Ход урока
Актуализация знаний
Работа над задачами
• Экскаватор за 4 смены вынимает 2400 ковшей грунта. Сколько ковшей грунта будет вынуто за 6 смен? (2400: 4 •6 = = 3600 (к.).)
• Десяток куриных яиц весит 870 г. Сколько весят вместе 9 таких яиц? (870:109- 783 (г).)
• Чтобы засолить 560 кг огурцов, потребовалось 4 бочонка. Сколько потребуется таких же бочонков, чтобы засолить 840 кг огурцов? (840: (560:4) = 6 (б.).)
• На 5 грузовиках привезли 300 мешков муки. Сколько потребуется грузовиков, чтобы доставить 420 таких же мешков муки? (420: (300:5) = 7(г.).)
Самоопределение к деятельности
— Сравните выражения.
488: 61
366:61
376:61
— Чем они похожи? (Это частные. Делитель одинаковый.)
— Как вы научились делить на двузначное число? (Надо подобрать число, которое при умножении дает делимое.)
— Найдите значения выражений. Какое лишнее? (Второе выражение лишнее: в частном получается остаток.)
— Как вы определили? (Взяли по 6— получилось 366, это меньше 376; взяли по 7— получилось 427— больше делимого.)
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться выполнять деление трехзначного числа на двузначное с остатком.)
|
|
IV. Работа по теме урока
Деление на двузначное число без остатка
Рассмотрим сначала, как выполнить деление на двузначное число без остатка.
В значении частного будет одна цифра. Чтобы легче было подобрать цифру частного, разделим 312 не на 52, а на 50:
(ост. )
6 – это пробная цифра, ее нельзя сразу записывать в частном, ведь мы делим не на 50, а на 52. Сначала нужно проверить, подойдет ли цифра 6. Умножим 52 на 6.
Цифра подошла. Значение частного будет 6.
Рассмотрим еще один случай деления.
В значении частного будет одна цифра. Чтобы легче было подобрать цифру частного, разделим 469 не на 67, а на 60.
7 – это пробная цифра, ее нельзя сразу записывать в частном, ведь мы 469 делим не на 60, а на 67. Сначала нужно проверить, подойдет ли цифра 7. Умножим 67 на 7.
Мы видим, что цифра 7 подходит. Значит, значение частного будет 7.
Деление на двузначное число с остатком
При делении на двузначное число с остатком рассуждать нужно так же.
1. Найдем частное.
В частном будет одна цифра. Чтобы легче было найти цифру частного, разделим 299 не на 34, а на 30.
(ост. 29)
9 – это пробная цифра частного, ее нельзя сразу записывать в частном, а нужно сначала проверить, подойдет ли она. Умножим 34 на 9.
306 больше, чем делимое 299. Значит, цифра 9 не подходит. Проверим цифру 8.
Значит, цифра 8 подойдет. Остаток меньше, чем делитель. Записываем в частном цифру 8.
Значение частного чисел 299 и 34 – 8 и остаток 27.
2. Рассмотрим еще один случай деления.
В частном будет одна цифра. Чтобы легче было найти цифру частного, разделим 191 не на 46, а на 40.
|
|
(ост. 31)
4 – это только пробная цифра, ее нельзя сразу записывать в частном, а нужно сначала проверить, подойдет ли она. Умножим 46 на 4.
Остаток 7 меньше, чем делитель 46. Значит, цифра частого 4 подходит, запишем ее.
Значение частного чисел 191 и 46 – 4 и остаток 7
Работа по учебнику
— Объясните, как выполнено деление на с. 58. (Примерный ответ. Нужно разделить 324 на 62. Будем делить не на 62, а на 60. Для этого разделим 32 на 6, получим 5. Проверим, подходит ли цифра 5: 62 • 5 = 310, 310 < 324, значит, цифра 5 подходит. Запишем в частном 5. Умножим 62 на 5 и запишем число 310 под делимым. Из 324 вычтем 310, получим 14. 14 меньше 62, значит, вычисления выполнены правильно.)
(Аналогично комментируются остальные примеры.) №211 (с. 58).
(Первые три примера - коллективно, с комментированием, последний — самостоятельно. Самопроверка, самооценка.)
№212 (с. 58).
— Прочитайте задачу.
— Сколько часов в сутках? (24 ч.)
— Как перевести часы в сутки? (Надо узнать, сколько раз по 24 содержится в 290.)
— Выполните деление самостоятельно.
— Какое получилось частное? (12.)
— Какой остаток? (4.)
— Сколько это суток и сколько часов? (12сут. и 4 ч.
Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Домашнее задание. Учебник: №214, 211 (с. 58).