1. Посмотри видео урок по теме «Наибольшее и наименьшее значения функций» по ссылке infourok.ru или videouroki.net
2.Изучи теоретический материал по теме С незапамятных времен перед человеком возникают практические проблемы нахождения наибольшего и наименьшего, наилучшего и наихудшего, или как говорят, нахождения оптимального решения. Перед нами всегда стоит проблема выбора. Иногда этот выбор сделать просто, но очень часто обилие вариантов ставит нас в тупик, и мы не знаем, как поступить. Зато научные принципы выбора оптимального решения дают однозначный ответ.
Выдающиеся ученые: француз Пьер Ферма (1601-1665), англичанин Исаак Ньютон (1643-1727), немец Готфрид Лейбниц(1646-1716), француз Жозеф Лагранж (1736-1813) сформировали новый аппарат исследований интегрального и дифференциального исчисления, с помощью которого и решаются задачи на нахождение наибольшего и наименьшего или – экстремальные задачи.
Задача - легенда, описывает события, относящиеся к IX в. до н. э.
Математически перед Дидоной встала экстремальная задача, которую можно сформулировать следующим образом:
|
|
Какая фигура максимальной площади охватывается замкнутой плоской кривой заданной длины?
Еще в Древней Греции знали, что ответом на задачу Дидоны служит круг: среди замкнутых плоских кривых заданной длины именно окружность охватывает фигуру наибольшей площади.
3.Выучи алгоритм нахождения наибольших и наименьших значений функции:
1. Найти производную функции f '(x)
2.Найти критические (стационарные) точки.f '(x) = 0
3. Отобрать из них те, что лежат внутри отрезка [а; в].
4.Найти значения функции в этих точках и на концах отрезка.
5.Выбрать наибольшее и наименьшее из них и записать ответ.
4. Ознакомьтесь с решением типовых задач на нахождение наибольшего и наименьшего значений функций:
№1. Найти наибольшее и наименьшее значения функции f (x) = 2x3 – 9x2 + 12x – 2 на отрезке [0; 3]
Решение. Действуем в соответствии с алгоритмом.
1) D(f) = (-∞; +∞).
2) f (x) = 6x2 – 18x + 12
3) Стационарные точки: х = 1; х = 2,
4) f(0) = -2; f(3) = 7; f(1) = 3; f(2) = 2
5) fнаим.=f(0) = -2; fнаиб.=f(3) = 7.
Ответ: fнаим= -2, fнаиб.= 7.
№2. Найдите два положительных числа, сумма которых равна 16, а произведение наибольшее.
Решение. Пусть первое число равно х, ,тогда второе число -
Следовательно, . Произведение этих чисел равно х(16 – х).
Составим функцию: f(x) = x(16 – x),
x = 8 – единственная стационарная точка на интервале (0; 16), она является точкой максимума.
Следовательно, в этой точке функция F(x) = x(16 – x) принимает наибольшее значение.
Следовательно, два положительных числа, сумма которых равна 16, а произведение наибольшее, это 8 и 8.
Ответ: 8 и 8
Производная помогает нам успешно решать не только математические задачи, но и задачи практического характера в разных областях науки и техники. Их объединяет – способ решения. Нужно перейти от реальных ситуаций к их математическим моделям.
|
|
Для решения задачи с практическим содержанием необходимо перевести ее на язык математики: составить функцию, определить промежуток, на котором ее надо исследовать.
№ 3 Периметр прямоугольника равен 40 км. Какую длину должны иметь стороны прямоугольника, чтобы площадь была наибольшей?
Решение: Р=40 км; значит,
Р/2= a+b=20. Пусть: а=х,
S =a·b, b=20-х.
Вспоминаем вместе с учащимися алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения функции с помощью плаката.
1. Выбираем независимую переменную х и выражаем через неё стороны прямоугольника.
х – длина прямоугольника, (20-х) – ширина прямоугольника. Тогда.
2. Записываем функцию S(x) =x·(20-x) =20x – x2.
3. Находим производную S' (x) = 20-2x.
4. Решаем уравнение 20-2х=0. х=10.
Значит, длина и ширина равны 10 см.
Какая это фигура получается? (Квадрат).
S (10) = 10 (20-10) =10·10 =100 см2.
Ответ: 10 см.
4. Изучить самостоятельно п.52 «Наибольшее и наименьшее значения функций» с.277, 5.оставить краткий конспект.
6. Решить задачи № 937 – 1,2.