I. Организационный момент.
II. Введение в тему урока (тетрадь, дата, тема).
- Ребята, когда-то в Древней Руси, еще до появления алфавита, люди использовали «черты» и «ризы», с помощью которых люди сообщали друг другу какую-либо информацию. Многие народы использовали знаковую систему. И сейчас тоже используется знаковая система. Например, для передачи звуков в русском письме используются особые знаки – буквы. Так что же такое знак? Рассмотрим толкования этого слова:
1. Пометка, изображение, предмет, к-рыми отмечается, обозначается что–н. Условный з. Дорожные знаки (на автомобильных дорогах, на улицах: информирующие об особенностях дороги, о правилах движения). Товарный з. (на товаре, изделии, отличающий изделия данного предприятия). Денежные знаки (то же, что деньги в 1 знач.). З. почтовой оплаты (марка).
2. Внешнее обнаружение, признак чего–н. Знаки внимания. Молчание — з. согласия. Дурной з. (плохое предзнаменование).
3. Жест, движение к-рым сигнализируют, сообщают что–н. Подавать знаки рукой.
(Из Толкового словаря С.И.Ожегова)
- Предлагаю вам игру «Крестики – нолики» на правописание –н-/-нн- в суффиксах причастий», где «х» - -нн-, а «0» - -н-. Сейчас мы тоже будем использовать знаки.
Задание. Игра «Крестики-нолики» (выполнить в тетради).
1) задача решена 2) организованный перелёт 3) глаженое бельё 4) обдуманная программа 5) движение остановлено 6) варёный картофель 7) читанная вчера перед студентами лекция 8) доведённое до конца дело | 9) решённый вопрос 10) жареная рыба 11) задание продумано 12) негружёная баржа 13) гружённая песком баржа 14) стихотворение прочитано 15) решённая вчера задача 16) эта история выдумана |
1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 |
- А какие знаки используются нами особенно часто на уроках русского языка, кроме букв? (Знаки, обозначающие морфемы; знаки, используемые для схематичного изображения предложений; знаки препинания.)
- Действительно, чаще всего мы пользуемся знаками препинания.
- На какие три группы можно поделить знаки препинания? (Отделительные, разделительные и выделительные.)
- Остановимся на выделительных знаках препинания.
Выделительные знаки препинания служат для обозначения границ тех смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение.
Выделительными знаками препинания являются запятая (две запятые); тире (два тире); восклицательный знак; скобки двойные; двоеточие и тире, употребляемые вместе; кавычки двойные.
Выбор выделительных знаков препинания определяется синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями.
- Где мы используем выделительные знаки препинания? (При вводных словах, словосочетаниях, предложениях и обращениях.)
- Для чего? (Чтобы выделить те слова или словосочетания, которые не связаны с другими словами ни подчинительной, ни сочинительной связью. Эти слова или словосочетания служат для привлечения внимания собеседника к сообщению или для оценки сообщения.)
Задание (письменно в тетради).
Прочитать предложения. Определить, чем являются выделенные слова. Выполнить синтаксический разбор 1 предложения.
1) Зима, говорят, в этом году будет холодная. – О случившимся говорят по-разному.
2) Это казалось странным. – Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть.
3) Работа может быть закончена в срок. – Читателю, может быть, уже наскучили мои записки.
4) Старуха, очевидно, часто рассказывала о горящем сердце Данко. – Недовольство его было очевидно.
5) Итак, я жил в Одессе. – Мы и так уже опаздывали на вокзал.
6) Ты, главное, не пугайся. – Главное в человеке – честность.
7) К сожалению его примешивалась обида. – К сожалению, дорогу нам преградил разлившийся ручей.
8) Дельный, что и говорить, был старик тот самый. – Счастлив он был так, что и говорить нечего.
Задание (письменно в тетради). «Сказано – сделано»
Подберите предложения. в которых обращение будет стоять:
а) вне предложения (Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.);
б) в начале предложения (Соседка, перестань срамиться!);
в) в середине предложения (Внимай, мой друг, как здесь прелестно журчит серебряный ручей.);
г) в конце предложения (О чем ты воешь, ветр ночной?).
4.
- Внимательно читаем предложения, а записываем только схемы.
1) Рядом с кашарами, или укрытиями для овец, расположены домики чабанов.
[-.-.-., -.-.-, __ __].
2) Не глядя на доску, могут играть в шахматы только хорошие мастера.
[-.-.-., _____ ____ ].
3) Расширять свои знания можно лишь тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию. [___ ___ ], (когда _____).
4) А.С.Пушкин – гениальный поэт, прозаик, драматург. [___ -, , ].
5) Не сбылись, мой друг, пророчества пылкой юности моей. [, , ]
Практическое задание. Тест (письменно в тетради). Пунктуация в предложениях с вводными словами, словосочетаниями и обращениями.
1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Май (1) по словам старожилов (2) всегда был теплым в этих краях. Я думаю, что судить о достоинствах проекта (3) по словам дилетантов (4) никак нельзя.
1) 1, 2
2) 1, 2, 3, 4
3) 3, 4
4) 1, 3
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Почему в XIV столетии (1) по данным историков (2) рос и хорошел Господин Великий Новгород? Во-первых (3) он вывозил в другие страны на продажу воск, сало, меха, а во-вторых (4) продавал великолепные изделия новгородских ремесленников.
1) 1, 2, 3, 4
2) 1, 2
3) 3, 4
4) 1, 3
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
О хозяйственности человека только (1) по словам соседей (2) судить нельзя. Она (3) по ее словам (4) не теряла надежды встретиться со мной.
1) 1, 2
2) 1, 2, 3, 4
3) 3, 4
4) 1, 3
4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
В полку (1) по словам капитана (2) был у него великолепный врач. Арсеньев понял (3) по словам проводника (4) что именно в этих местах начинается река Лефу.
1) 1, 2
2) 1, 2, 4
3) 3, 4
4) 1, 3
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Попал он (1) однако (2) к профессору Стравинскому не сразу (3) а побывав в другом месте. Однако (4) умные люди на то и умны, чтобы разбираться в запутанных вещах.
1) 1, 2
2) 1, 2, 3, 4
3) 3, 4
4) 1, 2, 3
6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Комната (1) казалась (2) мрачной. В середине сентября (3) казалось (4) вернулись погожие летние денечки.
1) 1, 2
2) 1, 2, 3, 4
3) 3, 4
4) 1, 3
7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Толстые (1) напротив того (2) косились и пятились от дам. Щегольской экипаж остановился (3) напротив того (4) дома, откуда и доносилась музыка.
1) 1, 3
2) 1, 2
3) 3, 4
4) 1, 4
8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблекли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.
1)1, 2, 3, 4
2)3, 4
3)2
4)1, 3
Вывод.
- Вводные слова, словосочетания, предложения и обращения выделяются на письме, так как они не являются членами предложения и служат для привлечения внимания собеседника к сообщению или для оценки сообщения, называют того, к кому обращаются.
6. Домашнее задание: упр. 255 (Д.Э. Розенталь «Пособие по русскому языку). Задание: переписать, поставить нужные знаки препинания.
1.И скоро ль на радость соседей-врагов могильной засыплюсь землёю?
2. Я к сожалению должен прибавить, что в том же году Павла не стало.
3. Руки мои к страшной моей досаде слегка дрожали, горло сохло.
4. Как бы неровен час чего не спалило?
5. К нашему счастью взошло наконец прекрасное солнце.
6. К своему полному разочарованию мальчик не видел ни плакучих ив ни серого неба.
7. К удивлению Пети в участке не было ни воров ни пьяниц ни босяков.
8. Найдёнов к изумлению Нагульнова в одну секунду смахнул с плеч кожанку присел к столу.
7. Рефлексия (в тетради). Выбери:
q Превзошёл сам себя
q Это ещё цветочки, а ягодки будут впереди
q Не ударил лицом в грязь
q Бил мимо цели
q Язык плохо подвешен
q Из кожи вон лез