Тема: Интенсивность действия факторов среды (параграф 51)
Запишите тему урока.
ИНСТРУКЦИЯ! Все, что выделено жирным шрифтов, записать в тетрадь! Первые правильные ответы на вопросы (предложены далее в тексте и выделены курсивом), полученные в беседе будут засчитываться. Работаем СТРОГО ПО УЧЕБНИКУ!
1. Продолжаем изучение экологических факторов. Они бывают разнообразные: по происхождению (абиотические, биотические, антропогенные), по периодичности (периодические и непериодические), по исчерпаемости (ресурсы и условия) и т.д.
Каждый вид испытывая их влияние, отвечает на него по –разному. Естественно, что у организмов, живущих в определенной среде, вырабатываются специфические приспособления к экологическим условиям именно этой среды. Однако разные организмы обладают разной толерантностью – то есть способностью выдерживать изменения условий жизни.
Тем не менее есть общие законы, которым подчиняются ответные реакции организмов на любой фактор среды.
Главный из них- закон оптимума. Он отражает то, как переносят живые организмы разную силу действия экологических факторов. Мы живем в мире с переменными условиями, лишь в определенных местах планеты значения некоторых факторов более или менее постоянны (подумайте, где это может быть, напишите в группе)
Закон оптимума выражается в том, что любой экологический фактор имеет определённые пределы положительного влияния на живые организмы
![]() |
1. Температура.
На графике толерантность обычно представлена симметричной кривой, которую называют кривой толерантности. Положение вершины указывает оптимальные условия по этому фактору для особей данного вида. Есть участки, за пределами которых -гибель(критические)
По отношению к воздействию различных экологических факторов организмы могут быть с широким и узким диапазоном выносливости (толерантности).
- Заполните таблицу. Приведите примеры организмов, используя, ТОЛЬКО материал учебника! (письменно в тетради)
| Примеры | Широкий диапазон выносливости | Узкий диапазон выносливости |
| Растения | ||
| Животные |
- Каково воздействие экологических факторов на индивидуальное развитие организмов? (письменно в тетради)
- Дать определение ограничивающего (лимитирующего) фактора. Кто впервые предложил этот термин (письменно в тетради)
- Каково практическое значение знаний об особенностях воздействия ограничивающих факторов на живые организмы. При ответе на вопрос, используйте примеры ИЗ УЧЕБНИКА! (письменно в тетради)
Выполнить задание в тетради.
Задание 1.
![]() |
Задание 2.
![]() |









