Кафедра социально-культурной деятельности

КУЛЬТУРЫ»

Факультет социально-культурной деятельности и туризма

Кафедра социально-культурной деятельности

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Теория и история СКД»

на тему: «СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО - ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КУЛЬТУРЫ ДОМ КУЛЬТУРЫ «СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР» ТЕМИЖБЕКСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ КАВКАЗСКОГО РАЙОНА»

Студентки 2 курса направления

подготовки 51.03.03 «Социально-

культурная деятельность»

группы СКД-18 ЗФО

Покусаевой О.Н.

Подпись ____________________________

 

Научный руководитель:

д-р филол. наук, доцент кафедры СКД

Павлова О.А.

Оценка _______________________

 

Подпись_______________________

 

Дата допуска к защите_____________

 

 

Краснодар 2020


ВВЕДЕНИЕ

Досуг - это особая сфера социализации людей, в которой естественным образом реализуются их интересы и потребности, личностные и социальные амплуа, развивается активность, творческая инициатива, осуществляется поиск новых ценностных ориентиров путем свободного выбора видов деятельности.

Организация социально-культурной деятельности с пожилыми людьми должна быть выстроена с учетом индивидуальных и возрастных особенностей и по специальным программам, которые помогут данной категории граждан реализовать все свои потребности (общение, включенность в социум, адаптация, осознание новой роли).

Наиболее характерными социальными рисками пожилых граждан являются: бедность и материальное неблагополучие; ухудшение здоровья и риск преждевременной смерти; риск социальной изолированности; утрата родственных связей; деформация норм поведения; риск мошеннических действий в отношении этой группы.

Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимость выработки особых подходов, форм и методов социальной и социально-культурной работы с пожилыми людьми.

Существуют основные подходы организации социально-культурной деятельности различных групп населения. В этой сфере особое значение имели работы Г.А. Аванесова, Н.Ф. Волковой, Ю.Д. Красильникова, Л.Н. Кисловой, С.С. Климук, Ю.А. Стрельцова, Р.А. Теменьевой и др.

Важно отметить, что культурный потенциал пожилых людей совершенно необходим реформируемому обществу, поскольку служит залогом его устойчивого развития. Безоглядное разрушение традиционной системы норм и ценностей может привести к социальной катастрофе, и сейчас становится все более очевидной необходимость баланса развития и сохранения культурной традиции при решении задач модернизации российского общества.

Пожилые люди являются носителями необходимых общественных ценностей и идеалов, пренебрежение которыми в угоду прагматизму не позволит обеспечить подъем и улучшение условий жизни населения.

Объект исследования: досуговая деятельность людей пожилого возраста.

Предмет исследования: социально-культурные особенности и процесс организации досуговой деятельности людей пожилого возраста.

Цель исследования: изучить особенности организации досуговой деятельности людей пожилого возраста.

Задачи работы:

- рассмотреть социально-психологические характеристики людей пожилого возраста;

- описать технологии социально-культурной деятельности пожилых людей;

- сформулировать практические рекомендации по развитию социально-культурной поддержки лиц пожилого возраста.

Методы исследования, использованные в работе: анализ научной литературы по проблеме исследования.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА.

1.1 Социально-психологические характеристики людей пожилого возраста

Проблема старости и старения считается предметом особой междисциплинарной сферы знания – геронтологии. В самом центре внимания геронтологии располагаются «социологические, психологические и биологические разделы старения».

Биологический подход к старению направлен, в первую очередь, на выявление физических оснований и проявлений старения. Ученые изучают старение как закономерную процедуру, протекающую на протяжении постнатальной жизни организма и сопровождающаяся столь же закономерными переменами на биохимическом, клеточном, тканевом, физиологическом и системных этапах.

Старение людей является «базовым универсальным биологическим процессом, который, однако, воплощается при определенных социокультурных обстоятельствах». По этой причине геронтология изучает старение как совокупное явление, которое включает социальные, личностные, даже экономические разделы людской жизни. Это доказывает также тот факт, что такие показатели, как продолжительность жизни и планы периодизации, которые отмечают начало старения и продолжительность его протекания, подвергаются существенным изменениям, которые можно заметить и не вооруженным глазом [4, c. 44].

К ряду самых существенных, глобальных явлений, которые наблюдались в XX веке, относится радикальное (почти в несколько раз) возрастание продолжительности жизни. Именно по этой причине произошли изменения взглядов на периодизацию старения.

В начале XX века немецким физиологом М. Рубнером была предложена возрастная классификация, в которой начало старости устанавливалось в 50 лет, а почтенная старость начиналась с 70 лет. В 1905 году известный американский медик В. Аслер говорил, что 60 лет необходимо считать предельным возрастом, после чего пожилые люди становятся в тягость себе и другим людям (т.е. социуму). В 1963 году на Международном семинаре ВОЗ по проблемам геронтологии была утверждена классификация, которая выделяет три хронологических периода в позднем онтогенезе человека: средний возраст (45-59 лет), пожилой возраст (60-74 года), старческий возраст (75 лет и выше).

В самостоятельную категорию были отнесены так именуемые долгожители (90 лет и старше). Согласно последним данным, возраст 60-69 лет определен как предстарческий, 70-79 лет – как старческий, 80-89 лет – как позднестарческий, 90-99 лет – как дряхлость [16, с. 167].

Для выявления биологического возраста необходима точка отсчета, отталкиваясь от которой, можно качественно и количественно определить психосоматическое положение гражданина. В детстве биологический возраст выявляют при помощи термина статистической нормы, где точкой отсчета являются средняя групповая либо популяционная информация, характеризующая степень развития системы либо функции в указанной выборке в настоящий период. Такой подход к оценке биологического возраста во время старения является очень сложным, так как оно часто осложняется различными болезнями и нет точного представления о том, как должно происходить естественное старение, не осложненное разнообразными заболеваниями.

На Западе есть термин «третий возраст» – это «время активной жизни, которое начинается с выходом на пенсию. В последний момент в развитых государствах стали описывать еще и «четвертый возраст» – возраст не очень активной старости».

Точное хронологическое определение предела, отделяющего пожилой от зрелого возраста не всегда является возможным из-за больших индивидуальных различий каждой отдельной личности, таких как характер, физические данные, психическая и психологическая устойчивость. К примеру, поэтапное ослабление по времени старения процессов восприятия, и затруднение двигательной активности сочетаются иногда с очень неопределенной картиной изменений в сфере интеллекта, памяти и иных психических функций. Являются известными факты высокой творческой активности и продуктивности ученых, представителей искусства и иных профессий не только лишь в период пожилого, но и в период старческого возраста.

С точки зрения директора Российского геронтологического научно-клинического центра, академик РАМН Владимир Шабалин, чаще всего люди бояться не сомой старости, а немощности.

Статистические данные показывают, что число пожилых людей в нашей стране каждый год возрастает на 10%.

По данным Правительственного комитета статистики в нашей стране проживает около 39 миллионов граждан «третьего возраста», что составляет 270 граждан пенсионного возраста на 1000 лиц работающих. По прогнозу Госкомстата к 2025 году число пожилых людей в Российской Федерации возрастет в несколько раз [6, c. 77].

Психическое старение разнообразно, спектр его проявлений является весьма обширным. По этой причине специалисты выделяют разные виды пожилых и старых людей.

В старости важны не только лишь перемены, которые происходят с людьми, но и отношения людей к данным переменам. Ф. Гизе выделяет три вида стариков и старости:

- старик - негативист - это тот кто отрицает у себя наличие каких-либо признаков старости и дряхлости;

- старик - экстравертированный (в типологии К.Г. Юнга) – это тот, который признает наступление старости, но к этому признанию приходит через внешние воздействия и посредством наблюдения окружающей действительности, особенно по причине выхода на пенсию (наблюдения за выросшей молодежью, расхождение с нею в интересах и взглядах, уход из жизни родственников и друзей, нововведения в сфере технологий и общественной жизни, изменение положения в семье);

- интровертированный вид, переживающий процесс постарения; выявляется тупость по отношению к новым интересам, оживление воспоминаний о прошлом – реминисценций, интерес к вопросам метафизики, малоподвижность, ослабление эмоций, уменьшение сексуальных моментов, человек в данном случае больше стремиться к покою [10, c. 87].

Классификация социально-психологических видов старости И.С. Кона, создана на основе зависимости вида от характера деятельности, которой старость наполнена:

- активная, творческая старость, когда гражданин выходит на заслуженный отдых и, окончив  профессиональный труд, продолжает принимать участие в жизни общества, воспитании молодежи и т.д.;

- старость с    хорошей психологической и социальной приспособленностью, когда энергия стареющего гражданина нацелена на устройство собственной жизни –  материальное благополучие, отдых, развлечения и самообразование – на все то, на что до этого нахватало времени;

- «женский» вид старения – в данном случае приложение сил старика располагается в семье: в домашней работе, семейных заботах, воспитании внуков, в даче; так как домашняя работа бесконечна, таким старикам некогда хандрить либо скучать, но удовлетворенность жизнью у них обычно ниже, чем у двух предыдущих видов;

- старость в заботе о здоровье («мужской» тип старения) – в данном случае моральное удовлетворение и заполнение жизни предоставляет забота о здоровье, стимулирующая разнообразные виды активности; однако в данном случае гражданин может придавать излишнее значение своим действительным и мнимым недомоганиям и болезням и его сознание различается увеличенной тревожностью [13, c. 68].

Все классификации видов старости и отношения к ней являются условными, и имеют ориентировочный характер, с тем, чтобы создать определенную основу для определенной социальной работы с людьми старого и пожилого возраста.

Общественные условия жизни пожилых граждан, в первую очередь, обуславливаются состоянием их здоровья. В виде критериев состояния здоровья в большей степени применяется самооценка. По причине того, что процесс старения у определенных категорий и личностей осуществляется весьма не одинаково, самооценки очень сильно отличается.

Другой критерий состояния здоровья – активная жизнедеятельность, которая понижается у пожилых граждан по причине хронических болезней, ухудшение слуха, зрения, наличия ортопедических проблем. Степень заболеваемости пожилых граждан практически в 6 раз выше, чем у молодых людей.

Материальное состояние – единственная проблема, которая может соперничать по своей важности со здоровьем. Пожилые граждане встревожены собственным материальным состоянием, уровнем инфляции, большой стоимостью медицинского обслуживания. Большинство пожилых граждан продолжают работать, сугубо по материальным соображениям. По осуществляемым социологическим исследованиям имеют желание работать 60% пенсионеров. Проявляются существенные различия в психике пожилых граждан, которые живут дома и в интернатах для престарелых.

Состояние пожилого человека существенно зависит от таких психологических и социальных факторов, как: здоровье, положение в семье, уровень жизни, условия труда. Эти факторы нужно учитывать при рассмотрении этой группы населения и организации дальнейшей работы с ней.

Рассмотрим психологические факторы, влияющие на жизнедеятельность пожилого человека.

Изменение социальной роли в обществе.

Изменение ценностных ориентиров.

Низкий уровень мобильности и адаптации к новым условиям жизни.

Низкий уровень жизни граждан пожилого возраста, неспособность удовлетворить свои культурные, социальные и материальные потребности.

Утрата способности жить независимо.

Проблема одиночества.

Не включенность в социальную и культурную жизнь.

Депрессии.

Лица пожилого возраста - одна из социальных групп, которая в первую очередь попадает в область риска при изменениях в различных сферах жизни общества. Современная социальная обстановка во всем мире, ориентация на молодость, на активный образ жизни, философия достижений делают этот демографический слой наиболее уязвимым.

В связи с этим можно выделить первую психологическую особенность - низкий уровень мобильности и адаптации к новым условиям жизни.

Так же можно выделить проблему одиночества, она очень актуальна для лиц старшего возраста, так как многие друзья и близкие умирают, а это угнетает и вызывает чувство глубокого одиночества у пожилых людей. Одним из важных условий гармоничной жизни пожилого человека является - общение. За его отсутствием пожилые люди начинают испытывать чувство ненужности, незначимости.

Данное явление довольно распространено в крупных городах, так как там общение с окружающими людьми происходит поверхностно, не на глубинном уровне и кратковременно, потому что не хватает времени устанавливать более серьезные связи и переходить на длительные и доверительные отношения. Для пожилого человека, который потерял своих родственников, знакомых и близких это может стать серьезным барьером на пути к гармоничной социализации. А так же приходится искать взаимодействие с молодым поколением и если этот процесс проходит безуспешно, то человек престарелого возраста тяжело переносит это. Одиночество нередко переживают люди с инертной нервной системой, трудом завязывающие новые контакты, медленно привыкающие к новым знакомым. В крайнем случае, одиночество может привести к депрессии.

Одиночество - социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции.

Проблема одиночества многоаспектна и включает в себя разные понятия: чувство одиночества и социальная изоляция; вынужденная изоляция и уединение по собственной воле, которое связано с духовным поиском. Одиночество исполняет регулятивную функцию - оно помогает индивиду устанавливать оптимальный уровень контактов. Стоит также отметить, что физическая изоляция не всегда приводит к одиночеству.

Одиночество может быть определено патологическими изменениями в психике человека.

С одной стороны, одиночество можно разделить на два типа:

- явное одиночество;

- неявное одиночество.

При явном одиночестве можно наблюдать реальное отсутствие у человека социальных контактов, даже если индивид имеет к этому интерес и готов идти сближение и установление связей.

Однако чаще встречается одиночество в скрытой, неявной форме. При первоначальном анализе можно увидеть что, индивид находится в социуме в окружении людей, контактирует с ним, но при глубинном рассмотрении можно увидеть что, он в то же время чувствует себя отстраненным от этого общества. Все кто находятся рядом с ним по сути не являются для него ценностью, не испытывая к ним никакого рода привязанности, этот человек может легко отказаться от них или заменить другими.

В тоже время индивид совершает попытку найти родственную душу, он хочет открыться ей, ему так же нужно принятие и понимание со стороны. Данное явление это очень серьезная психологическая проблема для человека в возрасте, сам он может этого не замечать, однако, это оказывает сильное воздействие, как на его физического состояние, так и на эмоциональное.

Существует еще один важный фактор, при котором пожилые люди испытывают очень сильный эмоциональный кризис и дискомфорт - это депрессии. Депрессия может вызывать большие страдания и приводит к ограничению функционирования в условиях будничной жизни.

Это сильно влияет на психологическое состояние человека, у него опускаются руки, он не понимает, что ему делать, теряются ориентиры, жизнь кажется бессмысленной.

Выход на пенсию очень сложно воспринимают граждане, чья работа очень хорошо ценилась в прошлом, а на данный момент (например, в современное время в России) считается бесполезной, ненужной. На практике видно, что разрыв с трудовой деятельностью негативно влияет во многих случаях на состояние здоровья, жизненный тонус, психику граждан. И это естественно, так как труд (посильный) считается источником долголетия, одним из главных фактов поддержания крепкого    здоровья. Данные геронтологических исследований показывают, что в пожилом возрасте умственный статус человека не понижается, а только изменяется и дополняется такими  оттенками, как рассудительность, умеренность, осторожность, спокойствие [19, с. 38]. С возрастом увеличивается ощущение ценности жизни, меняется самооценка. Пожилые граждане меньше внимания уделяют своей внешности, больше – внутреннему миру и физиологическому состоянию. Появляется новый ритм жизни.

Исследования доказывают, что есть определенные характерные черты образа жизни, поведения пожилого гражданина. В первую очередь, теряется общественная полнота жизни, ограничивается число и качество связей с обществом, порой появляется самоизоляция от социума. Во-вторых, психологическая защита, сковывающая чувства, разум, жизнедеятельность граждан «третьего» возраста. Психологическая защита как качество человека дает ему возможность создавать временное душевное равновесие. Но для пожилых граждан в некоторых случаях подобная защита дает негативный эффект, поскольку вызывает стремление избежать новой информации, других обстоятельств жизни, отличных от образовавшихся стереотипов. В-третьих, у старого гражданина особое ощущение времени. Пожилой гражданин постоянно живет в настоящем. Его прошлое, вспоминания, также как и будущее, постоянно с ним, в настоящем времени. Из этого образуются такие особенности, как запасливость, бережливость, осторожность. Такому сохранению подвергаются и духовный мир, ценности, интересы. Течение времени становится более равномерным. Заранее планируется то либо другое действие: сходить в магазин, аптеку, больницу, к друзьям. К ним пожилой гражданин начинает готовиться морально. В-четвертых, у пожилых граждан весьма часто явно проявляются определенные особенности характера, которые в молодости маскировались, не проявлялись четко. Такие черты как вспыльчивость, жадность, сварливость, капризность, обидчивость, раздражительность и пр [19, c. 28].

Разнообразные виды поведения пожилых граждан в однотипных обстоятельствах показывают их индивидуальные характеристики реагирования на собственное старение, и эта психологическая черта гражданина обуславливает его отношение к личным потерям, потере прошлых возможностей, в том числе и новое восприятие окружающего мира. Личность пожилого гражданина, претерпевая различного вида трансформации, все равно, при этом, остается сама собою, и сохраняет при этом индивидуальные особенности. По мнению Н.Ф. Волковой «в старости не происходит какой-либо перемены личностных особенностей, ни нравственные, ни социальные качества личности не теряются» [5, с. 49].

На не адаптивный процесс старения оказывают влияние такие характеристики личности, как привычка тормозить свое поведение, преобладание стратегии отказа от разрешения актуальных задач, от пользования положительными возможностями. Не адаптивным является процесс старения у граждан, которые не смогли развить в себе качества инициативы и самостоятельности, у которых ориентирами организации жизни были в основном указания, мнение окружающих граждан. «В процессе отставки они чувствуют себя беспомощными, потерянными, и мгновенно усваивают отрицательные социально-психологические образы старости» [16, с. 187].

Из неправильных установок и предпосылок, мешающих пожилому гражданину «вписаться» в старость, исходит разнообразие индивидуальных видов старения. Психологи выделили следующие варианты:

а) Регрессия – возвращение к прошлым видам поведения, которое проявляется в виде «детского» требования помощи в повседневных жизненных ситуациях, независимо от состояния здоровья.

б) Бегство либо перемена места жительства как вид освобождения в сложных ситуациях.

в) Изоляция на добровольной основе от общества, пассивность и минимальное участие в жизни социума.

г) Стремление вызвать к себе интерес у общества.

д) Попытка включиться в жизнь общества, не взирая на возраст и состояние здоровья, стремление скрыть специфические недомогания [8, с. 19].

В иных случаях поведение пожилых граждан обуславливается бунтом против процедуры старения, страхом перед смертью, отчаянными попытками сохранить уходящую зрелость. Некоторые пожилые люди, наоборот, находят как бы досрочное примирение с фактом старости, являясь вполне благополучными в физическом отношении.

Таким образом, насколько адаптивной и успешной будет жизнь гражданина в старости, обуславливается тем, как он строил свой жизненный путь на предшествующих этапах, и в этом смысле является очень важным, что человек несет в себе, какова его структура ценностей жизни, установок, всего внутреннего мира человека. Для того чтобы работать с людьми пожилого возраста, необходимо знать их социальное положение (в настоящем и прошлом), психологические черты, духовные и материальные нужды, и в этой работе опираться на науку, показатели социологических, социально-психологических и иных типов проводимых исследований.

 

1.2 Досуговая деятельность людей пожилого возраста: понятие и содержание.

Досуг является одним из важных средств формирования личности человека. В условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно - восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени является своеобразным индикатором культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности или отдельной социальной группы.

В современных энциклопедиях и справочных изданиях, зачастую, досуг и свободное время трактуются как взаимозаменяемые друг друга понятия, уравниваются между собой. К середине XX века в зарубежной и советской науке были выделены три позиции определения досуга. Согласно первой, время взрослого человека делится на «рабочее время» и «не рабочее время», досуг и в нерабочее время рассматриваются как одно и то же. Суть второй позиции составило отождествление понятий «досуг» и «свободное время». В рамках третьей позиции досуг квалифицировался в качестве части свободного времени, где с последнего исключались все более или менее серьезные занятия, связанные с развитием личности, и досуг сводился к отдыху и развлечениям [15, c. 128].

С точки зрения Э.В. Соколова досуг является совокупностью занятий, которые выполняют функцию восстановления физических и психических сил человека. Он включает в себя занятия, связанные с потреблением культурных ценностей, а также занятия, связанные с отдыхом и развлечением, случайные занятия без целей, желаний и потребностей [17, c. 82].

 С.С. Климук говорит о досуге, как о части свободного времени (он является частью внерабочего времени), которым человек распоряжается по своему усмотрению. Досуг входит, как составная часть, в категорию «свободное время», которое, в свою очередь, выступает частью внепроизводственного времени. Последнее включает: время на домашний труд и самообслуживание, время на сон и еду, время на передвижения к месту работы и обратно, свободное время, затрачиваемое на обучения, воспитания, общественную деятельность. Досуг - это деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения других целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости [11, c. 164].

Досуг представляет собой совокупность различных видов деятельности, которыми индивид занимается по собственной воле: отдых, развлечения, повышение мастерства, образование, участие в жизни общества. Таким образом, досуг - это деятельность, очерченная определенным периодом времени. При этом единство досугового времени и досуговой деятельности взаимоопределяющие друг друга и направлены на саморазвитие личности, ее самоорганизацию, самореализацию [3, c. 184].

Как показывает социальная практика, досуг при относительно низкой культуре его использования (стихийность протекания, потребительское отношение, престижно-конформистская мотивация и др.) не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, духовно-культурного и физического развития, расцвета творческих сил. В настоящее время происходит существенная переоценка значения досуга как социально-культурной категории в жизни общества. Выполняя в течение многих лет роль придатка производственной сферы, досуг становится все более широкой сферой социально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества [13, c. 31].

В современной научной литературе встречается довольно много различных типологий современного досуга: разделение досуга на деятельный и бездеятельный; рекреационный и развивающий; ежедневный, еженедельный, праздничный, отпускной; домашний и в недомашний; индивидуально организованный и коллективно организованный.

В структуре досуга можно выделить следующие элементы:

а) общественно регулируемую часть, куда относятся коллективное творчество, обучение, занятия физкультурой и спортом, культурное потребление, развлечение и отдых;

 б) лично регулируемую - индивидуальное творчество, самообразование, индивидуальное культурное потребление, физкультура и спорт, любительский труд, воспитание детей, товарищеские, дружеские встречи, различные виды развлечений, пассивный отдых, занятия в неформальных объединениях.

Следовательно, понятие досуга неизбежно связано с понятием культуры свободного времени, или культуры досуга.

Следует выделить специфические признаки досуга, приоритетными из которых являются:

- Свобода выбора досуговой деятельности, свобода от обязанностей;

- Добровольное участие в разрешительной деятельности;

- Желание получить радость и удовольствие;

- Самодостаточность и самоценность.

Стоит так же отметить и зарубежные теоретические концепции по трактовке досуга. Анализ его основных подходов свидетельствует, что досуг рассматривается как вид деятельности; как составляющую временного пространства (количественная концепция), как психологическое состояние, эмоциональное восприятие действительности; как признак целостного образа жизни, как естественную потребность человека, возможность самореализации и мотив для трудовой деятельности, как время для антисоциальных целей и бесполезного времяпрепровождения и др.

В концепциях постиндустриального общества, как отмечает французский ученый Ж. Дюмазедье, «всестороннее развитие личности возможно только в «цивилизации досуга», главной целью которого автор считает культурное развитие человека. Поэтому, по его мнению, является ошибкой отождествлять культурное и общественное развитие, поскольку последнее сводится к уменьшению экономического и культурного неравенства, а также к укреплению сотрудничества между отдельными людьми, группами, категориями населения, независимо от их общественного благополучия [14, c. 57].

С целью раскрытия теории досуга и изучения его предметного содержания американская школа исследований (Дж. Брайтбилл, С. Паркер, Дж. Келли, Дж. Шиверс и т.д.), в частности М. Каплан отметил, что досуг нельзя отождествлять со свободным временем или сводить в перечень различных видов деятельности, направленных на восстановление сил человека, а необходимо понимать как центральный элемент культуры, который имеет глубокие связи с другими сферами жизни (трудом, семьей) [15, c. 22].

Важную роль в разработке теорий и концепций досуговой деятельности сыграли идеи и теоретические положения работ Дж. Шиверс, который рассматривает досуг как естественную потребность человека, возможность самореализации и мотив для трудовой деятельности. Автор считает современный досуг временем отдыха, восстановления сил, получения удовольствия и радости.

Классическими представителями концепции досуга, как составляющей свободного времени являются ученые Дж. Годби и Т. Гудов. Исследователи считают досуг определенным видом деятельности и разделяют на серьезный и несерьезный (обычный). Серьезный досуг - это занятие любителей или участников общественной деятельности, которые захватывают человека многочисленными возможностями и присущей им комплексностью. В отличие от обычного досуга в процессе серьезного досуга человек приобретает специальные навыки, получает удовольствие и возможность самореализации. Среди основных признаков серьезного досуга ученые выделили следующие: потребность продолжать определенные досуговые занятия; возможность зафиксировать свои умения и навыки в общественной жизни; наличие духовных и материальных преимуществ (самореализация, духовное обогащения, повышение самооценки, лишения комплексов), создание группового социального мира на основе общих интересов и, как следствие, принадлежность к определенному коллективу (сообществу). По мнению ученых, досуг, как составляющая свободного времени, является определенным видом деятельности, при этом субъект может достигать собственные цели [17, c. 92].

Таким образом, проанализировав понятие «досуг» в научной литературе можно прийти к выводу, что отечественные и западные ученые, приходя к единому мнению, отмечают, что на современном этапе понятие досуга неразрывно связано со свободным временем. При этом если предложенная западными учеными модель досуга предполагает активную, а не пассивную досуговую деятельность, которая заключается в эмоциональной разгрузки, удовлетворении импульсов и инстинктов человека, его потребностей в самореализации и самовыражении, то основная концепция российских исследователей базируется на воспитании, формировании интересов и духовных потребностей, а так же гармоничном развития личности.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ДОСУГА ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КУЛЬТУРЫ ДОМ КУЛЬТУРЫ «СОЦИАЛЬНО – КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР» ТЕМИЖБЕКСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ КАВКАЗСКОГО РАЙОНА.

2.1. Социалогическое исследование, направленное на специфику и проблемы культурно-досуговой деятельности людей пожилого возраста в Муниципальном бюджетном учреждении культуры Дом культуры «Социально — культурный центр» Темижбекского сельского поселения Кавказского района.

В рамках реализации курсовой работы по теме «Содержание и особенности организации культурно — досуговой деятельности людей пожилого возраста в Муниципальном бюджетном учреждении культуры Дом культуры «Социально — культурный центр» Темижбекского сельского поселения Кавказского района нами было проведено социологического исследования «Специфика и проблема культурно – досуговой деятельности людей пожилого возраста в Муниципальном бюджетном учреждении культуры Дом культуры «Социально – культурный центр» Темижбекского сельского поселения Муниципального образования Кавказский район»», в 10 февраля по 25 февраля 2020 года, было организованно и проведено социологическое исследование по изучению проблемы обеспечения наиболее комфортного и безопасного отдыха граждан данной возрастной группы.

Целью исследования стало выявление специфики и проблемы культурно – досуговой деятельности людей пожилого возраста в Муниципальном бюджетном учреждении культуры Дом культуры «Социально – культурный центр» Темижбекского сельского поселения Муниципального образования Кавказский район.

План социологического исследования

1. Анализ документов документов МБУК ДК «СКЦ» Темижбекского сельского поселения МО Кавказский район (отчет о проводимых мероприятиях для людей пожилого возраста за 2019 год).

2. Составление и апробирование анкеты.

3. Проведение анкетирования среди людей пожилого возраста, посещающих МБУК ДК «СКЦ» Темижбекского сельского поселения МО Кавказский район.

 4. Анализ анкетирования.

5. Выводы социологического исследования.

План-график проведения социологического исследования

№   Этап исследования Сроки Ответственный
1. Организационный. Постановка целей, задач. Ознакомление с экспертной анкетой. Декабрь   Покусаева О.Н.
2. Основной. Проведение анкетирования среди людей пожилого возраста, посещающих МБУК ДК «СКЦ» Темижбекского сельского поселения МО Кавказский район   Февраль   Покусаева О.Н.
3. Аналитический. Обработка данных анкетирования. Составление анализа по результатам анкетирования. Март Покусаева О.Н.

 

Методом сбора информации был анкетный опрос. В анкетах респондентам было предложено 13 вопросов (открытых 10, закрытых 3), сформированных в основные блоки, которые позволили собрать информацию по заявленной проблеме исследования, по следующим направлениям:

- Выборка была основана на привлечение к опросу целевую группу в возрасте 55 – 70 лет, проживающих в станице Темижбекской Кавказского района.

Результатами проведения анкетного опроса, явились следующие социологические данные:

Вопрос 1: Ваш пол?

Опрос проводился среди мужчин и женщин, большую часть респондентов составили женщины — 75 %, как категория коммуникабельная, лучше идет на контакт, больше у них позитива, желание продолжать творческую жизнь. Мужчин на этот вопрос ответило — 25 %.

Вопрос 2: Ваш возраст?

Анкетный опрос проходил среди людей пожилого возраста, которые были разделены на три подгруппы. В ходе анкетирования было выявлено, что наиболее активной возрастной категорией из числа опрошенных являются группы лиц: 55 – 60 лет (50 %), 61 – 65 лет (30 %) и 66-70 лет (20%).

 Вопрос 3: У вас много времени, которое Вы можете посвятить досугу?

 

Так как возраст наших анкетируемых — пенсионный, он дает возможность человеку уделять больше внимания семье, детям, внукам, себе и досугу. Многие респонденты живут далеко от своих родных и близких, поэтому они ведут активную досуговую деятельность. Среди опрошенных 40 %респондентов имеют достаточно свободного времени, а 60 % опрошенных ощущают нехватку свободного времени.

Вопрос 4: Откуда вы знаете о проводимых в Доме культуры мероприятиях?

Для того, чтобы проинформировать население станицы Темижбекской о запланированных мероприятиях, культработники используют наглядные рекламные проспекты. 12 человек из опрошенных, узнают информацию из афиш, приходя в Дом культуры. При размещении на официальных сайтах и интернет — страницах Темижбекского Дома культуры узнают информацию 5 респондентов. От знакомых получают данную информацию — 3 человека.

Вопрос 5: Как часто вы посещаете культурные мероприятия?

85 % опрошенных, ответили, что посещают очень часто различные культурные мероприятия, проводимые в станице Темижбекской. 10 % респондентов посещают 1 раз в месяц, а 5 % - один раз в несколько месяцев. Для них проводятся концертные программы, информационные часы, встречи с интересными людьми, экскурсии в Картинной галерее им. В.Афанасьева и в Комнате «Боевой и трудовой славы» станицы Темижбекской, мастер-классы и так далее.

Вопрос 6: Хотели бы Вы чаще посещать культурно – массовые мероприятия нашего Дома культуры?

98 % респондентов являются активными участниками мероприятий проводимых в Доме культуры нашей станицы, так как для них эти мероприятия актуальны и интересны. 1 % анкетируемых ответили нет желания посещать еще чаще и 1 % - затруднились с ответом.

Вопрос 7: Важно ли для Вас чтобы место, где проводится мероприятие, находилось вблизи от вашего дома?

Место проведения мероприятия очень важно, особенно для пожилых людей. Во-первых, до него нужно добраться на общественном транспорте, а это для пожилого человека, стоит определенных усилий, как физических так и моральных. Во- вторых, если мероприятие заканчивается в позднее время, то очень часто их некому встретить и проводить до дома. В позднее время суток пожилые люди чувствуют себя не защищено на улице.

Вопрос 8: Проходят ли в нашей станице мероприятия, которые вам нравятся?

На вопрос, проходят ли в нашей станице мероприятия, которые вам нравятся, большая часть респондентов ответили положительно — это 75 % и лишь 25 % опрошенных ответили отрицательно. Это говорит о том, что многие жители нашей станицы настроены на позитив, верят в лучшее и хотят, что бы станица развивалась в духовном и культурном направлении, считают, что Дом культуры — это сердце станицы.

Вопрос 9: Знаете ли вы об организации бесплатных культурных мероприятиях в нашей станице?

 

100 % анкетируемых ответили, знают об организации бесплатных культурных мероприятиях, проводимых в нашей станице.

Вопрос 10: Важна ли для Вас стоимость того или иного мероприятия?

 

Многие респонденты отметили очень высокую стоимость услуг в социально – культурной сфере и назвали ее «неподъемной» для их бюджета. Это является важным для 90 % респондентов. А 10 % анкетируемых ответили, что цены приемлемы, все зависит от бюджета семьи.

Вопрос 11: Какие культурные мероприятия являются для Вас особенно интересными (нравятся больше всего)?

Ответы на этот вопрос были разносторонними и занесены в следующие типы ответов:

1) 80 % респондентов отдают предпочтение концертные программам;

2) Для 10 % опрошенных интересными являются встречи с интересными людьми;

3) 10 % респондентов нравятся экскурсии.

Вопрос 12: Можете ли вы ответить, что Вам мешает посещать культурно – досуговые мероприятия?

1) 80 % анкетируемых ответили, что по состоянию здоровья не могут посещать так часто мероприятия, проводимые в Доме культуры.

2) 15 % респондентов считают, что дорого и не удобно добираться (как правило это такси);

3) 5 % опрошенных считают, что мероприятия не интересные.

Вопрос 13: Что изменилось в Вашей культурной жизни, после выхода на пенсию?

 Ответы на последний вопрос были так же сгруппированы в четыре основные типы ответов:

1) появилось больше свободного времени – ответили 90% респондентов;

2) не хватает свободного времени – 5 %;

1) затрудняюсь ответить – 5 %.

 

 

2.2. Рекомендации по наиболее предпочтительным направлениям, формам и методам  культурно-досуговой деятельности людей пожилого возраста в Муниципальном бюджетном учреждении культуры Дом культуры «Социально – культурный центр» Темижбекского сельского поселения муниципального образования Кавказский район.

 

Анализируя специфику и проблемы культурно — досуговой деятельности людей пожилого возраста можно сделать выводы: организация отдыха и развлечений находится пока не на высоком уровне, работа не в полной мере направлена на поиск наиболее предпочтительных направлений, форм и методов в социально — духовной реабилитации людей пожилого возраста. Клуб ценен для человека возможностью общения в неформальной обстановке. Клубные работники еще слабо понимают разницу в понятиях между отдыхом и развлечениями. В отличие от отдыха, который может быть пассивным и полу пассивным, развлечения всегда требуют активности.

Анкетирование позволило выявить, что нашим людям нужно проявить активное деятельное отношение к жизни через новые формы клубной работы. Поэтому нужно развивать творческую функцию в культурно — досуговой деятельности.

Проведенный опрос позволил сделать выводы о том, что мало используются массмедиа для рекламы нашей клубной работы. Процесс взаимодействия учреждений культуры с системой массовой коммуникации нужно рассматривать во многих аспектах. Через периодическую печать, радио (местное) жители пожилого возраста могут получать оперативную информацию о нашей досуговой деятельности, что в значительной мере повлияет на массовость наших мероприятий.

Резюмируя анализ анкетирования, можно выделить направления работы в социально — культурной деятельности Муниципального бюджетного учреждения культуры Дом культуры «Социально — культурный центр» Темижбекского сельского поселения:

·привлечение кадрового потенциала для учреждения — это кинооператор, программист;

·реклама;

·взаимодействие с другими образовательными учреждениями станицы и района, с целью популяризации культурно — досуговой деятельности людей пожилого возраста;

·вести плодотворную работу над качеством проводимых мероприятий для людей пожилого возраста.

    Организация социально- культурной деятельности с людьми пожилого возраста должна быть выстроена с учетом индивидуальных особенностей и потребностей по специальным программам, которые помогут им раскрыть свой творческий и интеллектуальный потенциал в полной мере, а так же помогут включиться в социум и стать более мобильными.

Организатор должен поддерживать инициативы и помогать в их реализации. Надо вести участников за собой, организатор должен присоединиться к их инициативам, использовать творческие возможности и способности людей, опираться на присущую данной категории населения инициативу, активность, самодеятельность.

   Организация новых форм культурно — досуговых мероприятий будет способствовать самореализации человека пожилого возраста. Культурно — досуговое учреждение должно выработать новые решения для того, чтобы стимулировать общественную активность своих посетителей. Шире использовать арсенал массовых форм клубной работы, особенно забытых форм. В него входят тематические вечера, театрализованные концерты, карнавалы и так далее. Тогда и у посетителей будет ярко выражена потребность в активном общении — они захотят быть действующими лицами, а не зрителями.

  Следовательно, наша работа требует от каждого специалиста постоянного самосовершенствования, высокой творческой активности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В качестве заключения можно сделать вывод, что необходимость сохранения активной жизненной позиции в пожилом возрасте - важнейшая задача на сегодняшний день.

Главное в организации досуга пожилых людей – их социальная адаптация, сохранение и продолжение социальной активности, развитие личностного потенциала, предоставление условий и возможностей приятно проводить свободное время, удовлетворение разнообразных культурно-просветительских потребностей, потребностей в коммуникации и признании, а также пробуждение и развитие новых интересов, установление дружеских контактов, активизация их творческой деятельности, поддержка и повышение их жизненного тонуса.

Важным направлением гармонизации отношений пожилого человека и развития его социальных связей с обществом выступает его досуговая активность. Творческие, просветительские, игровые, зрелищные, оздоровительные – основные виды досуговых занятий для пожилых людей.

Обобщив сказанное можно сделать вывод о том, что для эффективного взаимодействия с людьми пожилого возраста и создания благоприятной обстановки для раскрытия творческого, физического, интеллектуального потенциала нужно создать необходимые условия. Нужно уделять особое внимание тому, что данная категория граждан имеет свои физические и психологические особенности, поэтому при организации досуга, нужно обязательно учитывать их. Перечислим эти особенности: изменение ценностных ориентиров, смена интересов; низкий уровень мобильности и адаптации к новым условиям жизни; к старости люди также теряют способность жить независимо, появляются страхи и сомнения. Очень актуальна среди пожилых людей проблема одиночества, именно поэтому важно удовлетворить потребность в общении.

Все организуемые мероприятия должны быть направлены на удовлетворение потребностей именно данной возрастной категории и с учетом пожеланий самих участников.

Решение проблемы социокультурного развития людей пожилого возраста в современном социальном контексте необходимо искать в сфере досуга. Это обусловлено тем, что в пожилом возрасте в большинстве случаев изменяется структура жизнедеятельности. Из-за раннего прекращения трудовой деятельности, из неё могут полностью выпадать образовательная и профессионально-трудовая сферы, а бытовая - значительно сокращаться из-за прогресса в медицинском и бытовом обслуживании. Всё это приводит к значительному увеличению объёма свободного времени.

Одним из важнейших критериев жизни является правильно организованный досуг - такой как труд, быт и отдых. Образ жизни людей во многом определяется тем, как они проводят свободное время, какие возможности для этого создает общество.

Проблема досуга пожилых людей это задача государственного масштаба. И ее решение имеет общегосударственное значение. Поэтому ей надо уделять большое внимание. Для этого нужно создавать оптимальные условия, стимулировать стремление пожилых людей к активному проведению досуга, сводить к минимуму ничем незанятое свободное время. И в выигрыше от этого окажутся все. Ведь пожилые люди - это большой резерв традиций и культурных ценностей.

Организация социально- культурной деятельности с людьми пожилого возраста должна быть выстроена с учетом индивидуальных особенностей и потребностей по специальным программам, которые помогут пенсионерам раскрыть свой творческий и интеллектуальный потенциал в полной мере, а так же помогут включиться в социум и стать более мобильными.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

·«Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»: Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ

·Атапина Е.А. Клубы общения как одна из форм повышения жизненного потенциала пожилых людей // Психология зрелости и старения. – 2017. – № 1. – С. 93-98.

·Аванесова А. Культурно-досуговая деятельность. Теория и практика организации: учеб. пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 236 с.

·Бочаров В.В. Антропология возраста: Учебное пособие / В.В. Бочаров. - СПб.: СПУ, 2014.– 192 с.

·Волкова Н.Ф. Активный досуг. Панацея от одиночества // Социальная работа. – 2018. – № 5. – С. 49–50.

·Галанина А.С. «Университет третьего возраста» как средство самореализации лиц пожилого возраста // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2017 № 2. С. 77-84

·Горбашко Е.Н. Золотой возраст // Дом культуры. – 2016. – № 10. – С. 3–7.

·Делокас В. Старость в радость / В. Делокас // Социальное обеспечение, 2018, № 12. С. 19-20.

·Кислова Л.Н. Клубная работа в реабилитации пожилых людей // Социальная работа. – 2017. – № 4. – С. 21.

·Краснова О.В. Социальная активность людей позднего возраста как непрерывность социализации // Психология зрелости и старения. – 2018. – № 1. – С. 87-101.

·Климук С.С. Организация досуга пожилых людей методами PR / Современные научные исследования и инновации. –2018. - № 11- с.164

·Литвак Р.А., Резанович И. В. Организация досуговой деятельности пожилых людей / Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 6. - С. 177-179.

·Попов А.А. Духовная жизнь пожилых людей в современных социокультурных условиях: автореф. дис. канд. социол. наук. – Курск, 2015.

·Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. - М.: МГИК, 2014.

·Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: учебное пособие. / Ю.А. Стрельцов - Изд. Второй - М.: МГУКИ, 2015. - 296 с.

·Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения: монография / Я. Стюарт - Гамильтон; пер. с англ. И. Буровой; под науч. ред. Л.А. Рудкевича. – СПб., 2014.

·Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. – СПб, 2015.

·Теменьева Р.А. Изучение досуговых интересов населения. – М., 2016.

·Щанина Е.В. Социальная активность пожилых людей в современном российском обществе: региональный аспект: автореф. дис. канд. социол. наук. – Пенза, 2016.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 Анкетирование.

на тему: «Содержание и особенности организации культурно — досуговой деятельности людей пожилого возраста в Муниципальном бюджетном учреждении культуры Дом культуры «Социально — культурный центр» Темижбекского сельского поселения МО Кавказского района.

1. Пол?

2. Возраст?

3. У вас много времени, которое Вы можете посвятить досугу?

4. Откуда вы знаете о проводимых в Доме культуры мероприятиях?

5. Как часто вы посещаете культурные мероприятия?

- несколько раз в неделю;

- 1 раз в неделю;

- 1 раз в месяц;

- 1 раз в несколько месяцев;

6. Хотели бы Вы чаще посещать культурно – массовые мероприятия нашего Дома культуры?

7. Важно ли для Вас чтобы место, где проводится мероприятие, находилось вблизи от вашего дома?

8. Проходят ли в нашей станице мероприятия, которые вам нравятся?

9. Знаете ли вы об организации бесплатных культурных мероприятиях в нашей станице?

10. Важна ли для Вас стоимость того или иного мероприятия?

11. Какие культурные мероприятия являются для Вас особенно интересными (нравятся больше всего)?

12. Можете ли вы ответить, что Вам мешает посещать культурно – досуговые мероприятия?

13.  Что изменилось в Вашей культурной жизни, после выхода на пенсию?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: