Стадии правотворческого процесса

Источники права. Правотворчество

Источники права - это официально-документальные формы выражения государственной воли, содержащие юридические нормы общеобязательного значения.

Источники права возникают двумя путями:

1. В результате правотворческой деятельности государственных органов или должностных лиц.

2. В результате санкционирования государством норм правового характера, содержащихся в исторических документах, международных актах и договорах.

 

ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА:

1. Юридический прецедент — это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное юридическое значение и которым руководствуются при разрешении схожих дел,

2. Нормативный договор - это соглашение двух или более субъектов (где как минимум одной стороной выступает государство), содержащее общеобязательные юридические нормы.

3. Общие принципы права - это отправные, исходные начала правовой системы. Например, при отсутствии законодательной нормы, обязательного прецедента или обычая юристы могут ссылаться на принципы справедливости доброй совести, социальной направленности права (Гражданский кодекс Греции, Испании, Афганистана).

4. Религиозные тексты - сегодня наиболее характерны для мусульманского права. В истории известно определяющее значение текстов Библии, особенно её Ветхого Завета. Религиозные правовые нормы содержат многие документы восточных религий.

5. Нормативный акт- основной источник права, письменный, официальный документ установленной формы, принятый на референдуме, либо уполномоченным органом или должностным лицом государства, устанавливающий правовые нормы, изменяющий, прекращающий или приостанавливающий их действие.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две группы: законы и подзаконные акты.

1. Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Закон обладает высшей юридической силой. Это означает:

- все остальные правовые акты должны исходить из законов и не противоречить им.

В случае расхождения акта с законом, действует последний;

- никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его издал.

 

Виды законов:

а ) Конституция - это основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, систему правосудия;

б) конституционные законы -принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией;

в) обыкновенные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества.

 

2. Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

К ним относятся:

-указы и распоряжения Президента, изданные в пределах его компетенции;

- постановления и распоряжения Правительства;

- акты государственных региональных и местных муниципальных органов (представительных органов и органов администрации)

- ведомственные акты - издаются в пределах компетенции того или иного органа и распространяются только на членов данного коллектива.

 

Действие закона по кругу лиц означает распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта.

Однако, из этого правила также есть исключения:

а) главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств пользуются правом экстерриториальности и к ним не могут быть применены меры ответственности и государственного принуждения за нарушение уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях;

б) некоторые нормативные акты, например, предусматривающие уголовную ответственность, распространяются на граждан независимо от места их нахождения и независимо от того, понесли они уже наказание по нормам иностранного законодательства или нет;

в) иностранные лица и лица без гражданства, проживающие на территории государства, хотя и пользуются широким кругом прав и обязанностей, в некоторых случаях не могут выступать носителями прав. Например, они не могут служить в вооруженных силах, не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти.

г) судьи.

 

Понятие и виды правотворчества.

Правотворчество - специальная деятельность компетентных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Виды правотворчества

1. непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума - всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни;

 

2. непосредственная правоустанавливающая деятельность полномочных государственных органов;

3. санкционирование государственными органами норм, которые сложились независимо от них в виде обычая или выработаны негосударственными организациями.

 

Принципы правотворчества

•   научность - в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуацию, объективные потребности развития общества и т.п.;

•   профессионализм - заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.;

•   законность - данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции и иных законов;

•   демократизм - характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе;

•   гласность - означает открытость правотворческого процесса для широкой общественности.

 

Стадии правотворческого процесса.

1. Законодательная инициатива - в правотворческий орган вносятся или предложения об издании нормативного акта, или подготовленный проект акта.

Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, строго очерчен в законодательстве.

2. Обсуждение законопроекта - данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества, устранить противоречия, пробелы, неточности и пр. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение.

3. Принятие закона -осуществляется путем голосования на всенародном референдуме, или голосованием депутатов законодательного органа государства. В этом случае обыкновенный закон принимается большинством голосов состава парламента, конституционный закон принимается квалифицированным большинством голосов. В Российской Федерации федеральный конституционный закон принимается двумя третями состава Государственной Думы и тремя четвертями состава Совета Федерации.

   В случае, если Совет Федерации отклоняет закон, Государственная Дума может повторно принять его двумя третями голосов.

После одобрения Советом Федерации или после преодоления Государственной Думой отрицательной позиции Совета Федерации закон поступает на подпись Президенту России.

Если Президент подписывает закон, он считается окончательно принятым, подлежит официальному опубликованию и вступает в силу одновременно на всей территории России по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, если иной порядок вступления его в силу не прописан в самом законе. Президент, однако, вправе отклонить закон (право вето) и вернуть его на рассмотрение палат Федерального Собрания. Вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов в каждой из палат.

4. Доведение содержания принятого акта до его адресатов, то есть его опубликование.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: