Безработица. Политика государства в области занятости

 

Безработица – ситуация в экономике, когда часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу, но ведет активный поиск работы.

Международная организация труда (МОТ) определяет безработных след. образом:

Безработные – это контингент лиц определенного возраста, во-первых, не имеющих работы, во-вторых, пригодных в настоящее время к работе и, в–третьих, ищущих ее в рассматриваемый период.

Человека можно считать безработным только при соблюдении всех этих трех условий. Искать работу — значит предпринимать действия в этом направлении. Такие действия включают: регистрацию на бирже труда; обращение к работодателям или в агентства по найму; постоянное появление в местах, где можно получить работу (предприятия, организации, рынки труда); помещение объявлений в газетах или отклики на соответствующие объявления в прессе и т.п.). Чтобы определить контингент безработных, следует дать характеристику основных категорий населения по отношению к рынку труда.

Согласно законодательным актам РФ, безработными признаются люди, которые:

1) не имеют работы и заработка;

2) зарегистрированы в службе занятости для поиска подходящей работы;

3) готовы приступить к работе в любой момент.

В зависимости от обстоятельства, из-за которого человек не имеет работу, безработных можно классифицировать на 4 группы:

а) впервые ищущие работу;

б) вышедшие на рынок труда после перерыва;

в) потерявшие работу после увольнения;

г) добровольно оставившие работу.

 

Трудоспособное население – все те, кто по возрасту и состоянию здоровья способны работать. По российскому законодательству трудоспособный возраст ограничивается следующими пределами: 16-60 лет для женщин и 16-65 лет для мужчин. Однако на практике указанные границы могут раздвигаться, если подросток или пенсионер способны работать без вреда для здоровья.

Было уже отмечено, что безработица связана с занятостью населения.

Безработные – люди, не имеющие работу, но активно занятые ее поиском.

Занятые – те, кто имеет работу и те, кто, имея работу, по объективным причинам временно не работает.

Такими причинами могут быть болезнь или отпуск.

В связи с понятиями «безработные» и «занятые» возникают и другие – «экономически активное население» и «экономически неактивное население».

Экономически активное население – занятые и безработные, образующие в сумме рабочую силу страны.

Экономически неактивное население – лица, не включаемые в состав рабочей силы.

К категории экономически неактивного населения относятся:

а) учащиеся и студенты дневных учебных заведений;

б) пенсионеры (по старости и другим основаниям);

в) лица, ведущие домашнее хозяйство (в том числе осуществляющие уход за детьми, больными и т.п.);

г) отчаявшиеся найти работу и прекратившие ее поиски;

д) лица, которым нет необходимости работать (независимо от источников их дохода).

е) все те, кто по каким-либо причинам не хочет работать.

Таким образом, можно сказать, что безработные составляют часть экономически активного населения, которая не занята.

Причины безработицы многообразны: это и психологические, и коммуникативные, и целый ряд экономических причин. В качестве экономических причин, порождающих безработицу, можно выделить следующие:

1) развитие современных технологий, появление нового оборудования, машин приводят к высвобождению части работников, которым требуется переподготовка или переквалификация;

2) сокращение управленческого аппарата;

3) экономический спад, в результате которого снижаются потребности экономики в ресурсах, в том числе и трудовых;

4) структурные сдвиги в экономике, приводящие к исчезновению устаревших отраслей и предприятий, и появление новых;

5) сезонные изменения в спросе на рабочую силу в связи со спецификой производства (например, сельское хозяйство, строительство, туризм и т. д.).

Безработица носит негативный характер и для экономики имеет множество последствий. Среди негативных последствий безработицы самым главным является недовыпуск продукции (сокращение производства), потеря части ВНП.

Безработица нуждается в государственном регулировании. Существует две точки зрения в решении этого вопроса:

1) теория Кейнса состоит в том, что причиной безработицы является недостаточный уровень совокупного спроса; при этом если увеличить совокупный спрос, то и пропорционально уменьшится безработица;

2) государственная политика занятости, осуществляемая по двум направлениям:

а) регулирование уровня и продолжительности безработицы; при этом необходимо использовать службу трудоустройства (занятости), которая сокращает время поиска человеком работы, информируя его об имеющихся вакансиях; кроме того, эти службы призваны решать вопросы переквалификации работников;

б) гарантии материальной и социальной поддержки: – выплата пособий по безработице; – предоставление компенсации работникам, увольняемым с предприятий при сокращении численности штатов, реорганизации или ликвидация предприятия; – выплата стипендии на период повышения квалификации или переподготовки.

Вместе с тем у безработицы есть своеобразные положительные черты. Во-первых, безработные – это резерв рабочей силы для роста производства. Во-вторых, конкурентная борьба между работающими и безработными приводит к повышению эффективности труда.

2. Виды безработицы

Экономисты выделяют следующие виды безработицы:

1) циклическая безработица. Один из самых первых и главных видов безработицы, который возникает из-за спада производства и общего низкого спроса на рабочую силу во всех  отраслях, регионах. Во время спада ее уровень может достигать 8–10%;

2) фрикционная безработица. Явно менее негативный вид безработицы, который связан с так называемым положением «между работами» (постоянное движение населения от профессии к профессии, из одной местности в другую, временная незанятость женщин в связи с рождением ребенка, поиск работы теми, кто только что закончил учебное заведение или кто отслужил в армии). Главной особенностью такого вида безработицы является непродолжительность. В подобных ситуациях постоянно кто-то находится (2–8% рабочей силы), т. е. имеется как бы «штатный состав», данный вид безработицы невозможно устранить;

3) институциональная безработица. По ее названию можно понять, что она возникает из-за действия общественных институтов. Например, государство может выплачивать немалые социальные пособия, побуждая при этом часть трудоспособного населения не работать. Или деятельность профсоюзов, направленная на постоянное увеличение заработной платы, делает рабочую силу очень дорогой и вынуждает работодателей уменьшать свой спрос на рынке труда;

4) структурная (технологическая) безработица. Данный вид безработицы возникает в связи с изменениями в строении народного хозяйства: вымирают некоторые профессии или даже целые отрасли; перестраивается экономика регионов; изменяются под давлением научно-технической революции сами технологии; т. е. структура рабочей силы начинает не соответствовать спросу на труд из-за научно-технических, технологических, организационных нововведений. О наличии в стране структурной безработицы говорит высокий уровень вакансий, которые не могут быть заняты без переквалификации работников;

 5) сезонная безработица образуется в отраслях, для которых свойственны сезонные колебания объемов производства (обслуживание летних курортов);

6) частичная безработица возникает на предприятиях, которые вынуждены перейти на неполный рабочий день или сокращенную рабочую неделю;

7) скрытая безработица включает в себя людей, которые формально вроде бы и работают, а фактически занимают лишние рабочие места, т. е. ту работу, которую может сделать и один работник, делают два, а то и три человека.

 

3. Занятость населения

Занятость – это область социальной действительности, которая содержит в себе социальное противоречие между желанием лиц наемного труда обладать рабочим местом и ограниченным количеством рабочих мест.

Как объект изучения занятость охватывает следующие явления: рынок труда, работодателей, лиц наемного труда, рынок товаров, рынок профессий. Все эти явления взаимосвязаны. Однако между ними часто возникают противоречия, особенно между работодателями и лицами наемного труда.

Основным мотивом взаимодействия людей по поводу рабочих мест является их стремление обеспечить условия своей жизнедеятельности.

Существует два вида занятости: основная и вспомогательная.

Основным видом занятости трудоспособного населения является непосредственное участие в создании общественного продукта или национального дохода, обеспечивающего воспроизводство жизни общества в целом и каждого индивида в отдельности за счет оплаты его занятости в процессе совместного трудового воспроизводства жизни общества.

Вспомогательный (инструментальный) вид занятости – это занятость в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры, политики, морали, быта и физического развития людей.

Выделяют две формы занятости: стандартную (типичную) и нетипичную (гибкую).

Стандартная форма занятости характеризуется следующими чертами:

- работа у одного работодателя;

- работа в производственном помещении работодателя;

- стандартная нагрузка в течение дня, недели, года.

Нетипичная форма занятости может быть нескольких видов:

- частичная – неполная трудовая нагрузка;

- временная:

- - на определенный срок;

- - сезонная работа;

- - командировочная занятость;

- - случайная работа.

В соответствии с Федеральным Законом «О занятости населения в Российской Федерации», занятыми считаются следующие категории граждан:

- работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;

- зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

- выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

- проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

- проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;

- временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

- являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Следует различать виды и формы занятости.

Виды занятости - это распределение активной части трудовых ресурсов по сферам и отраслям народного хозяйства.

Фомы занятости - это организационно-правовые способы, условия трудоиспользования.

Выделяют также различные формы занятости — организационно-правовые способы, условия трудоиспользования.

Государственная политика в области занятости должна решать два основных вопроса:

- во-первых, удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала;

- во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей.

Профсоюзы объединения (ассоциации) наемных работников, создаваемые для защиты их экономических интересов и улучшения условий труда. По составу объединяемых трудящихся они могут иметь узкопрофессиональный, отраслевой, региональный, национальный и даже международный характер.

Существуют три основные модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов:

1. Модель стимулирования спроса на труд.

Эта модель сориентирована на повышение заработной платы и занятости с помощью увеличения спроса на труд. Достигнуть такого увеличения профсоюз может, улучшая качество товара труд (например, содействуя росту производительности труда на предприятии либо повышению спроса на готовую продукцию).

3. Модель сокращения предложения труда.

Эта модель сориентирована на повышение заработной платы с помощью сокращения предложения труда. Это сокращение может быть достигнуто в рамках узкопрофессиональных (цеховых) профсоюзов, которые принято называть закрытыми, или замкнутыми.

Одновременно профсоюзы стремятся проводить и политику, нацеленную на снижение общего предложения труда, добиваясь, в частности, принятия государством соответствующих законов (например, устанавливающих обязательный уход на пенсию при достижении определенного возраста, ограничивающих иммиграцию или сокращающих продолжительность рабочей недели).

4. Модель прямого воздействия на заработную плату.

Это самая распространенная в наше время модель. Она сориентирована на увеличение заработной платы, достигаемое под прямым давлением профсоюза. Здесь уже, как правило, речь идет о мощных, открытых (т.е. доступных для всех желающих вступить в них) отраслевых или общенациональных профсоюзах, которые, например, под угрозой массовой забастовки в состоянии заставить предприятия пойти на желательный для профсоюза рост ставок заработной платы.

Основные права и обязанности профсоюзов перечислены в гл. II Законе о профсоюзах, согласно которых профсоюзы вносят предложения и высказывают свое мнение по проектам законодательных и других нормативных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников. Системы оплаты труда и норм труда устанавливаются работодателями с учетом мнения профсоюзных органов и закрепляются в коллективных договорах.

Для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от государственных и хозяйственных органов информацию по социально-трудовым вопросам. Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и создают для этой цели собственные инспекции труда.

Многообразная деятельность профессиональных союзов требует определенной системы гарантий обеспечения нормального функционирования профсоюзных организаций, реального использования имеющихся возможностей для защиты прав и законных интересов работников. За юридическими гарантиями стоят государственная воля и принуждения как средство воздействия на субъекта общественных отношений с целью соблюдения ими правовых норм.

Закон о профсоюзах и ТК РФ установили систему гарантий прав профсоюзов. Необходимость подобных гарантий связана с тем, что профсоюзы являются общественной организацией и сами не могут обеспечить реализацию собственных полномочий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: