Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе

             Цель - основная философская категория. Цель педагогическая – образовательный идеал, реализуемый в деятельности учителя и ученика. Цель педагогическая – предвосхищаемый результат учебной деятельности. Цель у казывает результат, но не заменяет его.

  Виды цели:

экстенсивная цель – вооружение учащихся как можно более полным объёмом знаний, умений, навыков.

продуктивная – подготовка к выполнению профессиональной деятельности.

интенсивная – развитие способностей, заданного, интересов, разумеется лучше всего в индивидуальном обучении.

Триединая цель:

обучающая (дидактическая цель) – формирование знаний, умений, навыков, поведения.

воспитательная – формирование отношений к жизни, к друзьям, профессии...

развивающая – развитие способностей, качеств личности.

- способствовать гармоническому развитию личности, реализации способностей   

- уважать национальные особенности

- содействовать установлению человечности

- способствовать интеллектуальному стремлению личности

- сохранение  и умножение интеллектуальной и культурной деятельности

- формирование экономического сознания

- достижение результатов

- воспитание и уважение в семье

- формирование ориентации в области эстетической ценности

- формирование привычки и потребности в общении с искусством

- развитие творческих способностей

- воспитание национальной отзывчивости

- освоение образного мира, художественного языка, выразительных средств

- развитие зрительного восприятия

- формирование практических навыков деятельности ИЗО.

Изобразительное искусство – действенное средство воспитания творческой активности личности. Приобщая учащихся к изобразительному искусству, мы тем самым передаём им огромный эстетический и нравственный опыт, накопленный человечеством. В процессе занятий изобразительным искусством у учащихся активно развиваются фантазия, воображение, образное мышление, способность к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез, сравнение, обобщение и т.п.

Основные задачи преподавания изобразительного искусства:

-освоение отечественной и мировой художественной культуры, развитие способностей эмоционально воспринимать и правильно оценивать произведения искусства разных видов и жанров, выражать своё отношение к ним, используя художественно - искусствоведческие термины и понятия;

-обучение основам изобразительной грамоты, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности; воспитание интереса и любви к искусству, потребности в общении с ним;

 

-систематическое развитие художественно – творческих способностей, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;

-систематическое развитие умственных способностей учащихся, предметно - и понятийно – образного мышления, различных видов памяти, наблюдательности и логического мышления (умения сравнивать, сопоставлять, определять подобие и различие предметов и явлений на основе поисков далёких и близких аналогий, делать самостоятельные выводы), оригинальности и нестереотипности мышления, пространственных представлений, зрительного воображения, фантазии, комбинаторных способностей;

-совершенствование сенсорных умений и навыков с целью развития функциональных возможностей органов чувств, повышения их общей чувствительности на базе дифференцированного анализа объектов и явлений окружающей действительности – развитие зрительного аппарата, чувства формы, цвета, пространства; чувства единства изобразительных и выразительных средств решения художественного образа в зависимости от передачи состояния и настроения;

-формирование умений применять на практике художественные знания и навыки в процессе изучения других дисциплин;

-формирование и развитие потребности самостоятельно добывать, расширять и углублять знания, совершенствовать практические умения и навыки в области изобразительной деятельности;

-ознакомление учащихся с различными художественными техниками, материалами, их свойствами и особенностями, формирование практических навыков работы с различными материалами и инструментами;

-воспитание трудолюбия, аккуратности, самостоятельности, настойчивости в достижении цели, умения работать в коллективе и самостоятельно.

Основные требования к содержанию и методам преподавания изобразительного искусства в школе:

- связь с жизнью, с народными художественными традициями;

- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное в окружающей действительности;

- учёт возрастных особенностей учащихся, сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

- разнообразие форм работы и применяемых художественных материалов;

- межпредметные связи, связь с другими видами художественной деятельности детей.

Основой реализации задач программы есть органическое единство учебного и воспитательного процессов, оптимальное сочетание различных видов репродуктивной (учебно-познавательной) и продуктивной (творческой) деятельности. Эстетическое и художественное воспитание должны быть основаны на систематическом изложении учебного материала и обучении навыкам художественной деятельности.

Необходимыми условиями повышения эффективности занятий изобразительным искусством являются: заинтересованность, активное отношение учащихся к процессу создания художественного образа, к результатам индивидуальной и коллективной работы.

Показателем эффективности уроков  ИЗО  является увлечённость детей работой, интерес и желание заниматься искусством. Изобразительная деятельность должна доставлять детям радость, обеспечивать активное эмоциональное отношение учащихся к занятиям. Для достижения успеха в работе, учителю необходимо также хорошо знать, какой объём знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, продуманно строить методику работы с учащимися, учитывать их возрастные особенности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: