Тип урока Учебная практика

План урока учебной практики

Мастер ПО: Рыжонкова С.А.

Адрес электронной почты: ryzhonkovasvetla@yandex.ru 

 

Наименование ПМ02 Эксплуатация крана при производстве работ (по видам)

Дата проведения апрель 2020 г

Курс 2

Группа 87

Тема Подъём и перемещение сыпучих и мелкокусковых грузов (тема на 2 занятия т.е. на 12 уроков)

Тип урока Учебная практика

Цели урока:

1.Обучающая (формирование ПК1.1, ПК 1.2….), ПК 2.1.Выполнение технического обслуживания, определение и устранение неисправности в работе крана.

ПК 2.2. Умение подготавливать кран и механизмы к работе.

ПК 2.3. Управление краном при производстве работ.

2. Развивающая ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

 

3. Воспитательная (ОК1-4…) Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК-2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК -3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК – 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного профессиональных задач. ОК – 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами руководством клиентами.

 

Методы обучения: словесные, наглядные, индивидуальное, электронное обучение

Материально-техническое оснащение урока: инструменты, (указать конкретный инструмент) технологическая оснастка, плакаты, макеты, образцы, компьютер, мультимедиа и т.д.

Литература: Олейников В.П., Полосин М.Д. Машинист крана автомобильного - М.: Академия, 2008.

Интернет – ресурсы: Студопедия.нет, Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов ПОТ Р М-007-98

Структура урока:

1. Организационная часть -  3-5 мин

- осмотр формы одежды;

- готовность учащихся к уроку

2 Вводный инструктаж     - 20 мин

 

 

     - Сообщение темы и цели урока Подъём и перемещение сыпучих и мелкокусковых  грузов

Сыпучими грузами называются материалы, используемые в разного рода строительных работах - они отличаются особой насыпной массой. Строительные сыпучие грузы - это камень, гравий, песок, щебень. В число сыпучих грузов входят: карьерный и речной песок, цемент, известковый и другие виды строительного щебня, гравийная масса, керамзит, минеральные удобрения в гранулах, камень, торф, различные виды грунта.

Сыпучие грузы могут быть нескольких видов, которые определяются их формой:

· Кусковые

· Гранулированные;

· Пылеобразные;

Сыпучие грузы характеризуются: крупностью кусков, насыпной  плотностью, коэффициентами внешнего и внутреннего трения, влажностью, и другими физико-механическими свойствами. Физико-механические свойства сыпучих грузов оказывают существенное влияние на их перемещение, захвата и перегрузки. Основными свойствами сыпучих грузов являются крупность частиц, угол естественного откоса, насыпная масса, коэффициенты внутреннего и внешнего трения, абразивность. По крупности частиц сыпучие грузы можно разделить на восемь категорий, с размерами частиц от 0,05- 0,320 мм, и более в диаметре. При перемещении таких грузов важна их однородность по крупности, которая характеризуется коэффициентом однородности: груз является однородным (сортированный), и характеризуется средним размером. Груз неоднороден (рядовой) и характеризуется размером частиц, щебень глина керамзит песок. Крупность и однородность грузов учитывается при назначении ширины рабочих органов перегрузочных устройств, пересыпных лотков, размеров выходных отверстий бункеров. По насыпной массе сыпучие грузы делятся на четыре категории:

1) Легкие -

2) Средние -

3) Тяжелые -

4) Весьма тяжелые

Сыпучие грузы используются очень давно и в самых разных сферах строительства. Это и возведение домов, и прокладка асфальтового полотна и др. Очень важно под сыпучие грузы каждого вида подбирать наиболее подходящий подвижной состав для перевозки. К примеру, при перевозке сыпучего груза навалом, стоит учитывать, что его поверхность не должна выступать за края бортов подвижного состава, так как груз может высыпаться. К тому же, открытый кузов транспортного средства, перевозящего сыпучие грузы, должен быть укрыт брезентом либо любым другим специальным покрытием. Запрещено перевозить сыпучие грузы в автомобильных контейнерах без тары. Очень много проблем возникает при перевозке сыпучих материалов и во время их погрузки - разгрузки. Поэтому наиболее рациональным способом их перевозки является использование специализированных средств, таких как контейнеры. В таких случаях перевозка груза будет осуществлена в соответствии с принятыми нормами и правилами.

 

Погрузку и выгрузку сыпучих грузов следует производить механизированным способом, исключающим загрязнение воздуха рабочей зоны. При взятии сыпучих грузов из штабеля не допускается производство работ подкопом с образованием козырька с угрозой его обрушения.

2.32. При разгрузке сыпучих грузов из полувагонов люки следует открывать специальными приспособлениями, позволяющими работникам находиться на безопасном расстоянии.

2.33. При разгрузке сыпучих грузов из полувагонов на эстакадах, на путях, расположенных на высоте более 2,5 м, открытие люков следует производить со специальных мостков.

2.34. При разгрузке (загрузке) бункеров, башен и других емкостей сыпучими материалами в верхней части емкостей должны быть предусмотрены специальные устройства (решетки, люки, ограждения), исключающие падение работников в емкость.

2.35. Для перехода работников по сыпучему грузу, имеющему большую текучесть и способность засасывания, следует устанавливать трапы или настилы с перилами по всему пути передвижения.

При перемещении по сыпучему материалу работники должны применять предохранительные пояса со страховочным канатом.

2.36. При разгрузке сыпучих грузов с автомобилей-самосвалов, установленных на насыпях, а также при засыпке котлованов и траншей грунтом автомобили-самосвалы необходимо устанавливать на расстоянии не менее 1 м от бровки естественного откоса.

2.41.1. При погрузке навалом груз не должен возвышаться над бортами кузова (стандартными или наращенными) и должен располагаться равномерно по всей площади пола кузова;

6.1.20. Штабеля сыпучих грузов с откосами крутизной более угла естественного откоса должны быть ограждены прочными подпорными стенками. Угол естественного откоса P характеризует наклон поверхности свободного откоса штабеля к горизонтальной плоскости. Различают значения этого угла в покое P, в движении Рд, и учитывают его при определении заполнения сечения рабочего органа машины.

 

 

6.4.1. Погрузка, выгрузка и штабелирование песка, щебня, гравия, керамзита, перлита, аглокорита, металлургического шлака и др. должны производиться с помощью одноковшовых экскаваторов, стреловых, железнодорожных, мостовых, козловых и гусеничных кранов, оборудованных грейферами, пневмоколесных и гусеничных одноковшовых фронтальных погрузчиков, ленточных звеньевых конвейеров, а также автопогрузчиков, оборудованных грейферами или опрокидными ковшами, многоковшовых погрузчиков и др.

6.4.2. Транспортирование песка, щебня, гравия, металлургического шлака и др. (далее - сыпучих и мелкокусковых материалов) должно производиться в основном автомобильным и железнодорожным транспортом.

6.4.3. Разгрузка сыпучих и мелкокусковых материалов из транспортных средств должна производиться гравитационным способом, черпанием или сталкиванием груза:

6.4.3.1. Гравитационная разгрузка используется при разгрузке автомобилей-самосвалов, думпкаров и бункерных вагонов, полувагонов-гондол в приемный бункер или на повышенных путях и эстакадах;

6.4.3.2. Разгрузка сталкиванием производится с применением разгрузочных машин скребкового типа при разгрузке железнодорожных платформ, перемещаемых над приемным бункером маневровыми устройствами;

6.4.3.3. Разгрузка с применением черпающих устройств (ковшово-элеваторных разгрузчиков, кранов с грейферами и др.) применяется при разгрузке полувагонов.

6.4.4. Смерзшиеся грузы (песок смерзается при влажности более 1-2 % с прочностью до 11 мПа, щебень и гравий мелких фракций - при влажности 2 % смерзается с прочностью до 7-8 мПа) для восстановления сыпучести и обеспечения разгрузки должны подвергаться рыхлению.

 

Проверка знаний учащихся по пройденному материалу МДК (ЗУНов) конкретного профессионального модуля:

1. Что называется сыпучими грузами

2. Какие грузы относятся к строительным сыпучим грузам

3. Перечислить виды сыпучих грузов

4. Назвать основные свойства сыпучих грузов

5. На сколько категорий (по крупности частиц) делятся сыпучие грузы

6. Что является однородным грузом

7. Что является неоднородным грузом

8. На сколько категорий делятся грузы по насыпной массе

9. Назовите основные способы перевозки сыпучих грузов

10. Что характеризует угол естественного откоса

 

Ход урока

Деятельность мастера Деятельность обучающихся

1.Организационная часть

3-5 мин -осмотр формы одежды; - готовность учащихся к уроку  

2. Вводный инструктаж

Сообщение темы и цели урока Подъем и перемещение сыпучих и мелкокусковых грузов  
Фронтальный опрос:   1. Что называется сыпучими грузами, дать определение     2. Какие грузы относятся к строительным сыпучим грузам     3. Перечислить виды сыпучих грузов     4.Назвать основные свойства сыпучих грузов   5.На сколько категорий (по крупности частиц) делятся сыпучие грузы   6.Что является однородным грузом     7. Что является неоднородным грузом   8. На сколько категорий делятся грузы по насыпной массе   9. Назовите основные способы перевозки сыпучих грузов   10. Что характеризует угол естественного откоса   ТБ на рабочем месте: Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов и других нормативных правовых актов и нормативных технических документов, принятых в установленном порядке, соблюдение которых обеспечивает безопасность работ. Инструкции по охране труда должны выдаваться работникам или находиться на рабочих местах, или других известных и доступных местах их организованного хранения. 1.7. Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в пять лет и в случаях изменения технологии, оборудования, инструментов и др. Для работ с повышенной опасностью пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в три года. 1.8. У руководителя структурного подразделения, начальника участка, мастера, прораба должен быть в наличии комплект инструкций для работников по всем профессиям и видам работ.  Лицо, руководящее производством погрузочно-разгрузочных работ, обязано: перед началом работы обеспечить охранную зону в местах производства работ, проверить внешним осмотром исправность грузоподъемных механизмов, такелажного и другого погрузочно-разгрузочного инвентаря. Работа на неисправных механизмах и неисправным инвентарем запрещается; проверить у работников, осуществляющих работы, наличие соответствующих удостоверений и других документов на право производства этих работ; следить за тем, чтобы выбор способов погрузки, разгрузки, перемещения грузов соответствовал требованиям безопасного производства работ; при возникновении аварийных ситуаций или опасности травмирования работников немедленно прекратить работы и принять меры для устранения опасности.  На места производства работ и к оборудованию не должны допускаться лица, не имеющие прямого отношения к этим работам. Не допускается нахождение людей, нахождение и передвижение транспортных средств в зоне возможного падения грузов с подвижного состава при погрузке и разгрузке, а также при перемещении грузов подъемно-транспортным оборудованием; Для передвижения стрелового крана его стрела должна быть приведена в транспортное положение (установкой ее вдоль продольной оси пути движения), крюк поднят и закреплен в верхнем положении; Погрузочно-разгрузочные работы и размещение грузов кранами должны выполняться по технологическим картам, разработанным с учетом требований ГОСТ 12.3.009 и утвержденным в установленном порядке; Транспортировать груз на крюке крана над рабочими местами или при нахождении людей в зоне перемещения груза запрещается;  Поднимать груз, больший грузоподъемности крана, запрещается;  Опускать груз разрешается только на предназначенное для этого место с исключением возможности его падения, опрокидывания, сползания. Грузы должны укладываться или устанавливаться в соответствии с требованиями при складировании конкретных грузов без загромождения проходов и с выполнением требований по удобству и безопасности их строповки и расстроповки; При выполнении погрузочно-разгрузочных работ кранами необходимо соблюдать следующие требования безопасности:  Работать грузоподъемными механизмами и механизмами передвижения крана по сигналу стропальщика;  Немедленно приостанавливать работу по сигналу «Стоп» независимо от того, кем он подан;  Подъем, опускание, перемещение груза, торможение при всех перемещениях выполнять плавно, без рывков;  Перед подъемом или опусканием груза необходимо убедиться в том, что вблизи груза, штабеля, железнодорожного сцепа, вагона, автомобиля и другого места подъема или опускания груза, а также между грузом и этими объектами не находится стропальщик или другие лица;  Застрапливать и отцеплять груз необходимо после полной остановки грузового каната, его ослабления и при опущенной крюковой подвеске или траверсе;  Для подводки стропов под груз необходимо применять специальные приспособления;   Строповку груза необходимо производить в соответствии со схемой строповки для данного груза;  Груз во время перемещения должен быть поднят не менее чем на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов;  Опускать груз необходимо на предназначенное и подготовленное для него место на подкладки, обеспечивающие устойчивое положение груза и легкость извлечения из-под него стропов.   Погрузочно-разгрузочные и транспортные работы, производимые с применением грузоподъемных кранов, должны выполняться под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, назначаемого приказом по организации из числа мастеров, прорабов, начальников участков, бригадиров, в распоряжении которых находятся эти краны. Грузоподъемные машины, съемные грузозахватные приспособления и тара, не прошедшие технического освидетельствования, к работе допускать запрещается. Неисправные съемные грузозахватные приспособления, а также приспособления, не имеющие бирок (клейм), не должны находиться в местах производства работ. Не допускается нахождение в местах производства работ немаркированной и поврежденной тары.  Перед началом работ по перемещению грузов каждый груз должен быть тщательно осмотрен, проверены устройства для застроповки (зацепки) груза в соответствии со схемой строповки. Места производства погрузочно-разгрузочных работ, включая проходы и проезды, должны иметь достаточное естественное и искусственное освещение, твердое и ровное покрытие, содержаться в чистоте и своевременно очищаться от мусора, а зимой от снега и льда и не загромождаться. Складирование материалов, каких-либо предметов в местах производства погрузочно-разгрузочных работ не допускается.  На погрузочно-разгрузочных операциях работы непосредственно с грузом должны производиться в рукавицах, а при применении грузоподъемных механизмов - в рукавицах и в касках.  Скорость движения транспортных средств на территории организации должна устанавливаться в зависимости от состояния транспортных путей, интенсивности грузовых и людских потоков, специфики транспортных средств и грузов и соответствовать требованиям Правил дорожного движения Российской Федерации. В производственных помещениях максимальная скорость движения транспортных средств должна быть не более 5 км/ч.   Для осуществления контроля за грузоподъемными машинами и работами, производящимися с их применением, в организации должны быть назначены в установленном Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов порядке: специалист по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары; специалисты, ответственные за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии; работники, ответственные за безопасное производство работ кранами.  Для безопасного производства погрузочно-разгрузочных работ с использованием грузоподъемных машин администрация организации обязана обеспечить наличие на местах производства работ исправных и допущенных к эксплуатации в установленном порядке съемных грузозахватных приспособлений, тары, списка основных перемещаемых грузов с указанием их габаритно-весовых характеристик и мест зацепки, мест складирования, схем строповки; установить порядок обмена сигналами, систему нарядов-допусков на выполнение работ. Работа с технической документацией Инструкционные карты (ИК) – отображают последовательность выполнения упражнений, порядок движений и трудовых приёмов, из которых складывается данная операция, даются рекомендации. Применяется при изучении операционных работ. Инструкционно -технологические карты (ИТК)–в них указывается технологическая последовательность выполнения задания, инструктивные указания о приёмах и способах выполнения каждой операции. Применяется при изучении комплексных работ. Обучющиеся устно отвечают на вопросы мастера УП  Сыпучие  грузы - это материалы, используемые в разного рода строительных работах - они отличаются особой насыпной массой. Строительные сыпучие грузы - это камень, гравий, песок, щебень. В число сыпучих грузов входят: карьерный и речной песок, цемент, известковый и другие виды строительного щебня, гравийная масса, керамзит, минеральные удобрения в гранулах, камень, торф, различные виды грунта. Сыпучие грузы могут быть нескольких видов, которые определяются их формой: · Кусковые · Гранулированные; · Пылеобразные; Основными свойствами сыпучих грузов являются крупность частиц, угол естественного откоса, насыпная масса, коэффициенты внутреннего и внешнего трения, абразивность. По крупности частиц сыпучие грузы можно разделить на восемь категорий, с размерами частиц от 0,05- 0,320 мм, и более в диаметре. При перемещении таких грузов важна их однородность по крупности, которая характеризуется коэффициентом однородности:  груз является однородным (сортированный), и характеризуется средним размером. Груз неоднороден (рядовой) и характеризуется размером частиц, щебень глина керамзит песок. Крупность и однородность грузов учитывается при назначении ширины рабочих органов перегрузочных устройств, пересыпных лотков, размеров выходных отверстий бункеров. По насыпной массе сыпучие грузы делятся на четыре категории: 1) Легкие 2) Средние 3) Тяжелые 4) Весьма тяжелые Наиболее рациональным способом их перевозки является использование специализированных средств, таких как контейнеры. В таких случаях перевозка груза будет осуществлена в соответствии с принятыми нормами и правилами. Угол естественного откоса Pхарактеризует наклон поверхности свободного откоса штабеля к горизонтальной плоскости. Различают значения этого угла в покое P, в движении Рд, и учитывают его при определении заполнения сечения рабочего органа машины. Поднимать мелкие штучные и сыпучие грузы следует в таре. При этом груз должен находиться ниже бортов тары на 10 см. Тара для мелкоштучных и сыпучих грузов после изготовления должна подвергаться осмотру. На таре, за исключением специальной технологической, должно быть указано ее назначение, номер, собственная масса, наибольшая масса груза, для транспортирования которого она предназначена. Емкость тары должна исключать возможность перегрузки грузоподъемной машины. Запорные и фиксирующие устройства тары не должны допускать самопроизвольного ее раскрытия во время погрузочно-разгрузочных, транспортных работ и при складировании. Тара более 50 кг брутто должна подвергаться периодическим осмотрам: перед началом эксплуатации, через каждые шесть месяцев эксплуатации и после каждого ремонта. Тару, перемещаемую грузоподъемными кранами и на которую распространяются правила ростехнадзора, надлежит осматривать ежемесячно Опускатьперемещаемый груз разрешается лишь на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания установленного груза. На место установки груза, обвязанного стропами, должны быть предварительно уложены прочные прокладки для того, чтобы стропы или цепи могли быть легко и без повреждений извлечены из-под груза. Во время подъема, перемещения и опускания груза не допускается производить оттягивание его, так как это может привести к самопроизвольному расцеплению стропов или опасному раскачиванию груза. Массовые, общие, особо режимные. Массовые подразделяются на наливные, навалочные, насыпные, лесные. Общие подразделяются на мешковые, контейнерные, пакетированные, штучные в таре, штучные бестарные, тяжеловесные и крупногабаритные. Особо режимные подразделяются на опасные, скоропортящиеся, живой скот, птица, пчелы. Обучающиеся работают с технической документацией

3. Текущий инструктаж.

Распределение обучающихся по рабочим местам Обучающиеся выполняют операции под контролем мастера УП
Самостоятельная работа обучающихся и текущий инструктаж мастером — 70–85% времени занятия. Упражнения учащихся в освоении и отработке приемов и способов. Цель упражнений: Формирование профессиональных знаний, умений, навыков. Воспитание профессиональной самостоятельности. Осознанное применение знаний. Воспитание ответственности за свой труд. Воспитание творческого подхода к заданиям.  Бережное отношение к материалам, инструментам, оборудованию.  К упражнениям предъявляют следующие требования: Посильность выполнения; Систематичность и последовательность в обучении; Продолжительность по одному виду работ. Упражнение по трудовым приёмам: Цели: Научить учащихся правильной организации рабочего места. Научить учащихся правильной рабочей позе. Научить учащихся более коротким и менее утомительным движениям. Научить учащихся правильно выполнять трудовые приёмы. Научить учащихся соблюдать безопасные условия труда – мотивация обучающихся по видам учебно-производственных работ; – наблюдение; - целевые обходы; – индивидуальное инструктирование; – коллективное инструктирование; – закрепление с обучающимися новых способов, приемов работы по выполнению операции или производственной работы; – прием результатов работы; – оценивание; – определение дополнительных заданий сильными учащимися. – выполнение упражнений, Упражнения – это многократное повторение трудовых действий в целях их сознательного совершенствования. самостоятельна работа, формирование новых трудовых приемов, умений, способов работы;  самоконтроль техпроцесса, технических требований, требований безопасности труда; – самостоятельная работа, выполнение учебно-производственных заданий.

4. Заключительный инструктаж

Беседа с обучающимися по теме урока УП Обучающиеся устно отвечают на вопросы мастера УП
10 – 20 мин - оценка освоения трудовых приемов; - оценка профессиональных компетенций  

5. Подведение итогов урока

Анализ выполненной работы каждым обучающимся, выставление оценок  
анализ усвоения основных трудовых приемов по отработке выполняемого задания)  

6. Выдача домашнего задания

Повторить стр. и название темы учебника Олейников В.П., Полосин М.Д. Машинист крана автомобильного - М.: Академия, 2008. Стр.272-275 Зайцев Л.В., Полосин М.Д. Автомобильные краны - М.: Высшая школа, 1987. Стр.194-199  

 




double arrow
Сейчас читают про: