Тематика презентаций
1. Система принципиальных положений, регламентирующих подготовку спортсменов в сурдлимпийских видах спорта.
2. Оптимизация процесса обучения двигательным действиям в сурдлимпийских видах спорта
3. Способы оценки физической подготовленности контингента с нарушениями слуха.
4. Основы методики использования тренажеров в учебно-тренировочном процессе в сурдлимпийских видах спорта.
5. Планирование и построение круглогодичной подготовки в сурдлипийских видах спорта.
6. Основы методики общей физической подготовки контингента с патологией слуха.
7. Организационные формы и условия функционирования сурдлимпийских видов спорта в стране.
8. Использование сенситивных периодов физическом воспитании слабослышащих и глухих детей и школьников..
Содержание практических (семинарских, лабораторных) занятий по дисциплине (ВЫБРАТЬ И ПОДГОТОВИТЬ ДОКЛАД ПО ОДНОЙ ИЗ ТЕМ И МАКСИМАЛЬНО РАСКРЫТЬ ЕЕ)
Раздел 1. Методические основы адаптивного спорта для лиц с нарушением слуха.
|
|
Тема 1.1. Педагогические основы адаптивного физического воспитания и спорта, его структура и содержание.
Вопросы для обсуждения:
1. Теоретические и практические основы эффективности формирования двигательных актов.
2. Структура и содержание системы обучения двигательным действиям и формирования функциональных компенсаторных механизмов.
3. Этап начального разучивания двигательного действия.
4. Этап обучения и закрепления дезабильными лицами элементарного умения выполняю двигательное действие.
Тема 1.2. Спортивно-медицинская квалификация лиц занимающихся адаптивными видами спорта слабослышащих.
Вопросы для обсуждения:
1. Дифференциально-интегральный подход в реализации методики обучения плаванию слабовидящих детей.
2. Особенности корковой нейродинамики в процессе адаптации инвалидов с нарушениями функций опоры и движения к физическим нагрузкам скоростно-силового характера.
Тема 1.3. Психолого-педагогические аспекты тренера по спортивной подготовке спортсменов с нарушением слуха.
Вопросы для обсуждения:
1. Предмет и принципы адаптивного физического воспитания инвалидов.
2. Адаптивные виды спорта для слабослышащих.
3.Адаптивное физическое воспитание.
4.Адаптивная физическая реабилитация.
5. Принцип дифференциации и индивидуализации.
Раздел 2. Адаптивные виды спорта для слабослышащих..
Тема 2.1. Структура и содержание спортивной подготовки в адаптивных видах для лиц с нарушением слуха.
Вопросы для обсуждения:
1. Теоретические и практические основы эффективности формирования двигательных актов.
|
|
2. Структура и содержание системы обучения двигательным действиям и формирования функциональных компенсаторных механизмов.
3. Этап начального разучивания двигательного действия.
4. Этап обучения и закрепления дезабильными лицами элементарного умения выполняю двигательное действие.
Тема 2.2. Методика организации и преподавания занятий в Паралимпийском виде спорта для лиц с нарушением слуха
Вопросы для обсуждения:
1. Перечислите основные положения структуры и содержания видов подготовки в спорте слабослышащих.
2. Основные положения примерной методики подготовки инвалидов занимающихся адаптивным спортом слабослышащих.
3. Основы профилактики травматизма при занятиях спортом для слабослышащих.
4. Показания и противопоказания для занятий детей-инвалидов спортом и адаптивной физической культурой.
Тема 2.3. Планирование тренировочной нагрузки в спортивной подготовке лиц с нарушением слуха.
Вопросы для обсуждения:
1. Модели соревновательной деятельности, применяемые в адаптивном спорте (паралимпийском, сурдлимпийском и специальном олимпийском движении).
2. Традиционная модель соревновательной деятельности.
3. Нетрадиционная модель соревнований Специальной олимпиады. Примерное планирования в спорте для слабослышащих.
Раздел 3. Специальность адаптивная физическая культура. Основные понятия и термины адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.
Тема 3.1. Предмет, цель, приоритетные задачи адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, их роль и место в реабилитации и социальной интеграции лиц с нарушениями слуха.
Вопросы для обсуждения:
1. Охарактеризуйте основные тенденции развития сурдолимпийского спорта за рубежом
2. Раскройте картину состояния и перспектив развития сурдолимпийского спорта в России на современном этапе
3. Проанализируйте основные причины и факторы, обуславливающие эффективность перспектив развития сурдолимпийского спорта в мировом сообществе
Задания для самостоятельной работы:
Подготовить тезисы, в которых отразить:
· приоритетные задачи адаптивного спорта
· роль и место адаптивного спорта в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов с нарушениями слуха
· характеристику адаптивного спорта как научно-учебной дисциплины
Список литературы:
1. Бегидова Т.П. Основы адаптационной физической культуры: Учебное пособие. — М.: Физическая культура и спорт,2007.
2. Адаптивная физическая культура: Ежеквартальный периодический журнал.-2000: №№ 1-2
3. Частные методики адаптивной физической культуры: учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. 032102 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физ. культура) / [под общ. ред. Л.В. Шапковой]. - М.: Сов. спорт, 2007. - 603 с.: ил., табл. - (Физическая культура и спорт инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья).
Тема 3.2. Содержание и особенности деятельности специалиста по адаптивной физической культуре
Вопросы для обсуждения:
1. Каковы основные требования к профессиональным качествам специалиста по адаптивной физической культуре?
Задания для самостоятельной работы:
1. Подготовить презентацию об особенностях управления процессом педагогической деятельности в адаптивной физической культуре с позиции кибернетики
Список литературы:
1. Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 1997
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПБ.: Речь, ТЦ Сфера, 2001
3. Аксенова О.Э., Евсеев С.П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре
Раздел 4. Теория и организация адаптивного спорта и характеристика сурдолимпийского движения: цель, задачи и организационные принципы, функции
|
|
Тема 4.1. Критерии выделения компонентов (видов) адаптивного спорта
Вопросы для обсуждения:
1. Назовите основные виды адаптивного спорта
2. Как вы понимаете сущность адаптивного физического воспитания (образования)?
Задания для самостоятельной работы:
1. Подготовьте тезисы с перечислением потребностей общества в сфере адаптивного спорта
2. Подготовьте тезисы о направлении содержания сурдолимпийских видов спорта
Список литературы:
1. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т.1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2003. - 448 с.: ил.
2. Частные методики адаптивной физической культуры: учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. 032102 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физ. культура) / [под общ. ред. Л.В. Шапковой]. - М.: Сов. спорт, 2007. - 603 с.: ил., табл. - (Физическая культура и спорт инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья).
3. Адаптивная физическая культура и спорт инвалидов: (Теория и технология) / авт.: А.Г. Трушкин и др. - Ростов н/Д: Изд-во ООО "ЦВВР", 2001. - 170 с. - Федер. целевая прогр. "Гос. поддержка интеграции высш. образования фундамент. науки". - Лит.: с. 157-161. - Прил.: с. 162-167.
Раздел 5. Содержание и особенности деятельности специалиста по адаптивной физической культуре и тренера-преподавателя по адаптивному сурдолимпийскому спорту
Тема 5.1. Объект и субъект педагогических воздействий как исходное условие формирования дидактических линий образовательной деятельности
Вопросы для обсуждения:
1. Каковы диагностические показатели, служащие ориентирами при разработке различных программ сурдолимпийских видов спорта?
2. Каковы наиболее типичные двигательные расстройства, характерные для групп с различными нарушениями слуха?
Задания для самостоятельной работы:
|
|
1. Подготовьте презентацию по вопросу «Различные нарушения слуховой деятельности и их влияние на организм человека»
Список литературы:
1. Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие. – М., 1997
2. Федорова Т.В. Игры, упражнения и психологические тренинги для студентов, обучающихся по специальности «Адаптивная физическая культура»: Учебное пособие под ред. С.П. Евсеева. – СПб.: Изд-ва ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 1999
3. Литош Н.Л., Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие.-М.: СпортАкадемПресс, 2002.
Раздел 6. Организационно-управленческая структура и основные направления развития сурдолимпийского спорта в России и за рубежом
Тема 6.1. Содержание и формы деятельности различных объединений по управлению развитием адаптивного спорта в России и за рубежом
Вопросы для обсуждения:
1. В каких документах изложены основные требования к руководящим органам России и зарубежья по управлению адаптивным спортом?
2. Дайте характеристику с учетом сходства и различий деятельности объединений по адаптивному спорту в России и за рубежом
Задания для самостоятельной работы:
1. Подготовьте тезисы, отражающие принципы, задачи и формы деятельности органов управления развития адаптивного спорта в России и за рубежом
2. Охарактеризуйте основные распорядительные документы, регламентирующие деятельность федераций паралимпийского комитета и других органов по дальнейшему развитию сурдолимпийских видов спорта.
Список литературы:
1. Адаптивная физическая культура и спорт инвалидов: (Теория и технология) / авт.: А.Г. Трушкин и др. - Ростов н/Д: Изд-во ООО "ЦВВР", 2001. - 170 с. - Федер. целевая прогр. "Гос. поддержка интеграции высш. образования фундамент. науки". - Лит.: с. 157-161. - Прил.: с. 162-167.
2. Частные методики адаптивной физической культуры: учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. 032102 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физ. культура) / [под общ. ред. Л.В. Шапковой]. - М.: Сов. спорт, 2007. - 603 с.: ил., табл. - (Физическая культура и спорт инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья).
3. Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие. – М., 1997
Тема 6.2. Коммуникативный компонент в структуре деятельности педагога АФК
Вопросы для обсуждения:
1. Как вы понимаете интегративное личностное качество «харди»?
2. Что подразумевается под понятием мотивы, стимулирующие деятельность специалиста по адаптивной физкультуре?
Задания для самостоятельной работы:
Подготовьте тезисы по одной из предложенных тем:
1. Черты характера, важные для педагога по адаптивной физической культуре
2. Различия в ранжировании профессионально-важных личностных качеств специалиста АФК
3. Факторы положительного влияния деятельности на формирование личности педагога по АФК
Список литературы:
1. Дмитриев, Алексей Андреевич. Физическая культура в специальном образовании: учeб. пособие для студентов дефект. фак. пед. вузов / Дмитриев, Алексей Андреевич; А.А. Дмитриев. - М.: Academia, 2002. - 176 с.: ил., табл. - (Высшее образование). - Прил.: с. 152-175. - Библиогр. в конце разд.
2. Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 1997
3. Федорова Т.В. Игры, упражнения и психологические тренинги для студентов, обучающихся по специальности «Адаптивная физическая культура»: Учебное пособие под ред. С.П. Евсеева. – СПб.: Изд-ва ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 1999
Раздел 7. Учебно-материальная база для развития сурдолимпийского движения: опыт, проблемы, перспективы
Тема 7.1. Учебно-материальная база как один из приоритетных факторов развития сурдолимпийских видов спорта в России
Вопросы для обсуждения:
1. Какие достижения в области развития учебно-материальной базы сурдолимпийского спорта вам известны?
2. Какую роль играет использование современных тренажеров, технических средств обучения, оборудования и аппаратуры в учебно-тренировочном и лечебно-реабилитационном процессах?
Задания для самостоятельной работы:
1. Подготовьте презентацию на тему: «Основные направления планирования и построения спортивной тренировки в сурдолимпийских видах спорта»
Список литературы:
1. Адаптивная физическая культура: Ежеквартальный периодический журнал.-2000: №№ 1-2
2. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М.: Новая школа,1994.
3. Федорова Т.В. Игры, упражнения и психологические тренинги для студентов, обучающихся по специальности «Адаптивная физическая культура»: Учебное пособие под ред. С.П. Евсеева. – СПб.: Изд-ва ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 1999
Раздел 8. Экономические и правовые проблемы развития сурдолимпийских видов спорта в образовательных и спортивных учреждениях различного типа.
Тема 8.1. Основные черты организационно-управленческой структуры адаптивной физической культуры в зарубежных странах.
Вопросы для обсуждения:
1. Каковы основные черты экономической деятельности в сурдолимпийском направлении по развитию адаптивного спорта в различных организациях
2. Каков анализ основных правовых проблем развития сурдолимпийских видов спорта в учреждениях различного типа
Задания для самостоятельной работы:
1. Подготовьте тезисы об особенностях современного периода деятельности органов управления развитием сурдолимпийских видов спорта в Роосии
Список литературы:
1. Адаптивная физическая культура: Ежеквартальный периодический журнал.-2000: №№ 1-2
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПБ.: Речь, ТЦ Сфера, 2001
1. Литош Н.Л., Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие.-М.: СпортАкадемПресс, 2002.
2. Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие. – М., 1997
3. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М.: Новая школа,1994.