Гидрометеорологический университет»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет гидрометеорологического обеспечения экономико-управленческой деятельности в отраслях и комплексах

Кафедра ЭПП и УС

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине Государственное регулирование экономки

 

на тему: «Федеральный уровень регулирования экономики: необходимость, возможности, цели и инструменты»

 

Выполнила Жилина Д.С. группа ГМУ-Б17-1
Проверила Семёнова Ю.Е.

 

 

Санкт-Петербург

2020 г.

Содержание   

                                                                                                                       Стр.

Введение……………………………………………………………………..3

1 Границы вмешательства государства в экономику..………………..…..4

2 Цели и инструменты государственного регулирования экономики…..5

3 Возможности и необходимость государственного регулирования экономики………………………………………………………………………..8

4 Государственное экономическое программирование (ГЭП) как высшая форма государственного регулирования………………………………….….11

Заключение……………………………………………………………........13

Список использованной литературы……………………………………..15

Введение

 

Вопрос о границах и формах вмешательства государства в рыночные процессы имеет длинную историю. Были времена, когда его экономическая роль оставалась малозаметной. В 30-е годы произошел серьезный поворот: государство приступило к систематическому макроэконо­мическому регулированию, значительно расширило свое влияние на хозяйственную жизнь. В 80-е годы наметилось обратное движение, началось дерегулирование экономики развитых стран. Что касается России, то она переживает крайне сложный период восстановления рыночных отношений и, соответственно, радикального изменения экономической роли государства.

Государство определяет объемы предложения общественных товаров и принудительно назначает налоги независимо от того, каковы потребности, хотят ли люди иметь производимые за счет этих налогов товары и услуги в таких количествах или нет.

Современная смешанная экономика предполагает оптимальное сочетание рыночных начал и государственного регулирования. Во многих странах накоплен достаточный опыт корректировки рыночного механизма за счет действий органов государственной власти. Российская экономика только накапливает опыт реформирования, регулирования и управления на основе государственных институтов. Важно обобщить указанный опыт, показать возможности, механизм и инструменты государственной экономической политики на современном этапе – как в России, так и за рубежом. Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на обеспечение поддержания или изменения экономических явлений и их связей. Основывается на использовании законодательной базы, системы централизованного финансирования, на применении экономических санкций и стимулов [5].

 

1 Границы вмешательства государства в экономику

 

Границы необходимого вмешательства государства в экономику. Прежде всего, это области, где перестает эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции и требуется срочное вмешательство государства.

1) Во-первых, это правильная организация денежного обращения.

2) Во вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме, через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и т.д. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.

3) В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику [3].


 

2 Цели и инструменты государственного регулирования экономики

 

Основные целигосударства в рыночной экономике:

1. Поддержание устойчивых темпов экономического роста;

2. Сдерживание инфляции, обеспечение стабильности цен;

3. Обеспечение полной занятости – поддержание безработицы на ее «естественном» уровне [3].

Рис. 1. Классификация целей государственного регулирования экономики

Конкретными объектами государственного регулирования могут быть:

· экономический цикл;

· отраслевая и региональная структура хозяйства;

· условия накопления капитала, занятость, денежное обращение;

· платежный баланс;

· цены;

·  условия конкуренции;

· социальные отношения;

· внешнеэкономические связи.

Различные инструменты регулирования экономики, можно разделить на следующие группы:

1) правовые акты о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, в том числе в экономической сфере;

2) тематическое законодательство, регулирующее отдельные направления в сфере экономики;

3) договоры и соглашения по вопросам межрегионального взаимодействия и отношений с федеральным центром.

4) нормативно-правовые акты о разграничении компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления [7].

Органы власти аккумулируют значительные средства в государственном бюджете, перераспределяя их на государственные и иные нужды. В макроэкономическом кругообороте доходов и продуктов правительство выполняет важные функции относительно субъектов рынка (рис. 2) [4].

Рис. 2. Кругооборот доходов и продуктов.

1 – поступление налогов в бюджет от домашних хозяйств;

2 – поступление налогов в бюджет от предпринимателей;

3 – социальные трансферты, поступающие домашним хозяйствам из бюджета;

4 – правительственные субсидии бизнесу;

5 – покупка ресурсов для государственных нужд;

6 – покупка конечных продуктов для государственных нужд;

7 – государственные займы при дефиците бюджета либо сбережения при профиците

Как следует из указанной схемы, правительство аккумулирует средства в бюджете за счет налоговых поступлений и использует их для выполнения государственных функций и оказания социальной поддержки населению и помощи бизнесу. Активность правительственных органов в экономической сфере характеризуется прежде всего размером государственного бюджета, направлениями его расходования.

 


 

3 Возможности и необходимость государственного регулирования экономики

 

Причинами вмешательства правительства в экономику могут быть:

– «Провалы» рынка;

– макроэкономическая нестабильность;

– конкуренция, ее результаты;

– отрицательные последствия открытости экономики;

– трансакционные издержки;

– отрицательные «внешние эффекты»;

– общественные потребности и «общественные товары»

1. Провалы рынка - это неспособность рынка обеспечить эффективное распределение ограниченных ресурсов. Например, вследствие низкой платежеспособности покупателей на рынке продается недостаточный объем продукции. Цены не удовлетворяют производителя. Решения данной проблемы возможно за счет субсидий предпринимателям.

2. Макроэкономическая нестабильностьпроявляется через определенные постоянно существующие процессы (инфляция, наличие безработицы).

3. Трансакционные издержки – складываются из затрат ресурсов и затрат времени на совершение сделки, а также из потерь, возникающих вследствие того, что был заключен неполный или неэффективный контракт [1].

Возможности государственного регулирования экономики:

· Административные (наличие системы исполнительной власти);

· финансовые (наличие бюджетных средств);

· информационные (сбор и обработка статистических данных);

· правовые (наличие системы законодательной власти) [6].

Итак, результативность деятельности органов власти во многом определяется тем, каково количество и качество ресурсов для вмешательства в экономику. Следует отметить, что существует определенная последовательность использования этих ресурсов. Все начинается со сбора информации, из которой следует, по каким направлениям необходимо принятие правительственных мер. Затем требуется использование правовой системы, разработка соответствующих законодательных актов. Определенные органы исполнительной власти либо создаются, либо наделяются соответствующими полномочиями. Для реализации государственных программ предусматриваются соответствующие финансовые ресурсы.

Например. Предположим, что для детей с ограниченными возможностями (например, с пониженным слухом) требуется программа реабилитации. Нужно развернуть сеть медицинских учреждений для восстановления слуховых возможностей. Органы власти применят указанную последовательность в действиях:

1. Сбор информации о количестве детей с пониженным слухом, состоянии их здоровья.

2. Принятие постановления, утверждение программы реабилитации детей.

3. В этой программе необходимо предусмотреть структуры, ответственные за ее реализацию. Это может быть городской департамент здравоохранения.

4. Необходимо предусмотреть также определенный объем денежных средств (на создание отделений в медицинских учреждениях, на лечение, на слуховые аппараты, на оперативное вмешательство и пр.) [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что главной задачей государства в сфере регулирования экономики является определение объемов финансирования, источников поступления средств, механизма использования бюджетных средств и контроля за их расходованием. Так же следует отметить, что государство в целях эффективного регулирования экономики должно использовать разнообразные методы с учетом сложившихся обстоятельств и искать новые решения, способные повысить эффективность государственного управления и качество жизни его населения.

 


 

4 Государственное экономическое программирование (ГЭП) как высшая форма государственного регулирования

 

Высшей формой государственного регулирования экономики является государственное экономическое программирование. Его задача – комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики.

По мере усложнения задач по регулированию хозяйства правительства стали формировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи, определять порядок их решения и органы, ответственные за исполнение этих решений, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования.

Объектами таких целевых программ обычно становятся отрасли (в частности, сельское хозяйство); регионы; социальная сфера; различные направления научных исследований.

Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обычные среднесрочные общеэкономические программы составляются, как правило, на пять лет с ежегодной корректировкой и продлением на один год (скользящее программирование). Чрезвычайные программы разрабатываются в критических ситуациях, например, в условиях кризиса, массовой безработицы, опасной инфляции; они, как правило, краткосрочные. В инструментарии их осуществления заметное место занимают средства административного регулирования [6].

Субъекты экономического программирования – государственные учреждения, ответственные за составление программ, их непосредственное осуществление и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным органом, а если его нет, то министерствам экономики и финансов или специальным межминистерским органом. К разработке программ широко привлекаются представители центрального банка, союзов предпринимателей, торгово - промышленных палат, профсоюзов, создаются различные комиссии и советы экспертов. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом, также раз в год заслушиваются отчеты об их исполнении.

Государственное экономическое программирование оказалось достаточно эффективным при решении ряда хозяйственных и социальных задач, однако у этой эффективности есть объективные границы. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно - стимулирующий характер. Тем не менее оно оказалось достаточно эффективным средством для решения хозяйственных задач разного уровня; если государственные программы часто и не реализовывались полностью, они все - таки обеспечивали социально - экономическое развитие в желаемом направлении [2]. Не менее важно и то обстоятельство, что программирование позволяет синтетически использовать все средства государственного регулирования, избежать противоречивости, несогласованности регулирующих мероприятий отдельных регулирующих учреждений. На государственные программирующие органы постоянно оказывается разностороннее влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп, общественных сил, политических партий.


 

Заключение

 

Итак, государственное вмешательство в рыночную экономику необходимо в тех сферах, в которых механизм рынка не в состоянии устранить различные последствия внешних эффектов либо несправедливостей самой рыночной системы. Этих сфер с развитием экономики становилось все больше, и тем сложнее становились формы государственного вмешательства в экономические процессы. На нынешнем уровне развития рыночного способа производства формы вмешательства государства приобрели настолько сложный вид, что рассмотреть все последствия экономической деятельности государства невозможно. Тем не менее, существует ряд сфер, вмешательство государства в которые жизненно необходимо. Это: перераспределение доходов и ресурсов, регулирование занятости, антиинфляционная и антимонопольная политика, исправление последствий внешних эффектов и многое другое [7]. Вмешательство государства в экономику носит прямой и косвенный характер. К прямым мерам государственного регулирования нужно в первую очередь отнести государственный сектор экономики (также и долевое участие государства в АО), кредитование или льготное налогообложение отдельных субъектов, принятие регулирующих законодательных актов. К косвенным мерам относятся стимулирование инвестиций, обеспечение занятости, налогообложение, стимулирование экспорта/импорта и т.д. Средства государственного вмешательства подразделяются на экономические и административные. Экономические осуществляются при помощи экономических рычагов, находящихся в распоряжении государства, а административные используют законодательную власть и осуществляются в приказном порядке. Генеральной целью государственного регулирования экономики является стабильность национальной экономики, приспособление ее к изменяющимся внешним условиям. Кроме того, на современном этапе именно от государственной экономической политики зависит здоровье частного сектора экономики – основы рыночного хозяйства, а значит и всей страны.


 

Список использованной литературы:

 

1. Афанасьев К. С., Казеннов А. С., Попов М. В. Государственное регулирование экономики как средство экономической политики: моногр. Издательство Ленинградского университета Издательство ЛГУ им. А. С. Пушкина - М., 2017. - 148 c.

2. Воробьева И.П. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / науч. ред. Ю.С. Нехорошев. – Томск: Издательский дом ТГУ, 2014. – 292 с.

3. Государственное регулирование экономики и социальные проблемы модернизации (комплект из 2 книг); УРСС - М., 2018. - 356 c.

4. Губин Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства. Правовые проблемы; ЮРИСТЪ - М., 2018. – 320 c.

5. Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики; КноРус - М., 2018. - 528 c.

6. Рассел Джесси Государственное регулирование экономики; Книга по Требованию - М., 2017. - 118 c.

7. Харченко Е. В., Вертакова Ю. В. Государственное регулирование национальной экономики; КноРус - М., 2016. - 328 c.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: