МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА: Основы муз. грамоты
преподаватель: Гончарова А.А.
класс ОП 15.04, (дата урока)
I. Устный материал:
1. Повторяем правило про параллельные тональности. Что у них общего (знаки и звуки), что разного (тоники и лады). Тоника параллельного минора располагается на малую терцию ниже. Например, До маж – ля мин,Фа маж –ре мин и так далее. Назовите еще пары параллельных тональностей, можно глядя в нашу таблицу в РТ или в карточку теории (слева снизу)
.
2. Вспоминаем параллельные тональности с тремя бемолями. (Правильно: Ми-бемоль мажор и до минор.) В каком порядке располагаются бемоли: (си- бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль).
Какой вид мажора самый распространенный? (натуральный).
Какой вид минора самый распространенный? (гармонический, с седьмой повышенной ступенью. Чтоб найти 7 ступень, называем одну ноту вниз от тоники).
Все это можно посмотреть в карточке или в РТ на предпоследней странице.
3. Какие ступени устойчивые (I – III – V ), какие ступени неустойчивые (остальные), какие ступени главные (I – IV – V). Почему? (потому что на этих ступенях строятся главные трезвучия: тоника, субдоминанта и доминанта. В мажоре они мажорные, а в натуральном миноре – минорные, то есть подчеркивают ЛАД )
|
|
4. Настраиваемся (по очереди) в Ми-бемоль мажор, затем в до-минор. Поем Т53, гамму и ступени, а также первую удобную аккордовую цепочку, пользуясь нарисованной клавиатурой. Аккорды сначала проговаривать (название и ступень), играть, затем петь. Помним, что надо проговаривать все ключевые знаки и повышенную седьмую ступень в гармоническом миноре.
5. Повторяем по учебнику номера 235, 241-243. Определяем тональность, размер, проговариваем с ритмослогами и ритмическими движениями, поем с дирижированием.
Один из этих номеров поем наизусть (на ваш выбор), другой транспонируем на секунду вверх или вниз (на ваш выбор).
II. Письменный материал:
1. Написать число, классная работа. Записать в тетрадь 4 устное задание, можно попробовать запомнить и записать по памяти. Проверьте с игрой и пением.
2. Досочинить мелодию на заданный ритм.Вы можете завершить ее в до-миноре (на ноте до) или в Ми-бемоль мажоре (на ноте ми-бемоль). Во втором случае будет переход в параллельную тональность. Вы можете сочинить повторные фразы, секвенции или совершенно новую мелодию. Подпишите фразы, буквы, отметьте ходы по интервалам или аккордам.
Домашнее задание:
1. Повторить теоретические вопросы из 1 раздела. Петь указанные номера, как написано в 5 пункте.
2. Записать и петь 4 задание из устного первого раздела, использовать при пении нарисованную (немую) клавиатуру. Досочинить мелодию на ритм.
|
|
3. Сфотографировать письменную работу и прислать фото в вацап или на электронную почту.
Источники:
1. Учебник 3 класс «Сольфеджио». Давыдова. Запорожец.
2. Рабочая тетрадь для 3 класса (под редакцией Гончаровой)
3. Карточка по теории музыки для 3-4 класса.