консультацию, которая проходит по типу «вопросов-ответов» и заранее запланированной дискуссии.

Наряду с данными традиционными видами проведения лекций современная дидактика оперирует инновационными технологиями, позволяющими значительно активизировать диалоговые и творчески-поисковые формы проведения образовательной работы.

К ним относятся: лекция-деловая игра, лекция-блицтурнир, лекция-брифинг, на которых учащиеся не конспектируют излагаемый материал, а обсуждают информацию, предлагаемую в форме конспектов или текстов лекций.

Одним из видов лекций, получивших широкое распространение в связи с технологизацией образовательного процесса школы, становится телелекция, особенностью которой является ее проведение без обратной связи, с использованием видеоаппаратуры. вебинары

Семинар (дословно - рассадник) - особая форма групповых занятий по какому-либо предмету или теме при активном участии слушателей.

Семинары характеризуются следующими признаками:

а) углубленным изучением учащимися определенной литературы;

б) письменной или устной

подготовкой сообщения по избранной теме;

в) участием в коллективном разборе и обсуждении поставленных вопросов.

По дидактическим целям семинары могут быть:

- повторительно - обобщающие (с целью повторения и обобщения знаний);

сочетающие обобщение знаний с самостоятельным изучением определенной части материала;

- по изучению нового материала (с опережающей самостоятельной работой).

По поставленным задачам семинары могут быть:

- способствующими углубленному изучению определенного курса географии (систематическое проведение семинаров при изучении каждого крупного раздела)

- развивающими интерес к предмету при изучении проблемных тем (такие семинары носят, как правило, исследовательский характер, их содержание не всегда зависит от прочитанных лекций).

Зачет - один из видов итоговой проверки знаний и умений по крупной теме или разделу программы.

Урок-зачет требует и от учителя, и от учащихся глубокой подготовки в течение длительного срока.

В помощь учителю к зачету создается группа актива из учеников. Вместе они определяют количество постов проверки знаний и умений, продумывают оформление рабочих мест, составляют вопросы и задания, часть которых заранее вывешивается в кабинете.

Учащиеся приходят на урок-зачет с зачетным листом, где на каждом посту должны быть выставлены отметки.

В классный журнал учитель ставит или все промежуточные отметки, или только итоговую.

Учитель в процессе зачета выполняет роль арбитра при возникновении затруднений. Актив, принимающий зачет на уроке, сдает его заранее, что одновременно является его репетицией.

 

Вопросы к обсуждению:

1. Как соотносятся формы организации обучения географии и формы организации учебной деятельности?

2. Какое соотношение между лекциями и практическими занятиями наиболее целесообразно в старшей школе?

3. Возможно ли смоделировать полностью интерактивную лекционно-семинарско-зачетную систему для элективного курса в профильной школе. Ответ аргументировать.


 


Задания

Задание 1. Определить темы программы, которые целесообразно изучать в форме лекционно-семинарско-зачетной системы. Составить таблицу, в которой указать: общую тему, темы отдельных уроков, форму и типы их проведения (лекция, семинар, зачет), формы организации деятельности учащихся (фронтальная, индивидуальная, групповая).

Задание 2. Составить развернутый конспект лекции с элементами эвристической беседы на тему (по выбору) по одному из курсов экономической географии.

Задание 3. Составить схему «Типы семинаров» по дидактическим целям и формам организации учебной деятельности учащихся. Разработать вопросы для семинара (перечень заданий и вопросов для индивидуальной или групповой работы, в том числе для учебной игры).

Задание 4. Разработать вариант тестового итогового контроля по одной из тем, которая изучается по лекционно-семинарско-зачетной системе.

Задание 5. Составить перечень вопросов для проведения зачета, разработать дифференцированные задания с вариантами рейтинговой оценки. Обсудить наиболее эффективные способы проведения зачета.

 

Литература

Основная

1. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учеб. пособие для студентов вузов /Душина И. В.,. Пятунин В. Б., Летягин А. А. и др.; под ред. И. В. Душиной. – М.: Дрофа, 2007. – 509 с.

 

Дополнительная

2. Лисенкова Г.Я. Лекции и семинары по географии в 10 классе.- М., 1992.

3. Минаева В.В. Зачет по теме «США» // География в школе, 2003. - №10. – с.62-64.

4. Пантелеева Н.К. Урок-семинар // География в школе, 2003: - №1. – с.59-68.

5. Саванина Е.А. Проведение семинарских занятий в Х классе // География в школе, 2006: - №3. – с.61-65.

6. Шатных А. В. Современный урок географии. В 4 ч. Ч. 3: методические разработки уроков в 10 классе. — М., 2002.

7. Шатных А. В. Использование лекционно-семинарской системы обучения в процессе преподавания экономической и социальной географии мира в средней школе. — Курган, 1996.

8. Шошина З.В. Зачет как форма проверки знаний, умений и навыков на уроке географии // География в школе, 2009: - №5. – с.48-52.

Интернет - источники

1. Каталог Российских общеобразовательных порталов и сайтов. www.alleng.ru

2. Сетевой образовательный журнал для учителей. www.journal.edusite.ru

3. Форумы для педагогов и школьников: http://www.eidos.ru/ about/forum/index.htm

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: