Коммуникативная деятельность следователя. Психологический контакт в следственной деятельности

Драгунова Виктория ПОЭД – 11

Общая характеристика следственной деятельности.

Психологическая характеристика деятельности следователя предполагает раскрытие ее психологической структуры, т. е. выяв­ление профессионально значимых компонентов. В. Л. Васильев вы­деляет в профессиональной деятельности следователя и судьи шесть сторон: социальную, поисковую (познавательную), реконструктив­ную, коммуникативную, организаторскую и удостоверительную деятельность.

Социальная деятельность охватывает политический аспект деятельности следователя как одного из организаторов борьбы за искоренение преступности. Она же включает в себя и профилакти­ческие мероприятия, правовую пропаганду, участие следователя в перевоспитании преступника.

Поисковая (познавательная) деятельность — это в первую очередь собирание следователем информации о событии преступ­ления.

Реконструктивная деятельность представляет собой текущий и завершающий анализ всей собранной информации и выдвиже­ние на базе этого анализа и синтеза специальных знаний версий, объясняющих случившееся событие. С их помощью следователь до суда проверяет подлинность созданной конструкции. Планирова­ние — также результат реконструктивной деятельности.

Удостоверительная деятельность — это приведение всей до­бытой информации в специальную, предусмотренную законом фор­му — протокол, постановление и т. д.

Коммуникативная деятельность заключается в получении не­обходимой информации посредством общения. Особенно большой удельный вес этот вид деятельности имеет при допросах.

Организаторская деятельность состоит в волевых действиях, направленных на реализацию и проверку гипотез (версий) и пла­нов. Она проявляется в двух формах: самоорганизации и организа­ции людей для коллективного решения профессиональной задачи.

Коммуникативная деятельность следователя. Психологический контакт в следственной деятельности.

Следует заметить, что профессиональным качеством любого следователя является его умение установить психологический контакт со всеми участниками уголовного процесса. При проведении любого следственного действия следователь должен оценить психическое состояние допрашиваемого лица, используя при этом коммуникативные действия нейтрального содержания. Психическое поведение следователя при производстве следственных действий должно строиться с учетом психического состояния допрашиваемого, который может быть либо резко возбужден и отрицательно настроен по отношению к преступнику, либо, наоборот, находиться в состоянии депрессии и быть подавленным. В такой ситуации следователь должен быть подчеркнуто внимателен, он не может быть небрежным и наигранно веселым, только установление между сторонами соответствующего контакта может содействовать повышению уровня психической активности допрашиваемых лиц.

Именно поэтому задачей следователя является установление у допрашиваемого лица положительных, социальных, связей, такие связи усиливают и побуждают к гражданским мотивам в поведении допрашиваемого. Это не означает, что следователь должен заигрывать с допрашиваемым, последний должен увидеть в процессе допроса профессионала, принципиального и грамотного специалиста, в совершенстве знающего свое дело. Вся система коммуникативных контактов должна состоять из положительных качеств личности и грамотного разъяснения следователем процессуальных прав и обязанностей допрашиваемого лица.

Особенного внимания требуют обвиняемые, в отношении которых избрана такая мера пресечения, как содержание под стражей, поэтому при первой встрече в следственном изоляторе следователь должен избежать конфликтного взаимодействия с таким обвиняемым. Необходимо заметить, что при производстве допроса или других следственных действий следователь может столкнуться с упорным нежеланием обвиняемого давать показания, тогда следователь должен прибегнуть к такому правомерному приему, как психическое принуждение, суть которого заключается в том, что следователь воздействует на противодействие обвиняемого созданием такой ситуации, при которой обнаруживается скрываемая обвиняемым информация даже против его воли.

Так, например, тактически целенаправленная систематизация задаваемых следователем вопросов может выявить против воли допрашиваемого факта и обстоятельства, которые могли быть известны только ему, что и дает установить истину по делу.

Психическое принуждение, таким образом, не является каким-то приемом насилия следователя в отношении допрашиваемого лица, т.к. его целью является преодоление отрицательных установок на противодействие, и убеждение допрашиваемого в необходимости дачи правдивых показаний. Следовательно, психическое принуждение — это основа тактического мастерства следователя. Ведь приемы правомерного психического воздействия создают необходимые психологические условия, которые облегчают противодействующему допрашиваемому лицу переход от лживых показаний к правдивым.

Особо стоит подчеркнуть, что все способы психического воздействия на проходящих по уголовному делу лиц должны быть только правомерными, использование противоправных приемов психического насилия являются уголовно наказуемым. Это значит, что не должно быть нарушено ни одно из следующих требований:

· психический прием не может основываться на неосведомленности обвиняемого или других участников уголовного процесса в правовых вопросах;

· проводящиеся следственные действия не должны унижать чести и достоинства участников процесса;

· нельзя насильственным путем влиять на позицию обвиняемого и побуждать его к признанию несуществующей вины и оговору невиновных;

· гарантия прав личности, которая в дальнейшем будет и гарантией достижения истины по делу.

Судебная психология рекомендует ряд приемов правомерного психического воздействия в ситуациях противодействия:

· ознакомление противодействующего лица с системой имеющихся доказательств, раскрытие их юридического значения, убеждение в бесполезности противодействия следователю; разъяснение преимуществ чистосердечного раскаяния;

· создание у подследственного лица субъективных представлений об объеме доказательств, оставление его в неведении относительно фактически имеющихся доказательств;

 

· исправление ошибочных представлений о неосведомленности следователя;

· создание условий для действий подследственного лица, ведущих к его разоблачению; временное попустительство уловкам, совокупность которых может иметь разоблачающее значение;

· система предъявления улик по возрастающей их значимости, внезапное предъявление наиболее значимых, изобличающих доказательств;

· совершение следователем действий, допускающих их многозначное толкование подследственным лицом;

· использование внезапности, дефицита времени и информации для продуманных контрдействий противодействующего лица3;

· демонстрация возможностей объективного установления скрываемых обстоятельств независимо от его показаний.

 

Задача №1

Иногда, для того чтобы человек проговорился, достаточно сделать вид, что тебе хорошо известны какие-то факты, которые скрывает твой партнер или противник. И если обман удался, собеседник перестанет хранить «устаревшие» тайны. Следователь сделал вид, что я понимает, о чем идет речь, и тогда в случайном разговоре подозреваемый может сказать чуть больше положенного. Приемы преодоления противодействия следствию, как правило, рассчитаны на развитие критического мышления допрашиваемого, на его внутренний анализ хода следствия. Иногда подозреваемый (обвиняемый) может в своей прогностической деятельности отстать или “забежать” вперед, предвосхитить успехи следствия, которые в действительности еще не достигнуты. Подведение обвиняемого к такому отражению действительности в тактических целях непредосудительно и не противоправно. Это составляет основу успешного тактического взаимодействия с ним.

Познавательные задачи следователя:

· трансформация процессуальным путем собранных фактических данных в доказательства;

· проверка, уточнение и дополнение исходной информации в целях развития, углубления представления о месте, времени, цели, мотиве,

субъекта (субъектов) преступления и предмета его активности, о орудии, средстве, механизме совершения и другие обстоятельства происшествия исследуемых;

· оценка, передача и дальнейшее использование полученной информации

 

Задача № 2

Если братья оба дали свое согласие добровольно, то очная става может быть проведена, если же нет, то очную ставку проводить воспрещается. Кроме того, следователь не имел право диктовать подозреваемым что именно говорить и в какой форме, иначе теряется сущность такой процедуры как очная ставка и это является нарушением процессуального законодательства.

 

Задача № 3

Существует трехкомпонентная теория цветного зрения, согласно которой все многообразие цветовых ощущений возникает у нас в результате работы лишь трех цветовоспринимающих рецепторов — красного, зеленого и синего (колбочки делятся на группы этих трех цветов). В зависимости от степени возбуждения трех вышеуказанных цветорецепторов возникают различные цветовые ощущения. Если все три цветорецептора возбуждены в одинаковой мере, то возникает ощущение белого цвета.

К различным участкам спектра наш глаз имеет неодинаковую чувствительность. Чувствительность к синему цвету значительно меньше, чем к зеленому и желтому цветам.

Глаз наиболее чувствителен к световым лучам с длиной волны 555 - 565 нм.

Чувствительность зрительного анализатора в условиях сумерек перемещается в сторону более коротких волн — 500 нм (синий цвет). Эти лучи начинают казаться более светлыми (явление Пуркине).

Ближе к краю сетчатки расположены нервные окончания в виде палочек, приспособленные к отражению перепадов яркости света — это инструмент сумеречного зрения.

В сетчатке каждого глаза насчитывается около 130 млн. палочек и 7 млн. колбочек.

В условиях достаточно яркого освещения в работу включаются колбочки, аппарат палочек выключается. При слабой освещенности в работу включаются только палочки. (Вот почему при сумеречном освещении мы не различаем хроматические цвета, т.е. цветовую окраску предметов.)

Зрительный анализатор имеет исключительно высокую чувствительность. Для возникновения едва заметного светового ощущения достаточно нескольких квантов световой энергии.

Корковой частью зрительного анализатора является 17-е поле затылочной области коры головного мозга, которая построена по экранному принципу, т.е. разные точки сетчатки имеют проекцию в разных точках коры. Здесь же имеются нервные клетки, объединяющие зрительные возбуждения.

Для зрительных возбуждений характерна некоторая инертность. Это является причиной возникновения последовательных образов — сохранения следа светового раздражения после прекращения воздействия светового раздражителя. (Вот почему мы не замечаем перерывов между кадрами кинофильма. Они оказываются заполненными следами от предшествующего кадра.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: