Тема: В. А. Моцарт. Симфония № 40 соль минор. Связь времён: П. И. Чайковский. Оркестровая сюита «Моцартиана».
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- жизнь и творчество В. А. Моцарта;
- структура сонатно-симфонического цикла;
- влияние творчества В. А. Моцарта на мировую культуру;
- связь времён в музыке русских и зарубежных композиторов;
- оркестровая сюита «Моцартиана» П. И. Чайковского.
Тезаурус
Симфония – это масштабное музыкальное произведение для оркестра (обычно состоящее из четырёх частей).
Сюита – это музыкальное произведение из нескольких самостоятельных частей, объединённых общим художественным замыслом.
Обязательная литература
1. Сергеева Г. П. Музыка. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций.// Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 168 с.: ил. – ISBN 978-5-09-071652-9.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вольфганг Амадей Моцарт был вундеркиндом, что в переводе с немецкого означает – «чудо-ребёнок». Ребёнок, обнаруживающий для своего возраста необыкновенные способности.
|
|
Вольфганг родился в 1756 году в Австрии и с очень раннего возраста стал обучаться музыке под руководством своего отца – Леопольда Моцарта. Старшая сестра Вольфганга – Мария Анна, родные звали её Наннерль, также обладала музыкальным талантом, и Леопольд мечтал о том, что его дети сделают музыкальную карьеру.
В то время жизнь музыкантов зависела от знатных покровителей, и Леопольд с раннего возраста стал возить детей в концертные туры по Европе для демонстрации их талантов и налаживания связей в обществе.
Шестилетний гений быстро завоевал любовь знатных особ, благодаря мастерству владения клавесином и исполнению виртуозных трюков на инструменте.
В 5 лет он стал сочинять первые произведения, а к 10 уже композитором, чьи первые симфонии были уже исполнены в Лондоне.
Моцарт работал во всех существующих в то время жанрах: писал оперы и симфонии, концерты и духовные произведения, сонаты и музыку для театра. Всего композитором было создано более 600 произведений.
Жизнь Вольфганга Амадея Моцарта была непростой.
Кратковременный успех сменялся годами неудач.
Он пытался укрепиться в Вене, но ему зачастую отказывали в приёмах знатные особы, должности доставались другим композиторам.
Жена Моцарта часто болела, денег не хватало. Он зарабатывал тем, что писал музыку на заказ и давал частные уроки. Лишь некоторые произведения имели ошеломительный успех, например, фрагменты оперы «Свадьба Фигаро», поставленной в Праге, распевали на улицах.
Другая музыка, напротив, даже не была исполнена при жизни композитора.
|
|
Трудно поверить, что музыка Моцарта, имя которого знает весь мир, была не признана его современниками.
Одним из наиболее сложных для восприятия жанров в музыке является симфония.
Это масштабное музыкальное произведение для оркестра (обычно состоящее из четырёх частей).
В том виде, к которому мы привыкли, симфония появилась при Йосифе Гайдне – первом представителе Венской классической школы.
Симфонии редко имеют программную основу, т. е. не пишутся на основе литературного или художественного произведения.
Чтобы понимать симфонию, нужно разобраться в её структуре и основных принципах циклической формы.
Схема построения симфонии называется сонатно-симфоническим циклом. Это музыкальная форма, состоящая из 4 частей, самостоятельных по строению, но связанных единым замыслом.
Первая часть симфонии пишется, как правило, в сонатной форме, состоящей из трех основных разделов - экспозиции, разработки, репризы. Экспозиция включает изложение и развитие основных тем - главной и побочной партий.
Мелодия главной партии 40-ой симфонии Моцарта известна всему цивилизованному миру.
Одно из наиболее подходящих определений характера главной партии – трепетный.
Песенная мелодия главной партии состоит из интонаций "вздоха" и "вопросов", напоминает взволнованную речь человека.
Побочная тема – контрастна по отношению к главной. Будучи танцевальной по характеру, она звучит мягко и изящно.
Вторая часть 40-ой симфонии – Andante. Она контрастна первой части и олицетворяет умиротворений и покой.
Третью часть 40-ой симфонии традиционно написана в форме менуэта – старинного трёхчастного танца.
Четвёртую часть симфонии чаще всего пишут в форме рондо, где повторяющийся элемент - рефрен, звучит между эпизодами.
Но у Моцарта 4-я часть написана также в сонатной форме.
Четвертая часть 40-ой симфонии аналогично первой части написана композитором в форме сонатного allegro.
Резюмируем: в творчестве Вольфганга Амадея Моцарта симфонии написаны в традициях данного жанра, установленными Йозефом Гайдном. Классическая симфония — это цикл, состоящий из 4-х контрастных частей.
Первая, быстрая, написана в сонатной форме.
Вторая, медленная – анданте.
Третья, как правило, менуэт, и четвёртая – рондо.
В дальнейшем симфония получила развитие в творчестве Бетховена, Шуберта, Бородина, Чайковского, Шостаковича и многих других композиторов.
Каждый из них по-своему интерпретировал это жанр, показывая контраст частей, конфликт с его разрешением в финале произведения.
Моцарт оказал огромное влияние на последующих композиторов.
По словам П.И. Чайковского, он "узнал, что такое музыка" именно благодаря произведениям Моцарта. Петр Ильич вспоминал, что испытывал «святой восторг», когда в детстве слушал механический орган, игравший фрагменты «Дон-Жуана». В 1886 году в дневнике композитор записал: «Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки». А в 1887 году создал оркестровую сюиту «Моцартиана».
Сюита – это музыкальное произведение из нескольких самостоятельных частей, объединённых общим художественным замыслом.
Премьера «Моцартианы» состоялась в Петербурге в 1887 году. Дирижировал сам композитор.
Сюита состоит из 4-х частей, каждая из которых является переложением одного из произведений Моцарта.
В предисловии к «Моцартиане» Чайковский объяснил, что цель создания сюиты – «дать новый повод к более частому исполнению этих жемчужин музыкального творчества". И называл её "старина в современной обработке», что следует понимать, как взгляд композитора XIX века на музыку предшествующей эпохи.
Первая часть – Маленькая жига для клавира.
|
|
Вторая часть – менуэт для клавира.
Третья часть называется «молитва».
Это часть представляет мотет Моцарта, написанный для хора, струнных инструментов и органа. Ференц Лист сделал фортепианное переложение этой музыки. А в “Моцартиану” Чайковский включил инструментовку этого переложения.
Четвёртая часть – тема с вариациями. Основой послужили “10 вариаций для фортепиано соль-мажор” на тему зингшпиля Кристофа фон Глюка «Пилигримы в Мекку».
Таким образом, с помощью оркестровки малоизвестных в XIX веке произведений Моцарта, Петр Ильич Чайковский создал музыкальный памятник великому композитору.