Изучая новый материал, вы должны будете заполнить данную таблицу

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ 8 В, Л

Тема: "Консервативные, либеральные и социалистические
идеи в XIX веке".

Для изучения данной темы воспользуйтесь материалом параграфа 11, текстом, представленным ниже, видеороликом https://www.youtube.com/watch?v=IvhuRAg_3WY. Выполните задание урока (заполните таблицу) и домашнее задание.

Философов- мыслителей 19 века волновали вопросы:

    1) Как развивается общество?

    2) Что предпочтительнее: реформа или революция?

    3) Куда движется история?

Они искали ответы и на проблемы, возникшие с рождение индустриального общества:

    1) какими должны быть взаимоотношения между государством и личностью?

    2) как выстроить отношения между личностью и церковью?

    3) каковы взаимоотношения между новыми классами – промышленной буржуазией и наёмными рабочими?

Почти до конца XIX века европейские государства не вели борьбу с бедностью, не проводили социальные реформы, низшие классы не имели своих представителей в парламенте.

 

В XIX веке в Западной Европе оформились 3 основных общественно- политических течения:

    1) либерализм

    2) консерватизм

    3) социализм


Изучая новый материал, вы должны будете заполнить данную таблицу

Линия сравнения Либерализм Консерватизм Социализм    
Главные принципы          
Роль государства в экономической жизни          
Отношение к социальным вопросам          
Пути решения социальных вопросов          

От латинского – liberum – относящийся к свободе. Своё развитие либерализм получил в 19 веке, как в теории, так и практике.

 Считая важной ценностью индивидуальную свободу, либералы должны были определить её границы. И данная граница определялась словами: «Разрешено всё, что не запрещено законом»

ü А как выдумаете, какой из двух путей развития общества они выберут: реформу или революция? Почему?

  Требования, которые выдвигали либералы:

1.   Ограничение деятельности государства законом.

2. Провозгласить принцип разделения власти.

3. Свобода рынка, конкуренции, свободная торговля.

4. Ввести социальное страхование по безработице, инвалидности, пенсионное обеспечение престарелых.

5. Гарантировать минимальную зарплату, ограничить продолжительность трудового дня

В последней трети XIX века появляется новый либерализм, которые заявляли о том, что государство должно проводить реформы, защищать наименее значимые слои, предотвращать революционные взрывы, уничтожить вражду между классами, добиваться всеобщего благосостояния.

Новые либералы требовали:

Ввести страхование по безработице и инвалидности

Ввести пенсионное обеспечение престарелых

Государство должно гарантировать минимальную з/п

Уничтожить монополии и восстановить свободную конкуренцию

Английская палата вигов выдвинула из своей среды самую яркую фигуру британского либерализма – Уильяма Гладстона, который провёл ряд реформ: избирательную, школьную, огранов самоуправления и др.

Но всё же более влиятельной идеологией был консерватизм. От латин. conservatio – охранять, сохранять.

Консерватизм - учение, возникшее в 18 веке, стремившееся обосновать необходимость сохранения старого порядка и традиционных ценностей

Консерватизм стал усиливаться в обществе в противовес распространению идей либерализма. Главный его принцип - сохранить традиционные ценности: религию, монархию, национальную культуру, семью и порядок. В отличие от либералов консерваторы признавали:

1. Право государства на сильную власть.

2. Право на регулирование экономики.

Поскольку общество уже испытало много революционных потрясений, угрожавших сохранности традиционного порядка, консерваторы признавали возможность проведения  «охранительных» социальных реформ только как самое крайнее средство.  Боясь усиления «новолиберализма», консерваторы согласились с тем, что

1) общество должно стать более демократичным,

2) необходимо расширить избирательные права,

3) государство не должно вмешиваться в экономику

В результате лидеры английской (Бенждамин Дизраэли) и германской (Отто фон Бисмарк) консервативной партии стали социальными реформаторами – у них не было другого выхода в условиях роста популярности либерализма.

 Наряду с либерализм и консерватизмом в XIX веке в Западной Европе стали популярны социалистические идеи о необходимости отмены частной собственности и защите общественных интересов и идеи уравнительного коммунизма.

Общественный и государственный строй, принципами которого являются:

    1) установление политические свобод;

    2) равенство в правах;

    3) участие работников в управлении предприятиями, на которых они работают.

    4) обязанность государства регулировать экономику.

«Золотой век человечества не позади нас, а впереди» - эти слова принадлежат графу Анри Сен – Симону. В свих книгах он излагал планы переустройства общества. Считал, что общество состоит из двух классов – праздных собственников и трудящихся индустриалов.

Кто же мог относиться к первой группе, а кто ко второй?

К первой группе относятся: крупные землевладельцы, капиталисты-рантье, военные и крупные чиновники.

Ко второй группе (96% населения) относятся все люди, занимающиеся полезной деятельностью: крестьяне, наёмные рабочие, ремесленники, фабриканты, купцы, банкиры, учёные, художники.

Доходы собственников считал паразитическими. Не выступал против частной собственности, а лишь против её злоупотребления. Считал возможным убедить собственников честно делиться своими доходами с «младшими братьями», используя для этого проповедь христианской морали.

Шарль Фурье предлагал преобразовать общество с помощью объединения тружеников – фаланг, в которых сочеталось бы промышленное и сельское хозяйство. В них не будет заработной платы и наёмного труда. Все доходы распределяются в соответствии с величиной вложенного каждым «таланта и труда». В фаланге будет сохраняться имущественное неравенство. Каждому гарантируется жизненный минимум. Фаланга предоставляет своим членам школы, театры, библиотеки, организует праздники.

 Роберт Оуэн в своих работах пошёл дальше, читая необходимым замену частной собственности общественной и отмену денег

Ревизионизм — идейные направления, провозглашающие необходимость пересмотра какой-либо устоявшейся теории или доктрины. Человеком, который пересмотрел учение К. Маркса на предмет соответствия его реальной жизни общества в последней трети 19 века, стал Эдуард Бернштейн. Эдуард Бернштейн увидел, что

1) развитие акционерной формы собственности увеличивает число собственников наряду с монополистическими объединениями сохраняются средне и мелкие собственники;

2) классовая структура общества усложняется, появляются новые слои

3) усиливается неоднородность рабочего класса – существуют квалифицированные и неквалифицированные рабочие с разной оплатой труда.

4) рабочие ещё не готовы взять на себя самостоятельное управление обществом.

Он пришёл к выводу:

Переустройство обществ может быть достигнуто путём экономических и социальных реформ, проводимых через всенародно и демократически выбранные органы власти.

  Анархизм (- от греч. аnarcia) – безвластие.

Внутри анархизма существовали самые разные левые и правые течения: бунтарские (террористические акты) и кооператоров.

 Какие же черты характеризовали анархизм:

1. Верой в хорошие стороны человеческой природы.

2. Верой в возможность между людьми общения, основанного на любви.

3. Необходимо уничтожить власть, осуществляющую насилие над личностью.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1. Заполните таблицу: «Основные идеи общественно-политических учений XIX в.».

Вопросы для сравнения Либерализм Консерватизм Социализм (марксизм) Ревизионизм Анархизм
Роль государства в экономической жизни          
Позиция по социальному вопросу и пути решения социальных проблем          
Пределы индивидуальной свободы          

2. Каким виделся путь развития общества представителям либерализма? Какие положения их учения кажутся вам актуальными для современного общества?

3. Каким виделся путь развития общества представителям консерватизма? Как вы думаете, сохранилась ли актуальность их учения сегодня?

4. Чем было вызвано появление социалистических учений? Имеются ли условия для развития социалистического учения в XXI в.?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: