Какие наказания предусмотрены за коррупционные преступления?

Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности

 

Отвечаем (кратко) на следующие вопросы:

Что такое коррупция, в чём её опасность для общества?

Какие преступления относятся к коррупционным преступлениям?

В чём опасность для общества административной коррупции?

Каковы формы проявления коррупции?

Каковы меры борьбы с коррупцией?

Какие наказания предусмотрены за коррупционные преступления?

Дополнительный материал к уроку:

Основным актом Российской Федерации в системе мер борьбы с коррупцией является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В соответствии с положениями этого закона, преступления относятся к коррупционным в тех случаях, когда имеет место: злоупотребление служебным положением или служебными полномочиями, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Среди них наиболее опасным является взяточничество (ст. 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ). Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.

Распространенными коррупционными преступлениями являются также отдельные виды хищения чужого имущества, к числу которых относятся: мошенничество (ст. 159 УК РФ), присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ), при условии, если они совершены руководителем государственного органа, организации, учреждения либо иного юридического лица.

К числу преступлений коррупционной направленности относятся также факты злоупотребления должностными лицами своими полномочиями (ст. 285 УК РФ) или их превышения (ст. 286 УК РФ), либо совершение ими служебного подлога (ст. 292 УК РФ), но лишь в случае, когда эти деяния совершены из корыстных побуждений, то есть чтобы получить в результате содеянного какую-либо выгоду.

Исходя из положений Уголовного кодекса Российской Федерации за совершение коррупционных преступлений виновному может быть назначено наказание в виде: штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, принудительных работ, ограничения свободы, лишения свободы на определенный срок либо несколько видов этих наказаний одновременно.

При этом наказание, применяемое к лицу, совершившему преступление, должно быть соразмерным содеянному.

Дифференциация уголовной ответственности в основном достигается за счет того, что за различные преступления законодатель предусмотрел различные санкции. Например, размер наказания за взяточничество существенно зависит от размера полученной взятки.

Так, за впервые совершенное мелкое взяточничество (ч. 1 ст. 291.2 УК РФ), то есть когда виновным была получена или дана взятка в размере, не превышающем 10 тыс. рублей, осужденному может быть назначено наказание от штрафа в размере 5 тыс. рублей до лишения свободы на 1 год.

Если же коррупционером получена взятка в особо крупном размере, то есть превышающем один миллион рублей (ч. 6 ст. 290 УК РФ), то минимальное наказание для него составляет штраф в размере трех миллионов рублей, а максимальное – 15 лет лишения свободы со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на 15 лет.

Кроме санкций норм УК РФ, предусматривающих ответственность за конкретные преступления, на вид и размер назначаемого коррупционерам наказания влияют, такие обстоятельства, как данные о личности виновного (положительные или отрицательные), обстоятельства смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

Коррупция существует с давних времен. Например, она широко была распространена в Древней Греции и Римской империи в области сбора налогов. В Древнем Китае сторонники легизма утверждали, что гибель государства начинается с порочности чиновников [2, с. 192].

Факты коррупции в России упоминаются в летописях XIII века. Впервые в России законодательные ограничения на коррупцию пытался ввести Иван III, а Иван Грозный ввел смертную казнь в качестве наказания за коррупцию [3, с. 226].

В современном обществе коррупция существует при различных формах государственного правления, включая высокоразвитые демократические общества, и может проявляться во всех ветвях власти также, как и во всех сферах частной деятельности, коррупция проявляется там, где существует власть, т.е. право принимать решения и распоряжаться ресурсами. Это могут быть бюджетные средства, государственные заказы или льготы либо, наоборот, штрафы, запреты, те или иные наказания. К властным ресурсам относятся право разрешения или запрета, право принять решение или уклониться от него. Не следует полагать, что речь идет только о государственной власти. Должностное лицо в фирме или общественной организации также обладает властью и возможностью распоряжаться ресурсами. Значит, и здесь есть коррупция» [3, с. 227]. Коррупция не имеет специфических этических, расовых или религиозных корней. Авторитарная форма правления, характеризующаяся протекционизмом, лоббированием и перераспределением государственных ресурсов в корыстных целях, сама ведет к коррупции и зиждется на ней [2, с. 193].

Коррупция является главной проблемой в тех областях общественной жизни, где происходит взаимодействие частного и государственного секторов, бизнеса и правительства. Ее суть заключается в том, что должностное лицо в частном либо в государственном секторе злоупотребляет своим служебным полномочием в целях получения личной выгоды. Коррупционная преступность – традиционный и достаточно распространенный вид преступности в большинстве стран мира.

Проблема коррупции заключается в том, что она:

ü представляет собой противоправную деятельность, усиливающую криминальные проявления в обществе. Коррупция заинтересована в существовании организованной преступности, она порождает терроризм, наркотраффик, работорговлю, мошенничество;

ü подрывает и разрушает общественные институты. Основываясь на принципе кланово-земляческого подбора кадров, коррупция уменьшает профессионализм в системе государственной власти, что является одной из причин низкого уровня государственных решений по экономическому и политическому реформированию;

ü подрывает позитивное экономическое развитие, порождая и стимулируя теневую экономику. Кроме того, коррупция заинтересована в дефиците товаров и услуг. Наиболее распространенный вывод об экономических последствиях коррупции заключается в том, что она снижает стимулы к инвестированию и тем самым препятствует экономическому росту;

ü в области общественных отношений противостоит таким административным ценностям, как равенство, эффективность, прозрачность и честность, что приводит население к безверию в возможность достижения демократии и справедливости. «Государство с хронической коррупцией может быть особенно жестоким по отношению к бедным, у которых нет ресурсов противостоять, тем, кто намерен платить взятки» [2, с. 202].

Коррупция как общественно опасное явление подрывает принцип верховенства права, способствует проникновению организованной преступности в деятельность государственных институтов, порождает недоверие населения к власти.

В зависимости от размеров привилегий, покупаемых посредством взяток, различают крупную и мелкую коррупцию. Крупная коррупция ассоциируется, как правило, со сделками международного бизнеса и включает не только представителей бюрократии, но и политиков, при этом взятка может иметь место, как в стране, так и за ее пределами.

В государственном секторе мелкая коррупция получает широкое распространение, когда частные лица вынуждены получать услуги или разного рода разрешения со стороны правительственных учреждений. В этих случаях взятки могут удерживаться посредством индивидуальных выплат или объединенными долевыми соглашениями. Совокупные издержки, связанные с мелкими выплатами, включая и сами выплаты, могут оказаться значительнее крупных взяток.

 Административная коррупция – это коррупция во взаимоотношениях между госорганами и бизнесом. Она имеет место в области государственной службы, где чиновники наделены значительной властью и возможностями принятия решений, касающихся бизнеса. Политическая коррупция (иначе называемая захватом государства) характеризуется способностью бизнеса воздействовать на политические решения. Она порождается способностью законодательной власти создавать ренты. Принимаемые законы устанавливают порядок распределения и перераспределения ресурсов, а возможность оказывать влияние на законотворческий процесс может привести к манипулированию и злоупотреблениям, направленным на реализацию личных целей политиков в ущерб общественным интересам. Считается, что в демократическом обществе политики обычно лишены возможности непосредственно использовать законодательную власть в личных целях. Однако они могут оказывать влияние на политические процессы. Наиболее очевидными способами оказания давления являются:

непосредственное участие в обсуждении законопроекта и выступление с вопросами, имеющими решающий характер для принятия закона,

практика лоббирования, то есть оказания давления на государственные органы с целью склонить их к принятию политических решений или распределению ресурсов в соответствии с интересами определенных групп. Лоббирование будет иметь правомерный характер до тех пор, пока не появляется коррупция, содержание которой заключается в том, что политик, получая взятку, «продает» свое влияние заинтересованным группам.

В современном обществе коррупция имеет сложный характер и многочисленные формы проявления. Основной формой коррупционного поведения является активная или пассивная взятка. Активная взятка (активный подкуп) имеет место тогда, когда лицо обещает или дает взятку, тем самым проявляя инициативу, а получатель взятки – лишь пассивная «жертва». Пассивная взятка ((пассивный подкуп), как преступление, совершается при инициативе лица, получающего взятку, и при его большей активности, как правило, выражающейся в оказании давления или в вынуждении взяткодателя дать взятку. Взятки часто используются для покупки «услуг», которые обеспечиваются центральными или местными властями (например, взятки могут сопутствовать получению государственных контрактов и определению его условий; сопутствовать получению государственных субсидий или помощи при приватизации; использоваться для влияния на исход судебного дела или иной правовой процедуры …).

Распространенной формой коррупции является хищение материальных активов должностными лицами. В крайней степени она может проявиться в ходе крупномасштабной «спонтанной» приватизации менеджерами предприятий и другими должностными лицами.

Хищение финансовых ресурсов – еще одна форма коррупции. Она имеет место в тех случаях, когда системы финансового контроля, либо ингорируются руководителями, либо полностью разрушаются. Коррупционерами при этом похищаются наличные денежные средства, выделяются авансы в свою пользу или оформляются фиктивные выплаты «мертвым душам».

В частном секторе коррупция чаще всего проявляется в форме коммерческого подкупа. Это могут быть случаи таких злоупотреблений, как операции инсайдера – это любые сделки с ценными бумагами, осуществляемые лицом, имеющим доступ к конфиденциальной информации, и вследствие этого получающим доход от обладания этой информацией. Имеет коррупционный характер продажа такой информации этим сотрудником третьему лицу, которое в состоянии более прибыльно и менее заметно использовать ее, осуществляя куплю-продажу ценных бумаг.

Возможность коррупции в частном секторе возникает также при оценке товаров, услуг или активов (например, при покупке футбольным клубом игрока менеджер клуба-покупателя может принять взятку от клуба, продающего игрока, с тем чтобы завысить его ценность). Коррупция в частном секторе чаще всего имеет место на монополистических и плохо информированных рынках.

В качестве меры борьбы с коррупцией можно предложить следующие:

Ø обеспечение прозрачности деятельности государственных и муниципальных служащих путем создания Реестра доходов, доступный для ознакомления обществом;

Ø разработка принципов этического поведения государственных и муниципальных служащих и создание системы контроля над их соблюдением;

Ø ужесточение уголовного наказания за совершение коррупционных преступлений;

Ø борьба с «отмыванием» денежных средств через оффшоры;

поощрение лиц, сообщающих о факте коррупционного преступления и оказывающих содействие борьбе с преступлениями; необходимо рассмотреть возможность материального поощрения заявителей о коррупции в размере фиксированного процента от фактически признанной судом суммы взятки;

Ø защита лиц, сообщающих о факте коррупционного преступления; необходимо предусмотреть нормы о конфиденциальности сообщений о коррупции и личных данных заявителей.

 


 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: