Разнообразие экосистем в биосфере

Ход урока

Учитель: Из всех ваших высказываний я поняла, что вы очень трепетно относитесь к планете, понимая ее значимость в жизни каждого из нас.

Экосистема – по сути это то, что мы обычно называем природой.

 «Мы живем на нашей планете среди вопросительных знаков, которые щедро и повсюду поставила перед нами природа» Бернар Эвельманс

-что связывает компоненты экосистемы вместе?

-почему пищевые цепи состоят из небольшого числа звеньев?

-почему экосистемы устойчивы?

Вспомните:

Что называется природным сообществом?

(Совместно обитающие на одном участке популяции разных видов животных, растений, грибов и бактерий).

Живое органическое вещество можно встретить повсюду: и в глубинах океанов, и на вершинах самых высоких гор, и в вечных снегах Приполярья, и в горячих водных источниках вулканических районов. Природное сообщество образуют живые организмы, но в сообществе живые организмы связаны не только друг с другом, но и с неживой природой. Тесная связь между живыми и неживыми компонентами природы определяет экосистему.

Чем отличается природное сообщество от экологической системы или биоценоз от биогеоценоза?

Круговорот веществ.

 Одно из важнейших проявлений жизни – это обмен веществ. Чрезвычайно высокая интенсивность потоков вещества из неорганической природы в живые тела давно привела бы к полному исчерпанию всех необходимых для жизни соединений. Но этого не происходит, и жизнь не прекращается уже более 3,5 млр. лет, т.к. необходимые соединения обратно возвращаются в окружающую среду, благодаря круговороту веществ.

Круговорот веществ -относительно повторяющиеся взаимосвязанные физические, химические и биологические процессы превращения и перемещения вещества в природе.

Как же возникает круговорот веществ?

Назовите главное условие существования биологического круговорота.

Энергия солнца.

Природной единицей биологического круговорота является экосистема.

Какую роль выполняют растения в природе?

: Растения потребляют минеральные соединения и, используя энергию солнца, синтезируют органические вещества, которые затем потребляют живые организмы. Таким образом, растения не только питаются сами, но и кормят других.

Какую роль выполняют животные в природе?

: Животные питаются живым органическим веществом растительного и животного происхождения.

Какую роль выполняют бактерии и грибы в природе?

: Бактерии и грибы потребляют органическое вещество (омертвевшие ткани растений и запасы растительной пищи, животные останки) и полностью разлагают его до минеральных соединений – жизненно необходимых биогенных веществ (например, азота, калия, кальция, меди, цинка и т.д.), которые затем потребляют зеленые растения

 

Какие же круговороты веществ существуют в природе?

Внимательно посмотрите на схему и сформулируйте определение понятия экосистемы.

: Экосистемой называют природное сообщество и компоненты неживой природы,  связанные круговоротом веществ

Термин экосистема впервые предложил английский ботаник Тенсли в 1938 году.

Основоположником науки об экосистемах является русский ботаник В. Н. Сукачев.

Структура экосистемы.

Данная схема тоже показывает, что все организмы связаны между собой и снеживойприродой.Круговорот веществ в экосистеме может происходить, если есть запасы необходимых для жизни биогенных веществ и три группы организмов, образующих природное сообщество,- производители, потребители, разрушители органических веществ.

Прокомментируйте, как происходит круговорот веществ, используя эту схему.

: Растения (производители) создают органические вещества из минеральных веществ, воды, углекислого газа, используя энергию солнца. Животные (потребители) используют в процессе питания готовые органические вещества, а грибы, бактерии (разрушители) разрушают их до биогенных веществ.

Какое  название  еще имеют производители, потребители, разрушители?

(Продуценты, консументы, редуценты)

Посмотрим, что говорится о них в словаре.

Просмотрим анимации: пример компонентов водной экосистемы, пример компонентов наземной экосистемы.

Пищевые связи организмов.

В любом сообществе между видами существуют пищевые взаимоотношения: организмы одного вида служат пищей другим видам. Пищевые взаимоотношения в биоценозах обеспечивают организмы энергией. Ряд живых организмов, в экосистеме, по которому происходит передача энергии, заключенной в органических веществах, называется цепью питания.

В цепи питания каждое последующее звено теряет часть органического вещества, получаемого с пищей, теряет часть извлеченной из нее энергии. Пища перерабатывается, усваивается и используется на образование клеток тела, рост тканей в пределах 10% от общей массы съеденного корма.

Равное убывание биомассы каждого последующего звена в цепи питания, заканчивающееся последним консументом, называется пищевой пирамидой.

Выполните задание:

Составьте возможные цепи питания, используя этот рисунок.

Ответы учеников:

А) пшеница→мышь → змея→хищная птица.

Б) растения →кузнечик→лягушка → хищная птица

В) растения→заяц → хищная птица.

Что является начальным звеном в цепи питания?

(растения, в них больше энергии).

Найдите ошибку в пищевой цепи:

 

А) плотва → цапля → окунь → водоросли

(водоросли → плотва → окунь →цапля)

Б) дождевые черви → растительный опад → кроты → лисицы

(раст. Опад → дождевые черви→кроты → лисицы)

Задания: прочитать текст и объяснить,1) почему пищевые цепи короткие; 2)как сказывается исчезновение особей какого-либо вида на экосистеме.)
1)На каждой ступени теряется до 90% энергии.

2) Она продолжает устойчиво существовать в течение длительного времени. Почти всегда организмы разных видов питаются разными объектами. В результате образуется сложная пищевая сеть Вывод: Чем больше число видов в экосистеме, тем она устойчивее.


Разнообразие экосистем в биосфере.

Экосистемы

Естественные                    Искусственные

Приведите примеры естественных и искусственных экосистем.Могут ли быть искусственные экосистемы устойчивыми? (Нет. Они создаются человеком и не могут развиваться без его помощи. Состоят из небольшого числа видов.)

Выделяют наземные экосистемы и водные. Приведите примеры.

Экосистемы могут быть очень крупными, средних размеров и совсем маленькими.

Посмотрите на эти фотографии.

1) Это – наш парк.

2) Это – водоем.

3) Родник.

4) Лес.

Как же красив наш лес!

Манящие дали здорового леса

Всегда украшали этапы прогресса,

Всегда вызывали волну интереса,

Всегда избавляли от грусти и стресса.

 

Нас лес изумляет, нас лес исцеляет,

Нас лес окрыляет, пьянит и ласкает.

Бывает он мрачным, и влажным, и снежным,

Бывает изящным, и светлым, и нежным;

 

Пышнеет, кустится, растёт и взрослеет,

Но… может случится, что лес заболеет…

Промышленный мусор поселится в нём,

И станет наш лес не похож уж на дом.

 

Чтоб стал он как, прежде, здоровым, весёлым,

Гостеприимным, приветливым, ласковым домом,

Давайте, ребята, мы лесу поможем,

Лишь вместе, друзья, это сделать мы сможем.

 

Гнилушки и раны почистим с тобою,

Весь мусор в пакетах возьмём мы с собою.

И лес вдруг проснётся, и лес оживёт,

Нам ёлка приветливо лапой махнёт.

 

Раскинется лес надо мной, над тобой,

Где пышною шапкой, где зелёной стеной.

Красивые склоны, ручьи и тропинки,

С земляникой полянки, с грибами корзинки.

 

Мы в сердце, друзья, сохраним по крупинке
Лесные красоты, небес паутинки.

И всем пожелаем на гребне прогресса –

Здорового леса!

 

Человек, наблюдая природу и присущую ей гармонию, невольно стремится внести эту гармонию в свою жизнь. Это желание стало особенно острым лишь сравнительно недавно, после того как сделались очень заметными последствия неразумной деятельности человека, приводящие к разрушению природной среды. Например, кострище в лесу не зарастает 5-7 лет (вот чем опасны пожары), до полного исчезновения консервной банки нужно 90 лет, полиэтиленового пакета – 200 лет

Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы Земля наша.

Мы хотим жить на здоровой, вечно жизнеспособной планете, а неразумная деятельность человека, его потребительское отношение к природе приводят к разрушению природной среды. В результате живые, вечно цветущие уголки нашей необъятной планеты превращаются в безжизненную пустыню. Поэтому сегодня мы посвятили урок изучению экосистемы, т.е. окружающей нас природы. Без активного участия на уроке, без четких ответов, без грамотной формулировки законов и выводов, мы сегодня не познали бы законы функционирования природы, не осознали бы свою непосредственную помощь в сохранении ее богатств. Помните, что только от вас – маленьких частичек всего большого человечества зависит будущее нашей планеты.

“Природа, милая тебе одной я внемлю,
Ты подарила мне и небеса, и Землю.
И их помощником я буду век за веком,
Лишь оттого, что я родился человеком!”

Домашнее задание: собрать материал к проекту «Экологические проблемы моего села».

 

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: