Лёгкая промышленность. Транспорт

География. Занятие №13. Мировое хозяйство.

Лёгкая промышленность — совокупность отраслей, удовлетворяющих базовые потребности населения в одежде, обуви и тканях.

Основные факторы, влияющие на размещение лёгкой промышленности:

· потребительский;

· сырьевой;

· фактор трудовых ресурсов.

Сырьё для лёгкой промышленности поставляют сельское хозяйство (растительное — хлопок, лён, джут, пенька и др. и животное — шерсть, шёлк) и промышленность (химические волокна).

Особенности развития отрасли:

· перенос производства дешёвой продукции массового потребления (одежда, обувь) из Европы и США в страны с дешёвой и малоквалифицированной рабочей силой. Около 70 % мирового экспорта одежды и текстиля приходится на страны Восточной и Юго-Восточной Азии (в частности — Китай), Латинской Америки и Турцию;

· переориентирование лёгкой промышленности Западной Европы и США на изготовление уникальных и дорогих изделий, которые требуют сложных технологий и высококачественной рабочей силы (модная одежда, меховые изделия);

· значительное увеличение доли продукции конечных производств, идущей сразу к потребителю (то есть возросло производство одежды, обуви, но упало производство тканей, кожи и т. д.);

· перестройка сырьевой базы (натуральное сырьё заменяется синтетическим).

Структура лёгкой промышленности

· Текстильная

· Производство тканей: хлопчатобумажные; шерстяные; шёлковые; льняные; смесовые (из натуральных и синтетических волокон).

· Производство трикотажа.

· Производство нетканых материалов (текстильных полотен, получаемых механическим или химическим путём без ткацких станков).

· Швейная

· Меховая

· Кожевенно- обувная

■ Текстильная промышленность

Ведущая и старейшая отрасль лёгкой промышленности. Размещается в районах концентрации населения, поскольку стоимость перевозки сырья после его переработки не превышает стоимости перевозки готе вой продукции. В связи с широким использованием женского труда текстильная промышленность распространена в районах с промышленностью, требующей преимущественно мужского труда.

Главным регионом, специализирующимся на текстильной промышленности, является Азия. Крупнейшие исторически сложившиеся центры текстильной промышленности мира: Ланкашир и Йоркшир (Великобритания), регион Новая Англия (США), Лилль и Лион (Франция), Лодзь (Польша) и др.

Страны — лидеры по производству текстильной продукции:

· 1) Китай;

· 2) США;

· 3) Индия;

· 4) Бангладеш;

· 5) Италия.

Страны — лидеры по экспорту текстильной продукции:

· 1) Китай;

· 2) Индия;

· 3) США;

· 4) Турция;

· 5) Республика Корея.

Производство тканей

В XXI в. в структуре производства тканей произошли значительные изменения. Если в середине XX в. 84 % тканей производилось из натуральных волокон растительного (хлопок, лён, джут, пенька и др.) и животного (шерсть, шёлк) происхождения и только 16 % из химических, то в настоящее время доля последних возросла до 65 %. На хлопок приходится около 30 % используемого сырья, а на шерсть, шёлк, лён и др. около 5 %.

Страны — лидеры по производству хлопчатобумажных тканей:

· 1) Индия;

· 2) Китай;

· 3) США;

· 4) Пакистан;

· 5) Бразилия.

Страны — лидеры по производству шерстяных тканей:

1. Китай;

2. Италия;

3. Япония;

4. США;

5. Индия.

Страны — лидеры по производству натуральных шёлковых тканей:

· 1) Китай;

· 2) Индия;

· 3) Узбекистан;

· 4) Таиланд;

· 5) Бразилия.

Страны — лидеры по производству льняных тканей:

· 1} Франция;

· 2) Россия;

· 3) Беларусь;

· 4} Польша;

· 5) Бельгия;

· 6} Нидерланды.

Страны — лидеры по производству джута (из него делают мешковину, джутовое полотно): Индия и Бангладеш.

Производство трикотажа

Занимает второе место в структуре текстильной промышленности. Исторически лидирующие позиции по объёмам производства принадлежали развитым странам (Италия, Франция, Германия). В наши дни значительно выросли темпы и объёмы производства в развивающихся странах Азии. Лидер — Китай (71 % мирового производства трикотажа), за ним следуют Италия (8 %) и Япония (4 %).

Выпуск сложного и дорогого трикотажа по-прежнему сконцентрирован в развитых странах (Италия, США, Франция).

Производство нетканых текстильных материалов

Нетканые текстильные материалы — материалы из волокон или нитей, соединённых между собой без применения методов ткачества (механическим способом, физико-химическим, термическим и др.).

Общий объём производства — 1,9 млн т. Растёт быстрыми темпами из-за высокой востребованности в различных отраслях (медицине, строительстве, автомобилестроении). На три региона мира — Азию, Европу и Северную Америку — приходится около 85 % мирового производства и потребления нетканых материалов. Абсолютный лидер — Китай.

■ Швейная промышленность

Пошив одежды и белья активно перемещается в развивающиеся страны с дешёвой рабочей силой, что позволяет снизить себестоимость выпускаемых изделий. Развивающиеся страны производят более 50 % швейных изделий мира. Они же являются их основными экспортёрами.

Страны — лидеры по производству швейной продукции:

· 1) Китай;

· 2) США;

· 3) Республика Корея.

Страны — лидеры по экспорту одежды:

· 1) Китай;

· 2) Бангладеш;

· 3) Турция;

· 4) Италия.

■ Кожевенно-обувная промышленность

Кожевенно-обувная промышленность среди отраслей лёгкой промышленности в наибольшей мере переместилась из развитых стран в страны с дешёвым трудом.

Лидерами в изготовлении обуви стали Китай (производит более 40 % обуви в мире) и другие азиатские страны: Республика Корея, Япония, Индонезия, Вьетнам, Таиланд.

В развитых странах (Италия, США, Австрия, Германия) сохранилось изготовление кожаной обуви из дорогого сырья с высокой трудоёмкостью производства. Крупнейшим производителем и экспортёром такой обуви является Италия. К числу крупнейших потребителей обуви относятся США, Япония, Германия, а также большинство стран Восточной Европы.

Заготовка меха и выпуск меховых изделий развиты в Канаде США, Норвегии, Финляндии, России, Монголии

По производству ковров из химических волокон лидируют США, Бельгия, Великобритания; из натуральных — Иран, Армения, Индия.

Транспорт — отрасль мирового хозяйства, обеспечивающая перевозку грузов, пассажиров, энергии, информации от места к месту. Включает: средства для перевозки грузов и людей, дороги, трубопроводы, линии электропередачи и связанное с ними функциональное оборудование.

Мировая транспортная система — совокупность всех путей сообщения, транспортных предприятий и транспортных средств. Состоит из национальных транспортных систем. Они представляют собой совокупность всех видов транспорта, объединенных транспортными сетями и узлами, где происходит обмен грузами и пассажирами, в пределах одной страны.

Состояние национальной транспортной системы определяется уровнем социально-экономического развития страны и зависит от размеров её территории и участия в международном разделении труда.

По доминированию перемещаемых элементов транспорт делится на грузовой и пассажирский.

По технологии перемещения транспорт бывает:

· сухопутным;

· водным;

· воздушным.

Оценку уровня развития транспортной системы страны по видам путей сообщения производят с помощью показателей протяжённости и густоты транспортной сети.

Протяжённость транспортной сети — длина путей сообщении в пределах страны или региона.

Густота транспортной сети — отношение длины путей сообщении к единице площади территории (обычно на 1000 км2).

Для оценки работы транспорта за год (или любой другой промежуток времени) используются два показателя:

· пассажирооборот;

· грузооборот.

Пассажирооборот — количество пассажиров, перевезённых на определённое расстояние за определённую единицу времени.

Грузооборот — количество грузов, перевезённых на определённое расстояние за определённую единицу времени.

СУХОПУТНЫЙ ТРАНСПОРТ

Сухопутный транспорт включает:

· железнодорожный транспорт;

· автомобильный транспорт;

· трубопроводный транспорт.

■ Железнодорожный транспорт

Особенности:

· отличается регулярностью движения;

· имеет низкую себестоимость перевозки грузов;

· подходит для транспортировки грузов на средние и дальние расстояния;

· отличается высокой грузоподъёмностью;

· всепогодный;

· всесезонный.

Страны — лидеры по длине железных дорог: США, Россия, Китай, Индия, Канада.

Лидер по густоте железных дорог — Европейский союз (Бельгия, Германия, Швейцария).

Страны, не имеющие железных дорог: Исландия, Андорра, Бутан, Кувейт, Мальта, Оман, Катар и др.

Лидеры по длине электрифицированных железных дорог: Россия, Китай, Индия, Франция, Украина.

Автомобильный транспорт

Особенности:

· отличается манёвренностью;

· имеет довольно высокую скорость;

· позволяет доставить грузы (или пассажиров) «от двери до двери»;

· требует больших затрат топлива, что делает его дорогим;

· загрязняет окружающую среду;

· имеет невысокую грузоподъёмность;

· подходит для транспортировки грузов на близкие и средние расстояния.

Страны — лидеры по длине автомобильных дорог:

· США;

· Индия;

· Китай;

· Бразилия;

· Россия;

· Япония.

Страны — лидеры по густоте автомобильных дорог: Западная Европа (Монако, Мальта, Бельгия, Нидерланды), Бахрейн, Сингапур, Барбадос, Япония.

■ Трубопроводный транспорт

Особенности:

· используется для транспортировки жидких и газообразных грузов;

· один из самых экономичных видов транспорта;

· не требует больших затрат ни обслуживание и значительных трудовых ресурсов;

· обеспечивает непрерывную по ставку грузов;

· всепогодный и всесезонный;

· эффективен в различных климатических зонах (в том числе в условиях Крайнего Севера).

Страны — лидеры по длине трубе проводов:

· 1) США;

· 2) Россия;

· 3) Канада;

· 4) Китай;

· 5) Мексика.

Самый длинный в мире нефтепровод — «Дружба» (идёт из России в Западную Европу), 8900 км.

Самый длинный в мире газопровод (подводный) — «Северный поток» (из России в Германию), 1224 км.

ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

Особенности:

· самый дешёвый;

· имеет наибольшую грузоподъёмность;

· характеризуется высокой провозной способностью (может провозить грузы любых размеров);

· используется для перевозки грузов на сверхдальние расстояния;

· низкая скорость передвижения;

· зависит от погодных условий;

· требует наличия портов, строительство которых не обходится без больших затрат.

Водный транспорт делится на два вида: морской и внутренний водный.

■ Морской транспорт

В международном судоходстве существуют две основные организационные формы перевозок: линейные (регулярные) и трамповые (нерегулярные). Линейное судоходство связывает между собой основные экономические районы (Западную Европу, Северную Америку, Дальний Восток) и эти районы с другими районами. Трамповое зависит от наличия грузов и осуществляется на основе фрахта (предварительного заказа) судна.

Наиболее оживлённые морские транспортные пути проходят через Атлантический океан. На него приходится больше 50 % морских перевозок. Велика транспортная роль Тихого океана, в бассейне которого находятся такие мощные морские державы, как США, Россия, Китай, Япония.

Для характеристики тоннажа морского флота используются два показателя грузовместимости судна: валовая (полная) вместимость — измеряется в брутто-регистровых тоннах и грузоподъёмность (масса груза, которую может принять судно) — измеряется в тоннах-дедвейт.

Наибольший тоннаж имеют следующие страны: Панама, Либерия, Мальта, Гонконг, Сингапур, Маршалловы острова, Багамские острова.

Наличие в них большого морского флота объясняется тем, что под флагами этих стран ходят корабли многих других государств (Японии, США, Греции, Германии). Это позволяет судовладельцам традиционных морских держав сэкономить на налогах, заработной плате моряков. «Свободные» флаги обеспечивают им более высокую прибыль. Следовательно, флот, плавающий под «свободными» флагами, принадлежит не развивающимся, а развитым странам.

Мировое судоходство обслуживают более 2000 морских портов. Основная их часть расположена на берегах Атлантического океана и его морей. Порты делят на универсальные и специализированные (принимают только определённый вид грузов). Главный показатель работы порта — его грузооборот.

Крупнейшие порты по грузообороту:

· в мире — Шанхай, Шеньчжень, Нинбо, Гонконг (Китай), Сингапур (Сингапур), Пусан (Республика Корея);

· в Европе — Роттердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия), Гамбург (Германия).

Географию и эффективность морских перевозок в значительной мере определяют морские каналы, которые существенно сокращают морские пути.

Крупнейшие судоходные каналы мира: Суэцкий (соединяет Средиземное и Красное моря), Панамский

(соединяет Тихий и Атлантический океаны), Кильский (соединяет Балтийское и Северное моря), Беломорско-Балтийский (соединяет Белое море с Онежским озером) и др.

■ Внутренний водный транспорт

Осуществляет перевозки на внутренних водных путях (реках, озёрах, каналах). Состав грузов, перевозимых этим видом транспорта, зависит от специализации прилегающих территорий. В основном перевозятся; уголь, нефть, железная руда строительные материалы, лес, зерни и др.

Наибольшую протяжённость внутренних водных путей имеют: России, Китай, США, Бразилия.

ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ

Особенности:

· самый скоростной;

· подходит для освоения труднодоступных районов;

· перемещает пассажиров (и частично грузы, например почту) на сверхдальние расстояния.

Основные международные авиаперевозки осуществляются через Атлантический океан. Северная Америка и Европа связаны воздушными линиями со всеми уголками мира.

Самые загруженные по пассажирским перевозкам аэропорты мира:

· Атланта (Атланта, США);

· Шоуду (Пекин, Китай);

· Дубай (Дубай, ОАЭ);

· Ханэда (Токио, Япония);

· Лос-Анджелес (Лос-Анджелес, США);

· О’Хара (Чикаго, США);

· Хитроу (Лондон, Великобритания).

Авиакомпании, лидирующие по числу перевезённых пассажиров: American Airlines, Delta Air Lines, United Airlines, Southwest Airlines (все — США), Ryanair (Ирландия).

Быстрый рост воздушного транспорта во многом обусловлен увеличением числа туристов мире. Самыми посещаемыми странами являются Франция, США, Испания, а наибольший доход от туризма получают США, Испания и Китай.

Задание: 1. Подготовить конспект лекции в печатном word-документе.

  2. Сделать контурную карту №11 «Транспорт. Лёгкая промышленность». Атласы: 1) стр.21, 23. 2). стр.17 нижняя, стр.14 верхняя.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: